Похожие презентации:
Наука, философия и методология науки 19 века
1. Наука, философия и методология науки 19 века
2. Математика 19 века: неевклидовы геометрии
• Основоположники: Лобачевский (1826); Больяй; Риман; Гаусс• Переформулировав единственную (пятую) аксиому Евклида о двух
параллельных, оказалось возможным построить непротиворечивую
геометрию «искривленного пространства»:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Euclidian_and_non_eucl
idian_geometry.png
• Физический смысл эта математическая теория обрела только с появлением
теории относительности Эйнштейна, рассматривающей искривление
пространства в сильных гравитационных полях
• Отсутствие очевидного опытного подтверждения неевклидовой геометрии
не свидетельствует в пользу кантовского априоризма: связь с наблюдаемой
реальностью сохраняется через теорию Евклида, которая остается
полностью верной для областей где нет сильных гравитационных полей.
• Новизна, «странность» этой концепции – «маркер» ее творческого,
опережающего свое время характера
3. Математика 19 века: теория множеств
• Г. Кантор 1880-е гг. попытался построить универсальный язык математики• Множество – совокупность чисел или вещей
• 1895г – парадокс Кантора; 1899; 1901 – парадокс Рассела («парадокс брадобрея»).
Все они – результат следствия работы ТМ с бесконечными множествами.
• ТМ выявила диалектический характер бесконечности – что плохо сопоставимо с
сутью формально-логического подхода. Большинство математиков попытались
отказаться от понятия бесконечности: формализм, логицизм, интуиционизм
(главные направления математики 20 в.). Но все это – малопродуктивные попытки
разорвать объективную диалектическую связь конечного и бесконечного. По
Кантору «к конечным вещам «прилипло» слишком много бесконечного…»
• Пример:
1, 2, 3, 4, 5…..
2, 4, 6……. Оба счетных множества бесконечны, но при этом второе – включается в
первое. Бесконечность – это не закономерность, и по ее содержательному фрагменту
можно адекватно судить о бесконечности в целом. Это снимает «проклятье Канта» –
человек может адекватно судить о бесконечном мире по его достаточно
содержательному фрагменту. А значит возможно достоверное научное
мировоззрение (научная философия).
4. Физика 19 века
• Первое «великое естественнонаучное открытие» (Ф. Энгельс): закон сохранения энергии.Майер, Гельмгольц, Джоуль. Поскольку энергия не появляется из нично и не исчезает, а
лишь переходит из формы в форму, то это свидетельство в пользу диалектикоматериалистического подхода.
• Классическая термодинамика. Карно, Фурье, Клаузиус, Больцман, Томсон. 3 закона (начала).
2-е начало – необратимое нарастание энтропии в закрытых системах. «Тепловая смерть
Вселенной» - выравнивание температуры и плотности в-ва (рост энтропии). Возможно ли
тогда номологически объяснить факт прогресса? До середины 20 века – между биологией,
социологией и теоретический был разрыв. Синергетика с середины 20 в.: самоорганизация
(в т.ч. прогресс) совместима со 2 началом если система является открытой.
• Электродинамика. Фарадей, Максвелл: электрические, магнитные и оптические явления
связаны, имеют одну сущность (электромагнитные волны) – принцип всеобщей связи.
• Сформировалась электромагнитная картина мира («материя – это поле»). В результате до
того господствовавшая механическая картина мира окончательно потеряла общенаучный
статус.
• Электродинамика стала первой теорией, непосредственно внедренной в материальное
производство (электротехника родилась в научных лабораториях): всеобщий (научный) труд
(предсказанный Марксом) начало НТР. Наука становилась главной производительной силой
5. Химия 19 века
• Развитие принципа атомизма – атомно-молекулярное учение в химии:на основе работ Лавуазье (18 в.) – Д. Дальтон (атомы-химические
элементы, атомный вес, закон кратных отношений,). Количественные
методы в химии привели к ее оформлению как «точной науки».
• Периодический закон химических элементов Менделеева (1869):
химия окончательно стала целостной и строгой наукой. Философский
смысл: предсказательные функции эвристичной научной теории,
принцип атомизма, принцип всеобщей связи; основа научно
организованного химического производства – химия стала второй
отраслью научного труда уже в начале 20 века.
• Развитие органической химии: искусственный синтез органических
соединений (нет непреодолимой границы между неживым и живым,
всеобщая связь и развитие природы); учение Бутлерова и Вант-Гоффа
об изомерии (диалектика формы и содержания, структурализм); роль
углерода как основы органической химии и жизни
6. Биология 19 века
• «Два великих естественнонаучных открытия» (по Ф. Энгельсу) - клеточнаятеория (Шлейден и Шванн) и теория эволюции Дарвина
• Единый план строения всего живого, клетка единица(атом) жизни. Вирхов
«клетка от клетки». Принцип всеобщей связи – с переходом к идее
эволюции. Диалектика.
• Ламарк и др. высказывали идею биологической эволюции. Но только
Дарвин дал научное объяснение эволюции в живой природе (через насл.
изм. и ест. отбор) ввел человека в общую последовательность природной
эволюции – через симиальную («обезьянью») гипотезу происхождения
человека. Стихийный материализм и диалектика. Параллельное открытие
закона естественного отбора с А. Уоллесом.
• Генетика: 1865, Мендель – законы наследственности. В 1900 г. переоткрытие
генетики Корренсом, де Фризом, Чермаком (параллельное открытие).
Выяснилось, что научное объяснение наследственной изменчивости
возможно только благодаря генетике – преодоление важного затруднения
классического дарвинизма - «кошмара Дженкина» (гены – «атомы»
наследственности).
7. Психология 19 века
• Фрейд – многие считают, что именно он осуществил первыйтеоретико-методологический синтез в психологии.
Бессознательное. Юнг – коллективное бессознательное.
• Экспериментальная психология – внедрение точных объективных
методов (корректировка в отношении субъективного метода
интроспекции). Вундт, Рибо. Путь строгой научной дисциплины.
• Физиология ВНД И. Сеченов и И. Павлов: материальные
физиологические основы психики животных и сознания человека
(учение о рефлексах, первая и вторая сигнальная системы)
8. Технические науки
• НТР, научный труд приводят к сциентизация техники и технизация науки ужев 19 веке
• В конце 18 - 19 веке начинают распространяться технические вузы. В 1794 г. –
Политехническая школа (Париж); в 1810 г. - Николаевское инженерное
училище (Санкт-Петербург) и др.
• В условиях капитализма начался процесс «технологизации» и самого
человека. Формируются предпосылки социология и социальная статистика,
демография. О. Конт, А. Кетле. «Массовое общество» и «средний человек»
(люди как повторяющиеся объекты) - исследование человека как объекта с
помощью количественных методов. Математическая статистика.
• Негативная тенденция: человек тем самым превращается в придаток
машины, отчуждается от процесса труда, становится объектом, «винтиком».
Человек теряет собственно человеческое измерение, становится «частичным
человеком». Критика общества приводящего к такому состоянию как со
стороны философов-иррационалистов, так и со стороны марксистов.
9. Гуманитарные науки 19 века: начало и закрепление их дифференциации
• История. Сформировались 2 парадигмы как теоретико-методологическиеосновы всего соц-гум знания в 19-20 вв.: во-первых, цивилизационный
подход+ИПИ. Данилевский (а в 20 в. - Шпенглер и Тойнби). Цивилизация. Нет
единой истории у человечества и нет ее объективных законов. Во-вторых,
формационный подход+МПИ. Маркс и Энгельс. ОЭФ. Единая история
человечества и объективные законы (мат. производства).
• Формирование культурцентристской (люди-уникальные субъекты, мир
культуры, культурологические методы – понимание смысла) и
натуралистической парадигм (люди- повторяющиеся объекты, изучаемые
методами сходными с естественнонаучными – причинно-следственное,
номологическое объяснение) социально-гуманитарного знания.
• Лингвистика (Гумбольдт, Соссюр), литературоведение, культурология.
• Классическая английская политэкономия конца 18-начала 19 в. – трудовая
теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо); принцип «невидимой руки рынка»
(А. Смит); мальтузианство (Т. Мальтус)
10. Философия и научная методология 19 века
• Продолжение философской классики через новое прочтение общихфилософских проблем, обращение к человеку как к материальному
социальному существу: марксизм. Диамат, истмат. Формулируется
диалектико-материалистическая методология, в том числе в рамках
МПИ (формационный подход).
• «Неклассическая ветвь» философствования – проблематика «среднего
уровня», обращение к человеческому субъекту как познающему и
нравственному существу.
• Неклассическая философия рационалистического типа, связанная с
частными науками: позитивизм (О. Конт – «каждая наука сама себе
философия»)-махизм или эмпириокритицизм (Э. Мах и Р. Авенариус –
открытие «элементов мира» - ощущений, принцип координации
субъекта и объекта, принцип «экономии мышления»).
• Неклассическая философия иррационалистического типа (С.
Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше): невелика роль для
естествознания и технических наук, но хорошо отражают ситуацию
«прогрессирующего безумия» общества отчуждения и «частичного
человека».