Похожие презентации:
Процесс цивилизации
1. Процесс цивилизации
Выполнила: студентка ФСК,22 группы
Чертова Анастасия
2. Норберт Элиас
(1897 -1990) — немецкийсоциолог еврейского
происхождения, позднее
сменивший гражданство
на британское.
Является одним из
ведущих представителей
исторической
социологии. Особенно
известен за теорию
становления
цивилизации.
3. Главные работы:
«О процессецивилизации» (1939),
«Придворное общество»
(1969),
«Одиночество
умирающего» (1982).
4.
Предметом исследования социальныхнаук являются изменчивые
взаимозависимости (“фигурации”) между
людьми со специфической организацией
душевных процессов, с исторически
неповторимой личностной структурой.
5.
Н.Элиас считал, что задачейсоциальных наук является установление
закономерностей в долговременных
рядах изменений. К такого рода
долговременным процессам относятся
изменения в поведении людей, которые
Элиас называет «процессом
цивилизации».
6. Что такое цивилизация (по Н. Элиасу)?
Цивилизация рассматривается имкак движение, происходящее не
зависимо от проектов и волеизъявлений
людей.
Что такое цивилизация
(по Н. Элиасу)?
7. В работе «О процессе цивилизации»
рассматривается постепенное «развитиецивилизации» на средневековом Западе
Элиас полагал, что на этом материале
можно понять универсальные
закономерности развития любой
цивилизации.
8.
На богатом историческом илитературном материале Элиас
проследил трансформацию
психологических структур, привычек и
манер людей западноевропейского
общества начиная с эпохи средневековья
и вплоть до нашего времени, показав
связь этой трансформации с
социальными и политическими
изменениями.
9.
Главный тезис Элиаса состоит в том,что усложнение социальной
взаимозависимости, удлинение цепочек
взаимосвязей на микроуровне имеет своим
коррелятом утверждение все более жесткого
контроля над аффектами, трансформации
внешнего принуждения в самопринуждение.
10.
По изменяющимся привычкам,манерам, формам общения Элиас
прослеживает трансформацию психических
структур, происходящую параллельно с
возникновением абсолютных монархий из
множества феодальных уделов.
Эта одновременная трансформация на
макро- и микроуровне есть «процесс
цивилизации».
11.
Демографические, экономические и т.п.процессы складываются из взаимодействия
людей и задают условия «борьбы за
жизненные шансы»; рост
взаимозависимости накладывает
ограничения на поведение; внешнее
принуждение интерпретируется как
совокупность запретов, которые в
дальнейшем усваиваются в раннем детстве и
становятся составными частями Сверх-Я.
12.
На ранних стадиях развития, указывал Элиас,люди могли просуществовать, не будучи зависимы от
других людей. Разделение труда и конкуренция
постепенно привели к тому, что возникла и начала
углубляться дифференциация, различие между людьми.
Теперь, чтобы выжить, человек уже не мог полагаться
только сам на себя, он стал зависим от окружающих его
людей. Так происходило постепенное удлинение
«цепочек взаимозависимости» или, иначе говоря,
расширение круга общения и зависимости от других
людей. Это, в свою очередь, повлекло за собой
существенное изменение в социальном строе.
13.
При абсолютистских монархиях новоговремени концентрация власти в руках одного
человека, короля, приводит к тому, что люди из
его окружения вынуждены строже себя
контролировать, следить за проявлением своих
эмоций.
Если до формирования королевского двора
люди были озабочены в основном тем, как
избежать насилия и угрозы смерти, то теперь
появляется возможность обратить внимание на
опасности, которые раньше были менее
значительными.
14.
Рассматривая конкретные примеры(поведение за столом, в спальне и т.д.), Элиас
пришел к выводу об изменении «порога
стыдливости».
Причиной всех этих изменений было
изменений социальных фигураций –
увеличивающееся количество взаимосвязей
между людьми приводило к наложению запретов
на импульсивные проявления человеческой
природы.
15.
Развитие цивилизации, по Элиасу,представляет из себя набор такого рода
«рывков», включая движение как вперед, так
и назад, оно характеризуется несколькими
стартами и даже остановками.
Процесс цивилизации есть
одновременное изменение психики людей,
их ментальности и трансформация
социального строя.