Похожие презентации:
Социальная философия
1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.
• Социальное – общество и созданныйим мир (в отличие от мира природы).
• Социальная философия изучает
наиболее общие законы, ценности и
принципы функционирования и
развития человеческого общества.
• Социология исследует частные
проблемы общества, а социальная
философия изучает
общетеоретические проблемы
жизни общества.
3. Основные сферы жизни общества:
1.2.
3.
4.
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
4. Экономическая сфера жизни общества
• Согласно К.Марксу, считается базовой,определяющей в жизни общества
(«базис» общественно-экономической
формации).
• Включает производство, распределение,
обмен и потребление материальных благ.
(См. лекцию по философии марксизма!).
5. Социальная сфера жизни общества
• Это система взаимоотношенийсоциальных групп (классов, слоев,
национальных общностей) по поводу
условий их жизни и деятельности.
(Решаемые вопросы: условия труда,
обеспечение нормального уровня жизни,
образования, социальной защиты
населения, справедливого распределения
благ и т.д.).
6.
• Социальный институт –относительно устойчивая форма
организации социальной жизни,
обеспечивающая устойчивость связей
и отношений в рамках общества.
• Пример: институт семьи, институты Церкви,
Права, власти и т.д.
• С.И. это не конкретные организации
или социальные группы, а комплекс
норм, реализующийся в различных
социальных формах.
7.
• Функции С.И. – удовлетворениепотребностей членов С.И.,
регулирование их социальных
отношений, интеграция, обеспечение
устойчивости социальной жизни и
социальный контроль.
• Критерии общественного прогресса –
см. лекцию по философии истории.
8. Политическая сфера
• (от греч. politika – «государственные илиобщественные дела») - совокупность
учреждений и организаций, которые
выражают интересы социальных групп и
осуществляют руководство обществом.
• Элементы политической системы
общества – государство, политические
партии, общественные организации,
профсоюзы и др.
9.
• Государство – система органов,осуществляющих государственную
власть.
• Власть – это организованная воля и сила
каких-либо субъектов, направленная на
людей независимо от их желания.
• Опыт показывает, что власть не следует
объединять в одном органе. Поэтому во
многих странах власть разделена на
законодательную, исполнительную и
судебную.
10. Легитимность (законность) власти
• Именно вера в законность режимаобеспечивает стабильность политической
системы всех властных отношений.
• Кризис легитимности возникает когда
действия властей не отвечают насущным
требованиям общества.
11. Типы политических режимов
• Политический режим – это методыосуществления политической власти в
обществе.
• Принято делить политические режимы
на три типа: тоталитарный,
авторитарный и демократический.
12. Тоталитарный режим
• Монополизация власти. Она оказывается уодной партии, а сама партия – под
властью одного лидера. Происходит
сращение правящей партии с
государственным аппаратом. Вместе с тем
происходит огосударствление общества,
т.е. уничтожение (или крайнее сужение)
независимой от государства
общественной жизни. Умаляется роль
права, закона.
13. Авторитарный режим
• Вся власть концентрируется в рукахполитического лидера или определенного
органа. Часто опирается на армию.
Возникает, как правило, там, где происходит
переход от традиционного
(доиндустриального) общества к
индустриальному.
• Не исключаются некоторые элементы
демократии – выборы, парламентская
борьба и т.п. Однако политические права
граждан и общественных организаций
сужены, серьезная оппозиция запрещена.
14. Демократия
• Демократия – в буквальном переводеозначает «народовластие».
15.
1.2.
3.
4.
5.
6.
Принципы и ценности демократии:
Равное право граждан на участие в управлении
обществом и государством.
Гласность в деятельности властей.
Наличие конституции и верховенство закона.
Разделение властей (на законодательную,
исполнительную и судебную).
Плюрализм политической системы (много
партий).
Комплекс политических, гражданских,
экономических и социальных прав и свобод
человека (свобода слова, равенство перед
законом и т.д.).
16.
• Геополитика - это взаимосвязь ивзаимообусловленность государственной
политики и географического положения
страны (стран).
• Один из основоположников геополитики –
британский географ и политик Хэлфорд
Маккиндер(1861-1947) и американский
историк Альфред Мэхен (1840-1914).
17.
• Согласно Мэхену и Маккиндеру, в историичеловечества выделяются два
противостоящих типа цивилизации: морская
и сухопутная.
• Морская ассоциируется с торговой
цивилизацией (Британская империя, США).
Ей присущ дух индивидуализма, наживы,
предпринимательства. В такой цивилизации
нравственные и юридические нормы
становятся относительными (т.е. она легко
меняет нравственные и культурные
ценности).
18.
• Сухопутной цивилизации свойственныпостоянство, консерватизм,
традиционализм, строгие нравственные или
юридические нормы. Её народам близко
чувство коллективизма и взаимопомощи,
чужд дух предпринимательства и наживы.
• Центральной зоной сухопутной
цивилизации является Хартленд (букв.
«сердцевинная земля») . Это территория
Русской равнины, Западной Сибири и
Средней Азии.
19.
• Согласно Маккиндеру, Хартленд являетсяисточником сосредоточения
«континентальной силы», которая способна
управлять всем Мировым Островом и
представляет угрозу морским державам.
• Контроль над Хартлендом обеспечивает
безусловное геополитическое преимущество
любой державе и даёт власть над всем миром.
• В западной геополитике тема ограничения
влияния Хартленда и установления контроля
над ним занимает огромное место (особенно
для американской геополитической школы).
20. Духовная сфера жизни общества
• Это сфера отношений людей по поводудуховных (нематериальных) ценностей,
их создания, распространения и
потребления.
• Это поле деятельности религии,
учреждений образования, воспитания,
профессионального искусства (театр,
музыка, изобр. искусство и т.д.)
21. Элементы духовной сферы:
1. Духовная деятельность (мысли,чувства, образы);
2. Духовные ценности (моральные и
религиозные нормы, достижения науки и
культуры);
3. Духовные отношения (отношения по
поводу духовных ценностей);
4. Индивидуальное сознание человека;
5. Общественное сознание (политическое,
правовое, моральное, эстетическое,
религиозное и т.д.).
22. Культура
• Культура – (от лат. «возделывание») –совокупность наилучших образцов
человеческой деятельности, а также
результатов этой деятельности.
Культура подразделяется на:
1)Материальную (образцы
производственной деятельности,
материальные блага и средства их
производства);
2)Духовную (моральные, религиозные,
научные, философские нормы и ценности).
23.
• Культура не существует внечеловека (это всё, созданное
человеком и для человека).
• Культура и человек взаимно
влияют друг на друга. Мы
усваиваем культуру через язык,
воспитание и живое общение.
24. Религия
• Религия (лат. religio) – от слова «лига»(связь, союз), синоним - йога (санскр.),
единение, сосредоточение, усилие) – это
восстановление и воспроизводство связи
человека с Абсолютом.
25.
• Абсолют (лат. Аbsolutus – безусловный,неограниченный, совершенный) – единое,
всеобщее, безначальное и бесконечное
первоначало всего сущего, первооснова
мира.
• Абсолют бывает персонифицированным
(в монотеистических религиях – Бог,
Аллах) и неперсонифицированным
(Брахман в индуизме, Дао в даосизме и
т.д.)
26. Классификация религий:
1. Атеистические / монотеистические /политеистические;
2. Ранние («первобытноплеменные») /
национальные / мировые;
3. Живые / мертвые;
4. Письменные / бесписьменные
и т.д.
27. Возникновение религии
• 2 основные точки зрения:1)Как выражение свободы человека в его
стремлении к высшему, к Абсолюту
(религиозный подход);
2)Как выражение отношений несвободы,
зависимости, ограниченности, господстваподчинения и т.д. (атеистический подход).