1/40

Ахитектура высокого классицизма 1800 - 1840

1.

АХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА 1800 - 1840
Война 1812 г.
• Возрастает идейное значение архитектуры.
• Ансамбли и здания часто рассматриваются как выражение
триумфальных идей победы русского народа в Отечественной войне.
• Ордер во многих случаях приобретает особую монументальность, в
связи с чем более широкое распространение получает Грекодорический ордер.
• Возрастает значение скульптурной пластики, причем в изображениях
и орнаменте преобладает триумфальная тематика, символизирующая
победу русского оружия, прославляющая русское государство.
• Укрупняются формы и растут масштабы архитектурных композиций.
• В конце XVIII- начале XIX в. в России ускоряется развитие городов.
Растет их число и количество жителей в них.
• Утвержденные генеральные планы приобрели силу закона.

2.

А – дорический, Б – тосканский, В – ионический, Г – коринфский

3.

Гесте Вильям (1763-1832)
С 1810 г В. Гесте возглавил все градостроительное дело в России.
Гесте переделал или составил
вновь несколько десятков
проектов планов: Москвы, Киева,
Вильнюса, Смоленска, Саратова,
Пензы, Томска, Красноярска,
Омска, Уфы и др.
Застройщиков обязали
руководствоваться образцовыми
чертежами планировки кварталов,
которые Гесте разработал (26
образцов) в 1811 г.
Были разработаны образцовые
планировки сел и деревень.
План Уфы 1819г.
В. Сметанина – В. Гесте

4.

В 1803 г. были утверждены 12 образцовых фасадов губернаторских
домов, присутсвенных мест для губернских и уездных городов, винных и
соляных магазинов, тюремных замков. Все их разработал архитектор А.Д.
Захаров (1761-1811).
В 1824 г. был издан гравированный альбом «образцовых» церквей,
составленный архитектором А.А. Михайловым 2-м (1773-1849). Военные
сооружения также в большинстве случаев строились по образцовым проектам,
составленным в Инженерном департаменте Военного министерства.
Утвержденные образцовые фасады частных строений были выгравированы,
размножены и разосланы во все губернии для обязательного пользования.

5.

Для русской архитектуры начала XIX в. исключительное значение
имело возрождение Москвы после пожара 1812 г.
С 1816 г. начались восстановительные работы. Предстояло воссоздать
кремлевские башни и поврежденные пожаром важные общественные здания.
При восстановлении Москвы проявилась главная тенденция развития
русской архитектуры, основанная на новых градостроительных принципах,
предусматривающих, что ансамбли формируют структурную ткань
города, а город в целом должен представлять собой – в идеале – систему
ансамблей.
Композиции уличных фасадов жилых домов формировались самыми
простыми средствами: рустовка нижнего этажа, клинчатые перемычки над
проемами с выделением замковых камней, изредка колонный портик и
мезонин с фронтоном на оси дома, как правило двуцветная окраска фасадов с
выделением белых скульптурных украшений.

6.

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

7.

Дом Луниных на Никитском бульваре
Арх. Д.И. Жилярди

8.

Усадьба Хрущевых-Селезневых на Пречистенке
Арх. А.Г. Григорьев

9.

Бове Осип Иванович. Большой театр (1821-1824),
Театральная площадь
Белокаменный фасад с
восьмиколонным величественным
портиком (высота колонн 15 м)
композитного ордера, увенчанным
квадригой Апполона воплощает
величие идей патриотизма.

10.

Здание Большого театра – одно из лучших в мире театральных
зданий с многоярусной системой размещения зрительских мест.
Пятиярусный зал вмещает 2150 зрителей.

11.

Декоративный грот
О.И. Бове
Александровский сад
О.И. Бове

12.

А.А. Бетанкур, О. И. Бове. Здание Манежа 1817-1822
45 м
Слуховые окна

13.

О. И. Бове. Церковь Всех Скорбящих Радости (1828 – 33)

14.

О. Бове Церковь Всех Скорбящих Радости интерьер

15.

Триумфальные ворота (1827-34)
О. И. Бове
Аллегорические скульптуры
отлиты из чугуна.
Широкое использование чугуна характерная особенность периода
высокого классицизма.

16.

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Высший градостроительный принцип – ансамблевость – в Москве до конца
осуществлен не был. В Петербурге была создана система
архитектурных ансамблей, и поныне великолепно украшающих центр
города.

17.

Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814)
Здание Горного института (1806-1808 )
Двенадцатиколонный портик Греко-дорического
ордера с двумя огромными аллегорическими
изваяниями по концам выдвинут и формирует
парадное обрамление берега.

18.

А. Н. Воронихин. Казанский собор (1801-1811)
Воронихин
решил задачу постройки крупного храма с колоннадой, не
изолирующей его от Невского проспекта, а формирующей площадь,
раскрытую на проспект.

19.

Многоколонные (96 колонн) крылья завершены по концам проездными
пропилеями.
Главный – западный – фасад украшен шестиколонным двухрядным портиком,
на который ориентирована другая площадь, охваченная скозной полукруглой
чугунной узорчатой оградой.
Таким образом, одно храмовое здание с колоннадой и оградой формирует две
городские площади и 2 улицы.

20.

Купол представляет собой тройную
оболочку:
нижняя
имеет
световое
отверстие в зените, сквозь которое видна
живопись на втором куполе, освещаемом
сквозь люкарны.
Структура верхней оболочки является
примером
инженерного
новаторства.
Медное листовое покрытие этого купола
покоится не на деревянной, как было ранее,
конструкции,
а
на
радиально
расходящихся
дугах
из
ковкого
железа, опирающихся на опорное кольцо, а
верхние концы дуг собраны в пучок,
закрепленный в декоративном «фонарике»
под крестом.
Люка́ рна — оконный проём в скате крыши или куполе. Рама оконного проёма стоит обычно в
той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или
располагается в параллельной ей плоскости.

21.

Захаров Андриан Дмитриевич (1761-1811 )
Адмиралтейство
мазанковое (1704)
Адмиралтейство
Коробова (1732-38)
Адмиралтейство. Захаров А.Д. (1806-1823)

22.

Первый этаж по всему периметру
здания трактован как цокольный
– гладкий в портиках и
рустованный в интервалах между
ними.
На протяжении главного 407-метрового фасада и боковых, длиной по 143
м, А.Д. Захаров расположил сильные акценты в виде пристроенных к
существовавшим стенам портиков дорического ордера с колоннадами двух
типов: двенадцати- и шестиколонных.

23.

Торцы параллельных корпусов, обращенные к Неве, решены в виде
шестиколонных портиков, объединенных в слитную композицию глухим объемом
с триумфальной аркой.

24.

Тома де Томон (1760-1813). Здание Биржи (1805-1810 )

25.

Тома де Томон
Здание Биржи (1805-10)
Здание Биржи представляет собой образ периптерального
античного храма (10х14 колонн), поставленного на высокий гранитный
стилобат с широкими лестницами по торцам и пандусами на боковых
фасадах.

26.

Темпьетто 1502. Д. Браманте

27.

По сторонам площади перед зданием
Биржи стоят две Ростральные
колонны.
Они должны были служить маяками и
подчеркивать значение биржевого
здания как центра Петербургского
порта.
Постаменты колонн и сами колонны,
украшены металлическими
скульптурными изображениями ростр
— носовых частей кораблей; отсюда
название — Ростральные колонны.

28.

Стасов Василий Петрович (1769-1848)
Здание Павловских казарм на Марсовом поле (1817-1819) .

29.

Стасов Василий Петрович
Преображенский собор
(1827-1829)
Троице - Измайловский собор
(1827-1835).

30.

В.П. Стасов
Троице - Измайловский
собор (1827-1835)
Фото 28.08.2006

31.

Росси Карл Иванович (1775-1849)
Ансамбль пл. Островского, улица Зодчего
Росси, пл. Ломоносова
В глубине площади, раскрытой на проспект расположено
величественное здание Александринского театра, за
которым по его оси идет улица (Зодчего Росси) с
тождественными по архитектуре административными
зданиями.

32.

Александринский театр
(1828 -1832)
Александринский театр обращен в сторону площади глубокой многоколонной
лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского.
Боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками. Задний фасад театра
плоский, но богато декорированный замыкает перспективу улицы Зодчего Росси.

33.

Александринский театр был построен по самой совершенной для
своего времени многоярусной системе лож, с амфитеатром и просторным
партером.

34.

Здание Публичной библиотеки
Александринский театр

35.

К. И. Росси. Здание Публичной библиотеки
Фасад украшает большая по протяженности, но неглубокая лоджия с
колоннами ионического ордера, поставленными почти вплотную к стене.

36.

К. И. Росси. Здание Главного штаба и министерств (1819-1829)

37.

38.

К. И. Росси. Арка Главного штаба (1819-1829)
Протяженные здания Главного штаба и министерств, формирующие
дугообразную застройку площади, соединены системой арок, из которых две под
углом друг к другу переброшены над Большой морской улицей, замыкая ее
перспективу со стороны Невского проспекта и оформляя ее поворот на главную
композиционную ось площади. Третья арка, увенчанная колесницей Славы,
образует триумфальный выход на площадь. Такое решение приобрело
главенствующее значение в ансамбле Дворцовой площади.

39.

К. И. Росси. Здание Сената и Синода (1829-1834)
Строительство велось под руководством архитектора А. Штауберта по
проекту К. Росси.

40.

К. И. Росси. Здание Сената и Синода (1829-1834)
Постоянное и бесцеремонное вмешательство в детали постройки и
архитектуры Николая I пагубно сказалось на фасадах здания, особенно его
центральной части – торжественной арки, переброшенной над Галерной улицей,
которая перегружена аллегорической скульптурой, что явилось симптомом начала
упадка классицизма.
English     Русский Правила