Предпосылки возникновения менеджмента
Платон (428 или 427 до нашей эры — 348 или 347) — древнегреческий философ, ученик Сократа.
Ксенофонт греческий историк и философ первой половины IV в. до н.э. Родился около 444 г. в Афинах, умер после 356 г. до н.э. в Коринфе.
Величайший философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.)
Древний Рим
Истоки управленческой мысли: Древний Восток
Древняя Индия
Средние века
Сравнение Древних и современных организаций
Индустриальный период
Сэр Джеймс Денем-Стюарт (21 октября 1712 — 26 ноября 1780)
Иеремия Бентам. (1748–1832), выдающийся британский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма.
Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии.
1.42M
Категории: МенеджментМенеджмент ИсторияИстория

Предпосылки возникновения менеджмента

1. Предпосылки возникновения менеджмента

Предмет : История
менеджмента
Преподаватель: доц.
Кузнецова Е.В.

2. Платон (428 или 427 до нашей эры — 348 или 347) — древнегреческий философ, ученик Сократа.

Вклад:
-рассматривались
вопросы
специализации;
- главная
роль
должна
принадлежать
политикам
(царям),
осуществляющим
надзор
за
человеческим
стадом;
- выделил два вида надзора:
титанический, основанный
на силе, и политический,
мягкий;
- управления как особой
сферы
человеческой
деятельности.

3. Ксенофонт греческий историк и философ первой половины IV в. до н.э. Родился около 444 г. в Афинах, умер после 356 г. до н.э. в Коринфе.

-дал описание преимуществ
разделения труда;
- в трактате «О домашнем хозяйстве»
описал образцовое хозяйство и
образцового гражданина полиса;
-в сочинении «Киропедия»
изобразил идеального правителя и
идеальное государство;
-в диалоге «Гиерон» изложил
программу преобразования тирании
в «правильную государственную
форму с сильной личной властью»;
-в экономическом трактате «О
доходах» он попытался отыскать
выход из экономических трудностей
Афин,
-Известны также трактаты
Ксенофонта об обязанностях
командира конницических
трудностей Афин.

4. Величайший философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Государства Аристотель делит на три
группы по числу участвующих в
управлении: где властвует один
человек, немногие и большинство.
Но к численному критерию он
прибавляет этический. В зависимости
от того, думает ли правитель об общем
благе или печется только о собственных
интересах, формы правления бывают
правильные и неправильные
(извращенные).
На основании сочетания этих двух
критериев Аристотель выделяет и
характеризует шесть форм правления.
Правильная власть одного человека
именуется монархией, а неправильная
- тиранией. Правильная власть
немногих - аристократией, а
неправильная - олигархией.
Правильная власть большинства
называется политией, а неправильная
- демократией.

5. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.)

Развил теорию управления
войсками:
-впервые создал штаб как
центр управления боевыми
действиями.
Создал сложную
фискальную структуру:
- Каждая сатрапия (военноадминистративная единица)
имела специфическую
систему налогообложения
(таможни, отработанная
повинность, подушный
налог, налог с
недвижимости), ч то
приносило большие доходы.

6. Древний Рим

Диоклетиа́н (245—313 н. э.)— римский
император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.
- Линейная структура управления
государством получила выражение в системе
управления Римской империей.
Катон Старший (234-149 гг. до н. э.),
римский политик, оратор и писатель.
-писал о необходимости планирования работ
на ферме на целый год вперед;
-говорил об обязательном контроле за
проделанной работой;
-о необходимости сравнения программы и
результатов;
- о выяснении причин невыполнения плана;
о рациональной организации работ.

7. Истоки управленческой мысли: Древний Восток

Конфуций (Кун Фу-цзы) 551479 гг. до н.э. Великий
китайский философ, этик,
педагог
Согласно Конфуцию, управление государством
есть управление людьми.
Управление людьми должно осуществляться с
помощью ритуалов и морали, а не посредством
законов и наказания. Для хорошего управления в
государстве нужны не законы, а правители с
высокими нравственными качествами.
«Правление есть исправление» (нравов). «Мораль
правителя – ветер, а мораль подданных – трава;
куда дует ветер, туда стелется и трава».
•Важная часть учения Кофуция – идея естественного
неравенства: деление между пожилыми и
молодыми, высшими и низшими (по своей природе
и моральным качествам) – благородными
(цзюньцзы) и простолюдинами (сяожень).
Цитата «Благородный думает о справедливости, а
низкий (сяожень) – о выгоде».
•Качества цзюньцзы: уважение ЛИ – правил
благопристойности, ритуалов, традиций
управления, ЖЭНЬ – доброжелательность,
человеколюбие, забота о людях (народе).
Государство Конфуций понимал как огромную
семью, в которой правитель как глава семьи
заботится о своих детях, а те отвечают ему
покорностью.
Иерархизм. Был основан на широкой трактовке
принципа «СЯО» – «сыновней почтительности» к
старшим, переносился на старших по рангу, в
социальной иерархии (залог китайского
социального порядка).
•Цитата «Пусть отец будет отцом, сын будет сыном,
император – императором и чиновником –
чиновник».
Авторитет руководителя обусловливается
обладанием им высокими добродетелями, и
подтверждать это он должен как каждодневным
трудом на благо других, так и соблюдением ритуала,
соответствующего его должности.

8. Древняя Индия

Именно в Индии появился первый специализированный трактат по
управлению – Артхашастра («Наука о политике», или «Наука О
пользе»).
Его автором считается Каутилья, советник царя Чандрагупты I (317-293
до н.э.).
Согласно Артхашастре, искусство управлять персоналом заключалось в
следующем:
•· Прежде всего, министров и советников необходимо подбирать на
основе (ум, честность, мужество, преданность), на основе свличных и
деловых качеств едений осведомителей, продемонстрированных
правителю в трудную минуту.
•· Назначению на должность предшествует испытательный срок,
когда кандидата испытывают хитростью.
•· Государственный аппарат должен эффективно контролироваться с
помощью надзирателей на предмет результативности работы.
•· За свою работу чиновники получали жалованье согласно Табели о
рангах, где указаны 17 разрядов государственных служащих.

9. Средние века

Никколо́ Макиаве́лли (1469—
1527)
— итальянский (флорентийский)
мыслитель, философ, писатель,
политик.
Произведения Макиавелли относились
скорее к управлению страной, чем к
управлению коллективом.
Основными постулатами учения
Маккиавелли относят:
1) авторитет, или власть лидера,
коренится в поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, чего
они могут ожидать от своего лидера, и
понимать, чего он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к
выживанию;
4) лидер – всегда образец мудрости и
справедливости для своих сторонников.

10. Сравнение Древних и современных организаций

Древняя организация
Современные организации
Малое количество крупных организаций, отсутствие
Большое количество чрезвычайно мощных
гигантских организаций.
организаций,
как
коммерческих,
так и некоммерческих.
Относительно
небольшое
руководителей,
практическое
руководителей среднего звена.
количество
Большое количество руководителей,
отсутствие в том числе руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась
Четко очерчены управленческие группы,
и не отделялась от неуправленческой.
управленческая работа четко воспринимается
и отделяется от неуправленческой.
Занятие руководящих постов в организации чаще
Занятие руководящих постов в организации чаще
всего по праву рождения или путем захвата силой. всего
по
праву
компетентности
с соблюдением законности и порядка.
Малое
количество
способных
принимать
для организации решения.
Упор на приказ и интуицию.
людей,
Большое
количество
важные способных
принимать
для организации решения.
людей,
важные
Упор на коллективную работу и рациональность.

11. Индустриальный период

Томас Гоббс
• Англичанин Томас Гоббс в
1651 г. и его соотечественник
Джеймс Стюарт в 1767 г.
доказывали, что основной
мотив человеческого
поведения заключается в
стремлении к власти.

12. Сэр Джеймс Денем-Стюарт (21 октября 1712 — 26 ноября 1780)

•с

13. Иеремия Бентам. (1748–1832), выдающийся британский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма.

• Английский философ
Иеремия Бентам в
книге “Введение в
принципы морали и
законодательства”
1789г отстаивал ту
точку зрения, что
мотивами
человеческого
поведения являются
польза и
удовлетворение
Иеремия Бентам. (1748–
1832), выдающийся
британский философ,
экономист и теоретик
права, основатель
утилитаризма.

14. Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии.

• Великий английский
экономист Адам Смит в
своем труде “Исследование
о природе и причинах
богатства народов” (1776
г.) и других работах
сформулировал принцип
“экономического
человека”, главной целью
которого является
стремление к обогащению
и удовлетворению личных
потребностей.
Адам Смит (1723—1790) —
шотландский
экономист
и
философ, один из крупнейших
представителей классической
политэкономии.
English     Русский Правила