Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух общественных систем — капиталистической и социалистическо
Динамический характер движения стал даже эпиграфом некоторых художественных направлений и теорий, в которых получил свое идейное и прогр
Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точно
На рубеже XIX—XX вв. в архитектуре произошли глубокие и решающие для ее последующего развития перемены, причины которых следует искать еще в
Принципиальное отрицание историзма прошлого столетия стало общим моментом сначала для отдельных произведений, а позднее для нескольких х
Стиль модерн Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), вли
В этом духе развивалось и прикладное искусство, для которого атипичным стало использование мотивов растительного орнамента и в котором на
Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зда
Движение «Искусства и Ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве, разработав в английской архитектуре новую ко
«Новое искусство» Новые тенденции в искусстве, возникшие в некоторых странах Западной Европы, получили название «Новое искусство». Наибол
А. Ван де Вельде — по профессии художник, начал свою архитектурную деятельность с проекта собственного дома в Брюсселе (1894), имевшего прост
Новые тенденции в архитектуре предвосхитил в конце XIX в. испанский архитектор А. Гауди. Хотя период его деятельности по времени совпадал с с
Иррациональные моменты творчества Гауди были поняты только сюрреалистами в 30-е годы и интерес к нему снова возник в конце 50—60-х годов. Его
Югендстиль (Стиль молодых). Отход от историзма и появление нового искусства в Германии связаны с выступлением мюнхенских художников в 1892 г.
Представителями этого движения были Г. Ольбрист, О. Экман и А. Эндель, известный своим экспрессивным декором на фасаде ателье Эльвина в Мюнх
Художественно-декоративные тенденции сохранялись в Германии сравнительно короткое время. Под влиянием английских реформистских идеи воз
Футуризм и супрематизм. Футуризм зародился в Италии как ответная реакция на маньеризм в искусстве и архитектуре Для футуризма было характ
Ярким представителем этого направления был итальянец А. Сант-Элиа, автор манифеста футуристической архитектуры, опубликованного в 1914 , где
Эти предложения оказались тогда единственным примером отражения динамических ощущений футуризма в архитектуре. Однако они стали прообра
К футуризму примыкал также и поэт В. В. Маяковский, который видел задачу всех искусств в революционной пропаганде, а местом их проявления сч
В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуре – конструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотивше
Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструк
Леонидов Иван Ильич (1902-1959) российский советский архитектор, яркий представитель русского «бумажного» (т.е. ценного своими предвидениями, а
Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после ре
В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журна
Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине развора
В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их т
Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратился в его макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметив
В его замыслах, предназначенных для Москвы, — в проектах Института библиотековедения им. В.И. Ленина, клуба нового социального типа, памятн
Отвергая «накладной» декор, Леонидов — романтик конструкции и самой формы, которая становится у него то «парящей», подвешенной на растяжк
Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине), а такж
Мельников Константин Степанович (1890-1974) советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, родился в Москве в семье рабочего-строителя. О
Крупный инженер В.Чаплин обратил внимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для Мельникова близк
После окончания этого отделения Мельников продолжил обучение на архитектурном отделении, которое окончил в 1917г.В те годы в русской архите
В 1918г., когда была организована Архитектурная мастерская Моссовета, молодые архитекторы работали в ней под руководством Жолтовского, кото
В начале 20-х годов шел бурный процесс становления новой архитектуры. В поисках основы формообразования молодые архитекторы обращались к и
В этой ситуации появление в 1922-1923гг первых новаторских произведений Мельникова для многих оказались неожиданным. Проекты павильона «Махо
Павильон Всероссийского махорочного синдиката на С/х выставке 1923г. в Москве был первым осуществленным проектом Мельникова, созданным в ду
В 1922г. В Москве состоялся Всероссийский конкурс на проекты домов для рабочих. Из 30 работ проект Мельникова резко выделялся – это дом «пила»
Мировую славу принес Мельникову советский павильон на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925г.Жюри с участием Луначарс
Большой вклад внес Мельников в разработку нового типа общественного здания – рабочего клуба. В 1927г он создает проекты 4 клубов для Москвы,
В проекте клубов «Свобода» и «Буревестник» под полом зрительного зала был задуман плавательный бассейн. Необычная форма клуба создавалас
Дом в Кривоарбатском переулке – это смелый эксперимент большого мастера. Мельников построил собственный дом в виде двух врезанных друг в
По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений, большая часть из которых стала явлением в советской архитектуре. Проект
Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обуча
В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописн
После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 19
. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных фак
На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современ
. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джов
Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым. Проект здания научно-исследов
Сецессия Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого д
Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование свободно скомпонованного плоского декора растительного или фигурального хар
Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов, возглавлял О. Вагнер, профессор венской Академии искусств. Творчество О. Вагнера пр
Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса
Теоретическая и художественная концепции персонального модерна. Теоретические основы персонального модерна были заложены венским архит
Важным событием в истории архитектуры стало изобретение железобетона, запатентованного французским садовником Ж.Монье в 1867г, который уже
Лионский архитектор Т.Гарнье далеко опередил время своим проектом «Индустриального города», где предложил функциональное зонирование го
Авангардистская архитектура Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм, основывалось на отрицании худ. принципов после
Пуризм Исходный тезис пуризма сформулировал Ле Корбюзье и художник А.Озанфан в 1918г. в работе «После кубизма». Пуризм сам по себе означал св
Под влиянием французского математика А.Пуанкаре, который четвертым измерением пространства считал момент движения, архитекторы перестал
Баухауз. Баухауз, основанный в 20-е годы, стал центром современного худ. Воспитания в Европе. Он возник в 1919г путем слияния двух худ. Школ в Ве
В 1923г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитекту
После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома в Дессау (1925-1926гг).Эти постройки стали од
Последним директором школы был Мис ван де Роэ. Баухауз был закрыт в 1933г. после прихода к власти нацистов.
Функционализм и международный стиль. С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской архитектуры объединились на осн
Основным лозунгом функционализма стал лозунг «форма следует за функцией». Основным в концепции архитектуры стало требование функциональ
Теоретическую и худ. основу функционализма сформулировал Ле Корбюзье – художник, мыслитель, архитектор необычайной интеллектуальной и ху
Ле Корбюзье родился в Швейцарии, но работал в основном в Париже. Всемирную известность он приобрел своими работами. Его первый проект и пос
Второй существенный вклад Ле Корбюзье – в определении основных принципов функционалистической архитектуры в пяти пунктах:1.колонны, подн
Его принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые 20век внес в архите
28.43M
Категория: ИскусствоИскусство

Архитектура XX века

1. Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух общественных систем — капиталистической и социалистическо

Архитектура XX века
Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух
общественных систем — капиталистической и социалистической.
С возникновением первого социалистического государства, а в середине
века уже целой социалистической системы, были сформулированы новые
идейные принципы, а в связи с этим и новые задачи архитектуры и
градостроительства, связанные с всесторонним повышением жизненного
уровня людей.
Значительное влияние оказали на архитектуру в целом и на различные ее
направления наука и техника. Время, проходящее между научным
открытием и его практической реализацией, постоянно сокращается,
ускоряется процесс передачи информации.
Уже для начала века была характерна необычайная концентрация во
времени важных научных открытий и технических изобретений, в
результате которых изменились существовавшие ранее представления о
физической сущности мира и расширились возможности его изучения и
преобразования. Возросшие скорости движения дали нашему времени
новую систему измерения и стали его специфическим знаком. Динамика
овладела техникой и проявилась в способах жизни. В науке она
выразилась в том, что вместо простой констатации и изучения отдельных
явлений началось исследование их взаимных связей и отношений.

2. Динамический характер движения стал даже эпиграфом некоторых художественных направлений и теорий, в которых получил свое идейное и прогр

Динамический характер движения стал даже эпиграфом некоторых
художественных направлений и теорий, в которых получил свое идейное
и программное выражение и постепенно превратился в основной
принцип концепции современной архитектуры.
• Если проследить в общих чертах развитие архитектуры в XX в.,
можно отметить, что вначале она рассматривалась как
результат реализации определенной общественной программы,
но получаемый на основе индивидуального опыта и с помощью
индивидуальных выразительных средств.
• При этом в архитектуре, относимой в тот период к одному из
видов искусства, главным считалось решение эстетических
вопросов, хотя при этом учитывалось, что пространственное
решение архитектурного объекта должно отвечать своему
назначению.
• К этому периоду относится появление железобетонных
конструкций. В основном, однако, строительные материалы и
конструкции оставались в рамках традиций и опыта XX в., что
отражалось и в архитектурной композиции.

3. Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точно

Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным
повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались
точному измерению. С этим были связаны стремления к научному
исследованию и выявлению физического назначения архитектуры.
• Тогда же были заложены основы индустриализации
строительства. Архитектурная форма стала создаваться исходя
из соображений рационального характера.
• Планировка зданий решалась относительно независимой от
принятой конструктивной системы, в частности от
железобетонного каркаса, который в то время уже получил
широкое распространение.
• Большое внимание стало уделяться вопросу, стандартизации.
Популярность приобрела теория изменчивости функции, что
вызвало стремление добиваться функциональной гибкости
архитектурных объектов.
• Создается новая типология зданий и сооружений,
вырабатывается новая система выразительных средств
архитектуры, которые приобретают международный характер.

4. На рубеже XIX—XX вв. в архитектуре произошли глубокие и решающие для ее последующего развития перемены, причины которых следует искать еще в

На рубеже XIX—XX вв. в архитектуре произошли глубокие и решающие
для ее последующего развития перемены, причины которых следует
искать еще в прошлом веке. Это было время необычайно острых
противоречий между глубоко вжившимися традициями и схемами и
совершенно новым мироощущением и уровнем знаний.
• Новое понимание свободы и прогресса создало и новое
представление об искусстве. Архитектура и градостроительство
одновременно взяли курс на целесообразность. Интуиция была
возведена до уровня самой главной способности творца, в
результате чего произошел, переворот в общепризнанных
эстетических критериях.
• Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла
тектонические принципы архитектуры. На смену простого
соединения архитектуры и изобразительного искусства снова
пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего
существования обозначил образ наступающей эпохи.

5. Принципиальное отрицание историзма прошлого столетия стало общим моментом сначала для отдельных произведений, а позднее для нескольких х

Принципиальное отрицание историзма прошлого столетия стало общим
моментом сначала для отдельных произведений, а позднее для
нескольких художественных направлений, существенно отличных от
предыдущих.
• Они возникли почти одновременно, но имели специфические
черты и различные названия. Наиболее значительными и четко
выраженными были английское движение «Искусства и
Ремесла», в странах Западной Европы- «Новое искусство», в:
Германии- «Югендштиль» и венский стиль «сецёсбий».
• Современная архитектура сформировалась под влиянием
архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке.
Под стилем в архитектуре понимают определенные
характеристики, общие черты зданий, присущие
некоторому периоду времени.

6. Стиль модерн Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), вли

Стиль модерн
Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве
связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние
которого распространилось на европейский континент. Они выдвигали
принцип целесообразности формы и художественной выразительности
естественных материалов.

7. В этом духе развивалось и прикладное искусство, для которого атипичным стало использование мотивов растительного орнамента и в котором на

первый план художественных интересов также вышла
целесообразность.
• В разных странах современный стиль архитектурыназывают
по-разному – модерном в России и Англии, сецессионом в
Австрии, югендстилем в Германии, арт-нуво во Франции и т. д.
Как самостоятельный архитектурный стиль
модерн сформировался в 1890-1910 годах.
• Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя
особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это
протест против подражания историческим зданиям, нечто новое
и современное.
• В модерне впервые стали использоваться новые материалы –
металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем – пластик,
дополненные использованием традиционных материалов –
дерева и камня. Это позволило придать архитектурным
конструкциям произвольные и необычные, даже
фантастические формы.

8. Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зда

Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, нет
прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние.
Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных
форм. Здания в стиле модерн красивы, но в то же время
функциональны.В эпоху модернизма получило широкое распространение
строительство многоэтажных домов. С развитием модерна в нем было
выделено несколько направлений, но некоторые определяют их как
отдельные стили в архитектуре. Наиболее яркие представители модерна
– Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей
Белогруд, Леон Богусский и др

9. Движение «Искусства и Ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве, разработав в английской архитектуре новую ко

Движение «Искусства и Ремесла»
достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве,
разработав в английской архитектуре новую конструктивную эстетику, чем
приблизился к модерну XX в. Наиболее известными его работами
является здание чайной Кенстон (1907—1911) и Художественнопромышленной школы в Глазго (1897—1899).
• Значительное распространение в Европе получила также идея
«города-сада», которую в конце XIX в. сформулировал
англичанин Э. Говард в своей книге «Города — сады будущего»
(1898). Города-сады рассматривались как небольшие, но
самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс.
жителей. Более широко эта идея была реализована только
через 20 лет, когда по проекту Л. Суасона был построен город
Уэльвин (1920), а также садовый пригород Роттердама (Г.
Мольер).

10. «Новое искусство» Новые тенденции в искусстве, возникшие в некоторых странах Западной Европы, получили название «Новое искусство». Наибол

«Новое искусство»
Новые тенденции в искусстве, возникшие в некоторых странах Западной
Европы, получили название «Новое искусство». Наиболее широко они
распространились во Франции, Бельгии и Голландии. Для этого нового
направления было характерно использование новых материалов и
придание им совершенно новых форм.
• Богатая декоративность создавалась повторением
натуралистических или стилизованных растительных мотивов,
выполненных в металле, стекле и керамических материалах.
• К видным архитекторам, этого направления относится бельгиец
В. Орта. Спроектированный им жилой дом на ул. Тюренн, а
особенно уже не сохранившийся Народный дом в Брюсселе
(1897) с полностью остекленным металлическим каркасом и с
пластичным фасадом.

11. А. Ван де Вельде — по профессии художник, начал свою архитектурную деятельность с проекта собственного дома в Брюсселе (1894), имевшего прост

А. Ван де Вельде — по профессии художник, начал свою архитектурную
деятельность с проекта собственного дома в Брюсселе (1894),
имевшего простую кубическую форму. На идее найти точный смысл и
точную форму самых простых вещей основано большинство его
проектов и реализаций предметов прикладного искусства, созданных в
период 1900—1906 гг.

12. Новые тенденции в архитектуре предвосхитил в конце XIX в. испанский архитектор А. Гауди. Хотя период его деятельности по времени совпадал с с

Новые тенденции в архитектуре предвосхитил в конце XIX в. испанский
архитектор А. Гауди. Хотя период его деятельности по времени
совпадал с существованием движения «Новое искусство», его
произведения имеют очень своеобразный характер и, несмотря на
очевидную связь с испанской готикой и барокко, являются в своем
существе оригинальными.

13. Иррациональные моменты творчества Гауди были поняты только сюрреалистами в 30-е годы и интерес к нему снова возник в конце 50—60-х годов. Его

Иррациональные моменты творчества Гауди были поняты только
сюрреалистами в 30-е годы и интерес к нему снова возник в конце 50—60х годов. Его работы сосредоточены преимущественно в Барселоне, где с
1893 г. до своей смерти в 1926 г. он осуществил ряд построек.

14. Югендстиль (Стиль молодых). Отход от историзма и появление нового искусства в Германии связаны с выступлением мюнхенских художников в 1892 г.

Югендстиль (Стиль молодых).
Отход от историзма и появление нового искусства в Германии связаны с
выступлением мюнхенских художников в 1892 г., объединившихся в
последующие годы вокруг литературно-художественного ежемесячника
«Молодые», (основанного в 1896 г.), от которого произошло и название
движения.

15. Представителями этого движения были Г. Ольбрист, О. Экман и А. Эндель, известный своим экспрессивным декором на фасаде ателье Эльвина в Мюнх

Представителями этого движения были Г. Ольбрист, О. Экман и
А. Эндель, известный своим экспрессивным декором на фасаде ателье
Эльвина в Мюнхене (1896) и реконструкцией интерьеров театра в
Берлине (1901).

16. Художественно-декоративные тенденции сохранялись в Германии сравнительно короткое время. Под влиянием английских реформистских идеи воз

Художественно-декоративные тенденции сохранялись в Германии
сравнительно короткое время. Под влиянием английских реформистских
идеи возникло стремление вернуть целесообразность архитектуре и
прикладному искусству.
• Его принципы возникли после 1900 г. и к концу второго
десятилетия были подхвачены и получили развитие
представителями авангардистской архитектуры. Начало
персонального модерна было связано с изменением самого
принципа планировочного решения, для которого впервые было
сформулировано понятие функционального плана.
• К новым направлениям в архитектуре 20-х годов относятся
итальянский футуризм, советский супрематизм и
конструктивизм, немецкий и голландский экспрессионизм,
голландский неопластицизм.

17. Футуризм и супрематизм. Футуризм зародился в Италии как ответная реакция на маньеризм в искусстве и архитектуре Для футуризма было характ

Футуризм и супрематизм.
Футуризм зародился в Италии как ответная реакция на маньеризм в
искусстве и архитектуре Для футуризма было характерно романтическое
преклонение перед технической цивилизацией начала XX в. и перед
возрастающей динамичностью жизни.

18. Ярким представителем этого направления был итальянец А. Сант-Элиа, автор манифеста футуристической архитектуры, опубликованного в 1914 , где

он призывает
архитекторов к разработке
футуристического города в
виде своего рода огромной
верфи, полной движения, а
футуристический дом — в виде
гигантской машины

19. Эти предложения оказались тогда единственным примером отражения динамических ощущений футуризма в архитектуре. Однако они стали прообра

Эти предложения оказались тогда единственным примером отражения
динамических ощущений футуризма в архитектуре. Однако они стали
прообразом так называемого пространственного урбанизма, т. е.
функционального зонирования города по вертикали.

20. К футуризму примыкал также и поэт В. В. Маяковский, который видел задачу всех искусств в революционной пропаганде, а местом их проявления сч

К футуризму примыкал также и поэт В. В. Маяковский, который
видел задачу всех искусств в революционной пропаганде, а
местом их проявления считал улицы и площади.

21. В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуре – конструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотивше

В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуре – конструктивизм,
который считают новым направлением пролетарского искусства,
воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея
конструктивизма – искусство должно служить производству. Так возникло
производственное искусство. Основные материалы – бетон и железобетон

22. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструк

Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные
здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего
конструктивизма возник функциональный метод, в соответствии с которым
проводился научный анализ функционального назначения зданий, а
практические задачи сочетались с художественными

23. Леонидов Иван Ильич (1902-1959) российский советский архитектор, яркий представитель русского «бумажного» (т.е. ценного своими предвидениями, а

не практикой)
зодчества XX в.

24. Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после ре

Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) в
семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца,
после революции работал секретарем Бабинского волисполкома. В 1920
поступил в Свободные художественные мастерские в Твери; продолжил
образование в московском Вхутемасе.

25. В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журна

В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных
архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой
группировкой журнала «Современная архитектура». В 1941—1943
находился в действующей армии.

26. Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине развора

Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм
переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по
причине разворачивающейся переориентировки всей культурной
политики с авангарда на классическую традицию.

27. В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их т

В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены
на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично
доказывал их техническую осуществимость).

28. Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратился в его макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметив

Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратился в его
макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию,
наметившую будущие пути развития строительства и дизайна.

29. В его замыслах, предназначенных для Москвы, — в проектах Института библиотековедения им. В.И. Ленина, клуба нового социального типа, памятн

В его замыслах, предназначенных для Москвы, — в проектах Института
библиотековедения им. В.И. Ленина, клуба нового социального типа,
памятника X. Колумбу, Дома промышленности, системы соц. расселения
при Магнитогорском металлургическом комбинате, дома Наркомтяжпрома
— четко выразились идеи, предвосхитившие «органическую архитектуру»
и «интернациональный стиль» середины и второй половины XX в.

30. Отвергая «накладной» декор, Леонидов — романтик конструкции и самой формы, которая становится у него то «парящей», подвешенной на растяжк

Отвергая «накладной» декор, Леонидов — романтик конструкции и самой
формы, которая становится у него то «парящей», подвешенной на
растяжках-вантах (Институт библиотековедения), то величавонезыблемой — наподобие древних, обращенных к небу монументов
(небоскреб Наркомтяжпрома).

31. Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине), а такж

Реально осуществить ему
удалось совсем немного: ряд
оформительских работ (в том
числе дизайн интерьеров
Дворца пионеров в Калинине), а
также изысканную по
композиции лестницу«амфитеатр» в санатории
имени С. Орджоникидзе в
Кисловодске (1937—1938).

32. Мельников Константин Степанович (1890-1974) советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, родился в Москве в семье рабочего-строителя. О

Мельников Константин Степанович (1890-1974)
советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, родился в
Москве в семье рабочего-строителя. Окончив приходскую школу, он
работал «мальчиком» в фирме «Торговый дом Залесский и Чаплин».

33. Крупный инженер В.Чаплин обратил внимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для Мельникова близк

Крупный инженер В.Чаплин обратил внимание на художественные
способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для
Мельникова близким человеком. Чаплин помог ему поступить в
1905 г. В московское Училище живописи, ваяния и зодчества на
живописное отделение.

34. После окончания этого отделения Мельников продолжил обучение на архитектурном отделении, которое окончил в 1917г.В те годы в русской архите

После окончания этого отделения Мельников продолжил обучение
на архитектурном отделении, которое окончил в 1917г.В те годы в
русской архитектуре авторитетной была неоклассика. Кумирами
молодежи были И.Жолтовский, И.Фомин, В.Щуко и др.

35. В 1918г., когда была организована Архитектурная мастерская Моссовета, молодые архитекторы работали в ней под руководством Жолтовского, кото

В 1918г., когда была организована Архитектурная мастерская Моссовета,
молодые архитекторы работали в ней под руководством Жолтовского,
который собирал их у себя дома и вел с ними профессиональные беседы.
Мельников считал, что без мастера не было бы многих мастеров 20-х
годов, т.к. именно Жолтовский привил им любовь к настоящей
архитектуре.

36. В начале 20-х годов шел бурный процесс становления новой архитектуры. В поисках основы формообразования молодые архитекторы обращались к и

В начале 20-х годов шел бурный процесс становления новой архитектуры.
В поисках основы формообразования молодые архитекторы обращались к
инженерным конструкциям, к динамическим композициям. Шел процесс
накопления новых приемов и средств художественной выразительности

37. В этой ситуации появление в 1922-1923гг первых новаторских произведений Мельникова для многих оказались неожиданным. Проекты павильона «Махо

В этой ситуации появление в 1922-1923гг первых новаторских
произведений Мельникова для многих оказались неожиданным. Проекты
павильона «Махорка», жилой комплекс «пила» и Дворец труда по своей
форме и стилистике резко контрастировали с работами других
архитекторов тех лет. Илл.Конкурсный проект здания московского отделения
«Ленинградской правды»

38. Павильон Всероссийского махорочного синдиката на С/х выставке 1923г. в Москве был первым осуществленным проектом Мельникова, созданным в ду

Павильон Всероссийского
махорочного синдиката на С/х
выставке 1923г. в Москве был
первым осуществленным проектом
Мельникова, созданным в духе
новой архитектуры, а также самым
интересным объектом выставки, в
проектировании которой принимали
участие виднейшие зодчие.

39. В 1922г. В Москве состоялся Всероссийский конкурс на проекты домов для рабочих. Из 30 работ проект Мельникова резко выделялся – это дом «пила»

В 1922г. В Москве состоялся Всероссийский конкурс на проекты
домов для рабочих. Из 30 работ проект Мельникова резко
выделялся – это дом «пила», проект премировали.

40. Мировую славу принес Мельникову советский павильон на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925г.Жюри с участием Луначарс

Мировую славу принес Мельникову советский павильон на
Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925г.Жюри с
участием Луначарского и Маяковского присудили ему 1 премию. Это был
триумфальный выход молодой советской архитектуры на мировую арену.

41. Большой вклад внес Мельников в разработку нового типа общественного здания – рабочего клуба. В 1927г он создает проекты 4 клубов для Москвы,

Большой вклад внес Мельников в разработку нового типа общественного
здания – рабочего клуба. В 1927г он создает проекты 4 клубов для
Москвы, а в след.2 года еще 3 проекта. Построены 6 клубов -5 в Москве и
1 в Дулеве под Москвой. Виртуозное решение интерьеров. Использование
наружных лестниц, трансформация залов.

42. В проекте клубов «Свобода» и «Буревестник» под полом зрительного зала был задуман плавательный бассейн. Необычная форма клуба создавалас

В проекте клубов «Свобода»
и «Буревестник» под полом
зрительного зала был
задуман плавательный
бассейн. Необычная форма
клуба создавалась
архитектором одновременно
с внутренней организацией
пространства.

43. Дом в Кривоарбатском переулке – это смелый эксперимент большого мастера. Мельников построил собственный дом в виде двух врезанных друг в

Дом в Кривоарбатском переулке – это смелый эксперимент большого
мастера. Мельников построил собственный дом в виде двух врезанных
друг в друга цилиндров. В доме удивительно все-планировка,
пространство, конструкции (перекрытия – единая решетчатая плитамембрана – изобретение Мельникова).)

44.

45. По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений, большая часть из которых стала явлением в советской архитектуре. Проект

По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений,
большая часть из которых стала явлением в советской архитектуре.
Проекты Мельникова нередко объявлялись нереальными,
фантастическими, хотя конструктивно они были обоснованными.

46. Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обуча

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской
губернии в многодетной семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в
Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской
Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь,
трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича
графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального
графического языка

47. В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописн

В 1912 г. Чернихов начинает
преподавать в училище, по
окончании которого переезжает
в Санкт-Петербург.
В Петербурге он поступает на
Живописный факультет
Академии Художеств, а также на
Высшие Педагогические курсы.
В 1916 г. переходит на
архитектурный факультет, где
обучается под руководством
Л. Н. Бенуа.

48. После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 19

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов
занимается проектированием главным образом промышленных зданий и
комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научноисследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных
форм и методов графирования».

49. . Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных фак

. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт
преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных
факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов,
позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками
графического мастерства.

50. На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современ

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги
архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность:
«Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции
архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии.
101 композиция» (1933 г.).

51. . Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джов

. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель
европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как КлодНикола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков
Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра
архитектурной фантазии.

52. Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым. Проект здания научно-исследов

Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх.
С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.
Проект здания научно-исследовательского института «Механобр».
(1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.
Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве.
Чернихов скончался 9 мая 1951 г.

53. Сецессия Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого д

Сецессия
Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной
Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого
движения связаны со стремлением молодых художников порвать с
традициями официального искусства предшествующих поколений, что
выразилось в организации группы «Сецессион» (Раскол). Илл.Франц Матч, Вена

54. Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование свободно скомпонованного плоского декора растительного или фигурального хар

Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование
свободно скомпонованного плоского декора растительного или
фигурального характера. Художники рецессии считали архитектуру
одним из видов искусства.

55. Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов, возглавлял О. Вагнер, профессор венской Академии искусств. Творчество О. Вагнера пр

Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов, возглавлял О.
Вагнер, профессор венской Академии искусств. Творчество О. Вагнера
прошло через период неоренессанса, и он один из первых подвел
сецессию к индивидуалистическому модерну.
• Это новое архитектурное течение нашло свое проявление в
работах ведущих творческих личностей того времени — О.
Вагнера, П. Беренса, Т. Гарнье, А. Лооса, А. Перре, в Америке—
Ф.Л. Райта, в Скандинавии —
Э. Сааринена и Р. Эстберга,

56. Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса

Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения,
среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и
В. Гропиуса. Новаторские произведения этих архитекторов, которые
означали рождение совершенно новой архитектуры в первые 15 лет XX в.,
обычно объединяются под общим названием «Персональный модерн».

57. Теоретическая и художественная концепции персонального модерна. Теоретические основы персонального модерна были заложены венским архит

Теоретическая и художественная концепции персонального модерна.
Теоретические основы персонального модерна были заложены венским
архитектором О. Вагнером. Полное выполнение требований, связанных с
назначением строительного объекта, стало основой его принципов,
которые он обобщил в своей книге «Современная архитектура» (1895).
• Начало персонального модерна было связано с изменением
самого принципа планировочного решения, для которого
впервые было сформулировано понятие функционального
плана. Принципы целесообразно организованного плана
тщательно проработал Ф. Л. Райт

58. Важным событием в истории архитектуры стало изобретение железобетона, запатентованного французским садовником Ж.Монье в 1867г, который уже

Важным событием в истории архитектуры стало изобретение
железобетона, запатентованного французским садовником Ж.Монье в
1867г, который уже за 10 лет до этого конструировал трубы из
металлической сетки, обмазанной цементным раствором. Ф Геннебик
создал монолитную конструктивную систему, включающую опоры,
прогоны, балки и плиты перекрытия

59. Лионский архитектор Т.Гарнье далеко опередил время своим проектом «Индустриального города», где предложил функциональное зонирование го

Лионский архитектор Т.Гарнье далеко опередил время своим
проектом «Индустриального города», где предложил
функциональное зонирование города и новые арх. решения
отдельных зданий

60. Авангардистская архитектура Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм, основывалось на отрицании худ. принципов после

Авангардистская архитектура
Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм,
основывалось на отрицании худ. принципов послевоенного романтизма
и эспрессионизма и на борьбе с академическими схемами. Носителем
этой тенденции было в основном молодое поколение, начавшее
творческую деятельность после первой мировой войны.
• Исходный импульс этому движению дали сразу после окончания
Первой Мировой войны французская литература и прежде всего
творчество Ле Корбюзье; голландское движение
«Стиль»,немецкий Баухауз и советский конструктивизм

61. Пуризм Исходный тезис пуризма сформулировал Ле Корбюзье и художник А.Озанфан в 1918г. в работе «После кубизма». Пуризм сам по себе означал св

Пуризм
Исходный тезис пуризма сформулировал Ле Корбюзье и художник
А.Озанфан в 1918г. в работе «После кубизма». Пуризм сам по себе
означал сведение архитектурной формы к элементарной системе кубов,
призм, цилиндров, конусов и шаров. Систему этих элементарных
геометрических тел пуризм потом часто подчинял принципам
классической композиции.
• Пуризм опирался на идею, что в архитектуре и в искусстве нужна
не деформация, а формирование путем отбора и
совершенствования. Это вело к принципу экономии формы и к
теории стандарта, производства серийной продукции и массового
потребления.
Стиль
Дальше всего в вопросе анализа пространства и формы ушли
голландские архитекторы и художники, объединенные вокруг
журнала «Стиль»(1916).Реформистские стремления голландских
архитекторов касались не только внешнего вида, они были
направлены прямо на существо архитектуры – создание
пространства.

62. Под влиянием французского математика А.Пуанкаре, который четвертым измерением пространства считал момент движения, архитекторы перестал

Под влиянием французского математика А.Пуанкаре, который четвертым
измерением пространства считал момент движения, архитекторы
перестали трактовать пространство только как статический материал
архитектуры, а определили его как четырехмерный пространственный
континиум, организованный свободно расположенными плоскими
элементами.

63. Баухауз. Баухауз, основанный в 20-е годы, стал центром современного худ. Воспитания в Европе. Он возник в 1919г путем слияния двух худ. Школ в Ве

Баухауз.
Баухауз, основанный в 20-е
годы, стал центром
современного худ. Воспитания в
Европе. Он возник в 1919г путем
слияния двух худ. Школ в
Веймаре, которыми до этого
руководил А.ван де Вельде.
В.Гропиус – первый директор
Баухауза, был автором первых
программ.

64. В 1923г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитекту

В 1923г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих
сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в
архитектуре.Цель Баухауза –создание коллективных произведений, в
которых так же как и в архитектуре не существовало бы границ между
монументальным и декоративным искусством.

65. После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома в Дессау (1925-1926гг).Эти постройки стали од

После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый
школьный комплекс, включая жилые дома в Дессау (1925-1926гг).Эти
постройки стали одними из первых и при этом стилистически наиболее
зрелых примеров функционалистической архитектуры в Европе. В
Баухаузе зародились основные принципы эстетики технической
цивилизации.

66. Последним директором школы был Мис ван де Роэ. Баухауз был закрыт в 1933г. после прихода к власти нацистов.

Среди преподавателей был русский
художник Кандинский

67. Функционализм и международный стиль. С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской архитектуры объединились на осн

Функционализм и международный стиль.
С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской
архитектуры объединились на основе общей программы
функционализма, который был следующей ступенью развития на пути
перехода от поверхностного упрощения арх. форм к комплексной
рациональности архитектуры.

68. Основным лозунгом функционализма стал лозунг «форма следует за функцией». Основным в концепции архитектуры стало требование функциональ

Основным лозунгом функционализма стал лозунг «форма следует за
функцией». Основным в концепции архитектуры стало требование
функциональности, понимаемое не как нечто неизменное, постоянное, а
скорее как перспектива, которую надо изучать, точно формулировать и
даже создавать.
• Это привело архитектуру к необходимости решения новых
форм жилья, что стало центральным мотивом функционализма
периода между мировыми войнами. Одновременно
существовало стремление широкого использования
железобетона, новых конструктивных систем и материалов для
создания новой архитектурной морфологии (специфический
способ мышления).

69. Теоретическую и худ. основу функционализма сформулировал Ле Корбюзье – художник, мыслитель, архитектор необычайной интеллектуальной и ху

Теоретическую и худ. основу
функционализма сформулировал Ле
Корбюзье – художник, мыслитель,
архитектор необычайной интеллектуальной и
худ. силы, которая давала решающие
импульсы развитию мировой архитектуры в
течение 4 десятилетий.

70. Ле Корбюзье родился в Швейцарии, но работал в основном в Париже. Всемирную известность он приобрел своими работами. Его первый проект и пос

Ле Корбюзье родился в
Швейцарии, но работал в
основном в Париже.
Всемирную известность он
приобрел своими работами.
Его первый проект и
постройка –серийный дом на
одну семью из монолитного
ж/б(1914), дом Ситроен,
вилла в Париже (1922).
Широкую огласку получили
его градо-строительные
эскизы города на 3 млн.
жителей (1922) и
реконструкция центра
Парижа (План Вуазен) (1925).

71. Второй существенный вклад Ле Корбюзье – в определении основных принципов функционалистической архитектуры в пяти пунктах:1.колонны, подн

Второй существенный вклад Ле Корбюзье – в определении основных
принципов функционалистической архитектуры в пяти пунктах:1.колонны,
поднимающие дом над землей, 2.сад на крыше,3.свободный
план,4.горизонтальное окно,5.свободный навесной фасад.

72. Его принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые 20век внес в архите

Его принцип отделения несущей конструкции от планировочного
решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые 20век
внес в архитектуру. Пять пунктов и эта схема стали одной из наиболее
сжатых формулировок рецептов арх. творчества вообще.
English     Русский Правила