Похожие презентации:
Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественно-речевой компетенции детей дошкольного возраста
1. Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественно-речевой компетенции детей дошкольного возраста
2. План
• Понятие игры-драматизации и инсценировки.• Значение игр-драматизаций, инсценировок для
формирования художественно-речевой компетенции.
• Задачи и содержание работы по формированию
театрально-игровой компетенции.
• Разновидности игр-драматизаций.
• Подготовка к игре-драматизации.
• Общие рекомендации по руководству играмидраматизациями в разных возрастных группах.
3. Литература
– Александрова О. Разыгрываем сказки. //Дошк.воспит. №12, 1997, с.26.– Артемова Л.А. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
– Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях. //Дошк.воспит. №11, 1982.
– Богуш А., Гавриш Н., Котик Т. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності у
дошкільних навчальних закладах. – Київ.: Видавничий Дім “Слово”, 2006. – 304 с.
– Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других
народов. //Дошк.воспит. №3, 1994.
– Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания. //Дошк.воспит. - №3, 1998, с.82.
– Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребенок и книга. – М., 1992.
– Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
– Игра дошкольника. /Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
– Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой – М.,
1985.
– Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. //Дошк.воспит. - №11, 1999, с.6.
– Художественная самодеятельность детей 4-7 лет. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1979.
4.
• Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Т.А.Маркова,Д.В.Менджерицкая, Л.П.Стрелкова определяют игрудраматизацию как разновидность сюжетно-ролевой игры со
своими особенностями.
• По мнению Менджерицкой Д.В., эти игры-драмматизации
представляют собой разыгрывание сказок и рассказов,
синтез восприятия произведений и ролевой игры.
• Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Л.С.Фурмина относят игрудраматизацию к театрализованным играм.
• По мнению Фурминой Л.С., игры-драматизации являются
играми-представлениями, где в лицах разыгрываются
определенное литературное произведение.
5. Особенности игры-драмматизации
• Игра-драматизация строится на основе литературного произведения:сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определена текстом
произведения.
• Игра-драматизация – деятельность, которая требует от ее участников
необходимых способностей, умений и навыков. Ведь в тексте
художественного произведения нет указаний на выполнение ролей,
игровых действий. Эти действия детям нужно придумать, творчески
воплотить в жизнь с помощью мимики, текстов, интонаций,
движений.
• Наличие заранее заданного сюжета и ролей сближает игрудраматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это отличает
ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, в
которых связь с литературным произведением менее устойчива и
определена, в ней возможно совмещение событий из разных
литературных источников, введение новых действующих лиц,
свободная передача содержания.
6.
• Игра-драматизация является прежде всего игрой,которая должна удовлетворять основные, ведущие
в дошкольном возрасте потребности в игре, дети
играют для себя, получая радость, удовольствие.
• Инсценировка – это точное и последовательное
воспроизведение авторского литературного текста.
Дети инсценируют для зрителей, поэтому в
отличии от игры-драматизации тут используют
специальное заучивание текста, точное
воспроизведение авторских слов.
7. Значение игры-драмматизации
•Игра-драматизация является средством всестороннего воспитания ребенкадошкольного возраста
•Игра-драматизация способствует развитию психических процессов и различных
качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной
отзывчивости, воображения
•Оказывает большое влияние на развитие речи
•Ребенок в игре усваивает богатство родного языка, его выразительные средства,
использует выразительные интонации, соответствующие характеру героев и их
поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли
•Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения
(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)
•Содержание игр влияет на нравственное развитие, и в первую очередь на
овладение своеобразным тренингом в усвоении этикета
•Осмысливая содержание сказок разных народов в игре-драматизации, ребенок
осознает, что сказка представляет особую ценность культурного наследия народа
•Игра-драматизация развивает творчество детей
•Игры-драматизации, инсценировки помогают решать задачи формирования
художественно-речевой компетенции
•
8.
• Содержательной стороной художественноречевой деятельности является формированиеразных видов компетенций. Таковыми
являются: художественно-речевая компетенция,
когнитивно-речевая компетенция,
выразительно-эмоциональная компетенция,
поэтически-эмоциональная компетенция,
оценивающе-этическая компетенция и
театрально-игровая компетенция.
9. Задачи и содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции
• В процессе формирования театрально-игровойкомпетенции у детей формируются разнообразные
нижеследующие умения и навыки.
• 1. Дети четвертого года жизни в игре-драматизации могут:
• - произносить простые предложения и отрывки
литературного текста от лица какого-либо персонажа;
• - передавать простые движения, основанные на
подражании движений животных, человека;
• - вести диалог с одним персонажем (в игре одновременно
взаимодействуют два героя);
• - драматизировать сказки.
• Дети 4-го года жизни драматизируют две сказки: "Репка",
"Рукавичка".
10. 2. Дети пятого года жизни могут:
• - интонационно выразительно произносить отрывкилитературного текста, модулируя голосом (говорить громко,
тихо, высоким, низким голосом);
• - имитировать движения различных животных, возрастные
изменения в жизни человека;
• - согласовать свою речь и действия с партнером по игре, вести
диалоги, передавать простые взаимоотношения героев;
• - помогать взрослому раскрашивать и рисовать элементы
декораций, костюмов по предложению воспитателя;
• - оформлять место действия отдельными атрибутами.
• Дошкольники 5-го года жизни драматизируют сказки:
"Снегурушка и лиса", "Кто сказал "мяу"?" В.Сутеева, "Кот и
петух", "Сказка о глупом мышонке" С.Маршака, "Красная
шапочка" Ш.Перро, "Умей обождать" К.Ушинского.
11.
- интонационно передавать эмоциональное состояние героев,
самостоятельно подбирать интонацию в конкретном отрывке
литературного текста с учетом авторских ремарок;
- подбирать характерные движения персонажей;
- активно участвовать в оформлении места действия декорациями
реквизитом, созданным совместно со взрослыми;
- располагать декорации по личному замыслу, с учетом особенностей
происходящих событий.
Дошкольники 6-го года жизни драматизируют следующие тексты:
Сутеев В. "Под грибом", "Три поросенка", Маршак С.Я. "Теремтеремок", Донченко О. "Петрусь и золотое яичко", Осеев В. "Сыновья",
Михалков "А что у вас?", "Снегурочка".
12. 4. Для детей седьмого года жизни характерны следующие умения:
• - умение разыгрывать небольшие литературные произведения,самостоятельно организовывать игровой коллектив;
• - находить речевую интонационную канву для передачи
художественного образа, находить выразительные движения и
взаимодействовать с другими детьми-актерами, проявлять
инициативу при создании декораций и атрибутов, находить
предметы для создания выразительного образа и организации
игровой среды.
• Для драматизации можно предложить детям произведения:
Крылов И. "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", Маршак С.
"Двенадцать месяцев", Юсипов Н. "Голубь и пшеничное зерно",
"Сивка-бурка" (русская народная сказка), "Хроменькая уточка"
(украинская народная сказка), Пушкин А.С. "Сказка о рыбаке и
рыбке", Одоевский В. "Мороз Иванович".
13. Разновидности игр-драматизаций
• 1. Непосредственные игры-драматизации,роли выполняют дети.
• 2. Игры-драматизации с пальчиками.
• 3. Игры-драматизации с куклами БИБАБО.
14. Этапы подготовки игры-драмматизации
Подготовка и руководство воспитателем игрой-драматизацией
заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения,
исходя из следующих требований к ним:
- имеют воспитательное значение;
- доступные, с легко запоминающимся сюжетом;
- есть четко противоположные персонажи;
- наличие большого диалога;
- важно наличие "сквозных" героев и диалогов;
- высокохудожественные с прекрасным языком;
I этап. Включает мероприятия, направленные на усвоение
литературного произведения, которое драматизируется.
II этап. Реализуется в общей системе обучения и воспитания детей
группы. Определяют свое отношение к происходящему, находят
выразительные средства для передачи речи, движений героев,
создания декораций, костюмов, реквизита, упражняются в имитации
движений, голоса, композиционном построении сцен.
III этап. Включает саму игру-драматизацию, в которой реализуются
ранее полученные впечатления, знания, навыки.
15. Общие рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах
• - Не следует специально разучивать текст произведения(прекрасный язык, увлекательный текст, повторы в тексте,
динамика развития действия);
• - В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или
иные выразительные приемы. Играет большое значение в
развитии игры-драматизации интерес к ней самого
педагога, его умение пользоваться средствами
художественной выразительности при чтении или
рассказывании.
• - В драматизациях, поставленных в группе впервые,
принимает участие и взрослый. Воспитатель может
незаметно направить игру в нужное русло, включая в
сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая
тем самым общего развития сюжета игры.
16.
• - Развитие творчества происходит назанятиях по обучению рассказыванию, а
также специальная работа по обучению
кукловождению:
• а) сначала с вождения объемных кукол
настольного театра, плоскостных игрушек;
• б) потом можно ввести пальчиковый театр;
• в) петрушки, би-ба-бо, марионетки.
17.
• Игры-драматизации проводятся во 2-оймладшей группе, средней группах на
занятии, в старшей, подготовительной
группе – как развлечение во вторую
половину дня.
18.
• - В игре-драматзации одновременно могут участвоватьнесколько человек и педагог должен сделать так, чтобы все
дети поочередно были ее участниками.
• - Воспитатель может принять участие в сговоре и подготовке
игры.
• - Декорации и костюмы должны быть очень простыми и
выразительными. Лучше, если воспитатель будет готовить
костюмы и декорации вместе с детьми.
• - Распределение ролей. Объясняют, что сказку смогут сыграть
несколько раз и поэтому в ней должно участвовать несколько
человек. Самый ответственный момент в этом распределении
– подбор артистов для исполнения противоположных ролей.
19. Распределение ролей:
• 1. Л.Стрелкова считает, что роль положительногоперсонажа желательно предоставить ребенку с низким
уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного
героя предложить дошкольнику, который отличается
нравственным
поведением
(если
ребенок
отказывается, тогда воспитатель либо вызывает
добровольцев, либо берет ее сам (особенно в первых
играх-драматизациях).
• Если ребенок пристрастно и эмоционально выполняет
отрицательные роли, то воспитателю следует показать
жестокость поступков отрицательного героя.
• 2. Артемова Л.В. считает, что роль отрицательного героя
может выполнить кукла с отталкивающей внешностью.
20.
• Во время игры не следует исправлятьнеудачные выражения, обращаться к детям
с вопросами о выразительности персонажа
– это может нарушить ритм игры. Можно
организовать несколько играющих групп.
Роль ведущего первое время берет
воспитатель, а затем передает детям.
21. Методы и приёмы по подготовке игр-драмматизаций. Младшая группа
• Организуются игры на темы литературных произведений.("Игрушки" А.Барто, "Котик и козлик" Жуковского)
• Можно также проводить игры, носящие характер упражнений:
двум детям предлагается выбрать себе по любой игрушке, всем
вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его.
• Используется метод чтения художественной литературы: "Маша и
медведь", "Мой мишка" З.Александровой.
• Рассматривание иллюстраций с детьми, диафильмы.
• Беседа с детьми о поступках героев.
• Показ движений, упражнений с одним ребенком или подгруппой.
• Создаются различные ситуации для детей с целью реализации
роли.
• Игра"Паровоз". Воспитатель показывает, какими разнообразными
могут быть интонации, мимика, жесты, походка, поза, движения.
22. Средняя группа
• Происходит усложнение рассмотренных выше методов.• В игре "Паровоз" предложить детям вести рассказ от
первого лица, сопровождая слова движениями,
представить себя кем-нибудь, рассказать о себе.
Например, я – хитрая, пушистая лиса. Посмотрите,
какая я красивая, какой у меня хвост, какие ушки.
• Использование настольного театра. Рекомендуется
менять состав участников.
• Совместное изготовление атрибутов.
• Сначала
проводится
драматизация
отрывков
произведения, если в нем есть повторы ("Лиса, заяц и
петух"), затем игра-драматизация всей сказки
23. Старшая группа
• Специальные экскурсии, прогулки, наблюдения заокружающими (учить детей присматриваться к
поведению животных, особенности поведения
людей, их интонации, движения).
• Для развития воображения предлагаются детям
разные задания, например: "Представьте себе
море, песчаный берег, мы все лежим на теплом
песке, загораем, у нас хорошее настроение,
поболтали ногами, опустили их, разгребли
теплый песок руками" и т.п.
24.
• Мимические этюды – один ребенок рассказывает, другойпоказывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится.
Изобразить несколько персонажей сразу: "Щенок лежит на
коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул,
посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку и
т.д."
• Упражнения с воображаемыми предметами типа: "Представь себе
мяч, возьми его". Показать какого-либо персонажа в движении
сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это
был. Показать, как просят игрушку заяц, лиса, волк. Представить,
как обращается к колобку заяц (волк): если он голодный, сытый,
злой и т.д.
• Отражение сюжетов сказок в изодеятельности.
25. Подготовительная к школе группа
• Прием нравственной лесенки.• Рассматривание иллюстраций, книг, анализ
эмоциональных состояний персонажей, изображенных на
картинке. Разыгрывание различных сюжетов. Изменение
конца в знакомой сказке. Из двух драматизаций сделать
одну (способ морфологического анализа). Перевирание
сказки (метод Джани Родари). Сказка по-новому. Сказка с
открытым концом. Программы "Развитие", "Одаренный
ребенок", предлагают решать задачу развития умения
использовать условные обозначения при планировании
игр-драматизаций. В подготовительной группе
планируются в устном плане, самостоятельное
распределение ролей.
26. Инсценировка
• Инсценирование – это точное и последовательноевоспроизведение авторского литературного произведения.
Поэтому в отличии от игры-драматизации тут используются
специальной заучивание текста.
• Инсценирование литературных произведений проводят
лишь с детьми старших групп, в основном во время
литературных утренников, концертов, праздников.
Обязательно использовать декорации, костюмы, атрибуты.
• В инсценировке, как правило, есть ведущий, который
произносит слова от автора. Инсценировать можно также
стихотворные произведения.
27.
• С инсценировкой художественных литературныхпроизведений дети могут познакомиться, слушая грамзапись
инсценировки в исполнении артистов художественного слова.
• Дети могут инсценировать фрагменты того или другого
литературного произведения при проведении праздника
сказки литературной викторины, клуба веселых и находчивых,
праздников устного народного творчества, литературных
утренников, посвященных творчеству писателей и т.д.
• Указанные виды работы способствуют литературному
развитию детей, воспитывают интерес и любовь к книге,
формируют будущих читателей.