Похожие презентации:
Философия, ее предмет и место в культуре
1. “Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова”…
“ИЗМЕРЯЙ СВОИ ЖЕЛАНИЯ,ВЗВЕШИВАЙ СВОИ МЫСЛИ,
ИСЧИСЛЯЙ СВОИ СЛОВА”…
2. Философия, ее предмет и место в культуре
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ ИМЕСТО В КУЛЬТУРЕ
1. ТЕРМИН «ФИЛОСОФИЯ»;
2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ;
3 . М И Р О В О З З Р Е Н И Е К А К С О Ц И О К УЛ ЬТ У Р Н Ы Й
ФЕНОМЕН;
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3.
• ТЕРМИН « Ф И Л О С О Ф И Я » ВПЕРВЫЕ ОБЪЯСНИЛДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ П И Ф А Г О Р (КОНЕЦ VI ВЕКА –
НАЧАЛО V ВЕКА ДО Н. Э.);
• ТЕРМИН «ФИЛОСОФИЯ» ПРОИСХОДИТ ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ
“PHILEO” – ЛЮБОВЬ И “SOPHIA” – МУДРОСТЬ;
• ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ – ПОНЯТЬ ИДЕИ, ПО КОТОРЫМ
РАЗВИВАЕТСЯ И ЖИВЕТ МИР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО,
СФОРМИРОВАТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
• МИРОВОЗЗРЕНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ
ВЗГЛЯДОВ НА МИР И МЕСТО В НЕМ ЧЕЛОВЕКА.
• ФИЛОСОФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ,
САМОЙ НАИВЫСШЕЙ СТУПЕНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
4. Три типа мировоззрения
ТРИ ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ• ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПРОШЛА ТРИ ОСНОВНЫЕ
СТАДИИ СВОЕЙ ЭВОЛЮЦИИ: К О С М О Ц Е Н Т Р И З М ,
ТЕОЦЕНТРИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
• К О С М О Ц Е Н Т Р И З М — ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, В
ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ОБЪЯСНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА,
ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ МОГУЩЕСТВО, ВСЕСИЛЬНОСТЬ,
БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВНЕШНИХ СИЛ — КОСМОСА И СОГЛАСНО
КОТОРОМУ ВСЕ СУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ КОСМОСА И КОСМИЧЕСКИХ
ЦИКЛОВ.
• ДАННАЯ ФИЛОСОФИЯ БЫЛА СВОЙСТВЕННА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ,
ДРЕВНЕМУ КИТАЮ, ИНЫМ СТРАНАМ ВОСТОКА, А ТАКЖЕ ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ.
5.
• ТЕОЦЕНТРИЗМ - ТИП ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ВОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО ЧЕРЕЗ
ГОСПОДСТВО НЕОБЪЯСНИМОЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЙ СИЛЫ БОГА (БЫЛ РАСПРОСТРАНЕН В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ).
• АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — ТИП ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, В
ЦЕНТРЕ КОТОРОГО СТОИТ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА (ЕВРОПА ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ,
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ).
6.
• В ЦЕЛОМ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ОПРЕДЕЛИТЬСЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ЭТО ОБОБЩЕННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ
ЧЕЛОВЕКА (И ОБЩЕСТВА) НА МИР В ЦЕЛОМ, НА СВОЕ
СОБСТВЕННОЕ МЕСТО В НЕМ, ПОНИМАНИЕ И ОЦЕНКА
ЧЕЛОВЕКОМ СМЫСЛА СВОЕЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУДЕБ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА; СОВОКУПНОСТЬ ОБОБЩЕННЫХ НАУЧНЫХ,
ФИЛОСОФСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ, ПРАВОВЫХ,
НРАВСТВЕННЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИИ, ВЕРОВАНИЙ, УБЕЖДЕНИЙ И ИДЕАЛОВ ЛЮДЕЙ.
7.
• МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЛИ ПОСТЕПЕННО И
ПРОДОЛЖАЮТ СУЩЕСТВОВАТЬ СЕЙЧАС.
• ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
• 1) ОБЫДЕННОЕ;
• 2) МИФОЛОГИЧЕСКОЕ;
• 3) РЕЛИГИОЗНОЕ;
• 4) НАУЧНОЕ.
8.
• ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ• НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ;
• ВОЗНИКЛО У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В ХОДЕ ИХ ПОВСЕДНЕВНОЙ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
• ОПИРАЕТСЯ НА ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ,
• НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, НО И НЕ МОЖЕТ
РАСКРЫТЬ УПРАВЛЯЮЩИЕ МИРОМ ЗАКОНЫ.
• ВОЗНИКЛО ЗАДОЛГО ДО ФИЛОСОФИИ.
• У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ И ВКЛЮЧАЕТ
ПРОСТЕЙШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩИХ НАС
ПРЕДМЕТОВ И ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
9.
• МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ:.• СОВОКУПНОСТЬ МИФОВ, Т. Е. СОЗДАННЫХ НАРОДНОЙ
ФАНТАЗИЕЙ ЛЕГЕНД И СКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ, ОБРАЗНОЙ
ФОРМЕ.
• МИФОЛОГИЧЕСКУЮ ФОРМУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЖНО ИЗУЧАТЬ
ПО ДОШЕДШИМ ДО НАС ЛЕГЕНДАМ, МИФАМ, СКАЗКАМ,
ГЕРОИЧЕСКОМУ ЭПОСУ МНОГИХ НАРОДОВ МИРА.
10.
• ТРЕТЬЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ( Р Е Л И Г И О З Н А Я ) ТЕСНОПЕРЕПЛЕТАЕТСЯ СО ВТОРОЙ, МИФОЛОГИЧЕСКОЙ, —
• ГЛАВНОЙ ЧЕРТОЙ ВСЯКОЙ РЕЛИГИИ (И ОСНОВАННОГО НА НЕЙ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ) ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ — В
СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГОВ ИЛИ В НЕКИЕ СОБЫТИЯ, СВОЙСТВА
ВЕЩЕЙ, НАРУШАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ПРИ? РОДЫ, «ЕСТЕСТВА» (МАГИЯ,
ВЕРА В ЧУДЕСНЫЕ СВОЙСТВА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ, В
ТОТЕМ, Т. Е. ПРАРОДИТЕЛЯ ПЛЕМЕНИ).
• РЕЛИГИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТАКЖЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТА И
СИСТЕМЫ ОБРЯДОВ, КОТОРЫХ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ
МИРОВОЗЗРЕНИИ ЕЩЕ НЕТ.
11.
• ЧЕТВЕРТАЯ, Н АУ Ч Н А Я , ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВОЗНИКЛА НАОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, НАКОПЛЕНИЯ ПРОВЕРЕННЫХ И
ОБОСНОВАННЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ.
• НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЗДАВАЛОСЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ФИЛОСОФИЕЙ И ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛО ГЛУБОКО СВЯЗАНО С НЕЙ.
12.
• ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ – ПОСТИЖЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ВСАМОМ МИРЕ, А ЕЕ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ
НАЧАЛА И ПРИЧИНЫ БЫТИЯ.
• (!!!) ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЛСЯ В
ТЕСНОЙ СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА, ВСЕХ СТОРОН ЕГО
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ И
САМОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
• ФИЛОСОФИЮ ОТЛИЧАЕТ РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ И
ПОНИМАНИЙ К СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ ПРЕДМЕТУ И
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕЕ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОМ
(МНОЖЕСТВЕННОМ) ХАРАКТЕРЕ.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МОЖНО ВЫЧЛЕНИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ
МОМЕНТЫ, СВОЙСТВЕННЫЕ ФИЛОСОФСКОМУ ЗНАНИЮ
ВООБЩЕ (МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА):
13.
• 1. ОНТОЛОГИЯ - ЭТО ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ(ОТ ГРЕЧЕСКОГО «ONTOS» – СУЩЕЕ И «LOGOS» –
УЧЕНИЕ).
• ИССЛЕДОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ВОПРОСОВ БЫТИЯ.
• ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ПОНИМАЕТСЯ В УНИВЕРСАЛЬНОМ
СМЫСЛЕ КАК БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ;
• ВСЁ ПРОИЗОШЛО ИЗ НЕБЫТИЯ, ВСЁ В НЕБЫТИЕ И
УЙДЕТ. МИР СОЗДАН ИЗ НИЧЕГО И САМ ЕСТЬ НИЧТО.
СМЫСЛ В ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК.
• СУЩЕСТВУЕТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СМЕРТИ;
• СЛЕДУЮЩАЯ ПРОБЛЕМА БЫТИЯ: БЫТИЕ
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ;
14.
• 2. ГНОСЕОЛОГИЯ - ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ОТГРЕЧЕСКОГО «GNOSIS» – ЗНАНИЕ И «LOGOS» – УЧЕНИЕ). АНАЛИЗ
НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ВОПРОСОВ ПОЗНАНИЯ.
• ПОЗНАВАЕМ ИЛИ НЕПОЗНАВАЕМ МИР; КАКОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ,
МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ПОЗНАНИЯ; В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУЩНОСТЬ
САМОГО ПОЗНАНИЯ; ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ И ИСТИНА?; ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ
СУБЪЕКТОМ И ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ.
• ПРИ ЭТОМ ФИЛОСОФИИ НЕ ИНТЕРЕСНЫ КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ КОНКРЕТНЫХ НАУК (ХИМИИ, ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ,
АСТРОНОМИИ И Т.Д.), ХОТЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ НАУЧНЫМИ
РЕЗУЛЬТАТАМИ И ДАННЫМИ.
15.
• 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, КОТОРЫЙИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ.
• ИЗУЧЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВСЕОБЩИХ ВОПРОСОВ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
• ЭТА ПРОБЛЕМА НАХОДИТ СВОЕ МЕСТО В УЧЕНИИ О БЫТИИ.
• ИМЕННО ОБЩЕСТВО ОКАЗЫВАЕТ ОСНОВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ФОРМИРУЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
ЧЕЛОВЕКА. ПОЭТОМУ ЭТА ПРОБЛЕМА ВЫДЕЛИЛАСЬ В ОТДЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ.
16.
4. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – ЭТО ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. .ИССЛЕДУЕТ ПРИРОДУ (СУЩНОСТЬ) ЧЕЛОВЕКА.
• ВЫРАБОТКА ОБЩЕФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ ПОНИМАНИЯ
СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ
ИСХОДНЫМ И КОНЕЧНЫМ ПУНКТОМ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.
• ОСНОВАТЕЛЕМ ИЛИ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ФИЛОСОФСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ МАКС ШЕЛЕР (SCHELER) (1874-1928)
17.
• ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФИЛОСОФИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СВОЕГОРАЗВИТИЯ СОДЕРЖИТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА:
1.
ОНТОЛОГИЯ,
2.
ГНОСЕОЛОГИЯ,
3.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ,
4.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
• КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОФОРМЛЕНА В ВИДЕ ТЕОРИИ,
ФОРМУЛИРУЮЩЕЙ СВОИ КАТЕГОРИИ И ИХ СИСТЕМУ,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
• ФИЛОСОФИЮ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК УЧЕНИЕ ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ БЫТИЯ, ПОЗНАНИЯ И ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И
МИРА.
18. Основные этапы развития философии.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯФИЛОСОФИИ.
• ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:
• ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ С 15-ГО ВЕКА ДО Н. Э.
(БУДДИЗМ, ОСНОВАТЕЛЬ БУДДА 563–486 ДО Н. Э.) И ДРЕВНЕГО
КИТАЯ: ДАОСИЗМ - ОСНОВАТЕЛЬ ЛАО-ЦЗЫ (604 ГОД ДО Н. Э. –
5-ЫЙ ВЕК ДО Н. Э.); КОНФУЦИАНСТВО - ОСНОВАТЕЛЬ КОНФУЦИЙ (551–479 ДО Н. Э.); ЛЕГИЗМ.
• ЛАО ЦЗЫ И КОНФУЦИЙ - ВИДНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ, КОТОРЫЕ ВО МНОГОМ
ОПРЕДЕЛИЛИ ЕЁ ПРОБЛЕМАТИКУ И ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ НА
ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВПЕРЁД.
19. «Просветление»
«ПРОСВЕТЛЕНИЕ»20.
СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:СУЩНОСТНАЯ ОБРАЩЕННОСТЬ К ПРОШЛОМУ, В ПРОШЛОЕ;
ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С МИФОЛОГИЕЙ, МИФАМИ (ИХ
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ – ЗООМОРФНЫЙ,
ЖИВОТНОПОДОБНЫЙ) ХАРАКТЕР ДЕЙСТВОВАВШИХ В НИХ
БОГОВ И ДУХОВ;
КУЛЬТ ПРЕДКОВ;
БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА НЕБА;
21. Изречения Конфуция, записанные учениками:
ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕУЧЕНИКАМИ:
ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ ДУМАЕТ О ДОЛГЕ, А МЕЛКИЙ ЧЕЛОВЕК — О
ВЫГОДЕ.
СВОИМ ПРИМЕРОМ ПОБУЖДАЙ ЛЮДЕЙ ТРУДИТЬСЯ.
ЕСЛИ ПЛАТИТЬ ДОБРОМ ЗА ЗЛО, ЧЕМ ЖЕ ТОГДА ПЛАТИТЬ ЗА
ДОБРО?
ВСЕ ТЕЧЕТ, КАК ВОДА. ВРЕМЯ БЕЖИТ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ.
22. Конфуций - «Учитель»
КОНФУЦИЙ - «УЧИТЕЛЬ»23. Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун»)
КУН-ЦЗЫ, КУН ФУ-ЦЗЫ(«УЧИТЕЛЬ КУН»)
24. Могила Конфуция в Цюйфу
МОГИЛА КОНФУЦИЯ В ЦЮЙФУ25.
26. Даосизм («путь вещей»)
ДАОСИЗМ («ПУТЬ ВЕЩЕЙ»)ДАОСИЗМ — САМОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ИЗ ВСЕХ КИТАЙСКИХ
УЧЕНИЙ.
ОСНОВНЫМ ТРАКТАТОМ ДАОСИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ НАПИСАННАЯ
ПОЛУЛЕГЕНДАРНЫМ ФИЛОСОФОМ ЛАО-ЦЗЫ КНИГА ДАО ДЭ ЦЗИН
(ОК. V—III ВВ. ДО Н. Э.).
ЕГО ПРОБЛЕМАТИКА В ОСНОВНОМ ПОСВЯЩЕНА
ОСМЫСЛЕНИЮ ПЕРВООСНОВ И РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО
БЫТИЯ, А ТАКЖЕ ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРИРОДНОГО
СУЩЕСТВА.
27.
СЛЕДУЯ СВОЕЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ,ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ПЯТЬ ПРАВИЛ:
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ,
ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ СНА,
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ,
ВЗАИМНОЕ ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ,
ЖИЗНЕННЫЙ ОПТИМИЗМ (ЧУВСТВО РАДОСТИ
БЫТИЯ).
ВАЖНОЕ МЕСТО В ДАОСИЗМЕ ЗАНИМАЕТ УЧЕНИЕ
О БЕССМЕРТИИ И СПОСОБАХ ЕГО ОБРЕТЕНИЯ.
28. Лао-Цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец)
ЛАО-ЦЗЫ (СТАРЫЙ МЛАДЕНЕЦ,МУДРЫЙ СТАРЕЦ)
29. Лао-Цзы (некоторые изречения)
ЛАО-ЦЗЫ (НЕКОТОРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ)ЛУЧШЕ БЫТЬ МЯГКИМ СНАРУЖИ И ТВЕРДЫМ ВНУТРИ, ЧЕМ
ТВЕРДЫМ СНАРУЖИ И МЯГКИМ ВНУТРИ;
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАКОНОВ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОРОВ;
ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИННОЙ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С
ПЕРВОГО ШАГА;
КОГДА Я ОСВОБОЖДАЮСЬ ОТ ТОГО, КТО Я ЕСТЬ, Я СТАНОВЛЮСЬ
ТЕМ, КЕМ Я МОГУ БЫТЬ.
30. КОНФУЦИАНСТВО
ЖЭНЬ — ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КОНФУЦИАНСТВА. ОЗНАЧАЕТ≪ГУМАННОСТЬ≫, ≪МИЛОСЕРДИЕ≫, ≪ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ≫.
И — ≪ЧУВСТВО ДОЛГА≫, ≪ДОЛГ-СПРАВЕДЛИВОСТЬ≫. В
ШИРОКОМ СМЫСЛЕ «И» — ЭТО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ,
КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ.
31.
«ИНЬ – ЯН» — ПАРНЫЕ ПОНЯТИЯ, В ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИВЫРАЖАЮЩИЕ ИДЕЮ ДВОЙСТВЕННОСТИ НАЧАЛ БЫТИЯ.
«ИНЬ — ЯН»— ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПАРА, В КОТОРОЙ ОДНО
НАЧАЛО НЕИЗБЕЖНО ПРЕДПОЛАГАЕТ ВТОРОЕ.
ЛИ — ≪РИТУАЛ≫, ≪ЦЕРЕМОНИЯ≫, ≪ЭТИКЕТ≫.
ЛИ — ЭТО ВСЕВОЗМОЖНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ —
РЕЛИГИОЗНОГО, СВЕТСКОГО, СЕМЕЙНОГО.
32.
СЯО - ОДИН ИЗ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ КОНФУЦИАНСТВА ≪СЫНОВЬЯ ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ И ПОЧИТАНИЕ СТАРШЕГОБРАТА≫.
ИСПОЛНЯТЬ СЯО — ЗНАЧИТ СЛУЖИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПО
ПРАВИЛАМ ЛИ.
ЦИ — БУКВ, ≪ДЫХАНИЕ≫, ≪ЭФИР≫, ≪ЖИЗНЕННАЯ
ЭНЕРГИЯ≫, ≪СИЛА≫. ВВЕДЕНИЕ
ЭТОГО ПОНЯТИЯ ПРИПИСЫВАЮТ ДАОСАМ. В ОБЩЕМ СМЫСЛЕ ЦИ ДУХОВНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ, ЖИЗНЕННАЯ СИЛА.
33. Древнегреческая цивилизация
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ34.
• ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (АНТИЧНАЯФИЛОСОФИЯ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ
РИМ С 6-ГО ВЕКА ДО Н.Э. ПО 6-Й ВЕК Н.Э.)
• ПРЕДСТАВИТЕЛИ: СОКРАТ, ПЛАТОН,
АРИСТОТЕЛЬ.
35.
• МЕСТО РОДОВОЙ ОБЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИЗАНЯЛА ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩИНА – ПОЛИС, ГОРОДГОСУДАРСТВО, – УНИКАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
• КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ,
КУЛЬТУРА ПОЛИСОВ. В ГРЕЦИИ ВПЕРВЫЕ ВОЗНИКАЕТ И
ДОСТИГАЕТ ВЫСОКОРАЗВИТЫХ ФОРМ ДЕМОКРАТИЯ (В
ЕЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ФОРМЕ).
36.
37. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
ХАРАКТЕР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙЦИВИЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
ОТЛИЧИЕ ОТ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАЗВИВАЛАСЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В
ЛОНЕ РЕЛИГИИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ СРАЗУ ЗАНЯЛА ПО
ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИИ РЕЗКО ОБОСОБЛЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЯГОТЕЛА, КАК ПРАВИЛО, К
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ, К ПОУЧЕНИЯМ И
НАСТАВЛЕНИЯМ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ, АНТИЧНАЯ – К
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЪЯСНЕНИЮ МИРА.
38.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ ПИТАЛАСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИБОГАТОЙ МИФОЛОГИИ.
ЕДИНСТВО ГРЕЧЕСКОГО МИРА ОБЕСПЕЧИВАЛОСЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ,
ЯДРО КОТОРОЙ СОСТАВЛЯЛА ПОЛИТЕИСТИЧЕСКАЯ (ПОЛИТЕИЗМ –
МНОГОБОЖИЕ), ОСНОВАННАЯ НА МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
РЕЛИГИЯ.
ГОМЕРОВСКИЕ ПОЭМЫ «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ», НАИБОЛЕЕ ПОЛНО
ВЫРАЗИВШИЕ
ОФИЦИАЛЬНУЮ
ГРЕЧЕСКУЮ
РЕЛИГИОЗНОСТЬ,
ВОСПРИНИМАЛИСЬ КАК ТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА, ПУСТЬ И
ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОСЛАВЛЕНИЮ БОГОВ И ГЕРОЕВ.
39. Гомер (Homeros), легендарный древнегреческий поэт-сказитель, прародитель греческой и, следовательно, европейской литературы
ГОМЕР (HOMEROS), ЛЕГЕНДАРНЫЙДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЭТ-СКАЗИТЕЛЬ,
ПРАРОДИТЕЛЬ ГРЕЧЕСКОЙ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
40. Цитаты
ЦИТАТЫ• "ПРЕКРАСНОЕ НЕДОЛГОВЕЧНО".
• "ПРИЯТНЫ ЗАВЕРШЕННЫЕ ТРУДЫ".
• "СДЕЛАННОЕ И ДУРАК ПОЙМЕТ".
• "ЖЕНЩИНУ УКРАШАЕТ МОЛЧАНИЕ".
41. Пантеон древнегреческих богов
ПАНТЕОН ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ БОГОВ• МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВАЖНА ТЕМ,
ЧТО ОНА ПОДТОЛКНУЛА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К
УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ, К ПОЯВЛЕНИЮ
МНОЖЕСТВ НАУК (МАТЕМАТИКИ, ЛОГИКИ,
РИТОРИКИ И МН. ДР.)
42.
• ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 2-3 ВЕК – ПО 14 ВЕК Н. ЭРЫ.ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
• ПРЕДСТАВИТЕЛИ: АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354–430) И ФОМА
АКВИНСКИЙ (1225/26–1274).
• ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (С 14–16 ВЕКА Н.Э.) (ФРАНЧЕСКО
ПЕТРАРКА, ДАНТЕ, МОНТЕНЬ И ДР.)
• ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17 ВЕК – СЕРЕДИНА 18 ВЕКА)
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: ФРЕНСИС БЭКОН (1561–1626),
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650), ЛЕЙБНИЦ (1646–1716) И ДР.
• ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФРАНСУА ВОЛЬТЕР (1694–1778) И ДР.
• НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (СЕРЕДИНА 18-ГО ВЕКА ПО
СЕРЕДИНУ 19 ВЕКА). ИММАНУИЛ КАНТ (1724–1804), ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ
(1770–1831), ФИХТЕ И ДР.
43.
• ИРРАЦИОНАЛИЗМ (19 ВЕК). АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788–1860),ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844–1900)
• ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. МАРКС И ЭНГЕЛЬС.
• ФИЛОСОФИЯ 20-ГО ВЕКА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗИТИВИЗМ, ПСИХОАНАЛИЗ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ,
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА И ДР.
• РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 19–20 ВЕК. СЛАВЯНОФИЛЫ, ЗАПАДНИКИ,
РЕЛИГИОЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ.
44. ВОПРОСЫ?
45. Вопросы к семинару
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ1.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
2.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ЕГО
СТРУКТУРА.
3.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.
4.
ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ФУНКЦИИ
ФИЛОСОФИИ.
5.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ, ИСКУССТВА, МОРАЛИ,
РЕЛИГИИ.