Похожие презентации:
Философские концепции пространства и времени
1. Философские концепции пространства и времени
Реляционные концепции пространства• Пространство (место) есть граница внешней среды, являющейся
границей тела (Аристотель)
«…место объемлет тот предмет, местом которого оно служит … оно
может быть оставлено каждым предметом и отделимо от него <…>
… место … ни форма, ни материя, ни какое-то протяжение …
необходимо, чтобы место было … границей объемлющего тела»
• Пространство как восприятие расположенных в некотором
порядке различных точек (Юм)
• Пространство как априорная форма чувственности ( Кант)
1. Пространство не явление, так как оно предполагается при
соотнесении ощущений к ему-то внешнему
2. Пространство
лежит в основании всех явлений (нельзя
вообразить явлений без пространства, а пространство – можно
без явлений)
3. Пространство единое для всех явлений
4. Пространство представляется как бесконечно данная величина,
содержащая в себе все части пространства
2. Философские концепции пространства и времени
Пространство как форма инобытия Абсолютного Духа (Гегель)«Первым, или непосредственным, определением природы является
абстрактная всеобщность ее вне-себя-бытия, его
лишенное опосредствования безразличие, пространство. Оно есть
совершенно идеальная рядоположность, потому что оно есть внесебя-бытие; оно просто непрерывно, потому что эта внеположность
еще совершенно абстрактна и не имеет в себе никакого
определенного различия.»
Субстанциальные концепции пространства
• Пространство как пустота (Демокрит, Эпикур)
• Пространство как протяженность (Декарт)
• Пространство бесконечное может существовать без вещей
(пустое), непрерывное, трехмерное (Ньютон)
«…Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к
чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и
неподвижным»
3. Философские концепции пространства и времени
Реляционные концепции времени• Время – мера движения (Аристотель)
«…время не есть движение, но и не существует без движения <…>
… время … есть число движения в отношении к предыдущему и
последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно»
• Время как воспоминание, созерцание и ожидание (Бл. Августин)
Существует три времени:
«…настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и
настоящее будущих предметов <…> Так для настоящего прошедших
предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих
предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего
будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда»
• Время как восприятие взятых в некотором порядке событий (Юм)
• Время как априорная форма чувственности ( Кант)
• Время как форма инобытия Абсолютного Духа (Гегель)
«Время как отрицательное единство вне-себя-бытия есть также нечто
всецело абстрактное и идеальное; оно есть бытие, которое, существуя, не
существует и, не существуя,
существует, - оно есть созерцаемое
становление.»