Характеристика особенностей развития скульптуры периода формирования советского искусства (1918 - 1930гг)
1918-1920 годы
Иван Дмитриевич Шадр  (1887 — 1941)
Николай Андреевич Андреев  (26 октября 1873— 24 декабря 1932)
Александр Матвеев (13 (25) августа 1878 — 22 октября 1960)
Анна Голубкина (16 [28] января 1864— 7 сентября 1927) 
Вера Игнатьевна Мухина  (19 июня 1889 — 6 октября 1953) 
Сарра Дмитриевна Лебедева (23 декабря 1892- 7 марта 1967 )
1930-е годы
Иосиф Моисеевич Чайков  (1888, Киев — 1979, Москва)
«Искусство, техника и современная жизнь»
4.22M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Развитие скульптуры периода формирования советского искусства (1918-1930)

1. Характеристика особенностей развития скульптуры периода формирования советского искусства (1918 - 1930гг)

2. 1918-1920 годы

• В формировании нового искусства принимали
участие и такие национальности, культурный
расцвет которых оставался либо в далёкой
древности, либо официальное искусство которых
совсем не существовало, а находилось на уровне
народного творчества. Всё это нужно иметь ввиду
при изучении путей развития советского искусства.
• Были национализированы Третьяковская галерея,
Эрмитаж и Русский музей, многие частные
собрания. Соборы и царские резиденции
превращались в музеи.

3.

• Ленин считал, что нужно широко
использовать все виды монументального
искусства как мощное средство
политической пропаганды. Например,
скульптуре здесь должны быть отведено
одно из первых мест. В соответствии с
выработанным планом, были убраны
памятники, не представлявшие, по
мнению новой власти, ни исторического,
ни художественного интереса, и стали
создаваться памятники (бюсты, фигуры,
стелы, памятные доски) героям
революции, общественным деятелям, а
так же учёным, поэтам, писателям,
композиторам, артистам, т.е., по
выражению Ленина, "героям культуры".
Памятные доски с лаконичными
надписями также играли немаловажную
роль в пропаганде.
Памятник Лассалю. 1918
Скульптор В. Синайский

4.

Шервуд Л. В.
Памятник А. Н. Радищеву
• В создании новых памятников
принимали участие скульпторы
самых различных направлений
и возрастов: Н.А. Андреев, А.Т.
Матвеев, В.А. Синайский,
вплоть до студентов
художественных училищ.
Первые памятники были
разными по трактовке образа и
формы: от традиционнореалистических, иногда
натуралистических, до открытоформалистических, от
портретных до обобщённосимволических. Открытие
памятника было всегда и актом
пропаганды. Обсуждение
проектов вызывало горячие
творческие дискуссии.

5.

Открытие памятника К. Марксу
работы А. Матвеева.
Ноябрь, 1918. Петроград
Памятник Ф. М. Достоевскому в
Москве. Скульптор С. Д.
Меркуров. 1911-14.

6.

• С 1918 по 1920 г. в Москве было
установлено 25 памятников, в
Петрограде- 15. Многие
памятники не сохранились в
основном потому, что были
исполнены во временных
материалах (гипс, бетон, дерево
и пр.). Другие являли собой
пример откровенной халтуры.
Были примеры кубистических
поисков формы, как памятник
Бакунину Б. Королёва, не
понравившийся
"общественности" и по её
требованию вскоре убранный.
М. Г. Манизер. Рабочий. Рельеф.
Цемент. 1920 — 1921 гг

7.

• По всей стране, не только в Москве и Петрограде,
создавались памятники согласно плану
монументальной пропаганды, положившему начало
"революционному преобразованию искусства",
созданию искусства новой эры. Далеко не все образы
были глубокими, даже в тех случаях, когда скульпторы
стремились к воплощению нового революционного
содержания через постижение классического наследия
и преодоление влияний формализма, как это делали
Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, которые неустанно
над совершенствованием мастерства и культуры - над
спецификой материала, выразительными средствами
пластики.

8. Иван Дмитриевич Шадр  (1887 — 1941)

Иван Дмитриевич Шадр
(1887 — 1941)
• В творчестве Шадра в 20-х годах получили
выражение характерные черты времени.
Шадр не прошел последовательной
академической школы, но он умел учиться у
современных ему больших мастеров и у
великих реалистов прошлого.
• Не будучи прямым учеником Голубкиной,
Шадр, тем не менее, смог и у этого мастера
воспринять замечательную черту —зоркое
видение духовной красоты простого человека.

9.


В 1922 году им были исполнены для Гознака «Рабочий»,
«Крестьянин», «Красноармеец» и «Сеятель». Эти образы
нисколько не идеализированы. В них раскрыта мощь и сила
народа, ставшего хозяином своей судьбы. В них еще есть следы
векового гнета, но они уже как бы выпрямились навстречу
новой жизни. Их взгляд просветлен, он стал волевым и
сознательным.
Рабочий. Отлив по гипсовому
оригиналу 1922 г. Бронза
Крестьянин.
1922. Бронза. ГТГ
Красноармеец. 1922.
Бронза

10.

И. Шадр. Сеятель. 1922
• Особенно хорош
«Сеятель». Его красивое,
типично русское лицо
одухотворено особым
чувством,- как будто
человек вдохнул полной
грудью весенний воздух
и, преисполненный
торжественной радости,
приступил к своему делу.
Чисто жанровый мотив
приобретает у скульптора
символическое звучание,
в нем раскрывается
большое содержание —
радость труда свободного
человека на свободной
земле.

11.

• Умение Шадра увидеть в конкретном
образе и конкретной жизненной
ситуации типическое явление,
поднимающееся до значения символа,
проявилось с особой силой в статуе
«Булыжник — оружие пролетариата»,
исполненной к юбилейной
художественной выставке «X лет
Октября». Прекрасно найденный,
сильный и четкий пластический мотив
— основа удачного композиционного
решения этой статуи. Сама композиция
заставляет почувствовать и
предшествующий и последующий
моменты. Изображен частный эпизод,
но вместе с тем статуя олицетворяет
мощь и решимость всего рабочего
класса в его борьбе за свободу. Уже
сам выбор Шадром модели —
молодого, красивого, сильного
человека — говорит о том, что
скульптор хотел создать прекрасный,
как бы идеальный, образ борца.
Булыжник - оружие пролетариата.
1927. Бронза. ГТГ

12.

• Всегда волновавший скульптора
образ Ленина наиболее ярко
удалось ему воплотить в
замечательной статуе вождя,
установленной в Грузии.
Замысел памятника,
установленного на плотине
одной из первых советских
электростанций, о которых так
мечтал Ильич, выявляется
благодаря удачно найденному
движению фигуры, очень
естественному и волевому жесту
руки, указывающей на бурные
воды рек, покоренных
человеком.
Памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе. 1927
• Воплощение образа Ленина
стало одной из центральных
проблем советских скульпторов,
особенно остро вставшей после
смерти вождя.

13. Николай Андреевич Андреев  (26 октября 1873— 24 декабря 1932)

Николай Андреевич Андреев
(26 октября 1873— 24 декабря 1932)
Зрелым мастером проявил
себя Андреев различных
работах 20-х — начала 30-х
годов, в частности в
монументальной
скульптуре, создав ряд
интересных проектов
памятников (В. Ногину, А.
Чехову, «Первой
пятилетке»). В крепких
реалистических традициях
исполнен Андреевым
памятник А. Островскому,
установленный в 1929 году
у Малого театра в Москве.
Памятник Островскому 1929г

14.

• Делом всей жизни этого
скульптора стала серия портретов
Ленина. «Лениниана» Андреева
— это не только постепенное
восхождение от этюдов и эскизов
к законченному портрету вождя,
но и выявление, шаг за шагом,
подлинно великого в Ленине,
нахождение отточенной,
безукоризненно точной
пластической формы.
• Мастер создал серию портретов
1924—1930 годов, композиции
«Ленин за письменным столом»,
«Ленин на трибуне», «Ленинвождь».
Скульптура "В.И. Ленин на трибуне"

15.

• И как венец всех исканий—
исполненная в 1931 — 1932
годах (последние годы жизни
скульптора) композиция «Ленин
— вождь», в которой образ
Ленина решен во всей его
многогранности, во всем
величии. Статуя больше
предшествующих по размерам.
Образ стал героическим,
монументальным.
• Глубокий интерес к человеку,
стремление раскрыть его
"духовный мир и отношение к
действительности обусловили в
20-е годы плодотворное
развитие портрета В своих
исканиях советские скульпторы
во многом опирались на лучшие
достижения дореволюцио ной
портретной пластики.
Ленин — вождь.
Мрамор. 1931 — 1932 гг

16. Александр Матвеев (13 (25) августа 1878 — 22 октября 1960)

Александр Матвеев
(13 (25) августа 1878 — 22 октября 1960)
Октябрь. Гипс. 1927 г.
характеризуется классической
ясностью в понимании
конструктивной основы пластики,
гармоничностью скульптурных
масс и соотношения объёмов в
пространстве («Раздевающаяся
женщина», «Женщина,
надевающая туфлю»), а также
знаменитый «Октябрь» (1927),
где в композицию включены 3
обнаженные мужские фигуры —
сочетание классических традиций
и идеала «человека эпохи
Революции» (атрибуты — серп,
молот, буденовка).

17.

Купальщица. 1923. Гипс
Обнажённая. 1918. Бронза

18.

• Искусство Родена, оказавшего столь
заметное влияние на развитие мирового
скульптурного портрета, было воспринято
русскими мастерами творчески и глубоко
переработано.

19. Анна Голубкина (16 [28] января 1864— 7 сентября 1927) 

Анна Голубкина
(16 [28] января 1864— 7 сентября 1927)
"Портрет Л.Н.Толстого" 1927
• В это время она продолжает
работать, наибольшие успехи её
проявлялись в портретном
жанре. Оставаясь верной своим
творческим принципам, она
создает ряд глубоких,
проникновенных произведении
и среди них свой последний
шедевр — портрет Л. Н. Толстого
(1927). Глядя на портрет,
бронзовый отлив которого
сохраняет особенности лепки в
жидкой глине как бы ощущаешь
трепетность возникающей
под пальцами скульптора
пластической формы.

20. Вера Игнатьевна Мухина  (19 июня 1889 — 6 октября 1953) 

Вера Игнатьевна Мухина
(19 июня 1889 — 6 октября 1953)
формируется как мастер
тоже в 20-е.
Вера Игнатьевна Мухина
участвовала в
осуществлении Ленинск
ого плана
монументальной
пропаганды.
В этот период она создаёт
проект памятника
«Освобожденный труд»
(1920, не сохранился),
«Крестьянка» (1927).
Крестьянка. 1927. Бронза. ГТГ

21. Сарра Дмитриевна Лебедева (23 декабря 1892- 7 марта 1967 )

Портрет Ф. Дзержинского. 1925. Бронза. ГТГ
• Из более зрелых
мастеров отмечают
творчество Сарры
Лебедевой, которая
создавала портреты, в
том числе
характерный портрет
Дзержинского (1925).
В своем понимании
формы она учитывает
традиции и опыт
импрессионизма.

22. 1930-е годы

• В 30-е годы в скульптуре много работали и
старые мастера, заявившие о себе ещё в
первые годы советской власти, и молодые.
Следует отметить, что в это время во всех
жанрах скульптуры стало заметно тяготение к
идеализации натуры. Особенно это сказалось
в монументальной скульптуре,
представленной в конкурсах на
многочисленные памятники. Для молодых
художников, вступивших в эти годы на
творческий путь, первостепенной проблемой
становился синтез скульптуры и архитектуры.

23.

• Новые черты приобретают
портреты Лебедевой во
второй половине 30-х годов.
Оставаясь тонкими и
многогранными, они
наполняются особым
пафосом, становятся более
широкими по социальной
характеристике, иногда
приобретают черты героики и
романтики. Портрет-этюд
прославленного летчика В.
Чкалова, исполненный
Лебедевой в 1937 году, в
основе документален, но в то
же время это типический
образ человека эпохи великих
свершений.
Портрет Героя Советского Союза летчик
а В. П. Чкалова. 1937

24. Иосиф Моисеевич Чайков  (1888, Киев — 1979, Москва)

Иосиф Моисеевич Чайков
(1888, Киев — 1979, Москва)
• В различных видах
пластики успешно
работает этот
мастер, автор
известной
композиции
«Футболисты».
Футболисты. 1928—1938

25. «Искусство, техника и современная жизнь»

• Большое значение для развития советской
монументальной скульптуры имело участие СССР в
международной выставке "Искусство, техника и
современная жизнь", устроенная в Париже.
• Построенное по проекту Б. М. Иофана здание было
облицовано самаркандским мрамором. Вход в
павильон украшали барельефы скульптора И. М.
Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.
Внутри, советский павильон представлял собой галерею
длиной 150 м. Среди экспонатов выставки советского
павильона демонстрировалась карта СССР выполненная
из благородных металлов и драгоценных камней.
Советский павильон собрал 270 наград. Из них: 95 гранпри, 70 золотых медалей, 40 серебряных, 6 бронзовых и
больше полусотни дипломов.

26.

Общий вид выставки

27.

Рабочий и колхозница.
1935—1937 гг .
• Символом советского
павильона стала 24-метровая
скульптурная группа «Рабочий
и колхозница», посвящённая
достижениям
социалистической
индустриализации и
выполненная из
нержавеющей стали по
проекту В. И. Мухиной.
• Скульптура «Рабочий и
колхозница» оценивалась
французской прессой как
«величайшее произведение
скульптуры ХХ века».

28.


Оставаясь верной излюбленной монументально-декоративной форме,
Мухина часто прибегает к символико-аллегорической трактовке образа.
Аллегорические образы Мухиной рождались из жизни, являясь результатом
яркого и глубокого обобщения действительности.
Созданная ею в 1939 году декоративная группа «Хлеб» изображает двух
женщин, сидящих на снопах и поддерживающих тяжелый сноп над головой.
В удивительно жизненной и благородно-возвышенной трактовке
обнаженного тела сказались многолетние и упорные занятия Мухиной
рисунком, в котором она настойчиво изучает натуру, выразительность
человеческого тела в покое и в движении.
В. Мухина. Хлеб. 1939
English     Русский Правила