Похожие презентации:
Литературное краеведение Донбасса
1. литературное краеведение
Донбасса.
2.
«Понять литературу, не зная мест, гдеона родилась,
не менее трудно, чем понять чужую
мысль, не зная языка, на котором она
выражена».
Д.С. Лихачев.
3. Предмет и задачи литературного краеведения
«Краеведение - всестороннее изучениеопределенной части страны, города или деревни,
других поселений местным населением, для
которого эта территория считается родным
краем. Краеведение - комплекс естественных и
общественных исследований. Краеведение
изучает природу, население, хозяйство, историю
и культуру родного края» (Большая Советская
энциклопедия )
4.
Российская педагогическая энциклопедиярассматривает краеведение именно как
предмет школьного курса и поэтому их
определение это: «Краеведение в школе,
изучение учащимися природы, экономики,
истории и культуры своей местности школьного микрорайона, города, села,
района, области»
5.
В словаре русского языка С.И. Ожегова ив словаре русского языка под редакцией
А.П. Евгеньева и Г.А. Разумникова
даются идентичные определения:
«Совокупность знаний о том или другом
крае, изучение его природы, истории,
экономики, быта и т. п.»
6.
«цель краеведческого образования –способствовать духовно-ценностной и практической
ориентации учащихся в их
жизненном пространстве, а также социальной
адаптации»
7.
Литературное краеведение специфическая отрасль науки о литературе,«та же история литературы, но
отличающаяся особым подбором материала,
особым аспектом его рассмотрения». Во
всех изучаемых предметах расширяется
представление учащихся об окружающем
мире, об исторических и культурных связях
родных мест с жизнью всей страны.
8.
Уроки литературного краеведения являются важным звеномлитературного образования школьников и создают дополнительные
возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
Материалы по литературному краеведению Донбасса располагают
богатейшими возможностями для организации разнообразных учебных
занятий и призваны вызывать интерес к истории и культуре родного края,
воспитывать патриотические чувства, отрабатывать навыки поисковой
работы. Практическая реализация курсов литературного краеведения в
учебно-воспитательном процессе предполагает решение следующих задач:
изучение жизненных и творческих связей с Донбассом русских
писателей-классиков;
знакомство с биографией и произведениями писателей и поэтов, чей
жизненный или творческий путь соприкоснулся с Донбассом;
исследование литературного наследия поэтов, писателей,
журналистов, чей талант начинал развиваться в родном городе.
9.
По словам академика Д.С. Лихачева, «понять литературу,не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем
понять чужую мысль, не зная языка, на котором она
выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами
по себе: они вырастают на родной почве и могут быть
поняты только в связи со всей родной страной».
Литературное краеведение позволяет обеспечить
вхождение обучающихся в культурную среду региона
путем изучения произведений писателя и окружающей
его жизни.
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не
найти отражение в литературе. Грозный и могучий край
привлекал внимание многих писателей.
10.
Викентий Вересаев4 (16) 01.1867 — 3. 06.1945
"Без дороги"
Одним из первых Донецк упоминает известный
советский писатель Викентий Вересаев, который
посещал Юзовку дважды. Вначале он приезжал в 1890
году, чтобы написать восемь очерков под названием
"Подземное царство". В своей работе писатель
рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал
во время эпидемии холеры. Второй раз Вересаев нанес
визит в 1892 году, чтобы продолжить борьбу с холерой.
В поездке он пишет повесть "Без дороги", рассказывая
о быте и условиях труда шахтеров. Эта книга приносит
писателю известность.
11.
Александр Куприн7. 09. 1870 - 25. 08. 1938
Посещение Юзовки запомнилось Куприну надолго
Более столетия назад был написан "Молох" ,
но с тех пор он не только не потерял актуальности –
наоборот, это произведение все более ярко и отчетливо
отражает современную жизнь. Машины, заводы, грохот
цехов – кто-то называет это прогрессом, а герою Куприна видится Молох,
пожирающий своих жертв. Повесть Александра Куприна "Молох" хорошо
известна в России, её изучают в школах и вузах, восхищаясь тем, как
точно и неумолимо автор описывает ужас человека перед железной
хваткой прогресса. "...Заводский гудок протяжно ревел, возвещая начало
рабочего дня. Густой, хриплый, непрерывный звук, казалось, выходил изпод земли и низко расстилался по ее поверхности. Мутный рассвет
дождливого августовского дня придавал ему суровый оттенок тоски и
угрозы..."
Прообразом чудовища, ежедневным зычным ревом собирающего свои
жертвы, стал для писателя Юзовский завод.
Куприн пишет целую серию очерков о тяжелой жизни рабочих –
"Юзовский завод", "В главной шахте", "В огне" и, конечно же, повесть
"Молох". В этих произведениях вам откроется суровый рабочий Донецк
староюзовских времен.
12.
Чехов и Донбасс(17 (29) 01.1860-2 (15) 06.1904
В мае 1887 г. по пути в Таганрог заехал в Святые
горы А.П. Чехов и пробыл здесь два дня. «Место
необыкновенно красивое и оригинальное, - писал в
своём письме к сестре Чехов, - монастырь на берегу
реки Донца, у подножья громадной белой скалы, на
которой теснясь и нависая друг над другом
громоздятся садики, дубы и вековые сосны.
Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то
сила выпирает их вверх и вверх...» - писал Чехов…
13. Константин Паустовский. 19 (31) 05. 1892, — 14. 06. 1968 Гостиница "Великобритания"
Константин Паустовский.19 (31) 05. 1892, — 14. 06. 1968
Гостиница "Великобритания"
Вернемся из советского Донбасса в дореволюционную Юзовку. Камбек
посвятим первой гостинице города, узнаем, какой ее увидел знаток русской
природы Константин Паустовский. В автобиографической повести "Книга о
жизни. Беспокойная юность" писатель вспомнил свой визит в Юзовку.
Пребыванию в шахтерском крае Паустовский посвятил главу о Гостинице
"Великобритания" в своих мемуарах:
- Стены ее были выкрашены в цвет грязного мяса. Но это владельцу
гостиницы показалось скучным. Он приказал покрыть стены модной тогда
декадентской росписью — белыми и лиловыми ирисами и кокетливыми
головками женщин, выглядывавшими из водяных лилий..."
К слову, это единственное в литературе описание первой донецкой
гостиницы, которая до сих пор принимает постояльцев на улице Постышева,
20.
14. Илья Гонимов. 18. 12.1875 - 24.08.1966 "Старая Юзовка"
Илья Гонимов.18. 12.1875 - 24.08.1966
"Старая Юзовка"
Особенность творчества уроженца Донецка Ильи Гонимового –
стремление подкрепить личные воспоминания данными из
официальных источников.
Работавший под литературным псевдонимом Гороша, писатель
скрупулезно относился к датам и фактам.
Чтобы соблюсти историческую достоверность, Илья Гонимов
изучал архивы, которые тогда еще не были систематизированы и
хранились хаотично. Писатель лично ездил по деревням, беседовал
со старожилами и работниками металлургического завода, уточнял
даты, цифры, читал документы, приказы, распоряжения, искал
фотографии. Иными словами, он проделал титаническую работу,
результаты которой можно прочесть в его книгах.
Ему принадлежат повести "Шахтарчук", "Старая Юзовка" и "На
берегу Кальмиуса", написанные в 30-40-х годах.
15. Александр Серафимович. "На заводе"
Александр Серафимович."На заводе"
Лауреат Сталинской премии, писатель Александр Серафимович
приезжал в город, названный в честь вождя, от газеты
"Приазовский край". После поездки издал рассказ "На заводе". В
произведении Серафимовича живо и красочно описан быт жителей
Юзовки в 1899 году. "...Домики стоят необыкновенно тесно на
нескончаемых улицах. Дворики тесные, все жмутся насколько
возможно плотнее друг к другу. Это потому, что земля-то, на
которой стоит Юзовское поселение, принадлежит заводу, и он
неукоснительно собирает с обывателей очень высокую
контрибуцию за каждую пядь земли. Здесь все обложено: каждый
вершок земли, каждое яйцо, проданное торговкой, каждая
картофелина, привезенная мужиками, и эти деньги идут отнюдь не
на благоустройство поселения, а в карман заводчиков.
Удивительное дело: Юзовка – это целый город с тридцатью с
лишним тысячным населением, с огромными рядами каменных
лавок, с кипучей торговой деятельностью, и жители его умирают
без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и
школы..."
16. Леонид Жариков. "Повесть о суровом друге"
Леонид Жариков."Повесть о суровом друге"
В советские времена тональность описаний города-завода резко
меняется. Суровые будни Юзовки, непосильный шахтерский
труд – в дореволюционные времена вызывал ужас и
сострадание. А после Октября 17-го года преподносился как
пример невиданного героизма и мужества.
Повесть, овеянную романтикой юности и борьбы с пережитками
прошлого, посвятил родному городу уроженец Юзовки Леонид
Жариков.
Он увидел свет в семье рабочего в 1911 году. В отличие от
приезжих писателей, Леонид с детства и не понаслышке знал все
тяготы шахтерского труда.
Но в беззаботном детстве мало кого волнуют взрослые
проблемы. Для маленького Леонида Юзовка – это прежде всего
широкая степь, речка Кальмиус, походы на завод, книги. И хотя
после смерти родителей мальчику пришлось год скитаться по
улицам, ему все же удалось добраться до своего дяди в Калуге и
позже вернуться на Юзовский завод учеником токаря. Свою
юность, а также все, что происходило в годы революции в
Юзовке, Жариков описал в "Повести о суровом друге".
17. . Борис Горбатов. "Донбасс"
.Борис Горбатов.
"Донбасс"
Уроженец Донбасса Борис Горбатов посвятил родному краю значительную
часть своего творчества . Он писал романы и повести и даже снимал
фильмы.
Родился будущий писатель в 1908 году на Первомайском руднике в
Луганской области. В Донецке Горбатов жил с 1946 по 1954 год.
Лауреат двух Сталинских премий Второй степени задумал многотомный
роман "Донбасс", в котором описывал тему 1930-х годов и стахановского
движения, Но проект остался незаконченным. Из-под пера Бориса Горбатого
вышли красочные описания Донецка, которые можно найти в пьесе "Юность
отцов", в кинофильмах "Это было в Донбассе" и "Донецкие шахтеры",
снятых Горбатовым. Горбатов даже выступил одним из создателей
объединения пролетарских писателей Донбасса "Забой".
18. Василий Гроссман "Глюкауф
Василий Гроссман"Глюкауф
Можно сказать, что с небольшой производственной
повести начался "Глюкауф" прорыв в большую литератур
для Василия Гроссмана. На произведение о жизни
шахтеров и заводской интеллигенции, опубликованное в
1934 году, обратил внимание Максим Горький. Успех
"Глюкауфа" повлиял на желание Гроссмана стать
профессиональным писателем. А позже действие своего
романа "Степан Кольчугин" он переносит в Юзовку 1905
года.
19. Григорий Володин "Дикое поле"
Григорий Володин"Дикое поле"
Еще одно свидетельство об историческом прошлом Донецка оставил
нам советский писатель, прозаик Григорий Володин, который жил и
работал в Донецке. Володин посвятил родному городу роман "Дикое
поле": в нем Донецк называется Юзовкой, но несмотря на это, черты
более современного города узнаются легко. К примеру, известно, что
парк Щербакова находится в Скоморошинской балке, которая с XIX
века служила местом собрания рабочих юзовского
металлургического завода и близлежащих шахт. В эпизоде "Дикого
поля" упоминается один из таких митингов на Первом городском
пруду.
20. Лариса Черкашина
Одна из немногих донбасских писательници журналисток Лариса Черкашина
приехала в Донецк после того, как город
освободился от немецкой оккупации. Об
этой мужественной женщине мало что
известно, но зато благодаря ней вы можете
больше узнать об истории Донецка из
повестей "В нашем городе", "Город
шахтеров" и "Донецкая быль".
21.
Изучение литературы родного края – этоодно из новых направлений преподавания
литературы в школах ДНР. Главная цель
такого преподавания - изучить и
возродить традиции литературного
краеведения в республике, вызвать у
учащихся интерес к своей «малой»
Родине, пробудить чувство любви к
своему городу, литературе и культуре
родного края, развить творческие
способности учащихся.
22.
В период становления независимости Донбассанеотъемлемой составной частью учебно-воспитательной
работы должно стать литературное краеведение,
позволяющее давать воспитанникам дополнительное
углублённое литературное образование по трём
приоритетным направлениям:
изучение жизненных и творческих связей с Украиной
русских писателей-классиков;
знакомство с биографией и произведениями писателей
и поэтов, чей жизненный или творческий путь
соприкоснулся с Донбассом;
исследование литературного наследия поэтов,
писателей, журналистов, чей талант начинал
развиваться в родном городе.
23.
Начинать работу по литературному краеведениюпедагогу следует со сбора следующих сведений:
• какие деятели культуры являются его
уроженцами, какие бывали в данном крае?
• в каких произведениях литературы и искусства отображены люди,
исторические события, быт и природа родного края?
•какие явления, факты, события, аналогичные тем,
которые отражены в изучаемых произведениях,
имели место в общественной жизни края?
•какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и
общенациональной культуры?
•Сбор этих сведений должен послужить мотивацией к дальнейшей
работе по литературному краеведению.
24. Позитивная мотивация, есть шаг к зрелости. Это и личностные результаты, на которые нацеливают нас стандарты ФГОС: осознание литературы род
Позитивная мотивация, есть шаг к зрелости. Этои личностные результаты, на которые нацеливают
нас стандарты ФГОС: осознание литературы
родного края как части культурного наследия
страны, как общекультурного мирового наследия;
потребность в самовыражении через устное и
письменное слово; нравственное осознание норм
поведения на основе усвоения общечеловеческих
жизненных ценностей.
25.
Литературное краеведение это наиболее удачноенаправление для применения нестандартных форм и
методов работы. Значительное количество инноваций на
уроках краеведения может быть связано с использованием
интерактивных методов и форм, которые дают возможность
школьникам взаимосотрудничать или находиться в режиме
беседы, диалога с кем-нибудь. Это помогает решать
проблему диалогового обучения, в процессе которого
осуществляется сотрудничество учителя и ученика.
Учебный процесс на уроках, внеклассных мероприятиях по
литературному краеведению, на факультативных занятиях и
в процессе индивидуально-групповых консультаций
следует организовать таким образом, чтобы практически все
учащиеся принимали участие в познавательном процессе и
имели возможность понимать и рефлексировать по поводу
того, что они знают и что думают. В этом отношении могут
быть полезными проектные технологии.
26.
Однако вовлечение воспитанников в проектную деятельностьначинается не сразу. Оно проходит несколько этапов.
На первом этапе в младшем звене средней школы целесообразно
использовать и применять нестандартные уроки, деловые и ролевые
игры. В методическую копилку можно и нужно сохранять
интегрированные уроки и внеклассные занятия с учителями истории,
музыки, изобразительного искусства по таким темам:
«Историческая и литературная память», «Мой город в плакатах и
живописи», «Донбасс никто не ставил на колени…», «Барды ДНР»
и другие. Импровизированные учебные занятия с нетрадиционной
структурой, в какой-то степени, – компромисс в работе с учащимися,
которые не умеют или не могут много и настойчиво работать в
обычной обстановке. За счёт работы в группе или домашней
подготовки и помощи учителя эти нестандартные уроки и занятия не
только повышают интерес к учебно-воспитательной проблеме, но и
способствуют развитию творческих способностей учащихся, учат их
работать с источниками информации, расширяя кругозор школьников
и мотивируя их к сознательному включению в практическую
деятельность.
27.
Второй основополагающий момент в подходе к проектнойдеятельности - нужная мотивация в начале урока. Это может быть
загадка, цитата, интересный факт или вопрос, ответ на который будет
получен в процессе усвоения материала. Иногда это сознательно
допущенная ошибка, о которой учащихся нужно предупредить заранее
, а также практическая работа, польза которой очевидна. Это может быть
и созданная познавательная интрига или непродолжительная игра,
когда ученики должны отвечать ДА – НЕТ (например, учителем
называется фамилия литератора из нашего города или области, а
отчество – с ошибкой, учащиеся хлопком подтверждают правильность
или молчанием неправильность предложенного; второй вариант: роль
учителя выполняет один из учеников класса и «утверждает», что автором
такого-то произведения является … предлагается фамилия поэта или
писателя; вызванный им ученик (как вариант – ученик, которому
вручается флажок) должен дать утвердительный или отрицательный
ответ коротким словом «да» или «нет»). Хорошим стимулом для
вовлечения в работу по достижению дидактической цели урока или
внеклассного занятия являются игровые моменты.
28.
Они носят характер соревнований между рядами.Кто из приглашённых к доске представителей каждого
ряда за отведенное время напишет на доске по памяти
без ошибок одно четверостишие из стихотворений,
которые учили на уроках литературы родного края?
Или чьи предложения о нашей малой родине,
написанные на специально заготовленных листах,
члены независимого жюри (например, или коллеги,
или ученики старших классов, или одноклассники,
которым доверяют) признают лучшими? Результатом
таких наработок может стать тематическая папка
«Воспитание любви к малой родине», в которой
постепенно накапливается материал для дальнейшей
работы по патриотическому воспитанию и
текстоцентрическому анализу.
29.
Третий важный шаг, на пути к вовлечению воспитанников в работунад познавательным проектом, – это проблемное обучение –
организация учебной работы на уроке или во внеурочное время,
предусматривающая создание проблемной ситуации и активную
самостоятельную деятельность ребят в ее решении. На уроке ЛРК
ученики познакомились с творчеством известного поэта-песенника
Михаила Пляцковского, который родился, учился и шагнул в большую
жизнь с енакиевской земли. На «пятиминутке» по литературе родного
края предлагаем решить проблему: талант, полученный на генном
уровне (тут ребята вспоминают генетику, которую изучают на уроках
биологии), трудолюбие, хорошие учителя или … свой вариант
вывода о том, что позволило простому пареньку без влиятельных
родителей добиться славы и мирового признания. Это позволяет
закреплять знания, полученные в результате дополнительного
образования, развивает нестандартное, творческое мышление, учит
работать в паре или команде (предлагается работа с соседом по парте или
в команде с учениками рядом стоящих парт), осознанно и достаточно
глубоко усвоить или закрепить научные положения, готовит к
самостоятельной деятельности.
30.
Второй пример. Профессор, художник,композитор, теолог, человек с мировым именем
Валерия Даувальдер не может забыть свою малую
родину (Енакиево, Донбасс), посвящая родным
местам свои картины, романсы, стихи, хотя
Родина обошлась с нею безжалостно, выдворив в
1934 году семью с родной земли, где прошло
детство. Она простила. Это религиозное
всепрощение (Валерия Флориановна – очень
верующий, православный человек),
ностальгия или … нужно дать свой вариант.
31.
В зависимости от темы урока языка или литературы можновводить разноплановые «пятиминутки». Так в
методической копилке учителя енакиевской школы № 25,
автора программы факультатива по литературному
краеведению Титовой Валентины Николаевны есть «Стихи
енакиевских поэтов», «Бессмертная «Молодая гвардия в
поэзии», «Наша речка Булавинка, словно тёплая слезинка у
Донбасса по щеке…» и другие. На уроках языка Валентина
Николаевна превращает занимательный краеведческий
материал в так называемую лингвистическую зарядку:
наряду с обычными заданиями использует слова и
предложения, ответы которых связаны с литературой,
историей, живописью, музыкой Енакиева, Донбасса.
32.
Не менее важным в приближении к проектнойдеятельности является освоение учащимися правил
групповых технологий, т.е. когда общение между детьми
происходит в группах по два и более человек. Группы в
таких случаях бывают постоянными (соседи по парте) и
мобильными (по желанию, по интересам). Сотрудничество
сводится в основном к решению проблемного вопроса или
выполнению творческого задания. Это позволяет решать
задачи индивидуализации и дифференциации процесса
обучения, формировать внутреннюю мотивацию к
активному усвоению информации, способствует
формированию коммуникативных навыков, активизирует
умственную деятельность учащихся.
33.
Наконец, последним звеном в методике приближенияшкольников к участию в познавательных проектах становится
освоение технологии игрового обучения. Наука это
определяет как моделирование явлений, «вживание» в
ситуацию. Целесообразно на уроках литературного
краеведения использовать ситуативно-игровые упражнения.
Одно из них можно сформулировать так : «Представьте себя
в роли героя, например, романа В.Попова «Сталь и шлак» (о
событиях во время Великой Отечественной войны на
Енакиевском металлургическом заводе»). Предлагаем принять
решение за героя. Ещё один вариант: «Вы стали известным
журналистом. Вам предложили рассказать о вашей малой
родине. Что выберете для статьи или очерка».
34.
И только после того, как пройдены вместе с ребятами названныевыше этапы, включаем своих воспитанников в работу по участию в
серьёзных познавательных проектах. К этому времени они, пусть и не
в полной мере, но уже владеют навыками работы в группе, способны к
сотрудничеству, знакомы с правилами межличностных отношений. КПД
такой учебной деятельности планируется в перспективе
сформированности социальной компетентности: уметь работать в
команде, совершенствовать коммуникативные навыки, учиться
принимать собственные решения, аргументировать их и отвечать за
выполнение, иметь правильные ценностные ориентации. Кроме
того, предполагаются и решение проблемы по совершенствованию
самообразовательных компетентностей: способности к
самообучению, поиску приемов самообразования, чувства
ответственности за уровень собственной самообразовательной
деятельности, гибкости в применении знаний, умений и навыков в
условиях быстрых изменений, склонности к постоянному
самоанализу и самоконтролю за своей деятельностью.
35.
На первых установочных беседах перед началом работынад учебным проектом нужно объяснить ребятам, что суть
проектной деятельности заключается в достижении
поставленной цели через детальную разработку
познавательной проблемы, которая должна завершиться
реальным практическим результатом – проектом. При этом
необходимо строго выдерживать основные признаки
учебного проекта: четкое планирование действий, наличие
задумки решения познавательной проблемы, распределение
заданий (если проект не индивидуальный). Следует
соблюдать и условия, при которых можно использовать
проектную технологию: наличие творческой цели,
требующей интегрированных знаний и исследовательского
поиска; наличие теоретической и практической значимости
предполагаемого конечного результата.
36.
В практической деятельности по литературномукраеведению можно использовать такую типологию
учебных проектов:
исследовательские: имеют четкую структуру,
поставленную цель, актуальность, социальную
значимость, логику исследования;
творческие: группы участников объединены по интересам.
О конечном результате проекта договариваются
(праздник, газета, альманах, фильм и т.д.);
информационные: направлены на сбор информации о
каком-либо явлении, объекте (может быть частью
исследовательского проекта);
практической ориентации: документы, программы,
рекомендации, словари, дидактический материал.
37.
После проработки методической литературы, раскрывающей проектныетехнологии, важно составить для себя классификацию познавательных
ученических проектов, которым и следует пользоваться при организации
краеведческой работы.
1. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По времени выполнения: краткосрочные (на одном уроке), средние (от
недели до месяца), долгосрочные (больше месяца, иногда год или два).
По типу: исследовательские, информационные, практические, смешанные.
По форме презентации: страница учебника, сценарий, альманах, сборник,
школьная пьеса, мультимедийная презентация.
По уровню разработки и реализации: малые, средние, большие.
По содержанию: развлекательные, дидактические, познавательные.
По характеру партнерских взаимодействий: соревновательные,
кооперативные, конкурсные.
По цели и характеру деятельности: информационные, ознакомительные,
приключенческие, научно-поисковые, конструктивные.
38.
Этапы работы над проектом не имеют строго сложившейсяконструкции. Они складываются в зависимости от цели, задач,
конечного результата, типа и вида. Однако основные должны
присутствовать всегда:
- объявление темы, мотивация предстоящей деятельности;
- выбор формы конечного результата, прогнозирование результатов;
- распределение обязанностей между участниками проекта;
- консультация учителя по подбору источников информации и
использования их в работе;
- сбор информации (самостоятельная работа), обсуждение, анализ,
выводы;
- распределение обязанностей по подготовке презентации проекта;
- оформление проекта, подготовка презентации;
- презентация;
- рефлексия.
39.
Система работы по становлению личностивыпускника школы средствами краеведения
выстраивается по трем направлениям: урок,
внеклассная и внешкольная работа. Главное
внимание важно сосредоточить на том, чтобы
отобранные формы и методы способствовали
формированию у школьников умений
самостоятельно пополнять свои знания, работать с
книгой и архивными материалами музея, помогали
им осознавать связь литературы с жизнью,
овладевать навыками исследовательской и
поисковой работы. Это помогает развивать
литературные и литературоведческие вкусы
учеников
40.
внеклассная работа.Наряду с уроками литературы, как с основной формой педагогического процесса,
большое значение имеет и внеклассная работа.
Использование краеведческого материала на уроках литературы опирается, с
одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в
ней свое продолжение и дальнейшее развитие.
Одной из форм продуктивной внеклассной работы является кружок по литературе
родного края. Его по праву можно считать наиболее гибкой формой, которая чаще
всего становится организационным центром целого ряда внеклассных
мероприятий.
Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках литературы,
однако основой работы является непосредственно практическая деятельность.
Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителясловесника, приобщает их к более глубокому познанию в области литературы,
искусства, способствует развитию творческих способностей, самостоятельности,
аналитического подхода к собственной учебно-развивающей деятельности.
41.
Цель работы кружка по литератуномукраеведению:
создание условий для формирования у школьников
способности к саморазвитию, самосознанию,
самовоспитанию через раскрытие их творческих и
интеллектуальных возможностей, способствовать
духовно ценностной и практической ориентации
учащихся в их жизненном пространстве и
социальной адаптации; закрепление умения
работать с дополнительной литературой, используя
возможности информационно-компьютерных
технологий, различных современных методов
формирования универсальных учебных действий.
42.
Задачи программы литературного кружка могут быть :социально-педагогические (воспитание чувства любви к «малой
родине»,формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности
и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного
отношения к историческому и литературному наследию);
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических
личностей, связанных с историей и литературой Донецкого края; изучение основ
поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);
познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с
историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научнопопулярной, художественной литературой и периодической печатью);
развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории
родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся
через самостоятельную исследовательскую деятельность);
воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к
традициям и культуре Донбасса, к его природе; воспитание речевой культуры
школьников)
43.
Социальная значимость программы определяется тем, что онаспособствует решению задач социальной адаптации учащихся к
изменениям в политической, экономической и культурной жизни
региона. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к
изучению своей истории, культурного наследия, народных традиций.
Новизна программы, во-первых, определяется практическим переходом
от информационного к деятельностному подходу, у учащихся в ходе
занятий формируются предметные, творческие, коммуникативные,
поликультурные и социальные компетентности, во – вторых, объединяя
учащихся сразу трех возрастных групп (5-7 класс), позволяет решать
задачи межличностного общения и сплочения.
Методы работы по программе кружка предусматривают активное
включение учащихся в процесс познавательной деятельности. Это
исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и
др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль
играет использование наглядно-иллюстративного материала.
44.
Формы занятия данного кружка как традиционные – этопрактические занятия, семинары, лекции с элементами
беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп,
устный журнал, литературная гостиная, конференция,
заочная экскурсия, презентация, защита творческого
проекта и другие. Данная программа предусматривает
разнообразные типы занятий.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными:
рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты,
презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии,
чтение наизусть, возможны различные виды тестовых
заданий и заданий поискового, творческого характера.
Таким образом, традиционные формы проверки
дополняются самопроверкой и коррекцией
сформированности универсальных учебных действий
45.
В результате работы кружка:Учащиеся должны знать:
содержание изучаемых художественных
произведений донецких авторов и авторов,
пишущих о донецком регионе;
основные факты из биографии писателей,
тематическую направленность их творчества;
минимум изобразительных средств, достаточный
для самостоятельного осмысления и анализа
произведений художественной литературы;
место литературы родного края в современном
литературном процессе.
46.
Учащиеся должны уметь:сознательно вдумчиво читать и воспринимать произведения
художественной литературы;
применять навыки художественного анализа, направленного
на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной
системе произведений;
осуществлять самостоятельные действия по написанию
сценариев, праздников, литературно-музыкальных
композиций, встреч.
вести поисковую работу (в соответствии с возрастными
требованиями) и представлять ее в различных формах;
правильно и красиво говорить, владеть навыками культуры
речи;
находить нужный материал в процессе работы в библиотеке,
с периодическими изданиями, в непосредственном общении,
в сети Интернет.
47.
Возраст школьников, участвующих в реализации данной кружковойпрограммы, 11-13 лет (5-7 класс). Срок реализации образовательной
программы – 1 год. Рекомендуемый режим занятий группы – 1 раз в
неделю по 1,5 часа.
Успешные результаты кружка литературного краеведения во многом
зависят от того, в какой степени учитель-словесник сам краевед и как
он сумеет заинтересовать своих учеников. Для учителя важной
становиться предварительная самоподготовка, его знакомство с
историей и памятниками культуры, с примечательными местами
родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с
литературными традициями своего края, его активный интерес к
современной культурной жизни своего города. Учитель должен
иметь представление об основных центрах собирательской и научноисследовательской работы по литературоведению и фольклору, быть
знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературнокраеведческой деятельности, уметь работать с архивными
источниками.
48.
Литературно - краеведческие вечераКраеведческие вечера невозможно организовать при
отсутствии нужного материала. Требуется серьезная
подготовка: определение темы и цели вечера, отбор
материала, значительного в идейном и художественном
отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер
получил именно краеведческую окраску и отличался бы от
обычных--литературных. Для накопления материала могут
быть проведены туристические поездки и походы по
литературным местам, организовано изучение литературных
произведений местных авторов, переписка и встречи с ними.
Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о
проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется
рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в
результате занятий краеведением. Вечер и будет
своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.
49.
Тематический литературный вечер охватывает значительное количествоучастников; дает возможность проявить свое мастерство любителям
живого слова, чтецам, исполнителям сольного и хорового пения.
На тематических вечерах подводится итог работы по опре-деленной теме
занятий в кружке, в классе, в школе. Наиболее интересный материал
предлагается затем общешкольной аудитории.
Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления
учащихся тщательно готовятся заранее, обсуждаются на занятиях кружка.
Выступления должны быть краткими, но содержательными.
В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа
отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка
отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также
музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно
прослушивание произведений писателей в исполнении известных чтецов
(видео- записи), просмотр кино- и видеофильмов.
50.
Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся,проявлению их находчивости помогают литературные игры и
викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления
на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри,
куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и
др. представители.
Интересны и литературные гостиные, куда приглашаются
писатели-современники родного края и где идет интересный
разговор ребят о творческой мастерской писателя, поэта,
звучат отрывки из их произведений, песни, стихи. Причем,
активное участие в исполнении могут принимать и ребята,
объясняя свой выбор того или иного произведения.