Похожие презентации:
Икона Пресвятой Богородицы Казанская
1.
2.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица - Покровительница православного русского народа. А из множества Еёикон, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена так, как Казанская.
3.
Память её совершается дважды: летом и осенью: 21 июля – в день её обретения и 4 ноября, в день всенародного праздника России. Всей Православной Русью она свято чтится, кней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая:
"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего
Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты
бо еси Божественный покров рабом Твоим".
4.
Эта икона Богородицы была обретена в 1579 году в городе Казани – резиденции наследников Чингизхана. Осколки былой империи в виде Казанского и Крымского ханств попрежнему промышляли грабежом и разбоем в исконно русских землях. Трагедией русского народа оставалось и чужеземное рабство. По разным источникам, на момент взятия Казани в городе находилось от 60-ти до 100 тысяч славяно-русских рабов.5.
Уже были предприняты два похода на Казанское ханство. На совете с думными боярамиГосударь Иоанн Васильевич решил нанести последний удар и освободить пленников. Для
врагов Руси этот Царь воистину был Грозным. Кроме того, был рассмотрен вопрос о
последующем мирном обращении мусульман в истинную веру. Третий поход стал победоносным. Ему предшествовало знамение.
6.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 года, в ночь перед штурмом города,Иоанн IV вдруг явственно услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что этознак милости Божией и Богородицы. Город был взят. Всё, что было построено руками
русских рабов, было разрушено, чтобы не осталось горькой памяти о подневольном труде.
7.
Рабы получили свободу, ктозахотел – смог вернуться на родину, а кто-то остался. Город был заново отстроен.
Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились
первые мученики - святые Петр и
Стефан.
Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.
Возвышению Православия среди
волжских магометан более всего
способствовало явление в городе
Казани чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве.
Закоренелым мусульманам и язычникам, за многие годы привыкшим жить за
счёт дани и грабежей, трудно было усваивать христианские заповеди.
Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, ещё в
земной Своей жизни разделяла со святыми Апостолами благовестнические
труды. Видя старания русских миссионеров, Она послала им Небесную
помощь, явив Свою чудотворную икону. Это случилось 21 июля 1579 года.
8.
А началось с беды. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину КазанскогоКремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан.
"Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием".
9.
Но пожар в Казани явился знаком утверждения православия на всей золотоордынскойземле - будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин.
Вместе с другими погорельцами строил дом стрелец Даниил Онучин.
Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела
достать Её икону, зарытую в землю тайными исповедниками Православия ещё при
господстве мусульман.
10.
На слова девочки не обратили внимания. Трижды являласьБогородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и смогли её отыскать. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и
перенес святой образ в близко расположенный храм во имя
святителя Николая. После молебна перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор.
Это был первый православный
храм города Казани, воздвигнутый Государем Иоанном Грозным.
Во время шествия с чудотворной
иконой получили исцеление два
слепца –Иосиф и Никита.
На месте обретения иконы повелением Государя был основан
монастырь.
Несколько лет спустя в нём
приняли постриг Матрона и её
матушка.
11.
В год явления иконы в Казани (по другим источникам - двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань»: против хана Кучума вышел казачий атаман Ермак Тимофеевич Повольский.К Руси была присоединена Сибирь - последнее достояние чингизидов.
12.
Заступничество Богородицы через Её икону случилось и в начале 17-го века. Попустительством изменников- бояр католики-иезуиты наводнили Русь самозванцами и "воровскими людьми". Смутным временем назвал народ польско-литовское нашествие 16051612 годов, целью которого была Москва. Форпостом перед столицей встала Троице-Сергиева Лавра, гарнизон и насельники которой выдержали осаду 1608-1610 годов.13.
В 1609-1611 годах под святыми стягами отражал атаки и насмерть стоял гарнизон Смоленской крепости.14.
В период Смуты Русскую Церковь возглавлялвеликий исповедник православия священномученик Патриарх Московский и всея Руси
Гермоген. Он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во
имя святителя Николая. Он принял монашество и с 1582 года был архимандритом СпасоПреображенского монастыря в Казани.
13 мая 1589 года он стал первым Казанским
митрополитом.
В служение Святейшего Патриарха в Казани
совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места
обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным
дарованием, святитель сам составил в 1594
году сказание о явлении чудотворной иконы и
совершившихся от нее чудесах. В 1591 году
этот пастырь добрый собирал в кафедральном соборе новокрещённых татар и в течение
нескольких дней наставлял их в вере.
15.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, он, находясь под стражей, сумелтайно отправить в Нижний Новгород воззвание. Позже бесстрашный святитель был замучен в застенке - погиб от голода за отказ подписать грамоту о роспуске русского ополчения.
16.
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Всенародное ополчение, собранное гражданином Нижнего Новгорода Кузьмой Мининым, возглавил князь ДимитрийМихайлович Пожарский.
17.
Присоединившиеся к этому войску казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию.18.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружияи продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков. Трёхдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. Заступлением Богородицы Россия
была спасена.
(фото справа – сохранившийся стяг князя Дмитрия Михайловича Пожарского)
19.
В осажденном Кремле в то время пленни-ком был прибывший из Греции архиепископ Элассонский Арсений. Ему было видение.Ночью комната святителя вдруг озарилась
светом - и он увидел преподобного Сергия
Радонежского , который сказал:
"Арсений, наши молитвы услышаны. Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость. Заутра Москва
будет в руках осаждающих -и Россия спасена".
В подтверждение истинности пророчества
архиепископ получил исцеление от болезни.
Святитель Арсений послал известие об этом
радостном событии русским воинам.
На следующий день, 22 октября 1612 года,
русские войска, воодушевленные видением,
одержали крупную победу и взяли Китайгород, а через 2 дня - Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, вошли
в Кремль, неся Казанскую икону.
20.
Как гласит летопись, после изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке, в Москве. Позже его стараниями на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобожденииМосквы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм.
21.
Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы, в Елохове. В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октябряособое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование
совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
22.
Почитал святой образ и Император Пётр I, который в 1709 году, перед Полтавской битвой ,со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). При Государе императоре Александре I в 1811 году , перед Отечественной войной ,
одна из копий (списков) святой иконы Небесной Заступницы была перенесена в новосозданный Казанский собор Санкт-Петербурга.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 4 ноября 1812 года русские отряды под
предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое
крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек.
23.
В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы началатаять… Донские казаки, отбившие у французов ворованное серебро, пожертвовали его на
иконостас главного алтаря Казанского собора. Этот иконостас отличается тонкой чеканной
работой и выполнен из ста пудов серебра.
24.
В Великую Отечественную войну эту величайшую святыню обносили вокруг Ленинграда, снею на борту совершали облёты. Священники несли её на передовую во время битвы за
Кёнигсберг, а немцы бросали оружие, увидев Богородицу стоящей на небесах.
25.
Благодатно рассеяны иконы Пречистой Богородицы по всей нашей Отчизне, воистинуобразуя Небесный покров. Образов Её за более чем 2000 лет создано множество.Крестообразно осеняют они Святую Русь. Древний Владимирский образ Богородицы хранит и
благословляет сердце России, наши северные пределы под покровом Тихвинской иконы
Богородицы. Смоленский Её образ ограждает запад, Иверский – юг. А на восток и до края
земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой
Божией Матери.
Пресвятая Богородица, моли Бога о России!
26.
Рекомендованадля учащихся старших классов, студентов и воцерковляющихся взрослых
При составлении использованы:
-статьи и фото православных интернет-ресурсов (основная статья с сайта
Православие.ru);
-картины Алексея Кившенко, Николая Дмитриева-Оренбургского, Василия
Верещагина, Карла Венига, Павла Чистякова, Михаила Шанькова (для
макета), Виктора Шилова, Михаила Скотти, Эрнста Лисснера, Владимира
Киреева, Василия Савинского и др.;
-gif - анимация.
Составитель:
методист Второго Липецкого благочиния О.В.Гунькина
Консультант:
Ответственный за РОиК во Втором Липецком
Благочинии протоиерей Андрей Предеин
2016 г.