Взгляды революционеров-демократов (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) на воспитание и обучение.
О цели и задачах воспитания
Формирование у детей сознательности и убежденности
О единстве физического и духовного развития ребенка
О воспитании у детей патриотизма
О семейном и общественном воспитании. О матери как воспитательнице детей
О детских учебных книгах
Спасибо за внимание!
89.96K
Категория: ИсторияИстория

Взгляды революционеров-демократов (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) на воспитание и обучение

1. Взгляды революционеров-демократов (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) на воспитание и обучение.

2.

Во главе русских революционных демократов 60-х годов XIX в. стоял Николаи
Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Ленин писал о нем: “Чернышевский
был... революционным демократом, он умел влиять на все политические
события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки
цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех
старых властей .
Соратником Н. Г. Чернышевского был Николай Александрович Добролюбов
(1836—1861)—“писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший
народного восстания против “внутренних турок”— против самодержавного
правительства 2.
Мировоззрение Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова формировалось в
условиях нарастания и углубления в России кризиса крепостного строя и
развития капиталистических отношений, в непримиримой борьбе с
крепостниками и либеральной буржуазией в области политики, философии и
педагогики.
Революционные демократы были пламенными патриотами своей родины. Они
верили в светлое будущее России, в творческие силы русского народа. Они
считали, что освобождение народных масс России от самодержавия и
крепостничества может произойти только в процессе крестьянской революции.
В основе их революционно-демократической педагогики лежали
материалистические взгляды на развитие психики человека и сущность
процесса воспитания.

3. О цели и задачах воспитания

Целью воспитания революционные демократы считали воспитание нового
человека-гражданина, патриота своего отечества, революционного борца,
имеющего твердые идейно-политические убеждения и стремящегося беззаветно
и преданно трудиться на благо народа, борца, всегда готового на подвиги в
интересах общества. Надо так воспитывать ребенка, писал Н. Г. Чернышевский,
“чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным. Это
важнее всего. Заботьтесь же прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал
человеком в истинном смысле слова”.
Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной,
и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных
учреждениях имел трактат Н. А. Добролюбова “О значении авторитета в
воспитании (1857). В этом . произведении вскрыты реакционные, антинаучные
основы крепостнической системы воспитания детей и блестяще изложена новая
теория воспитания в духе революционного демократизма, показан образец
диалектического подхода к решению сложных, принципиальных педагогических
проблем.
Н. А. Добролюбов указывал, что в основе крепостнической системы воспитания
лежит подавление личности ребенка, полное пренебрежение действительной
жизнью и природой человека. Прямым следствием этого является превращение
ребенка в жертву педагогических расчетов: “Воспитатель считает воспитанника
своей собственностью, вещью, с которой он может делать, что ему угодно”.

4.

Сторонники крепостнической системы воспитания и авторитарной педагогики
требовали слепого повиновения и безусловного подчинения детей авторитету
воспитателя, совершенно не считались с особенностями и склонностями детей,
действовали средствами принуждения и насилия, приказаниями и запретами.
По их мнению, дети не должны иметь собственной воли, а обязаны во всем
слепо подчиняться требованиям родителей, учителей, вообще старших.
Приказание воспитателя должно быть для них высшим законом и исполняться
без малейших рассуждений. Безусловное повиновение, считали они, главное и
единственное условие воспитания, которое, по их мнению, своей последней
целью имеет то, чтобы на место неразумной воли ребенка поставить разумную
волю воспитателя.
Добролюбов был противником как предоставления детям безграничной
свободы, так и слепого подчинения их авторитету взрослых. Он признавал
необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя
воспитанниками
Н. А. Добролюбов настаивал на том, чтобы детей с ранних лет приучали
самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не
потому лишь, что так ведено и не только из уважения к приказавшей личности,
а из собственного убеждения в правоте своего действия. Беспрекословное
повиновение, убивая смелость и самостоятельность проявлений детского ума,
сердца, воли, вредно действует на их развитие. Детям следует давать
возможность самостоятельно думать о том, что справедливо и правильно, не
требуя от них слепого безусловного повиновения.

5. Формирование у детей сознательности и убежденности

Признавая право старших руководить воспитанием детей, Н. А. Добролюбов призывал их
правильно использовать стремление детей к активности и самостоятельности, развивать у
них способность осознавать свои поступки. “... Мы требуем, чтобы воспитатели,— писал он,—
выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о
подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось
сделать человека нравственным — не по привычке, а по сознанию и убеждению”.
Сначала дети еще неразвиты для ясного понимания своих обязанностей, их суждения еще
несовершенны. “... Но и в том-то и состоит ваша (педагогов.— И. Ч.) обязанность,— писал
Добролюбов,— чтобы развить в них это понимание. Для этого они и воспитываются”.
Выдающаяся заслуга Н. А. Добролюбова в истории педагогики состоит в том, что он поновому осветил процесс развития ребенка, его мышления и воли и отверг распространенное
среди педагогов мнение о неразумности детей. Он писал, что жалобы на неразумность детей
“оказываются чистейшею клеветою, придуманною для своих видов досужим воображением
неискусных педагогов... А разумности в детях гораздо больше, нежели предполагают. Они
очень умны и проницательны, хотя обыкновенно и не умеют опреде-лительно и отчетливо
сообразить и высказать свои понятия”. Детям доступно понимание простейшей связи между
причиной и следствием, особенно на основании личного опыта.
О любознательности детей, их проницательности, уме, способности остро воспринимать и
стремиться к пониманию, о защите прав детей писал также Н. Г. Чернышевский.

6.

Н. А. Добролюбов опровергал распространенное мнение, что
будто бы в детях преобладающими чувствами являются
эгоизм, влечение к злу, и утверждал, что дети свободны от
житейских предрассудков. Они более непосредственны в
своих отношениях со сверстниками, с окружающими
независимо от их происхождения, богатства родителей, с
людьми, “обиженными судьбой”, со слугами и т. д.
Педагогические высказывания Добролюбова и Чернышевского
о том, что дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают
любознательность, способность к составлению понятий,
имеют свою детскую логику, что они под влиянием умелого,
разумного руководства воспитателей могут усвоить много
знаний и развить свой ум,— являлись весьма ценными для
понимания своеобразия детства как важной ступени в
развитии и воспитании человека.
С позиций материалистического монизма Чернышевский и
Добролюбов признавали тесную связь между умственным и
физическим развитием детей.

7. О единстве физического и духовного развития ребенка

В своей работе “Органическое развитие человека в связи с его
умственной и нравственной деятельностью (1858) Н. А. Добролюбов
доказывал, что существует неразрывная связь между духовной и
телесной деятельностью человека; между физиологическими и
психическими явлениями: “О деятельности души мы можем судить
только по ее проявлению в теле... наука уже не рассматривает ныне
телесные деятельности отдельно от духовных и обратно”. Человек
представляет собой единство, нераздельность организма и психики.
Эти материалистические положения, высказанные Н. А.
Добролюбовым, имели очень важное значение для развития
педагогики, в том числе дошкольной.
Добролюбов указывал, что дети дошкольного возраста весьма
поддаются внушению, что они склонны к подражанию. Если
предоставить детей самим себе, они могут перенять у дурных людей
плохие привычки. Впоследствии самые сильные внушения разума и
требования чести и долга не в силах уже будут полностью изгнать эти
укоренившиеся навыки. Нужно, считал Добролюбов, с ранних лет
воспитывать у детей хорошие привычки на примерах и путем
упражнении.

8. О воспитании у детей патриотизма

Н. А. Добролюбов был горячим патриотом своей родины. В понятие патриотизма он включал в
качестве активного начала борьбу за освобождение народа: “Настоящий патриотизм, как
частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным
народностям...”.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов считали, что средствами воспитания патриотизма
являются: пример взрослых, биографии великих людей, детские книги и журналы, беседы с
детьми о лучших людях родины, о родной природе, подавление проявлений национальной
вражды между детьми, активное участие детей в действиях, направленных к общему благу.
Великие революционеры-демократы ярко обрисовали идеал воспитателя подрастающих
поколений, идеал идейного руководителя молодежи, любящего свое дело и детей,
всесторонне подготовленного к своим высоким обязанностям.
В трудах Н. А. Добролюбова содержатся замечательные высказывания о роли воспитателя как
общественного деятеля. Учитель должен быть идеалом для учеников, примером как в
отношении повседневного общественного поведения, так и в отношении выполнения своего
дела. Добролюбов писал, что идеальный наставник должен иметь “ясность, твердость и
непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие, обширные и
разнообразные познания, приведенные в полную гармонию с общими принципами”.
Воспитатель должен понимать потребности нового времени и народа, иметь ясную цель, он
должен воспитывать человека в духе идей революционного демократизма, гуманизма и
патриотизма.

9. О семейном и общественном воспитании. О матери как воспитательнице детей

Революционные демократы придавали особо важное значение семейному
воспитанию детей. Они считали, что первой воспитательницей детей должна
быть мать. Кроме материнского чувства к детям, женщине необходимо
правильно понимать задачи воспитания, уметь видеть запросы и интересы
ребенка, помогать ему самостоятельно развиваться.
Ребенок получает много знаний, навыков и умений в процессе повседневной
жизни, в общении с родителями и членами семьи. Он любит принимать участие
в разговоре, в труде взрослых и незаметно развивает таким образом свои силы;
у него все больше пробуждается любознательность, стремление к учению.
Семья должна разумно направлять развитие ребенка.
Составной частью всестороннего развития и воспитания детей революционные
демократы считали эстетическое воспитание. Они доказывали, что стремление
к прекрасному дано человеку от рождения и должно быть развито в процессе
воспитания и обучения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным
воспитанием, оно облагораживает чувства и мысли. Эстетическое воспитание,
считали Чернышевский и Добролюбов, начинается с первых впечатлений
ребенка, поэтому необходимо обращать внимание на обстановку, которая его
окружает в первые годы жизни. Полученные впечатления пробуждают
эстетическое чувство, воздействуют на развитие эстетических понятий,
вызывают к деятельности воображение. Эстетическое чувство развивается в
играх, в первых попытках детского творчества, в любимых занятиях детей.

10.

Революционные демократы 60-х годов XIX в. выдвинули политические
требования — добиваться равноправия женщины, организации для них
образования, равного с мужчинами, привлечения женщин к общественному
труду и участию в революционно-освободительном движении. В романе “Что
делать? Н. Г. Чернышевский показал, как передовая женщина 60-х годов XIX в.
стремилась к общественной жизни, к самостоятельной деятельности, к
образованию. Вера Павловна — героиня этого романа, с ее активно-действенным
отношением к жизни, к общественно-трудовой деятельности,— явилась
прообразом новой женщины. Общественный труд для нее — величайшая
радость, источник полноты счастья в жизни и всестороннего развития. Герои
романа “Что делать? проникнуты к ней величайшим уважением, видят в ней
человека, достойного того, чтобы считать близким другом, товарищем.
Чернышевский показал, что любовные и брачные отношения должны строиться
на. основе полного равенства, свободы, доверия, взаимного уважения и
влечения друг к другу.
Н. А. Добролюбов резко критиковал домашнее воспитание девочек и женские
воспитательные учреждения в России, имеющие целью только подготовку их к
роли жены и матери. Добролюбов требовал полного изменения направления
воспитания, содержания и методов обучения, в частности в школах должны
быть изменены методы преподавания наук в сторону поощрения активности и
самостоятельности девочек и уделено особое внимание преподаванию родного
языка, литературы и истории, а также введено изучение естествознания.

11. О детских учебных книгах

В литературно-публицистических статьях революционных демократов 60-х годов
XIX в. нашли отражение их передовые взгляды на детскую литературу как часть
общей литературы, имеются также их высказывания об учебных книгах для
детей.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов резко выступали против произведений
детской литературы, в которых проповедовалась крепостническая идеология и
мораль, религиозно-монархические идеи, и показали разлагающее. действие
таких книг на формирование личности ребенка. Они критиковали и те детские
книги, которые приукрашивали действительность, не показывали социальных
противоречий и борьбы, пронизывающих общественную жизнь. Революционные
демократы боролись за то, чтобы детские книги были “учебником жизни для
"детей, показывали правду жизни, содержали ответы на вопросы, которые они
не могли получить от взрослых в семье и школе. Наглядность, правдивость,
идейность, реализм, простота и выразительность языка — основные требования
к детской литературе, выдвинутые и обоснованные Чернышевским и
Добролюбовым.
Революционные демократы 60-х годов XIX в. исторически не могли подняться до
диалектического материализма Маркса и Энгельса и вследствие этого
правильно разрешить все основные вопросы педагогики. В отдельных их
высказываниях переоценивалась, например, роль просвещения и науки в
общественной жизни. Но в основном в решении многих научных вопросов, и в
частности вопросов воспитания, они стояли на позициях цельного философского
материализма домарксова периода и тем самым внесли неоценимый вклад в
развитие педагогики как науки и ее составной части — дошкольной педагогики.
English     Русский Правила