Похожие презентации:
Античный атомизм
1. Античный Атомизм
Рагозина ТатьянаГруппа ВЭМ-211
2. Античный Атомизм Определение
Атомизм - натурфилософская и физическая теория, согласнокоторой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи
состоят из химически неделимых частиц - атомов. Возникла в
древнегреческой философии. Дальнейшее развитие
получила в философии и науке Средних веков и Нового
времени.
Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком
смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в
узком - древнегреческая философская школа V-IV веков до н.
э., учение которой является самой ранней исторической
формой атомизма. В обоих случаях употребляется также
термин атомистика. Термин атомистический материализм
является более узким, так как некоторые сторонники учения
об атомах считали атомы идеальными.
3. Античный атомизм Обоснование материализма
Понятие атома• Атомы и пустота
• Атомы и составные тела
• Атомизм физический и атомизм логический
Гносеология атомизма
• Восприятие и мышление
• Природа и механизм чувственного восприятия
Необходимость и случайность
• Принцип детерминизма
• Особенности атомизма Эпикура
Философские трудности атомизма
• Единичное и общее
• Вещь и мысль
4. Античный Атомизм История
ИндияВ индийской философии атомизм разрабатывался независимо от
европейской философии. Атом как элементарная частичка
мироздания рассматривался как в ортодоксальных индийских
школах, таких как ньяя, вайшешика и миманса, так и в
неортодоксальных (джайнизм, буддизм, адживика).
Античная философия
Европейская атомистика возникла в Древней Греции.
5. Античный атомизм Обоснования материализма
Ранние атомисты(V-IV в. До н.э.)
Эпикурейцы
(IV-I в. До н.э.)
6. Античный Атомизм Идея пустоты
Античный атомизм (Левкипп, Демокрит): естьбесконечная пустота, в которой движутся
атомы
7. Античный Атомизм Левкипп
Левкипп – древнегреческий философ.Один из оснвоположников атомистики,
учитель Демокрита.
Точное место рождения не известно.
О жизни Левкиппа известно очень мало,
не сохранилось никаких работ, которые
можно было бы с уверенностью назвать
произведениями Левкиппа. Не
исключено, что Левкипп ограничивался
лишь устным изложением своего учения.
Невозможно определить, в каких областях
Левкипп и Демокрит были не согласны
друг с другом. Левскипп внёс вклад в
развитие идей Демокрита
8.
Атомизм был создан представителями досократического периодаразвития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником
Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только
атомы и пустота. Атомы - мельчайшие неделимые, не возникающие
и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не
содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие
определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота
бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы
являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей,
свойства которых определяются формой составляющих их атомов.
9. Античный атомистический материализм
Демокрит: сущее – 2 начала – бытие (неделимыеатомы) и небытие (пустота). Все состоит из атомов
Все качества (вкус, цвет) возникают в человеческом
восприятии и являются продуктом соединения атомов.
Эпикур: идея самостоятельного и спонтанного
отклонения атомов, т.е. наличия в самой материи
источника ее движения
10.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснениямира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение
атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В
атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это
положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в
чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет»
единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как
материальные, телесные частицы.
Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до
бесконечности.
Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму
идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).
Эпикур, основатель эпикуреизма, воспринял от атомистов учение об атомах.
Мысль об атомистическом строении мира развивается Эпикуром в письмах к
Геродоту и Пифоклу.
В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы
характеризуются как телесные («тельца» - корпускулы) и состоящие из материи.
11. Средневековье
Во времена Римской Империи и в Средние века философия Аристотеля почтиполностью вытеснила атомизм из круга живых учений, он попадал в поле зрения лишь в
связи с комментариями к критике этого учения Аристотелем. Во II веке римский учёный
Гален в своих комментариях к Аристотелю много полемизировал с греческими атомистами,
особенно с Эпикуром. Согласно историку атомизма Джошуа Грегори, со времён Галена не
существует ни одной значительной работы по атомизму вплоть до воскрешения этого
учения Гассенди и Декартом в XVII веке. Грегори писал:
Всё время, прошедшее между этими двумя «новыми натуралистами» и античными
атомистами, атом «находился в изгнании». Всеми признано, что Средневековье
практически отказалось от атомизма, и чуть не потеряло его.
Однако, хотя труды атомистов были в общем недоступны, средневековые схоласты
имели достаточно подробный обзор атомизма Аристотелем, и в средневековых
университетах встречается и атомизм. К примеру, в XIV веке Николай из Отрекура учил,
что время, пространство и материя состоят из неделимых мгновений-точек и что всё в мире
возникает и исчезает от перемены их отношений. По близости подобного взгляда к учению
Аль-Газали можно предположить знакомство отрекурца с его трудами, возможно, через
Аверроэса
Сторонниками атомизма в средневековье были также европейский схоласт Гильом из
Конша и персидский философ Ар-Рази.