Похожие презентации:
Дионисий. Иконописец и живописец, один из величайших художников Древней Руси
1. Баландина Владислава 9 класс «в»
ИКОНОПИСЕЦ И ЖИВОПИСЕЦ,ОДИН ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ
ХУДОЖНИКОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Баландина Владислава
9 класс «в»
5klass.net
2. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА
1460-1470гг. - Ранний период творчества в ПафнутьевоБоровском монастыре.1481-1482гг. - Создание иконостасов в Успенском соборе
Московского Кремля и в соборе Углича, икона "Богоматерь
Одигитрия".
1480-е г. - Создание фресок алтарной преграды Успенского
собора.
1480-1490-е гг. - Работа в Иосифо-Волоколамском
монастыре.
1500г. - Икона Успенского собора Кремля "Успение", икона
"Распятие" для Павло-Обнорского монастыря, житийные
иконы "Митрополит Алексий" и "Митрополит Петр".
1502-1503гг. - Создание фресок в соборе Рождества
Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
3.
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. кпраздничному
декоративизму,
рафинированной
утонченности
и
каноническому
догматизму
нашли
в
лице
Дионисия
тонкого
истолкователя.
Крайне
ограниченное
число
икон,
бесспорно
принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о
характере его живописи.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь
и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия
для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг.,
когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества
Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он
работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера
Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда
проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца,
так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих
паче всех в таковом деле".
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя
другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса
Успенского собора Московского Кремля. О том, как высоко ценили
молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт:
заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам
задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма.
С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял
московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя
еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон,
Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в
искусстве.
Композиции
его
произведений
отличались
строгой
торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно
удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно
красивы.
4.
Яркаяпраздничность
и
парадность
его
произведений, изысканность
их
колорита
отвечали
требованиям
времени:
Московская Русь переживала
период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал
для
Вознесенского
монастыря
Московского
Кремля икону "Богоматерь
Одигитрия".
Излюбленный
мастером светло-золотистый
фон, пурпурный мафорий
(одеяние) Богоматери, ее
торжественная
поза
и
славословящие
ангелы
создали
общий
величественный
строй
образа.
5.
ДляПавлово-Обнорского
монастыря
Дионисий
написал
"Распятие", которое помещалось в
иконостасе собора. Центр иконной
доски, подчеркивая ее вертикаль,
занимало изображение креста, на
котором
распят
Спаситель.
Поникшая голова, словно венчик
увядшего цветка, раскинутые, как
стебли, руки и пластично изогнутое
тело
создают
торжественнопечальное настроение. Безмолвно
застывшие фигуры предстоящих Марии, Иоанна и пришедших с ними
женщин и воина - составляют
симметрично расположенные по
сторонам креста скорбные группы.
Им вторят фигуры ангелов в
верхнем регистре и помещенные
еще
выше,
над перекладиной
креста, изображения Солнца и
Луны,
символизирующие
космическое значение события.
Ангелы,
следящие
за
бегом
небесных светил, уводят их с
небосклона.
6.
Наиболеезначительной
работой
Дионисия
стали
монументальные росписи - фрески собора Рождества
Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96гг). Здесь
художник трудился не один, а с сыновьями и
подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества
Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы
Марии.
7.
Особой известностью пользуются две парные житийныеиконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и
Алексия, выполненные для Успенского собора в
Московском Кремле. Митрополиты представлены в
парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур
и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в
соборе друг против друга и потому композиционно
перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка
сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо.
Величественная
осанка,
красочные
одежды,
с
преобладающим
белым
цветом,
усиливают
торжественность и монументальность образов. В малых же
картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни
святителей, отразился реальный мир, столь близкий
Дионисию.
8. КРАСКИ ДИОНИСИЯ
Существует легенда о том, что художник сам изготовлялсвои краски. Он якобы растирал разноцветную гальку,
собранную на берегах Бородавского озера, возле которого
расположен монастырь. Легенда возникла, видимо, потому,
что холодная красочная палитра фресок Ферапонтова
монастыря - нежно-голубые, зелёные, бирюзовые и
розовые тона в сочетании с золотисто-охристыми
оттенками - необыкновенно созвучна молчаливой и
скромной красоте северного пейзажа. В цветовой гамме
росписей словно отразилась игра воды на закате солнца. В
действительности же, как установили реставраторы, все
краски Дионисия были привозными и, более того,
сложносоставными.
Например,
замечательного
разнообразия зелёных оттенков на фресках мастер
добивался, не используя зелёный пигмент, а только
смешивая и накладывая одну краску на другую. Владение
тонкими приёмами фрескового письма, совершенство
живописного исполнения позволяют поставить работы
Дионисия в один ряд с работами крупнейших, современных
ему мастеров западноевропейской живописи.
9. Брак в Канне Галилейской. Фреска
Дионисийлюбил
сложные
многофигурные
сцены,
где
фигуры построены так, что
кажутся
особенно
легкими,
изящными,
движения
их
естественны,
разнообразны,
даже прислужницы и нищие
обретают у него царственную
осанку. Мастер подчеркивает
достоинство человека, мысль о
единении рода человеческого; он
стремится передать различные
переживания, но никогда не
изображает сильных страстей чувства его персонажей всегда
сдержанны,
исполнены
благородства. Композиции сцен,
при всей сложности, строго
уравновешены, обладают четкой
завершенностью, а мастерский
рисунок,
плавность
линий
придают
росписи
музыкальность.
Все
сцены
подчинены
четкому
ритму,
словно многоголосные напевы, в
которых
звучит
единая
величавая и нежная мелодия.
Брак в Канне Галилейской.
Фреска
10. Изображение святого. Дионисий с сыновьями
Однаконаибольшей
силой
эмоционального
воздействия
отличается колорит. Дионисий не
любит ярких красок, он как бы чуть
приглушает
цвет,
высветляя
палитру, отчего она обретает
особую нежность, мягкость, какуюто сияющую чистоту. В богатой
гамме гармонически переплетаются
бледно-зеленые,
золотистожелтые,
розоватые,
белые,
вишневые, серебристо-серые тона
и как лейтмотив всего цветового
решения звучит небесно-голубая
лазурь. Изображение человеческих
фигур
и
пейзажа,
полностью
подчиненных плоскости стены,
прозрачность красок подчеркивают
легкость архитектурных форм, как
бы раздвигают стены храма, делая
его более просторным и светлым, а
суровая
северная
природа,
окружающая
храм,
усиливает
радостное, праздничное звучание
живописи.
11. Фреска в Ферапонтовом монастыре
Работыдля
Ферапонтова
монастыря
завершили
творческий путь Дионисия. Предполагается, что умер
великий живописец в период между 1502-1508 годами, так
как уже в 1508 году живописную артель возглавил его сын.
Творчество Дионисия - ликующая светлая песнь в
красках, прославляющая добро и красоту, - явилось
выражением блестящего расцвета культуры и искусства
эпохи, когда молодое русское государство утверждало
свое могущество.