Похожие презентации:
Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.)
1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬ- НОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АНГЛИИ (V-XVI вв.)
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АНГЛИИ (V-XVIвв.)
Тема 6.
2.
Трактуя управленческие вопросы, авторы VI—XI вв. в качестве важнейшихаргументов приводили положения, содержащиеся в Библии и в сочинениях отцов
христианской церкви (патристика). Такой подход проявлялся, в частности, при
решении проблемы отношения к богатству.
В Древнем Риме в аристократических кругах проповедовались принципы
гедонизма. Также в период средневековья господствовала точка зрения, согласно
которой стремление к обладанию богатством порочно.
В отличие от античных авторов, которые считали неравенство людей
естественным и вечным, средневековые мыслители при решении этого вопроса
исходили из положения христианства о том, что все люди равны перед
«божественной благодатью».
В античном мире господствовало презрительное отношение к физическому
труду, который считался уделом прежде всего рабов. А в средние века, в частности
в период раннего средневековья утвердилась точка зрения, по которой труд
должен быть единственным источником средств существования.
3.
В исторических документах раннего средневековья нашли отражениепроблемы, связанные с разложением общины и генезисом феодализма.
Вопрос об отношении к общине лежал в знаменитой «Салической
правде» — кодексе обычного права салических франков, составленном при
Хлодвиге (ок. 466—511).
Составители «Салической правды» признают верховное право общины
на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых
элементов и вместе с тем они были вынуждены считаться с фактом
разложения общины и развития частного хозяйства на ее землях. Поэтому в
этом
юридическом
памятнике
содержатся
законы,
охраняющие
индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже изгороди», «О
различных покражах», «О поджогах», «О вреде, причиненном ниве или
какому-либо огороженному месту» и др.).
4.
Важнейшим источником по управленческой мысли Западной Европыраннего средневековья является «Капитулярий о поместьях», изданный в
начале IX в. Карлом Великим (742—814) для всех поместий его монархии.
Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец
поместья является монопольным собственником земли, а поместное
хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Идеалом
хозяйства для «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Он
предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы, развивать различные
виды производства.
В «Капитулярии» излагаются конкретные предписания об
организации полевых работ, расширении скотоводства, садоводства,
виноградарства, огородничества. Наряду с этим рассматриваются проблемы
организации вотчинного ремесла для осуществления сельскохозяйственных
работ, предусматривалось создание специальных мастерских для
изготовления полотна и сукна.
Также «Капитулярий» излагал принципы рациональной торговли и
управления запасами, предлагает продавать излишки, а покупать продукты,
которые не производятся в вотчине.
5.
На экономической политике франкских королей сказывалось сильное влияниецеркви и экономических взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая
необходимость помогать неимущим и одновременно преследуя свои материальные
интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло
отражение в законодательстве Карла Великого.
В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в.) он обязывал каждого
платить церковную десятину, это обосновывалась тем, что «все христиане без изъятия
должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал».
На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против
взимания процентов за ссуды. Уже в период раннего средневековья ей удалось
распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания
законов, запрещающих Ростовщичество.
Так, в одном из них говорилось о запрете «давать что бы то ни было с целью
роста. Не только духовные, но и светские христиане не должны требовать за ссуду
процента». По мысли законодателя, ростовщичество недопустимо потому, что взимание
процентов «есть требование того, что не было дано», поэтому «самым законным было бы
брать с должника только размеры ссуды».
6.
Проблемы, которые нашли отражение в источниках по ИУМФранкского королевства, в большей или меньшей степени
затрагиваются в документах,
характеризующих социальноэкономические отношения в других романских странах Западной
Европы. Одной из наиболее важных проблем, с которыми
сталкивалась управленческая мысль Италии и Испании в период
раннего средневековья, был вопрос об отношении к формам
эксплуатации, унаследованным от Римской империи (в частности,
к колонату). Государственные и церковные деятели этих
государств рассматривали колонат как важную форму крепостной
зависимости.
Римские юристы рассматривали эту форму эксплуатации
как институт, тесно связанный с государственным тяглом, а в
отношениях колонатной зависимости на первый план выдвигали
прикрепленность к одному и тому же участку земли, а потому
разрешали продавать колонов только вместе с парцеллами.
7.
Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чемво Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не
унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община
оказалась здесь более устойчивой. Также англосаксонские источники
отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и
усиления королевской власти.
Источники англосаксонского периода дают представление и об
отношении королевской власти к торговле. Короли, считая торговлю
одним из основных источников доходов казны, с одной стороны,
покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их
регламентировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля
Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя
находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали
законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же
время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет.
8.
В период классического средневековья на развитие общественной мыслиогромное влияние продолжала оказывать католическая Церковь как творец и
распространитель «идеологии средневекового феодализма» (Ф. Энгельс).
В частности, большое влияние на управленческую мысль средневековья
оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными
юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и
экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений
Аристотеля. Но решающее значение имели классовые интересы феодалов,
специфические мотивы самой церкви, претендовавшей на социальные
привилегии.
Важнейшим источником, по которому можно судить об управленческих
взглядах каноников, является «Свод канонического права», составленный в
середине XII в. болонским монахом Грацианом
9.
По утверждениям канонистов, идеалом для всех, кто желаетвыполнять нормы церковного права, должна быть общая
собственность. В то же время они заявляли, что частная
собственность необходима как наказание за «людское
жестокосердие». По мысли канонистов, человек должен
смотреть на свою собственность как на благо, за распоряжение
которым он ответит перед Богом. Истинными факторами
производства они считали лишь землю и труд. Исходя из
этого, занятиями, вполне достойными христианина, канонисты
объявляли земледелие и ремесло, неодобрительно относились
к торговле, целью которой было получение барыша, и
осуждали ростовщичество.
10.
Фома Аквинский (Аквинат)Классическое
истолкование
канонической доктрины дал Фома Аквинский
(Аквинат) (1225 или 1226—1274) — итальянский
монах,
аристократ
по
происхождению,
объявленный
церковью
святым
(1323).
Созданный Фомой Аквинским знаменитый
трактат «Сумма теологии» стал своего рода
энциклопедией
католицизма.
В
своих
политических, экономических и управленческих
воззрениях автор опирался в основном на
Аристотеля, но развивал и ряд собственных
положений.
Он ратовал за централизацию власти,
указывая, что над Вселенной стоит Бог, в теле
доминирует сердце, и даже у пчел есть царица.
При этом он подчеркивал, что королям следует
подчиняться римскому папе.
11.
Свои взгляды Фома Аквинский излагал в виде постановки рядавопросов, которые иногда оказывались надуманными. Так,
обсуждалось: «свойственно ли природе человека владение вещами»,
«позволяется ли кому-нибудь владеть вещью как собственностью».
Методика ответов носила казуистический и схоластический характер.
В оправдание того или иного явления приводились аргументы, затем
им противопоставлялись тексты Священного Писания, мнения отцов
церкви, Аристотеля. После этого следовало компромиссное
заключение. Понятно, что научное решение поставленного вопроса
оказывалось невозможным.
12.
Аквинат решительно осуждал стремление к социальномуравенству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное.
Он уверял, что «подняться выше своего сословия грешно», так как
деление на сословия «установлено Богом». Высшим благом для человека
объявлялось «созерцание Бога», а не накопление богатства. Вслед за
Аристотелем и в соответствии с догмами «евангельского христианства»
Фома Аквинский оправдывал рабство, усматривая его корни в
естественном различии людей, их греховности.
В соответствии с давними традициями христианства труд Фомы
Аквинского получал позитивную оценку как необходимый для жизни,
избавления от праздности, укрепления нравственности, раздачи
милостыни. Однако физический труд третировался им как «рабское
занятие». Аквинат оправдывал социальный паразитизм, защищал
феодальную ренту, которая, по его словам, дает возможность избранным
заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».
13.
В целом доминиканский монах придерживалсянатурально-хозяйственных воззрений, считая, что
государство должно быть самообеспеченным и все
необходимое получать со своей территории, чтобы не
зависеть от купцов. Характерно и деление богатства на
естественное и искусственное (золото, серебро).
Последнее, по мысли Аквината, не делает человека
счастливым. Приобретение такого богатства не может
быть целью, так как она должна состоять в нравственном
усовершенствовании. В этих сентенциях сказывались
отголоски суждений Аристотеля и влияние натурального
хозяйства XIII в. Но важно отметить, что Фома
Аквинский отчасти порывал с натуральнохозяйственными воззрениями. Он оправдывал обмен и
даже считал город с его сословным делением населения
совершенной формой общества.
14.
Вопросы товарного производства занимали второстепенноеместо в рассуждениях Фомы Аквинского. Но он высказывался о
справедливой цене (justum pretium), поскольку учение канонистов о
ней оказалось в противоречии с хозяйственной жизнью городов,
практикой монастырей и церковников.
Шла идейная борьба вокруг толкования справедливой цены:
горожане понимали под ней эквивалентность обмена, а канонисты
с помощью нее оправдывали претензии знати на привилегии,
утверждая,
что
цена
должна
гарантировать
людям
приличествующее их сословию благосостояние.
В трактате «Сумма теологии» он, казалось, склонялся к
пониманию «справедливости цены» в том смысле, как ее толковали
горожане. Но завышенная цена оправдывалась, если она не была
связана с обманом, и покупатель получал пользу.
15.
Он различал два вида справедливости в обмене. Один из них определялотношения участвующих в нем сторон, гарантируя цену «сообразно
вещи», второй — отношение «части к целому» и обеспечивал больше
благ тому, кто «больше значит для общественной жизни».
Процесс ценообразования он ставил в зависимость от социального
статуса участников обмена. Однако социальный статус ни к чему не
обязывал продавцов и покупателей. Каждому из них было безразлично,
кто покупает или продает тот или иной товар. Классовый смысл
рассуждений Фомы Аквинского состоял в защите привилегий
феодальной знати. Аквинат признавал необходимость денег как меры
стоимости и средства обращения.
16.
Трактуя вопрос о ценности денег, Фома Аквинскийсклонялся к точке зрения, согласно которой ценность денежных
знаков может устанавливаться государем, хотя при этом разница
между «номинальной ценностью» и «внутренней ценностью» не
должна быть значительной.
Исходя из этого, он выступал против порчи монет и сравнивал
ее с изменением мер длины и веса.
Фома Аквинский считал, что торговать с целью получения
прибыли «само по себе постыдно». Торговая прибыль
оправдывалась тем, что она «сама по себе не вносит ничего
порочного» в экономическую жизнь, поскольку может быть
использована для «честной цели» (поддержка семьи, помощь
бедным, общественному делу).
Таким образом, знаменитый богослов одобрял торговлю и
оправдывал торговую прибыль. При этом он приравнивал
торговлю купцов к сбыту ремесленниками и крестьянами своей
продукции.
17.
В соответствии с традициями католической церкви ФомаАквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным
ремеслом» (в письме герцогине Брабантской). Он считал
греховным даже обложение налогами ростовщиков, как
соучастие в их Доходах. Однако в то же время он пытался найти
лазейки для оправдания процента как «бескорыстного подарка».
В XV в., когда канонические строгости потеряли значение,
взимание процента было признано законным как возмещение
упущенных доходов кредитора.
Выступая в качестве защитника интересов господствующего
класса, Фома Аквинский признавал правомерность получения
земельной ренты. Он утверждал, что в виде ренты земельному
собственнику поступает часть продуктов, которая производится
силами природы. Тем самым скрывался эксплуататорский
характер ренты, получали оправдание повинности, которые
несли по отношению к церковным феодалам крепостные
крестьяне.
18.
Одной из важных проблем, которые привлекали внимание светскихавторов, был вопрос о происхождении крепостничества. Эта
проблема трактуется, в частности, в «Кутюмах Бовуази»,
составленных одним из первых французских теоретиков права
Филиппом Бомануаром (1250—1296) и являющихся важнейшим
источником по истории средневековой Франции. Бомануар
признает, что «по естественному праву все свободны», хотя на самом
деле многие крестьяне находятся в зависимости от сеньоров.
По мысли Бомануара, личная зависимость возникла
несколькими путями. Так, в старину, когда крестьяне уходили на
войну, «тех, кто без уважительной причины оставались [дома],
обращали навеки в крепостных вместе с их потомством».
19.
Некоторые земледельцы вступали под патронат церкви, «побуждаемыевеликим благочестием», а также попадали в зависимость от светских
феодалов, пытаясь «оградить себя от других сеньоров или от
вражды, некоторыми людьми к ним питаемой» и решить
материальные проблемы. Такое объяснение происхождения
крепостничества является вполне реалистичным. Весьма характерно
также, что Ф. Бомануар признает неблаговидность некоторых
методов закрепощения крестьян.
Например, говоря о вступлении земледельцев под патронат
церкви, он подчеркивает, что церковные управляющие «изо дня в
день ухищрялись взимать с них больше и больше», так что «в конце
концов, то, что было сделано по доброй воле и благочестию,
обращалось во вред и в умаление состояния потомков».
20.
Вопрос о происхождении крепостничества рассматривается взнаменитом «Саксонском зерцале» (составленном в 1221 — 1225), автором
которого был юрист Эйке фон Репков, один из передовых людей средневековой
Германии. Он проводит мысль о том, что «бог создал человека по своему
подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого».
Положение о том, что крепостничество существовало всегда, ему
представляется неубедительным, так как в период расселения германцев в Европе
все люди были свободными. Поэтому, по мысль автора «Саксонского зерцала»,
свидетельствует о том, что он осуждал крепостничество, считая этот институт
несправедливым и установленным насильственным образом.
Во Франции сервом (крепостным) считался крестьянин, державший
тяглый надел, плативший формарьяж (свадебную пошлину), произвольную
талью (поместный сбор), подчинявшийся «праву мертвой руки», поместным
баналитетам (запретам некоторых видов хозяйственной деятельности),
сеньориальной юрисдикции.
21.
Впериод классического средневековья предпринимались
попытки теоретического истолкования монополии феодалов
на землю. В XI—XIII вв. производится запись феодальных
обычаев, где четко формулируются претензии феодалов.
Комментируя такие записи, Ф. Бомануар выдвигал принцип:
«нет земли без сеньора». Это означало, что любой клочок
земли должен принадлежать феодалу и может принадлежать
только ему. Самостоятельное крестьянское землевладение
исключалось. На долю крепостного оставался лишь тяглый
надел.
22.
Предусматривалось, что крепостной может лишь пользоваться землей, иобязательно тяглой, его имущество не имеет юридических гарантий, он не в
состоянии передать его без выкупа по наследству. «И если крепостной
умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного
ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди
посторонние», — писал Ф. Бомануар.
Крепостной был обязан молоть зерно на господских мельницах, выпекать хлеб в
печах, принадлежавших феодалу, давить виноград на господских прессах. Во
всех трех случаях ему приходилось терять часть своей продукции. Подобная
трактовка серважа Бомануаром раскрывала все бесправие крепостных.
23.
Аналогичное понимание крепостничества характерно и для «Семипартид» — кодекса феодального права Леона и Кастилии (Испания),
составленного в 1256—1265 гг. В одном из его законов говорится, что
«сеньор имеет полную власть над своим крепостным, чтобы делать с ним все,
что захочет. Но при всем этом он не должен ни убивать его, ни оскорблять,
даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи».
Английский юрист Брактон в XIII в. давал довольно краткое и
четкое определение крепостничества, заявляя, что вилланом (крепостным)
является человек, не знающий вечером того, что он будет делать утром.
Таким образом, признаком вилланства считалось подчинение господскому
произволу.
24.
В XI—XIII вв. поместная политика феодалов становится болееразносторонней.
Особенно
усердствовали
монастыри,
превратившиеся в крупные центры феодальной эксплуатации. Так, в
«Поэме о версонских вилланах» (середина XIII в.) Эсту ле Гоз,
служилый человек монастыря св. Михаила в Нормандии,
подчеркивал, что монастырские «вилланы постоянно повинны
службой» и «обязаны барщиной», которую «не следует забывать».
Свои повинности они должны выполнять «без споров и
сопротивления».
25.
В поместьях составлялись описи тяглых наделов и повинностейкрепостных. В монастырских поместьях (манорах) Англии XIII в. такие описи
(экстенты) стали массовым явлением, они играли роль юридического документа
крепостничества, вилланства. Для новых поколений крепостных эти регламенты
были «седой стариной», обладающей непререкаемым авторитетом. Они
санкционировали бесправие, являясь фактором эксплуатации, организации
производства. Вместе с тем многие повинности передавались на усмотрение
лорда.
Поместной управленческой мысли были свойственны натуральнохозяйственные черты. Хотя английские лорды торговали хлебом, овсом,
ячменем, овечьей шерстью, в организации производства они ориентировались
на натуральное хозяйство. Взимались самые разнообразные натуральные оброки,
да и виды барщины были очень многочисленны. Тем самым достигалось
самообеспечение манора множеством видов продукции, в том числе изделиями
из железа.
26.
В XIV—XV вв. во всей Западной Европе наблюдалсямассовый переход от барщинной к оброчной системе. Исчезли
некоторые элементы личного крепостничества. Возникла
проблема более полного использования поземельной зависимости
и преимуществ феодального поместья.
Своеобразие
управленческой
мысли
западного
средневековья сказывалось также в социально-экономической
политике королей. Она опиралась на сеньориальную систему и
служила ей. Экономическая роль государства возросла.
Хозяйственное законодательство королей, герцогов и князей
начинало играть важную роль в развитии феодальной экономики.
27.
Предпринималисьхозяйственные
реформы
вызванные
противоречиями феодального режима. С первого взгляда
королевская политика кажется бессистемной, поскольку
сводилась к эпизодическому вмешательству в хозяйственную
жизнь, часто вредному для нее. Так, французские короли из
династии Капетингов (987—1328) издавали десятки ордонансов,
регулирующих развитие торговли и промышленности, ввоз и
вывоз товаров, деятельность ростовщиков и иностранных
купцов, сбор пошлин и налогов, потребление предметов
роскоши и даже количество блюд обеда в обычные и постные
дни. Темой королевского законодательства также были
ограбление и изгнание евреев.
28.
Однако в этом хаосе мер и приказаний прослеживаетсяопределенная закономерность. Фискальные повинности были
экономической необходимостью, т.к. наличие финансовой базы
являлось непременным условием самого существования
централизованного государства. Запреты горожанам владеть
экипажами или носить одежду, отороченную горностаем,
представляли собой попытку отстоять монополию феодалов
на предметы роскоши и социальные привилегии.
С конца XI в. начался экономический подъем
западноевропейских городов. Это внесло много новых
моментов в развитие управленческой мысли. Впервые
управленческая мысль освобождается в значительной мере от
натурально-хозяйственной ориентации и признает приоритет
товарного производства.
29.
Возникновение городов в новом качестве привело кразработке специальной отрасли права —
городского права, где предметом забот в
большинстве статей была мировая торговля,
осуществляемая на территории
западноевропейских городов. В XII—XIII вв.
развернулись «коммунальные революции» под
знаменем свободы. Возникли коммуны в Италии,
Франции, Нидерландах, вольные и имперские
города Германии. В Германии получил признание
принцип, согласно которому «городской воздух
делает свободным человека», прожившего один
год и один день на городской территории.
30.
В ходе «коммунальных революций» формировалисьремесленные цехи. Они возрождали общинные традиции,
центральным пунктом цеховой системы стало «равное участие
каждого ее члена в пользовании всеми обеспеченными за цехом
привилегиями и доходами». Но эти традиции действовали лишь
среди мастеров. Ученики и подмастерья находились в подчинении у
хозяев мастерских.
Цеховой эгалитаризм породил сложную регламентацию
производства и сбыта, ученичества и найма подмастерьев.
Первоначально цехи вели борьбу с крепостничеством, но в XIV-XV
вв. они не принимают крепостных крестьян в свой состав.
31.
Юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами засвою самостоятельность стало так называемое Магдебургское право.
Особое место в нем занимали нормы, регулировавшие торговлю и
ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок
налогообложения.
Магдебургское право предоставляло городу самоуправление и
собственный суд, право земельной собственности и освобождение от
большей части феодальных повинностей. Затем — с XIV в. — оно
было воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной
Пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши и Литвы, а позже — с XVI
в. — распространилось в Галиции и Белоруссии.
32.
Специфические вопросы организации товарногопроизводства мало освещались в источниках по ИУМ
западного средневековья. Правда, велись поиски
справедливой цены, но это не означало научного анализа
товарного
производства.
Сказывалось
давление
натурального хозяйства.
Исключением был «Трактат о происхождении,
природе, юридическом основании и изменении денег»,
написанный (видимо, позже 1360) во Франции Никола
Оремом (Оресмом) (ок. 1323—1382). В этой работе
анализировалось происхождение денег и утверждалось,
что они возникли в результате соглашения людей, когда
обнаружились неудобства прямого товарообмена.
33.
В качестве денег стали функционировать золото исеребро, поскольку они при малом объеме содержат
большую стоимость, к тому же они транспортабельны.
Так, по мысли Орема, возник «искусственный
инструмент, изобретенный для облегчения обмена
естественного богатства», причем сами деньги
относились автором к разряду искусственного богатства.
Никола Орем являлся одним из первых представителей
металлистической
теории
денег.
Раскрытие
общественной природы денег, анализ форм стоимости
оставались для него недоступными. Однако важно то,
что золото и серебро трактовались им на домонетной
стадии как обычные товары, которые лишь постепенно
приобрели привилегии денежного металла.
34.
При трактовке функционирования денег Никола Оремвысказал новые, прогрессивные идеи, выступил против порчи
монеты королями, квалифицируя это как худший вид
ростовщичества, достойный «тирана, а не государя».
Орем писал, что порча монеты подрывает торговлю и
кредит, обесценивает доходы короля и знати, годовые пенсии,
вклады и долги. Опасаясь обесценения оброков, Пенсий и окладов,
Орем обнаружил свою классовую позицию как защитник
интересов феодалов.
Управленческие идеи.
Сохранились сведения об управленческих идеях, содержавшихся в
различного рода ересях. Распространение ересей было неизбежным, поскольку
католическая церковь стояла на страже феодального режима.
В виде мистики, ереси, восстания революционная оппозиция
феодальному строю проходит через все средневековье. Об этом свидетельствуют
выступления Арнольда Брешианского (Италия), альбигойцев (южная Франция),
Уиклифа (Англия), Гуса и чашников (Чехия).
35.
Когда в движении участвовали городские низы и крестьяне идело доходило до восстаний, выдвигались требования
восстановления раннехристианского строя.
Уравнение дворянства с крестьянами, патрициев и
привилегированных горожан с плебеями, отмена барщины,
оброков, налогов, привилегий и уничтожение по крайней
мере наиболее кричащих имущественных различий — вот
те требования, которые выдвигались с большей или
меньшей определенностью.
36.
В Византии VIII в. развернулось иконоборческое движение.В нем отразились и антифеодальные настроения народных масс.
В середине XI в. монах Арнольд обличал в своих
проповедях (в Милане) обогащение и роскошь церковников.
В начале XIII в. популярной в Италии стала ересь катаров
(чистых), требовавших возврата к принципам «евангельской
бедности». Эта ересь проникла и в города южной Франции. Он
клеймился как порождение дьявола. Движение приобрело столь
опасный для церкви характер, что в 1208—1216 гг. папа
Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев,
сопровождавшийся жестокими погромами.
37. Крестьянские восстания.
Более отчетливо социально-экономические чаяния народных масс отразилисьв требованиях крестьянских восстаний.
На территории Саксонии в 841—842 гг. возникло восстание «детей древнего
закона» (Стеллинга).
В период классического средневековья по Западной Европе прокатилась
широкая волна крестьянских восстаний. К ним прежде всего относится
восстание 1304—1307 гг. в северо-западной Италии под руководством
Дольчино (беглого послушника францисканского монастыря). Он
проповедовал общность имущества, отказ от частной собственности,
поскольку она и обогащение отдельных лиц являются первопричиной всех
бедствий. Однако восстание было подавлено в результате крестового похода,
организованного папой Климентом V, а Дольчино — казнен.
38.
Знаменитая Жакерия пронеслась в 1358 г. по территории Франции, как ураган.Это восстание крестьян возглавлял Гильом Каль. Оно носило антифеодальный
характер, сопровождалось избиением дворян, разгромом их замков, сожжением
сеньориальных документов, в которых фиксировались повинности сервов и
вилланов.
К 1549 г. относится восстание английских крестьян под руководством
Роберта Кета. Их программа из 29 пунктов требовала ликвидации остатков
крепостничества и манориальных судов, снижения налогов, запрета переводить
фригольды в копигольды , отмены огораживаний и запрета лордам пользоваться
общинной землей.
На фоне идеологической борьбы различных классов и сословий в
Западной Европе продолжали выходить трактаты в стиле полицейского
управления, но одновременно зарождалось свободолюбивое цивилизованное
предпринимательство.