Похожие презентации:
Развитие психологии в эпоху Античности
1.
Развитие психологии в эпохуАнтичности
Лекция 2
2. Вопросы:
• 1. Зарождение и становлениепсихологии (VII - IV вв. до н.
э.).
• 2. Период классической
греческий науки (III-II вв. до н.
э.).
• 3. Период эллинизма (II в. до
н. э. - III - IV вв. н. э.).
3. Первый вопрос
4. Подходы к пониманию мира и человека
Анимизм (от лат. аniта - душа) верование в душу и духов и их влияниена жизнь людей, животных, предметы и явления окружающего мира.
Гилозоизм – (греч. hyle и zoe – вещество и жизнь) - философское
учение об универсальной одушевленности материи
Милетская
Элейская
Основные философские школы
Фалес -первоосновой мира, человека, души является вода
Анаксимен – первооснова мира - воздух
Анаксимандр - первоосновой мира –апейрон (состояние материи, не
имеющей качественной определенности, но порождает многообразие
мира)
Душа - источник активности, энергии
5.
ГераклитКосмос
представляется
в виде "вечно
живого
огня", а душа
("психея") – в
виде его искорки.
6. Психологические идеи Гераклита
Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).Представлен Душа
(«психея») часть Вселенной. Все
ие о душе и
окружающее человека и сам человек
мире
подвержены
вечному
изменению
по
определенному
закону
(Логос).
Нет
беспричинных явлений. Душа смертна.
Пpедполагaет познание закона Логоса, по
Теория
познания
которому явления переходят друг в друга и
малый мир отдельной души идентичен
макрокосму всего миропоpядка; постигaть
свою душу - углубляться в закон (Логос).
Первоосновой всего сущего является огонь, который
посредством сгущения превращается в воздух, воду и
землю. Разработал теорию мирового года.
7. Психологические идеи Гераклита
Внес в психологию идею постоянногоразвития и изменения.
Не существует однозначной оценки для
окружающих вещей, для мира в
целом.(Отрицание возможности познания
мира).
Существуют два этапа переработки знаний ощущения и разум. Разум ставился выше,
чем ощущения.
Развитие души связывал с развитием
мышления, интеллекта
8.
ДемокритДуша находится в
голове
(разумная часть),
в груди
(мужественная
часть),
в печени
(вожделяющая
часть) и органах
чувств
9. Психологические идеи Демокрита
Демокрит (470-370 гг. до н. э.).Понятие Все состоит из атомов. Они различаются по
о мире и форме, величине и подвижности. Душа материальна, состоит из атомов огня, рассеянных
душе
по всему телу. Душа смертна, как и тело.
Две
ступени в познавательном процессе Теория
и мышление. Мелкие
объекты
познания ощущения
познаются мышлением, а крупные – ощущением.
От предмета исходят опредeленные атомы, копии
или «эйдолы». Из органов чувств направляются
встречные потоки атомов души, которые
улавливают образы. Отпечаток отражается во
влажной части глаза. Могут быть иллюзии.
Дыхание является одним из важнейших для
жизни процессов
10. Психологические идеи Демокрита
Первичные качества - это те, которые существуют в предметах:масса, фактура поверхности (гладкая или шероховатая), форма.
Вторичные качества - это цвет, запах, вкус.
Считал, что эмоции руководят поведением. Человек стремится к
тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет
неудовольствие. (Идея развита Эпикуром). Но все же Логос
главенствует.
В мире нет случайностей и все происходит по заранее заданной
причине. Идея всеобщего детерминизма.
Демокрит стремился совместить фаталистический подход к
судьбе с активностью человека при выборе нравственных
критериев поведения
11.
Гиппократ(ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э до н. э.)
- Учение о темпераментах
Гиппократ называл учением о
четырех жидкостях: кровь,
слизь, желчь желтая и желчь
черная.
- - Понятие меры (кразис)
стало главным и в концепции
темперамента.
- Выступал за эмпирический
характер научного знания.
- Мысли о дифференциации,
многообразии
индивидуальных
вариаций
общего понятия человек
12. Второй вопрос
13.
Сократ(469-399 до н. э.)
14. Психологические идеи Сократа
Понятие душиИсточник разума и нравственности человека, а
не как источник активности тела
Учение о
познании
Познание через обращение к внутреннему
миру субъекта, его убеждениям и ценностям.
Необходимость обращения к внутреннему
голосу, совести
Отношение
человека к
самому себе
Человек носитель интеллектуальных и
нравственных качеств. «Познай самого себя».
Понятие
нравственности
Связывал нравственность с разумом
(добродетель состоит в знании добра и в
действии соответственно этому знанию)
Понятие истины
Существует абсолютное знание, абсолютная
истина, которую человек в своем размышлении о
природе вещей может познать и передать другим.
Абсолютное знание не дается в готовом виде от
15. Психологические идеи Сократа
Роль речиИстина зафиксирована в общих понятиях, в
словах и в таком виде передается от
поколения к поколению. Связал мышление и
речь.
Бессознательное знание, которое до
определенной поры дремлет в душе,
необходимо сделать осознанным
Обосновал
метод
общения
учителя и
ученика
(диалог)
Для
актуализации врожденных знаний
необходима внутренняя потребность или
внешнее
побуждение.
Всеобщее,
абсолютное находится в уме и только из
него должно выводиться.
16.
Платон(428-348 гг. до н. э.)
Существует идеальный
мир,
в
котором
находятся души, или
идеи,
вещей,
те
совершенные образцы,
которые
становятся
прообразами реальных
предметов.
Душа
является не
только идеей, но и
целью реальной вещи
17. Психологические идеи Платона
Понятиео душе
Процессы
познания
Душа выступает как связующее звено между
миром идей и чувственных вещей, хотя сама
в своем первобытном состоянии находится в
царстве идей и существует прежде, чем
соединитъся с каким-либо телом.
Душа - бессмертная субстанция. Она состоит
из 3 частей: вожделеющая душа, разумная
душа, которая противостоит вожделеющей, а
также яростный, страстный дух.
Акцент
на
внутреннем
диалоге.
Интериоризация
(от лат. «интериор. внутренний)
Объективный идеалист
18. Психологические идеи Платона
Чувственноепознание
Чувственное
познание
отражает
материальный мир, дает человеку вторичное,
несущественное знание.
Истинным может быть только то познание,
которое проникает в саму суть, в мир идей.
Идея инсайта (озарения).
Отличие души
человека от
души животного
Является не только источником активности,
но и хранительницей его разума и
нравственности
Регуляция
поведения
Поведение должно побуждаться и
направляться разумом, а не чувствами
Роль памяти
Заговорил о памяти как о самостоятельном
психическом процессе. Припоминание в ходе
получения новых знаний.
19.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.)
душа
–
способ
организации тела;
-центральный
орган
души
сердце,
связанное с органами
чувств
и
движений
посредством
циркуляции крови.
Трактат «О душе»
20. Психологические идеи Аристотеля
Функциядуши
Реализация биологического существования
организма, в котором телесное и духовное
образуют нераздельную целостность
После смерти душа возвращается в эфир пространства, т.е. имеет
божественное начало, приходящее в тело в момент рождения.
Уровни души
1. Вегетативный уровень (растения).
2. Чувственный уровень (животные).
3. Разумный (высший) уровень (человек). Идея о
биогенетическом законе
Познават.
способности
души
Восприятие, осязание, память,
воображение, мышление. Общее
чувствилище и ассоциации.
Внешние впечатления соединяются по законам
ассоциации (смежность, сходство, контраст).
21. Психологические идеи Аристотеля
Идея о «Нусе», как хранилище разумной части душичеловека после его смерти, но вечно изменяющейся
Ассоциации - механизмы переработки знаний на низших
уровнях познания, а логика - на высших
Логическое мышление завершает сенсуалистический путь
познания, а интуитивное помогает актуализации знаний из
врожденной, разумной части души
Писал
о необходимости развития самостоятельности,
активности и индивидуальности в людях
Регуляция поведения осуществляется как эмоциями, так и
разумом. Выделял чувства и аффекты. Вывод о роли
катарсиса (очищения).
22. Третий вопрос
23. Школа киников (циников)
Диоген Синопский (ок.400-325 гг. до н. э.)
Каждый человек
самодостаточен, т. е.
имеет все необходимое
для духовной жизни в
себе самом ( но не все
этого достигают).
Путь для нравственного самосовершенствования
- это путь к себе, путь, ограничивающий контакты
и зависимость от внешнего мира
Ступени
нравственного
ападейкия и автаркия
развития:
аскезы,
24.
Стоицизм• школа стоиков возникла в IV веке до н.э.
• представляя космос как единое целое, состоящее из
бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики
считали человеческую душу одной из таких модификаций.
• под пневмой (исходное значение слова – вдыхаемый воздух)
первые натурфилософы понимали единое природное,
материальное начало, которое пронизывает как внешний
физический космос, так и живой организм и пребывающую в
нем псюхе (т.е. область ощущений, чувств, мыслей).
25.
Стоицизм. Зенон Китийский(346/336/333-264/262 до н.э.)
Добро можно отдавать
малыми частями, но
оно от этого не
умалится»
«Любовь - это
стремление к
сближению, вызванное
видимостью красоты»
«Время - это
расстояние движения»
26.
Эпикуреизм. Эпикур(342/341 до н. э.— 271/270 до н. э.)
«Живи уединённо!»
«Смерть не имеет к нам
никакого отношения, когда мы
живы, смерти ещё нет, когда
она приходит, то нас уже нет»
27.
Эпикуреизмслужит вполне конкретным нуждам: ищет
способ избавления человека от страдания
эпикурейцы считали, что для счастливой
жизни человеку необходимо:
- отсутствие телесного страдания
- невозмутимость души
- дружба
28.
Плотин(ок. 203 – ок. 269 гг. н.э.)
Основатель римской школы неоплатонизма;
Ввел принцип абсолютной нематериальности
души;
В основе существования всего телесного эманация (истечение) божественного, духовного
первоначала;
Понятие о рефлексии.
29.
Филон Александрийский(ок. 25 г. до н. э. - 50 г. н. э.).
Ему принадлежит и один из первых
переводов Ветхого завета на греческий
язык. Впервые появился термин
«откровение», которым он и объяснял
невыводимые из научных знаний понятия.
Так в психологию впервые проникла
мистика, которая в Средневековый период
стала одним из ее основных элементов