Похожие презентации:
Философия Нового времени
1.
ИННОВАЦИОННАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
2.
ЛекцияФилософия Нового времени
Разработчики:
Конашкова А.М – к. ф. н., старший
преподаватель каф. Философии
Замощанский И.И. – к. ф. н., старший
преподаватель каф. Философии
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
3. Основные компетенции
Способность и готовность к пониманию ианализу мировоззренческих, социально и
личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию
информации, ее анализу и синтезу
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
4. Содержание
Процесс познания (гносеология)Изменение отношения «человек-мир»
Создание универсального метода исследования природы
Возникновение науки
Преодоление субъективности
Человек как познающий субъект, природа – как объект
Эмпиризм и индуктивный метод
Рационализм и аксиоматический метод
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
5. Выдающиеся философы эпохи
Френсис БэконДавид Юм
Готфрид
Лейбниц
Рене Декарт
Дэвид Беркли
Джон Локк
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
6. ПЕРСОНАЛИИ
Ф. Бэкон (1561-1626) – англичанин, родоначальник эмпиризма,лорд-канцлер и хранитель королевской печати. Был уличен в
получении взятки и отправлен в отставку.
Дж. Локк (1632-1704) – английский врач, политик, философ.
Развивал эмпиризм.
Д. Беркли (1685-1753) – английский эпископ, эмпирик,
философ.
Д. Юм (1711-1776) – сторонник эмпиризма, философский
скептик, оказал значительное влияние на И. Канта.
Р. Декарт (1596-1660) – французский философ, математик,
создатель аналитической геометрии, родоначальник рационализма.
Г. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, приверженец
рационализма, создал учение о множественности субстанций.
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
7. Онтологический аспект философии Нового времени
Новое времяСубъект
(человек)
Объект
(мир, природа, вещи)
- Субъект наделяется чертами активности,
деятельности, возможностью познания и
преобразования окружающего мира
- Мир теперь воспринимается как пассивный объект,
существующий для приложения сил и способностей
человека
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
8. Онтологический аспект философии Нового времени
Из природы изымается понятие цели.Происходит десакрализация природы. Основой
восприятия мира становится образ механизма,
машины.
Такое понимание природы ориентирует
человека в направления активной деятельности.
Возвеличивание разума, вера в его безграничные
возможности
Противопоставление субъекта и объекта,
человека и мира, дуализм.
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
9. Эмпиризм
Согласно эмпиризму информациюо мире мы получаем из опыта
посредством органов чувств.
Сначала через органы чувств мы
накапливаем различные данные.
Затем разум обрабатывает их:
анализирует, систематизирует,
классифицирует.
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
10. Первичность опыта
• Внешниймир - источник всех значений
•Нет ничего в разуме, чего бы не было в
чувствах
•Основа познания – опыт
•Разум – чистая доска, на которой опыт
пишет свои письмена
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
11. Индуктивный метод
Размышление от частного к общему.Через органы чувств фиксируются
некоторые частные факты, а затем
обнаруживается их общий признак.
Для подведения под общее необходим
эксперимент или опыт.
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
12. Сильные стороны индуктивного метода
Непосредственная очевидностьобъекта
Простота и доступность
Возможность проверки,
полученных данных
Неограниченность обобщения
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
13. Слабые стороны индуктивного метода
Ограниченность полнойиндукции
Возможность ошибки в
непосредственном
восприятии
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
14. Рационализм
Данные органов чувств не могут служитьосновой познания, в них можно усомниться
Опыт всех людей различен
Нет ничего в разуме, чего бы не было в
чувствах, кроме самого разума
Научное исследование должно строится
путем выведения знаний из
самоочевидных, данных разуму
изначально, аксиом
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
15. Дедуктивный метод
Выведение из аксиомВнутренняя очевидность, ясность
и отчетливость
Несомненность мышления
Врожденные идеи
Очистительная сила радикального
сомнения
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
16. Основные выводы
В Новое время происходит возникновение ифилософское обоснование
экпериментально-математического
познания природы
Мировоззренческим ориентиром
становится вера в прогресс, научнотехническое развитие и безграничные
возможности человеческого разума
Перед философией встает проблема создания
универсального метода научного познания
природы
Кафедра философии
УГТУ-УПИ
17. Рекомендуемая литература
Рассел Б. История западной философии.Новосибирск, 1999.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема
человека в западной философии / Отв. ред. П.С.
Гуревич. М., 1988
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
Лазарев В.В. Становление философского сознания
Нового времени. М., 1987.
Кафедра философии
УГТУ-УПИ