ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Карл Маркс (1804-1883)
Фридрих Энгельс (1804-1895)
Фридрих Энгельс
Философская система марксизма
Философская система марксизма
Исторический материализм
Антропология марксизма
Опредмечивание и распредмечивание
Проблема отчуждения в марксизме
Заключение
Литература
431.00K
Категория: ФилософияФилософия

Философия марксизма

1.

2.

Лекция
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Разработчик:
Селезнев В.М. – к. филос. наук
доцент каф. философии

3. ЦЕЛЬ

• Дать целостный обзор философской системы
К. Маркса.
• Обозначить актуальные проблемы познания,
науки, философии.
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и
синтезу

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Биография К. Маркса и Ф. Энгельса
Критика христианской религии
Гносеология Фейербаха
Антропологизм Фейербаха
Этическое учение
Заключение
Литература

5. Карл Маркс (1804-1883)

Родился 5 мая 1804 г. в г. Трире (Германия) в
семье адвоката.
В 1835–1841 гг. учился на юридическом
факультете университетов в Бонне и Берлине.
1842 г. – редактор демократической «Рейнской
газеты» в Кельне.
С 1843 г. жил в Париже.
Участвовал
в
работе
международной
организации «Союз коммунистов» и вместе с
Энгельсом написал ее программу — «Манифест
Коммунистической партии» (1848).
В 1849 г. переехал в Лондон.
В 1867 вышел главный труд Маркса — «Капитал»
(т.1); работу над следующими томами Маркс не
завершил, их подготовил к изданию Энгельс.
Другие труды: «Святое семейство», «Немецкая
идеология» (оба совместно с Энгельсом),
«Нищета
философии»,
«Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война
во Франции», «Критика Готской программы».

6. Фридрих Энгельс (1804-1895)

Родился в семье богатого текстильного фабриканта.
Учился в городской школе, затем (с 1834) в гимназии.
Отбыл воинскую повинность в 1841-42 в Берлине,
одновременно посещая лекции в Берлинском
университете; курс Ф. Шеллинга побудил Энгельса к
написанию серии критических статей. Изучение
социально-экономических отношений передовой
капиталистической страны, условий труда и быта
рабочих привело Энгельса к написанию книги
"Положение рабочего класса в Англии" (1845),
сформулировавшей идеи антагонизма пролетариата и
буржуазии и неизбежности социалистической
революции.
Встреча с К. Марксом в августе 1844 в Париже,
выявившая совпадение их научных и политических
взглядов, положила начало их дружбе и творческому
союзу. Первыми плодами этого союза были труд "Святое
семейство, или Критика критической критики" (1845) и
большая рукопись "Немецкая идеология".

7. Фридрих Энгельс

Энгельс принимал участие в боевых действиях на
стороне революционных войск.
После поражения революции Энгельс и Маркс
эмигрировали в Англию: Маркс жил в Лондоне,
Энгельс - в 1849 в Лондоне, а с 1850 в
Манчестере.С 1870 жил в Лондоне. В 1864 Маркс и
Энгельс учредили I Интернационал и вплоть до его
роспуска в1876 принимали активное участие в
руководстве его деятельностью, борясь против
последователей Ф. Лассаля, Ж. Прудона и М.А.
Бакунина. После смерти Маркса Энгельс
занимался развитием марксистской доктрины и ее
популяризацией. Одновременно был главным
наставником и советчиком европейских социалдемократов, прежде всего немецких.
Скончался 5 августа 1895 в Лондоне. Согласно
завещанию, прах Энгельса был предан морским
водам близ его любимого мыса Истборн (Англия).

8. Философская система марксизма

Философия Маркса
подразделяется
Исторический
материализм
Диалектический
материализм
Метод философии диалектика
В теории познания Маркс
использует принцип отражения
В онтологии Маркс отстаивает
принципы материализма

9. Философская система марксизма

Философия марксизма
“Материя – это объективная реальность,
данная нам в ощущениях” (В. И. Ленин)
“Идеальное есть ничто иное как материальное,
пересаженное в человеческую
голову и преобразованное в ней”. (К. Маркс)
Сознание – субъективный образ объективного мира

10. Исторический материализм

Развитие истории есть последовательная
смена общественно-экономических формаций
ФОРМАЦИИ
Первобытнообщинная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Коммунистическая

11. Антропология марксизма

По Марксу, человек есть
биосоциальное существо
Природа человека –
биологична
Сущность человека –
социальна
“Сущность человека не есть абстракт, принадлежащий
отдельному индивиду, а есть совокупность всех
общественных отношений”
К. Маркс

12. Опредмечивание и распредмечивание

Два метода освоения
предметного мира
Опредмечивание –
это материализация
(воплощение) сущностных
сил человека (знаний, навыков,
способностей, потребностей и т.д.).
Мир культуры – результат
опредмечивания
Распредмечивание –
это идеальный процесс
освоения предметной
действительности.

13. Проблема отчуждения в марксизме

Отчуждение – это процесс, в результате
которого продукты человеческой
деятельности превращаются во внешнюю
господствующую над человеком силу
При отчуждении человек
утрачивает свою свободу
По Марксу, отчуждение
связано с разделением
труда

14. Заключение

Возникновение материалистической диалектики как наиболее
полного учения о развитии было скачком в развитии знания.
Постановка чувственно-материальной деятельности людей в центр
философии и воплощение этой ключевой идеи в материалистическом
понимании истории позволили достичь естественного единства
материализма и диалектики.
Материализм Маркса достигает своего самого зрелого уровня в диалектике,
которая тем самым полностью совпадает с учением о развитии бытия
и познания, а также с Логикой, универсальным методом. Только разработка
исторического материализма и на этой основе последовательное
проведение принципа отражения позволили обнаружить, что законы
диалектики общи бытию (природе и обществу) и мышлению.

15. Литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //
Сочинения. 2-е изд. : в т. М., Т. 3. гл.: Фейербах.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Сочинения. 2-е
изд. : в т. М., Т. 3., гл. : Фейербах.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи
1844 г. / Сочинения. 2-е изд. Т. 42, гл.: Отчужденный
труд, Коммунизм.
Бухарин Н.И. Учение Маркса и его историческое
значение // Избранные труды. Л., 1988.
Глядков В.А. Феномен марксистской философии.
М., 1992.
Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и
отчуждение. Минск, 1991.
Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии) //
Вопросы философии. 1990. № 10.
English     Русский Правила