Похожие презентации:
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»
1. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.
ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ИЗ РОМАНА«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА».
ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ
СОЧИНЕНИЮ.
Урок литературы в 8 классе.
Учитель: Кильметьева Резеда Рамилевна
2. Салтыков-Щедрин М.Е.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е.3.
Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается крусскому фольклору. В начале главы писатель
пародирует официальные исторические сочинения с их
лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в
фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает
русские присловья, парадоксальные прозвища и
выражения, которыми жители городов награждают своих
соседей, и выводит их в текст сказки-притчи,
родственной басне Крылова «Лягушки, просящие Царя».
Основной прием басни – аллегория (иносказание),
Салтыков-Щедрин сочетает иносказания с гротеском.
4. Сказочные интонации мы слышим в этой главе. «И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перел
СКАЗОЧНЫЕ ИНТОНАЦИИ МЫ СЛЫШИМВ ЭТОЙ ГЛАВЕ.
«И ПОВЕЛ ИХ ВОР-НОВОТОР СНАЧАЛА
ВСЕ ЕЛЬНИЧКОМ ДА БЕРЕЗНИЧКОМ,
ПОТОМ ЧАЩЕЙ ДРЕМУЧЕЮ, ПОТОМ
ПЕРЕЛЕСОЧКАМИ, ДА И ВЫВЕЛ ПРЯМО
НА ПОЛЯНОЧКУ, А ПОСЕРЕДЬ ТОЙ
ПОЛЯНОЧКИ КНЯЗЬ СИДИТ».
5. В чем же пафос сатиры Салтыкова-Щедрина? (Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.) Пафос сатиры Салтыкова-Щедрина в утвержде
В ЧЕМ ЖЕ ПАФОС САТИРЫ САЛТЫКОВАЩЕДРИНА?(ПАФОС – ВЕДУЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
НАСТРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.)
ПАФОС САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ
ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ОСМЕЯНИЕ ЯВЛЕНИЙ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ИЛИ
СУЩЕСТВОВАНИЮ ИДЕАЛА.)
ВЫСМЕЯТЬ ЗЛО,
ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ ДОБРО.
6.
7. Цель урока
ЦЕЛЬ УРОКАЦель:
подготовка
к сочинению
типа анализа
эпизода.
8. Основные литературные термины
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫСатира – обличительное литературное
произведение, изображающее отрицательные явления
жизни в смешном, уродливом виде.
Сатирические приемы:
1) ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где
истинным является не прямое высказывание, а
противоположное;
2) сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко
изобличающая явления, особо опасные для человека и
общества;
3) гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание
реального и фантастического, нарушение границ
правдоподобия.
9.
4) Иносказание, аллегория - иной смысл,скрытый за внешней формой.
5) "Эзопов язык" - художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании.
6) Гипербола - чрезмерное преувеличение.
10.
Объектом сатиры отчасти являются официальные исторические сочинения. В главе «Окорени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин использует данные, собранные В. И.
Далем. У Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу
дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных
городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Какова же самооценка русского
народа»? Этот вопрос необыкновенно актуален и сейчас, в наши дни (вспомните монологи
М. Задорнова, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и
восхищаются Европой и Америкой).
Обратите внимание, что Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не
имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа
к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это все, что можно сказать о Руси и
России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотепы? В читателе рождается
чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы
не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и
умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает все
недостатки.
Объектом сатиры в главе является самооценка русского народа, отсутствие навыков
самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.
Идеалом писателя можно назвать реальную оценку народом лучших своих качеств, развитие
навыков самоуправления, понимания того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по
Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.
11.
12. Повторение
ПОВТОРЕНИЕОпределение эпизода.
В науке определений эпизода много.
Вот лишь два. Прочитайте
Что объединяет эти определения ?
В чём различие ?
Запишите любое определение.
Назовите синонимы к слову эпизод.
Запишите.
13. Определение эпизода
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПИЗОДАЭпизод ( греч. привходящий,
посторонний ) –
та или иная в известной степени завершённая и
самостоятельная часть литературного
произведения, которая изображает законченное
событие или важный момент в судьбе
персонажа.
Эпизод - часть (отрывок , фрагмент )
художественного произведения , имеющая
относительную законченность и
представляющая отдельный момент развития
темы.
14. Синонимы
СИНОНИМЫОтрывок, фрагмент, часть
15. Повторение
ПОВТОРЕНИЕРоль эпизода в тексте
Мы всегда пытаемся понять, зачем
нужен какой- либо фрагмент в тексте,
какова его роль в произведении.
Какие функции эпизода могут быть в
тексте?
Определите роль таких эпизодов : первая
встреча Пугачева и Гринева в «Капитанской
дочке», три дня на воле Мцыри (по поэме М.
Ю. Лермонтова "Мцыри")
Приведите свои примеры.
16. Роль эпизода в тексте
РОЛЬ ЭПИЗОДА В ТЕКСТЕ1.Характерологическая.
Эпизод раскрывает характер героя, его
мировоззрение.
2.Психологическая.
Эпизод раскрывает душевное состояние
персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в
отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или
события.
17. Повторение
ПОВТОРЕНИЕЭпизод как часть сюжета
Эпизод входит в какой-либо элемент
сюжета.
Назовите набор сюжетных элементов.
В какой элемент сюжета входят такие
эпизоды: Мцыри на исповеди, казнь
Остапа
Эпизод может быть внесюжетным
элементом. Назовите этот набор.
Приведите примеры таких фрагментов.
18. Сюжетные элементы
СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ1.Экспозиция
2.Завязка
3.Развитие действия
4.Кульминация
5.Падение действия
6.Развязка
7.Эпилог
19. Внесюжетные элементы
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ1.Описание:
пейзаж
портрет
интерьер
2.Авторские отступления
3.Вставные эпизоды
ЭЛЕМЕНТЫ
20. Повторение
ПОВТОРЕНИЕСочинение – рассуждение
Анализ эпизода строится как
рассуждение.
Вспомним схему рассуждения.
21. Строение сочинения – рассуждения
СТРОЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ –РАССУЖДЕНИЯ
I. Тезис ( основная мысль сочинения )
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование : аргументы и примеры
Что из этого следует?
Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
22. Повторение
ПОВТОРЕНИЕСхема анализа эпизода
Вспомним схему анализа эпизода.
Что непонятно?
А теперь переходим к конкретному
эпизоду.
23. Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГОТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ
«РОЛЬ ЭПИЗОДА В ТЕКСТЕ».
Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.
2.Предположение о роли этого эпизода в
произведении ( тезис сочинения ).
24. Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА В
ТЕКСТЕ».
Основная часть ( аргументы и примеры )
1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
2.Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь
расположен? Какие эпизоды до и после?
Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка , экспозиция, развитие действия,
кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы )
текста нашли отражение в этом эпизоде?
25. Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА В
ТЕКСТЕ».
5.Расстановка персонажей в данном
фрагменте. Новое в характерах героев.
6.Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7.Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.
26. Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА В
ТЕКСТЕ».
8.От чьего имени ведется
повествование?
Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3
лица ).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование , описание, монолог,
диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.
27. Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГОТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ
ЭПИЗОДА В ТЕКСТЕ».
Заключение ( вывод )
1.Роль эпизода в произведении (перекличка
со вступлением ).
2.Какие темы произведения развиваются в
этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи
текста.
28. Проба пера…(у доски или в тетради)
ПРОБА ПЕРА…(У ДОСКИ ИЛИ В ТЕТРАДИ)Составить план эпизода ( простой или
цитатный ).
Придумать несколько названий эпизода (
отражают тему или идею ).
29. Проверка домашнего задания
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯНесколько человек читают сжатый пересказ
эпизода.
Что удачно? Что можно изменить?
30. Анализ эпизода
АНАЛИЗ ЭПИЗОДАВступление сочинения
Каким может быть вступление?
Предложите тезис рассуждения.
Может быть и другой тезис.
Прочитайте Эйхенбаум «ИСТОРИЯ ОДНОГО
ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА*
(Комментарий) http://febweb.ru/feb/classics/critics/eixenbaum/eih/eih-455-.htm
Какую роль играет этот эпизод?