14.81M
Категория: РелигияРелигия

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников

1.

2.

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников,
пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к
прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по
благословению митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по
канонизации святых.

3.

Создание иконы было сложной творческой задачей. Число
людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради
веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно
исчисляется сотнями тысяч имен. Поэтому перед
иконописцами стояла задача создать собирательный образ
подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице
бесчисленного сонма Ее членов, которые предпочли
страдание даже до смерти временным сладостям земной
жизни.

4.

Вместе с тем, создавая литургический образ, иконописцы
должны были средствами живописи явить свидетельство
вечной славы, которую святые мученики получили у Господа
посредством подвига ради Христа.

5.

Невозможно показать сияние подвига святых в вечности
средствами иллюзорной живописи, которая показывает лишь
временное бытие. Поэтому была избрана древняя каноническая
система живописи, выработанная полутора тысячелетним
опытом церковного искусства и основанная на знаковосимволическом понимании
образов, являющих мир в
эсхатологическом
измерении,
как
преображенный
и
освященный космос, как новое небо и новую землю, где
праведники пребывают в равноангельском состоянии,
“идеже несть болезнь, ни печаль,
ни воздыхание, но
жизнь бесконечная”.

6.

Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников,
преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом
реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в
основных
признаках
воспоминаемого
события
и
необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых
над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте
образов Царствия Небесного.

7.

Разумеется, художник не может в материальном образе
буквально изобразить то, чего “не видел глаз и не слышало
ухо… что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9). Поэтому
каноническая традиция церковного искусства выработала
систему, ориентированную на обозначение бытия через
художественно-гармоническое, ритмическое согласование и
сочетание знаков, символов и образов, заимствованных из
реалий земной жизни, но обозначающих вечность.

8.

Воспоминание о страдании или о каком-либо ином деянии во
славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает
в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и
является предметом изображения, но лишь как вторичный и не
имеющий самостоятельного бытия элемент отображения в
иконе славы Божией и вечной жизни.

9.

Соответственно перед иконописцем стоит сложная задача
создать непротиворечивое отображение вечного в сочетании с
преходящим.
Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была
показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь,
и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии
Небесном.

10.

Ввиду сложности содержания, икона должна была быть
выполнена по типу икон “с деянием”, для которых
характерно
сочетание
центрального,
основного
изображения – средника – с небольшими боковыми
сценами, так называемыми “клеймами”, в которых должна
раскрываться суть подвига.

11.

В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех
частей: средника, как главной части, где представлен собор
святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного
чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями
мученических подвигов. Если средник и деисусный чин
выполнены, в целом, в соответствии с традиционными
каноническими образцами, то клейма являются практически
новыми композициями.
Они впервые создания подвигов
в процессе работы
ны для отображеновых мучеников
над данной иконой.

12.

Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения
новых исторических реалий, огромного количества новых,
иконографически еще не разработанных образов святых
(написано около двухсот ликов), возникали значительные
творческие трудности, которые, быть может, не во всем удалось
до конца преодолеть.

13.

Стилистика иконы приближена к памятникам начала XVI
века – эпохи становления Московского царства.
Икона
создана
группой
ведущих
иконописцев
Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом.
Общие размеры иконы 167х135 см; средник – 101х80 см;
отдельное клеймо приблизительно 25х19 см.
(чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)

14.

15.

В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром
и Павлом
представлены
избранные
русские святые десятого
В центре
деисусного
чина, олицетворяющего
Церковь–
девятнадцатого
веков.как всегда, образ Христа, восседающего
Небесную, помещен,
За
Гаврииломвстоят
апостол
Андрей
на архангелами
престоле. В Михаилом
раскрытоми Евангелии
Его руках
написаны
и
равноапостольный
Далее
слова:
“Аз есмь свет князь
миру” Владимир.
(Ин.8:12). Его
образизображены
завершает
российские
святители Петр
и Алексий,
Иона и–Филипп,
и
вертикаль: царственные
мученики
– престол
крест – Иов
купол
Ермоген;
благоверные
князья
Борис
и Глеб,главенствует
преподобныев
храма. Благодаря
этому,
образ
Спасителя
Сергий
и Серафим,
Иоанн Кронштадтский
и
иконе, чем
поясняется праведный
смысл мученичества,
как следование
преподобный
Так (далее)
свидетельствуется
Господу ИисусуАмвросий
Христу по Оптинский.
крестному пути.
неразрывная преемственная связь святых новейшего времени
с их предшественниками. (чтобы вернуться к иконе нажми на
клеймо)

16.

17.

На
острове
Анзер
находилась
лагерная
больница,
Несколько
выше,
рядом
сзначительной
храмом,монастырь,
изображено
дерево
вочень
виде
Соловки.
В
центре
изображен
Изображен
сам
Соловецкий
со
Спасо-Преображенским
прославившийся
Сооружение
храма
на монастырь
высоте
было
Композиция
клейма
обладает
большой
Это
Самым
необычайно
инепотому,
местом
что
на
на нашего
широте
острове
острова
была художественной
Секирка.
березы
растут
Это
пользовавшаяся
мрачной
известностью.
Онавторой
была
креста
–страшным
удивительное
времени.
Во
втрудным
собором,
русской
построенным
истории
знаменитыми
вчудо
середине
XVI
святыми,
века.благословение
Собор
начиная
былс
делом,
номенее
старец
Иисус
выполнил
выразительностью.
иконографической
системе,
только
название
карликовые,
существует
иСогласно
сэто
XVдерево
века.
Со
является
времен
каким-то
Соловецкого
необычным
лагеря
св
расположена
в
Голгофо-Распятском
скиту,
находящемся
на
половине
ХХ
века,
когда
Анзер
опустел,
почти
на
самой
подвизавшихся
превращен
в
место
здесь
заключения,
в
XV
веке
преподобных
что
показано
Зосимы,
на
иконе
Савватия
через
Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной
которой
основное
содержание
выносится
на
передний
на
исключением.
Секирки
почти
Можно
никто
сказать,
нерядом
возвращался
что
Сам
Господь
живым. план,
воздвиг
Святовершине
горы
в
самой
середине
острова.
Голгофо-Распятский
вершине
Голгофской
горы,
с
храмом
выросла
высокая
иГолгофой
изображение
Германа.для
В заключенных
ХХ
веке
Соловецкий
внутрилюдей.
монастырь
него. Одним
На первом
украсился
плане,
еще
тысяч
православных
из наиболее
переднем
плане
изображен
расстрел
заключенных.
Они
в
памятный
Вознесенский
крест
храм
анзерским
с
маяком,
мученикам,
стоящий
видя
на
вершине
наше
нерадение.
Секирной
скит
был
построен
в
XVIII
веке
по
особому
откровению.
береза.
Удивительной
особенностью
этого
дерева
является
то,
одним
перед
монастырем,
чиномиерархов,
святости
как бы
– намногочисленным
берегу моря,
чином
сцена
выдающихся
окончивших
здесь изображена
свою
жизнь,святых
был
нимбах,
но
имена
отсутствуют,
поскольку
в
них
отражен
горы,
стал
местом
заключения
для
“штрафных”,
обычно
(далее)
Жившему
на
Анзере
подвижнику
преподобному
Иову
(в схиме
что
основные
ветви
березы
отходят
от
ствола
мучеников.
расстрела.
Расстрелы
На
иконе
и изображены
убийства
были
дваобычным
острова
явлением
Соловецкого
на
Воронежский
архиепископ
Петр
(Зверев).
На
иконе
он–в
массовый
характер
казней
оставшихся
навсегда
неведомыми
умиравших
от невыносимых
условий.
(далее)
Иисус)
явилась
Матерь
и повелела
создать
храм
на
противоположные
стороны
под
прямым
углом,
образуя
архипелага:
Большой
Соловецкий
и
Анзер,(далее)
где находились
Соловках.
(далее)
изображен
почивающим
вБожия
земле
под
храмом.
праведников
. (чтобы
вернуться
к иконе
нажми
на клеймо)
вершине
горы
во
имя
страданий
Ее
Сына.
(далее)
правильный
крест.
(далее)
заключенные. (далее)

18.

19.

Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому
В
Центром
клейме,композиции
организованном
является
по образ
принципу
святителя
“продолженного
Петра
преследованию
со стороны
властей,
проведя
много
лет ву
Страдание
блаженная
кончина
Петра
В средникеи иконы
святитель
Петрсвященномученика
представлен
в центре
действия”,
верхней
части
священномученик
композиции,
торжественно
Петр
изображен
восседающего
дважды.
наВ
одиночном
заключении
в разных
тюрьмах.
Несколько
лет он
(Полянского),
митрополита
Крутицкого,
Местоблюстителя
престола наравне
со святителем
Тихоном.
Как законный
верхней
фоне
темницы.
части
он изображен
В Один
его
по
облике
сохранившейся
есть
царственность
фотографии,

провел
в
заключении
за
полярным
кругом,
в
никому
Патриаршего
Престола.
из
великих
святых
ХХ
века,
столп
Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины
сидящим
прославленного
в заключении
состояния.
в устье
зимовье
Расположенный
Хэ,
рядом Ледовитый
над сценой
океан.
неизвестном
зимовье
Хэ
реки
Обь.
Церкви.
(далее)
Патриарха Тихона; он равен ему и величием своего подвига, –
Ниже
убийства,
представлено
этот образ
убиение
является
святого:
одним
условно
из наиболее
изображенная
сильных
Опасаясь
влияния
святителя
Петра
на
верующий
народ,
но еще
твердого стояния в вере, на страже законных прав Церкви
тюрьма,
отображений
распростертое
торжества
теловечной
старца,
жизни
выразительный
среди других
силуэт
не
решаясь
убить
его, власти
запрятали
вплоть
до мученической
кончины.
(далее) святителя в самую
композиций.
Временное
– заключение
в зимовье

фигуры
палача.
(далее)
нелюдимую
глушь.
27 сентября
(10 октября)
1937 Хэ
года
перекрывается
торжествомтерзаний
над смертью.
исстрадавшийся вечным:
после многолетних
святитель(чтобы
Петр
вернуться
к иконевнажми
на клеймо)
был расстрелян
Челябинске.
(далее)

20.

21.

Суд
над
священномучеником
Вениамином
(Казанским),
ВИспользован
1922
году
святитель
Вениамин
и
большая
группа
духовенства
и
На
свитке
в
руке
прием
судьи
“мертвого
читаются
только
угла”,
когда
имена
две
обвиняемых.
стороны

в
Вся
сцена
окружена
круглящейся
стеной

это
обычный
прием
Желая
более
почтить
святых,
в
данном
случае
иконописцы
Намерение
изобразить
скамью “подсудимых”,
кафедру
“судьи”
митрополитом
Петроградским
и
Гдовским,
и
с
ним по
верующих
были
привлечены
к
суду
по
ложному
обвинению
в
данном
Этим
приемом
случае
подсудимые
показывается,
и
судья
что
неправедный

повернуты
судья
друг
ко
невольно
другу
в
ограничения
внутреннего
пространства,
известный
несколько
отошли
в
композиции
от
древних
традиций,
дабы
неправедного
судилища
потребовало значительной творческой
пострадавшими.
(далее)
сопротивлении
изъятию
церковных
ценностей.
В ночь
сдруг
12 нако13
три
свидетельствует
четверти,
так,
о
что
исповедническом
они
одновременно
подвиге
обращены
святых,
и
готовых
крайней
мере
с
XIV
века.
За
стеной
изображена
печально
сохранить
определенный
уровень
фактической
переработки известных иконографических изводов, чтобы
августа
года
святитель
Вениамин
вместе
с архимандритом
другу,
принять
и1922
к зрителю.
смерть
за
На
веру
высокой
Христову.
кафедре
Встоит
судья
на
сотомились
приговор
свитком.
знаменитая
петроградская
тюрьма
“Кресты”,
где
действительности.
В древних
иконах
судья
всегда
изображался
вписать
современные
реалии
вответ
традиционную
Сергием
(Шеиным),
Юрием
Новицким
и Иваном
Ковшаровым
Согласно
святитель
канонической
благословляет.
традиции,
К
нему
с
текст
жестами,
свитка
выражающими
или
книги
осужденные,
купол
Исаакиевского
собора
иобычаям
море,
сидящим,
а
судимый

стоящим.
Это
соответствовало
иконографическую систему. (далее)
были
преданы
смерти.
(далее)
соответствует
веру
и смирение,
моменту
обращаются
речи
и другие
как бы
осужденные.
озвучивает За
речь
их
обозначающее
прибрежное
положение
Петрограда.
(чтобы
древности
и средневековья.
(далее)
говорящего:
спинами
написание
силуэты
слова
стражников.
равно звуку.
(далее)
(далее)
вернуться высятся
к иконе
нажми
на
клеймо)

22.

23.

Подвиг двух праведников: священномученика Андроника,
Святитель
Андроник
– деятельный
миссионер,
трудившийся
Подобные
Оба святителя
жеПермского
свирепые
пользовались
способы
глубоким
уничтожения
почитанием
праведников
верующих.в
архиепископа
и
Соликамского,
и
священномученика
Образы
святых
становятся
знаками
страдания,
таинственно
Японии
вместе
со
знаменитым
апостолом
Японии
– Первого
святым
С нимбами
вокруг
просветленных
ликов,
свсей
молитвенными
применялись
Зверские
расправы
во множестве
с Тобольского
обоимислучаев
были
по
произведены
России,
почти–
Гермогена,
епископа
и
Сибирского.
просветленного
благодатью
Духа во
Святого,
укрепляющего
Николаем
Японским,
посвященный
епископа
Киотосского,
жестами,
в
ярко-праздничных,
небесных
одеяниях
они
например,
одновременно,
в
землю
с
разницей
живым
в
несколько
был
зарыт
дней:
священномученик
епископ
Гермоген
зарывают
живым
в
землю,
второго
топят
в
реке
Тобол
с
камнем
подвижников
взатем
их противостоянии
врагу.
Их добровольное
трудившийся
на
ряде
кафедр,
глубокий
мыслитель
и
погружаются
внутрь
стихии,
будучи
сами
как
бы
бесплотными,
Константин
погиб
16
июня,
Голубев
а
архиепископ
(изображенный
Андроник
на
иконе
20
виюня
среднике
1918 внизу
года.
на
шее.
Изображены
страдальческие
кончины
двух
принесение
себя Гермоген
в жертву –ради
веры Христовой
и ради
вечной
аскет;
святитель
блестяще
образованный
церковный
уже
обретшими
ангельское
состояние
.
(чтобы
вернуться
иконе
справа).
ПоэтомуПоэтому
они закономерно
изображения
объединены
мучений
всвятых
одном имеют
изображении.
икздесь,
замечательных
деятелей
Церкви.
(далее)
жизни
освящает
землю и воду,
что
наиболее зримо
показано в
нажми
на
клеймо)
деятель,
также
известный
своей
подвижнической
жизнью.
и
Каноническая
в других клеймах
традиция
обобщающее
знает значение,
прием объединения
свидетельствуя
двух
об
данном клейме. (далее)
(далее)
особенной
жестокости
и ненависти
гонителей против
всей
действий в одном
пространстве.
(далее)
Церкви. (далее)

24.

25.

Так
Изображен
же расходящиеся
– условно верхний
– главный
и нижний
вход вконтуры
монастырь,
стен
Закрытию
ВРазорение
1920
годуэффект
Лавры
одной
Лавра
из
предшествовало
была
величайших
закрыта,
русских
а кощунственное
святые
святынь
мощиЦентральная
вывезены
–за
вскрытие
Троицевв
Имя
преподобного
Сергия,
каквкоторого
великого
заступника
русский
усиливают
загороженный
солдатом,
движения
рука
разные
стороны.
угрожающе
поднята
мощей
музей.
Сергиевой
преподобного
Была
Лавры
сфабрикована
и похищение
Сергия
в 1919
грубая
мощей
преподобного
фальшивка,
являвшееся
одним
согласно
Сергия
из
народ,
особенно
тесно
связано
сгоду,
наибольших
ось,
сторону
несущая
уходящей
основную
группы
монахов.
смысловую
В периодами
другую
нагрузку,
сторону
усилена
четверо
главных
которой
звеньев
престарелый
широкой
наместник
антицерковной
Лавры
архимандрит
компании
властей
Кронид
Радонежского.
(далее)
испытаний
иизображенной
страданий
русского
народа:
татарским
игом,
колокольней,
солдат
уносят
гроб
с мощами
за стеной,
преподобного
почти
над
Сергия.
входом,
Простой
но по
на
составил
заговор
с целью
объявить
Лавруразорение
“русским
Ватиканом”.
вскрытию
святыхколокола,
мощей..
(далее)
Смутным
временем
и, наконец,
(далее)
ней
прием
отсутствуют
изображения
монахов
что созначает
иреволюцией.
солдат
в виде
двух
монастыря.
групп,
Всесторонам
эти события
обобщены
в композиции.
(далее)
По
расходящихся
колокольни
от центра,
делает
изображены
композицию
Успенский
легко читаемой
и Троицкий
по
соборы
вернуться к иконе нажми на клеймо)
смыслу.(чтобы
(далее)

26.

27.

Духовный
Великая княгиня
путь завершился
Елисавета,мученическим
по происхождению
венцом. принцесса
На иконе
Трагедия
в Алапаевскеявлялась
5 виюля
1918 года.
Святых
великую
святые
Гессен-Дармштадтская,
жены
светлых,
родной
почти
императрицы
одеждах,
Великий
князьизображены
Сергей Александрович
всестрой
1905 белых
году
погиб
от
княгиню
Елисавету
и сеедухом
келейницу
Варвару
вместе
с великим
которые
Александры
в
соединении
Феодоровны
и
вышла
полного
замуж
смирения
за
великого
и
покорности
князя
бомбы, брошенной революционером-террористом. После
князем
Сергеем
Михайловичем,
князем
Владимиром
Палеем,
воле
Сергея
Божией,
Александровича,
выраженном
пятого
в
недвижной
сына
Императора
сдержанности
Александра
их
кончины супруга Великая княгиня полностью предалась
еще тремя
князьями
ипротестантизме,
преданными
слугами
сбрасывают
вс
падающих
Второго.
Родившись
фигур,
являют
в
в
них
Невест
Христовых.
она
познакомилась
Здесь
цвет
духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана
шахту. (далее)
символизирует
православием
после
невинность
переезда вжертв,
Россию.
с Елисавета
Феодоровна
и
знаменитая
Марфо-Мариинская
обитель
в одной
Москве. стороны,
(далее)
свирепость
от рождения
убийцобладала
– с другой.
глубокой
(чтобы вернуться
религиозностью,
к иконе нажми
и на
в
клеймо)
Православии она нашла то, что отвечало самым главным
запросам ее души. (далее)

28.

29.

На иконе изображено, как святитель преподает благословение
народу
со стены, куда
емуПромыслом
разрешалосьБожиим
выходить.
Духовенствонаи
Он
– избранник
Божий,
возведенный
народ молитвенно
обращаются
к Патриарху.
Вмонастыре.
их лице
Патриарший
после
двухсотлетнего
в
Выбранный
дляПрестол
иконного
изображения
момент
егоперерыва
жизненного
Святейший
Патриарх
Тихон
в заточении
в Донском
Патриарх
благословляет
весь
православный
русский
народ.
необычайно
исторический
период,
когда
наВ
подвига
позволяет
с наибольшей
полнотой
отразить
две
Святой
Тихон
–трудный
великий
иерарх,
“первый
среди
равных”
в сонме
клейме отражена
конкретная
действительность:
церковный
корабль
обрушились
жесточайшие
волны
гонений,
основные
стороны
его
служения:
исповедничество
и верующие
духовное
выдающихся
епископов
– исповедников
Русской
Церкви
люди собирались
стеной,
ожидая
Святейшего.
массовых
кровавых
расправ,
грандиозных
провокаций.
Он Но
во
попечение
о спасении
вверенного
ему выхода
православного
народа.
периода
гонений
в под
ХХ
веке.
(далее)
эти реальные
факты
оказались
прообразом
общецерковного
всем
равен находился
своим
великим
предшественникам,
первоиерархам
Святитель
под арестом
с мая 1922его
года
по июнь 1923–
почитания
и прославления.
ВФилиппу,
композиции
онразворачивалось
изображен
исповедникам
митрополиту
Патриархам
Иову как
и
года,
примерно
в то же самое
время, когда
прославленный
а молящийся
народ
является
образом
Ермогену,
образысвятой,
коих
помещены
в иконе
вверху,
в деисусном
“дело”
митрополита
Вениамина
Петроградского.
(далее)
чине.
(далее)
Церкви,
прославляющей святителя. (чтобы вернуться к иконе

30.

31.

Семья
Государя
является
удивительным,
благодатным
примером
Убийство
Царской
Семьи
в Екатеринбурге
в подвале
дома
Благочестивый
Родившись в день
Государь
праведного
был глубоко
Иова
предан
Церкви
и
истинно
ЖизньМногострадального,
в условиях
гонения
Ипатьевахристианского
4 (17) июля единодушия.
1918 года. Несмотря
на вынужденное
Отечеству
Государь
всю
и говорил,
жизнь
считал
что готов
это стать
особым
жертвой
предзнаменованием.
Богу, если
это
и
заключения
сделала
благочестивую
царскую
семью
отречение,
Государь
Николай
II неотъемлемо
являлся
необходимо.
Действительно,
Пленение
попущением
ималой
смерть
Божиим
Государя
Россия
и его
превратилась
семьи были по
в
подлинным
образцом
Все
это
Помазанником
Божиим
в Церкви.
качестве
главы– истинный
русского
существу
гноище,великой
адобровольным
ее святости.
Государь согласием
со всейоставил
семьей,
на эту жертву.
презираемые
С высот
и
пример
Государь
православного
Царства. Именно
поэтомуэтот
он пример
и его своему
семья
величайшего
отверженные,
могущества,
как наследство,
прокаженные,
только
были
лишь
мыслимого
на
и земле,
затем
народу
в озлобленную
вечное
какврагов
самуюизолированы
большую
ценность,
вызывали
ненависть
Церкви
и России.
они
убиты
сошли,
в подвале.
лишенные
(далее)
всего, в подвал
дома Ипатьева.
которая
дарована
каждому,
желающему
принять (далее)
ее.(далее)
(чтобы
вернуться к иконе нажми на клеймо)

32.

33.

Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под
Ритмичный
Клейма нижнего
от расположенные
одного
события
под
к другому
средником,
внутри
не
Москвой
в переход
1930-еряда,
годы.
Бутовский
полигон
– одно
из
Слева
группа
ведомых
нажестких
Они
также
вкоторых
светлых
ризах
фризообразной
имеют
между
композиции
собой
“града”
границ.
создает,
несмотря
Действия
на
могут
весь–
Праведники
вказнь.
виде
двух
групп,
В
центре
наизображены
фоне
мирных
зеленых
горок
фигура
трагических
мест
русской
истории
ХХ в предстоит
века.
В стреляют
течение
желтоватого,
серебристо-серого
цвета.
Усовершались
праведников
связаны
драматизм
переходить
напериода
территорию
изображаемых
ситуаций,
композиций,
изображения
убийцы. старца
Основная
группа
– ежедневно
в центре,
над
рвом, несомненную
где
видны
их
некоего
священнослужителя
в светло-желтых
ризах,
за
длительного
здесьсоседних
массовые
руки.
Восоединены
рвах
изображены
розовых,
темно-красных,
художественную
храмов
стенами,
создавая
Ввитысяч
описании
образ
как
бы
онилюдей,
некоего
радиВ
убиенные
собратья.
Именаубиенные
недесятки
указаны,
поскольку
композиция
ним
еще
двое
визысканность.
темно-красных
розовых
одеяниях.
расстрелы.
Были
уничтожены
невинных
в
зеленых,
фиолетовых
ризах.
Цвет
обозначает
ихбесстрашие
праведность,
единообразия
святого
града,
впо-прежнему
котором
собрано
именуются
многообразие
клеймами
святых
(чтобы
мест,
призвана
обозначить
массовое
смертное
страдание
неведомых
центральной
фигуре
наиболее
подчеркнуто
и
том
числе
многие
священнослужители.
Осужденных
привозили
переход
вечную
жизнь.
(далее)
вернуться
иконе
нажми
на
клеймо)
прославленных
подвигами
мучеников.
Этот
“град”
являетсяа
святых,
которых
множество
только
по
мужество
исповеднического
подвига
за
православную
на
одну квиз
ночь,
расстреливали
и известны
тут умирания
же зарывали
в именам,
огромных
композиционной
опорой
средника
с его
громадным
храмом.
другие
остаются
вовсе
неизвестными.
веру.
Старец
светлых
одеждах
благословляет
палачей.
(далее)
рвах.
Ныне
ввБутово
поставлен
крест,
и(далее)
воздвигнут
деревянный
(далее)
храм. (далее)
.

34.

35.

На
Слева
Расстрел
уровне
направо
крестного
графического
движется
хода процессия
решения
в Астрахани.
–праведников
винтовки
Крестные
в сруках
ходы
хоругвями.
впроем
солдат
знак
Событие
развертывается
на
фоне храма,
его дверной
означают
Впереди
протестаразделительным
идут
против
угрозу
дьякона,
гонений
неминуемой
у на
них
Церковь
твердый,
смерти
проводились
неустрашимый
для
хоругвеносцев,
во многих
шаг.
служит
знаком
между
противостоящими
епископа
Передний,
городах на
и более
всей
протяжении
процессии.
старший,1918-1919
высоко
Но на уровне
годов.
держит
цветового
Накрест.
это
проявление
Врешения
середине–
силами.
Напряженность
ожидания
момента
столкновения
группа
епископ.
народного
верующих
протеста
Это
архиепископ
имеет
отвечали
явноетеррором.
превосходство
Астраханский
Один из
над
расстрелов
Митрофан
темными
усиливается
цветом.
В группе
праведников
господствует
фигурами
(Краснопольский),
крестного
солдат.
хода
показан
расстрелянный
в данной
23композиции.
июня
1919 года.
Композиция
Напротив
красный
цвет,
выражающий
огненность,
непреклонность
веры.
По
крестного
силе
драматизма,
справа
отвыявляемого
зрителя,
группа
противоборством
солдат,
стреляющих
двух
в
решена
какхода,
прямое
столкновение
двух
сил.
(далее)
Даже
позем
розовато-красного
цвета.
(далее)
непреклонных
процессию. (далее)
сил, она выделяется из всех прочих сцен. (чтобы
вернуться к иконе нажми на клеймо)

36.

37.

ППраведная
овсюду
кончина
Владимир
развивал против
огромную
Владимира,
деятельность
В
момент
Киеве святитель
святитель
смерти
святитель
твердосвященномученика
благословлял
выступал
убийц.антицерковных,
Момент
казни
митрополита
развитию духовного
Киевского
образования,
25
январясцен
по
1918
строительству
храмов.в
впо
раскольнических
композиции
отсутствует
действий
–националистических
таких
в года.
иконеСвятитель
элементов
достаточно.
Так,
Владимир
в Грузии
первым
он открыл
из епископов
доСвятого
трехсотудостоился
приходских
стать
школ.
новым
Он был
Святитель
украинском
показан
духовенстве.
дважды:
выведение
Владимира
на расстрел
сравнивали
из обители
ис
поистине
российским
всероссийским
мучеником.
митрополитом.
Прежде,
чем Великий
стать
Киевским
обнаружение
Московским
его
митрополитом
тела иноками
Филаретом.
(чтобы вернуться
к иконе
святитель
нажми на
клеймо)
Святитель
митрополитом,
Владимир
выдающийся
был председателем
иерарх
занимал
Поместного
крупнейшие
Собора
достойно
увенчался
мученическим
венцом.
Он был
арестован
в
Русской
кафедры:
Церкви
он вбыл
1917-1918
экзархом вгодов.
Грузии,
Онзатем
понимал
назначался
на и
своих
покоях
Киево-Печерской
Лавре,
выведен
заопасность
стены
революционной
пропаганды и
боролся(далее)
с ней, особенно в
Московскую(далее)
и Петербургскую
кафедры..
расстрелян.
долговременную бытность на Московской кафедре. (далее)

38.

39.

На
иконе
в белом
мать
сИсповеднический
прижавшимися
к
“Белые
платочки”,
как сизображена
любовью
называл
их незаметно
святитель
Остававшиеся
на платке
свободе
смиренно
и кротко,
Образ
безымянной
святой
жены
с детьми.
ней
детьми.
Ей грозит
винтовкой
солдат,
арестовывающий
Патриарх
Тихон,
непоколебимо
стояли
всопровождали
храмах
на
совершали
свое
христианское
служение:
женский
подвиг
периода
гонений
чрезвычайно
велик.
священника
(следующая
композиция),
она
не когда
устрашается.
богослужении
в самые
беспросветные
годы,
могло
священнослужителей
в гонениях
простаивали
ночи
Безвестные
монахини,
жены и ссылках,
и но
сестры
духовенства,
Благодать
укрепляла
верующих
самые
страшные
казаться, что
православная
жизнь,
мир
ивсделать
благополучие
уже
напролет
уБожия
тюремных
дверей,
чтобы
передачу,
бесчисленные
простые
прихожанки
погибали
в лагерях
и
моменты
ночных
обысков,
(чтобы
вернуться
никогда не
вернутся.
На арестов,
них спасали
же грабежей.
лежало
воспитание
детей,
оберегали
оставшиеся
храмы,
святыни
от грабежа
ик
тюрьмах.
(далее)
иконе
нажми(далее)
на
клеймо)
потерявших
отцов.
Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц
разорения.
не забыта у Бога. (далее)

40.

41.

Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет
потир с престола, другие арестовывают священника, руки
Нампозиция
иконе дантесно
обобщенныйсобраз
такого нападения.
Изображен
Ко
предыдущим
изображением
святой
которого
связаны.связана
Здесь во
может
ввидуИзвестны
“изъятие
Арест
священника
в храме
время иметься
богослужения.
небольшой
однокупольный
храм
с белыми
стенами,
– таких
жены
с
детьми
(они
вместе
помещены
на
поземе
зеленого
церковных ценностей”,
также
многочисленные
случаи,которому
особеннопосвящено
в первые отчасти
годы после
храмов
было
бесчисленное
множество
по
всей
России.
На
цвета),
поскольку
оба
изображения
посвящены
жизни
простого,
третье клеймо.
революции,
когда гонители врывались прямо в алтари в
престоле,
покрытом
красным
облачением,
стоят священные
обыкновенного
прихода,
на
который
обрушилось
Церковь сама
предложила
отдать своислужбы,
ценностиоскверняли
на гонение.
помощь
момент
совершения
Божественной
сосуды,вернуться
перед кпрестолом
священник
в светлых ризах. Лик
(чтобы
нажми
на клеймо)
голодающим,
за иконе
исключением
священных
сосудов. Это было
святыни,
арестовывали
или убивали
священнослужителей.
священника несколько напоминает преподобного Серафима
использовано как предлог для гонения и насильственного,
(далее)
Саровского. (далее)
намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов.
(далее)

42.

43.

Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были
Разорение
Саровской
обители,
похищение
вывезены святые
мощи преподобного
Серафима. Намощей
иконе
преподобного
Серафима.
обобщенно представлен
видСаровская
Саровского Успенская
монастыря. пустынь,
На фоне
особенно
прославленная
подвигами
великогогроб
подвижника
XIX
розовой колокольни
двое
солдат уносят
с останками
века
преподобного
Серафима,
наряду
Троице-Сергиевой
преподобного,
в другую
сторону
солдатс гонит
насельников
Лаврой
наиболее
обители.и Соловецким
Композиция,монастырем
в целом, относится
сходна ск ряду
изображением
чтимых
православным
народомЛавры
святых(клеймо
мест Русской
Церкви.
закрытия
Троице-Сергиевой
пятое).
(чтобы
(далее)
вернуться к иконе нажми на клеймо)

44.

45.

На иконе изображено исполнение смертного приговора,
Композиция с убиением святителя Кирилла — последнее
вынесенного
святителю
Кириллу
врагами
Церкви.
Святитель
Пейзажные
горки,
имея
необходимую
иконную
стилистику,
Убиение святителя
Кирилла,
митрополита
Казанского
в
клеймо иконы. Это заключительный аккорд, достойно
молится,
ликом
зрителю.
Егопоподнятые
руки
сохраняют
сходство
ск известным
фотографии
Чимкентеобращенный
7 общее
(20) ноября
1937 года.
Священномученик
Кирилл

завершающий драматическую сюиту композиций, впервые в
торжественно
простерты
в высокообразованный
жестебыл
молитвы
и последнего
пейзажем
местности,
где святитель
предан смерти.
Горки
виднейший
деятель
Церкви,
богослов,
церковном
искусстве
целостно
представляющих
и
благословения,
преподаваемого
им
всему
миру.
Его
желтовато-розового
цвета
написаны
в
одной
гамме
со
мудрый и любящий пастырь. (далее)
прославляющих беспримерный в истории подвиг Русской
величественный
образ, образ
литургические
святителем,
они создают
обновленной одежды
природы, красновместе
Церкви в поистине смертельной борьбе с силами ада, не
малинового
резко контрастируют
со
святым цвета
мучеником
противостоящейс болотистомрачным
смогшими одолеть святых Божиих. (чтобы вернуться к иконе
зеленоватыми
силуэтами
палачей. ощущение
Темный, сливающийся
олицетворениям
зла, что рождает
торжества и
нажми на клеймо)
тройной
профиль
солдат, направляющих
святого,
победы
над
адом и смертью,
свидетельство винтовки
вечности. на
(далее)
выражает бессильную ярость адских сил. (далее)
English     Русский Правила