Теория «одинокой толпы» американского социолога Дэвида Рисмена
Автор термина «Одинокая толпа»
Взаимосвязь истории и типов характера
Гипотеза Д. Рисмена
Вопрос к практическому заданию
717.00K
Категория: СоциологияСоциология

Теория «одинокой толпы» американского социолога Дэвида Рисмена

1. Теория «одинокой толпы» американского социолога Дэвида Рисмена

ТЕОРИЯ «ОДИНОКОЙ
ТОЛПЫ» АМЕРИКАНСКОГО
СОЦИОЛОГА ДЭВИДА
РИСМЕНА
Практическое задание

2. Автор термина «Одинокая толпа»

Рисмен Дэвид (1909- ) американский социолог и
журналист, чьи работы,
особенно "Одинокая толпа.
Исследование
американского характера"
(написанная в 1950 г.
совместно с Н. Глейзером и
Р. Денни), посвящены
природе и специфике
социального характера, его
типах в разных странах в
разные исторические
эпохи, причинам его
появления, процессе
формирования и замены
другими типами
социального характера.

3. Взаимосвязь истории и типов характера

Д. Рисмен пытается установить взаимосвязь между
различными историческими эпохами и типами
характера, выделяя при этом три главных исторических
периода и соответствующих им типа общества: 1)
«высокого потенциала прироста населения»
(например, средние века); 2) «переходного роста
населения.» (например, Ренессанс—Реформация); 3)
«начинающегося спада населения» (например,
современные индустриально развитые общества).
Каждому из этих трех периодов соответствуют три типа
социального характера: «ориентированный -натрадицию», « ориентированный-на-себя» и
«ориентированный-на-другого».

4. Гипотеза Д. Рисмена

Гипотеза Д. Рисмена состояла в том, что основной тип характера
в рамках американского общества изменился от изнутриориентированного к извне-ориентированному типу, в котором
характер все более формируется скорее примером себе
подобных и сверстников, чем как прежде
"интериоризированным авторитетом взрослых".
Общество такого типа не может удовлетвориться само собой
разумеющейся ориентацией-на-традицию, ему нужен совсем
иной тип характера: предприимчивый, ини- циативный,
любящий риск и все новое.
Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и
творческое начало, а не точное следование предписаниям,
традициям и ритуалам. И тогда особое значение приобретает
ориентация-на-себя, означающая внутренний, а не внешний
источник мотивации, большую свободу выбора целей,
разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи,
клана и прочих авторитетов.

5. Вопрос к практическому заданию

Можно ли предполагать, что тенденции в
развитии американского общества 50- гг. ХХ
века характерны для современного российского
общества?
English     Русский Правила