196.50K
Категория: ФилософияФилософия

Общество и история

1.

Кафедра «Философии и психологии»
Преподаватель Л.А.Сазонова
Лекция 12. Общество и
история

2.

План лекции
1. Циклическая концепция исторического прогресса
2. Линейная концепция истории
3. Спиралевидность общественного развития
4. Ковариантная модель всемирной истории
5. Постмодернистские концепции истории.

3.

Предметом философии истории является
историческое измерение бытия человека
Для философского понимания истории необходимо:
Историческое сознание,
что социальная жизнь
имеет изменчивый
характер
Взгляды на историю не
должны ограничиваться
личным взглядом или
взглядом одного
народа.
История европоцентрична
(взгляд европейца)

4.

Метапаттерны – образцы, модели
истории
Паттерн циклического развития – первая в истории попытка
представить ход времени. Возникает в древности на основе
наблюдений за природой.
Индийская мифология о четырех югах.
4-я юга
1-я юга
3-я юга
4.320.000 лет
2-я юга

5.

Циклическая
концепция
представлена
К.Данилевским, О.Шпенглером, Л.Гумилевым и др.
Дж.Вико (18 в.) выделял три эпохи
Век богов
Век героев
Век людей
Каждый цикл
Завершается
Кризисом и
Распадом всей
системы

6.

Линейная концепция выражает идею
прямолинейного общественного
развития
Концепция линейного развития делится на два вида:
Регрессистская
(Античность,
Средние века)
Прогрессистская
(с 18 в.)

7.

Теория линейного развития возникает в
мифологии
Историк Геродот в 7 в.д.н.э. представлял историю
человеческого развития как историю регресса,
обусловленного падением человеческих нравов
Золотой век
Серебряный век
Бронзовый век
Медный век
Железный век

8.

История с точки зрения христианства
состоит из трех этапов
Предыстория человечества (От Адама и Евы до
Страшного суда)
Собственно человеческая история (от рождения
Христа до Страшного суда)
Вечно длящееся Царство Божие на земле и на
небесах

9.

В эпоху Просвещения прогресс человечества
связывается с прогрессом человеческого разума.
Разум – двигатель общественного прогресса
Ж.Кондорсе историю человеческого прогресса
разделяет на 10 этапов. В основе классификации
–степень развития науки и уровень знаний.
Г.Спенсер считал любой общественный прогресс
матрицей с прогресса органического.
Млекопитающие
Птицы
Пресмыкающиеся (разнородные организмы)
Однородные организмы (рыбы)

10.

В 19 веке популярность линейной концепции
угасает по двум причинам
1. Развитие науки и техники показало, что
разум не способен спасти человечество от
бедствий.
2.Усложнение общественной и политической
жизни привело к созданию сложных
социальных структур, которые обусловили
определенные формы деятельности
людей, которая не укладывалась в рамки
линейной концепции.

11.

В 20 веке развитие НТП обусловило
интерес к линейной концепции
Дж.Белл и А.Тойнби
Традиционное общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество

12.

Ф.Фукуяма предполагает «Конец истории»
как начало эры благополучия человечества
Идеи либерализма в конце 20 века победили на
Западе пока теоретически. Но идеальный мир
либеральных ценностей (универсальных) победит
другие идеологии и обеспечит благополучие
человечества.
Но общечеловеческий статус получают те ценности,
которые опираются на взаимопонимание
различных цивилизаций

13.

Спиралевидная модель развития
связана с законом отрицания
отрицания
В законе отрицания отрицания выделяются три
признака: преемственность, поступательность
и цикличность.
Преемственность есть непрерывное накопление,
собирание элементов.
Поступательность раскрывается как
последовательное и постепенное продвижение
вперед.
Поступательность в единстве с преемственностью
составляют суть диалектического развития.
Идею спирального развития отстаивали Гегель и
Маркс.

14.

Исторический материализм причину и решающую движущую
силу всех событий находит в экономическом развитии
общества, в изменениях способа производства, разделении
общества на классы и борьбы классов.
Общественно-экономическая формация – это
состояние общества, которое определяется
способом производства на определенном отрезке
исторического времени.
Способ материального производства складывается
из двух элементов
Производительные
силы
Производственные
отношения

15.

К.Маркс выделяет в истории пять способов
материального производства и, соответственно, пять
общественно-экономических формаций.
Первобытнообщинная формация (способ
производства – собирательство; отношения в
обществе – примитивное равенство)
Рабовладельческая (ручной труд рабов; господство
–подчинение)
Феодальная (примитивные орудия обработки
земли; подчинение крестьянина феодалу)
Капиталистическая (машинное производство;
наемный труд рабочих)
Коммунистическая ( новые технологии; отсутствие
эксплуатации)

16.

Каждая формация имеет в своей структуре
два элемента
Элементы формации:
Базис –
это производственные
отношения, в которые
люди вступают
в процессе
производства
Надстройка это совокупность
общественных
идей, институтов;
общественная
психология

17.

Формация возникает и развивается по
определенным законам
1.Закон соответствия производительных сил и
производственных отношений
2.Закон соответствия базиса и надстройки.
С наступлением коммунизма история не
заканчивается – это предыстория человечества,
далее начнется «подлинная история» (Маркс)

18.

Ковариантная модель истории
подразумевает многовариантное и
одновременно параллельное развитие
«Осевое время» (К.Ясперс) - изменение
социальных и духовных основ жизни.
С 8 -2 в.д.н.э. была заложена духовная основа
человечества (Китай, Индия, Греция)
Всемирную историю Ясперс делит на 4 периода:
Прометеевская эпоха
Эпоха великих культур
Осевая эпоха
Эпоха науки и техники

19.

В постмодернистской концепции история не
имеет направленности
История представляется цепью
перемешанных событий (ризома
Ж.Делеза, отрицание бинарности
Ж.Лиотаром, история общества как
история языка М.Фуко)
Децентрация в постмодернизме отрицает
какой-либо единый центр и утверждает
плюралистическое видение мира.

20.

Заключение
• История человечества одна, моделей
много, и это объясняется многообразием
единства человеческого общества. В нем
взаимодействуют, пересекаясь различные
формы развития, представленные
различными культурами и цивилизациями.

21.

Вопросы для самопроверки
Что изучает философия истории?
Назовите традиционные модели истории.
Раскройте христианское понимание истории.
В чем сущность прогрессистской модели истории?
Раскройте смысл ковариантной модели истории.
Раскройте сущность идеи спиралевидного характера
развития истории.
• Дайте определение общественно-экономической
формации.
• Раскройте содержание постмодернистской концепции

22.

Рекомендуемая литература
• Философия: Курс лекций.
/Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. –
Владивосток: ВГУЭС, 2004. – С. 182 – 221.
• История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
– С. 187-203.
• Введение в философию. Учебник. / Ред. И.Т.Фролова и
др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 217 – 235.
• Философия истории. / Ред. А.С.Панарина. М.: Флинта,
1999. С. 79-132.
• Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии.
1990. № 3.

23.

Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии
соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной
собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию
любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не
допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по
каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и
иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации
посредством ссылки или иным образом допускается только после получения
письменного согласия авторов.
English     Русский Правила