252.50K
Категория: Русский языкРусский язык

Оратория: риторический канон Часть 3

1.

Оратория: риторический канон
Часть 3

2.

Материал для восстановления знаний
Оратория
Разделы классического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
2

3.

Материал для восстановления знаний
Диспозиция
Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало
риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью
убедительную, эффективную речь.
– При этом эффективность сводилась к убедительности,
к способности речи завоевать признание (согласие,
симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их
действовать определенным образом.
■ Аристотель определял риторику как «способность
находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета».
■ Для достижения эффективности речи Аристотель
делал акцент на аргументации, разработав модусы
убедительности.
3

4.

Ключевые понятия
Модусы убедительности
Модусы убедительности: логос, этос, пафос
Логос – это убеждение через обращение к рассудку,
последовательность доводов, построенных по законам
логики.
– Этос – убеждение через обращение к признаваемым
аудиторией моральным принципам (справедливости,
честности, уважению к святыням, любви к Родине и т.д.),
Оратору, желающему строить убеждение в этосе,
необходимо подобрать подходящие к случаю и наиболее
близкие аудитории нравственные принципы.
■ Пафос – это убеждение через возбуждение эмоции или
страсти. Наиболее часто ораторы стремятся вызвать у
аудитории радость, гнев, надежду, страх, грусть,
энтузиазм, отвагу, гордость и др.
4

5.

Законы логики
Закон тождества
Формулировка: каждая мысль в процессе рассуждения
должна иметь одно и то же устойчивое определение
Прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса,
необходимо ясно сформулировать свою мысль и уточнить
используемые определения.
– В ходе обсуждения необходимо придерживаться
основных определений содержания, не перескакивать с
одного на другое, не подменять одно содержание другим,
не смешивать понятия, и не допускать двусмысленности.
■ Закон тождества запрещает произвольно и
беспричинно менять содержание и объем понятия.
Пример: Собака – животное, у которого есть шерсть, в
шерсти водятся блохи. Дальше – про блох.
5

6.

Законы логики
Закон противоречия
Формулировка: две противоположные мысли об одном и том
же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же
отношении, не могут быть одновременно истинными
Пред началом рассуждения сформулируйте тезис и
антитезис.
– В процессе рассуждения или беседы речь должна идти об
одном и том же предмете (а не он – про Фому, она – про
Ерему), высказывание должно относиться к одному и тому
же времени, и в утверждении и отрицании предмет
должен рассматриваться в одном и том же отношении (по
цвету, форме, размеру и проч.)
■ Например: на данный момент человек может быть либо
лыс, либо кудряв, или готов или не готов, либо
присутствовать либо отсутствовать и т.д.
6

7.

Законы логики
Закон исключенного третьего
Формулировка: из двух противоположных высказываний в
одно и то же время и в одном и том же отношении одно
непременно истинно
Сформулируйте тезис и антитезис, чтобы избежать
противоречий в высказываниях.
– В споре нередко приходится строго придерживаться
одного из двух взаимоисключающих мнений. Например,
при обсуждении вопроса возникли разногласия. Одни
считают их принципиальными, другие –
непринципиальными.
■ Чтобы продолжать дискуссию, участники должны
согласиться либо с одним суждением, либо с другим и
в зависимости от этого вести дальнейший разговор.
7

8.

Законы логики
Закон достаточного основания
Формулировка: всякая истинная мысль должна быть
обоснована другими мыслями, истинность которых
доказана.
При подготовке к выступлению убедитесь, что в тексте
нет недоказанных утверждений, декларативных
заявлений и множества общих фраз и положений.
– Закон не допускает голословности утверждений и
выводов, требует убедительности и доказательности
суждений.
■ Типичные ошибки: слишком мало доказывается,
изрекаются прописные истины, проблема
раздувается на пустом месте или логика
подменяется морализаторством, нотациями.
8

9.

Логическая доказательность
Логика – это внутриструктурная организация речи.
Логика формулирует правила, которым должны
подчиняться доказательства и опровержения для того,
чтобы выполнить свою задачу – обосновать истинность
или ложность тезиса или установить его
необоснованность.
– Внешней стороной логики является теоретическая и
эмпирическая аргументация.
■ К теоретической аргументации относятся научные
положения, концепции, гипотетические суждения. К
эмпирической – конкретный опытный факт,
цифровые показатели, статистические данные.
9

10.

Логическая доказательность
Тезис
Тезис – это положение или утверждение, истинность которого следует
доказать в процессе аргументации.
Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.
– Для того, чтобы сделать тезис ясным, необходимо применить
следующую процедуру:
■ выяснить, все ли слова и выражения тезиса вполне понятны,
если нет, то надо уточнить понятия;
■ определить, отчетливо ли сформулировано суждение,
выражающее тезис, если тезис можно упростить то сделать это;
■ установить достоверность тезиса, т.е. определить, считается ли
тезис достоверно истинным суждением или вероятным, если
вероятным, то в какой степени: очень вероятный, просто
вероятный или маловероятный. От степени вероятности
суждения зависит выбор метода доказательства: дедукции,
индукции или аналогии.
10

11.

Логическая доказательность
Тезис (продолжение)
Ошибки по отношению к тезису
Подмена тезиса – логическая ошибка, состоящая в
сознательной замене тезиса в ходе доказательства на другое
похожее суждение, которое легче доказать и доказательство
которого выдается за доказательство первоначального тезиса
(софизм).
– Потеря тезиса – логическая ошибка, совершаемая
бессознательно (паралогизм).
■ Слишком мало доказывается – ошибка, при которой
тезис остается частью недоказанным или аргументы не
являются достаточным основанием для признания тезиса
истинным.
Слишком много доказывается – ошибка, при которой из
аргументов следует не только тезис, но и какое-нибудь
ложное положение или изрекается прописная истина.
11

12.

Логическая доказательность
Аргументы
Аргументы – это совокупность взаимосвязанных суждений,
приводимых в подтверждение истинности какого-либо другого
суждения, например тезиса.
В качестве аргументов используются: цифры (статистические
данные); факты, взятые из литературных, научных источников;
жизненные наблюдения говорящего; авторитетные высказывания
(цитаты и афоризмы); законодательные акты; документы (справки и
приказы); вещественные доказательства.
– Правила по отношению к аргументам:
■ аргументы должны быть истинными суждениями;
■ аргументы должны быть достаточным основанием для при
знания истинности тезиса;
■ аргументы должны представлять собой суждения, истинность
которых обосновывается независимо от тезиса;
■ аргументы не должны противоречить друг другу.
12

13.

Логическая доказательность
Аргументы (продолжение)
Виды демагогических аргументов
Аргумент к авторитету представляет собой
использование суждений великих или знаменитых людей,
специалистов в какой-либо области.
– Этим аргументом, можно легко злоупотребить, т.к не все
высказывания авторитетов истинны даже в их собственной
области, а ее пределами. Легко, например, выдать мнение,
высказанное авторитетом, с какой-либо оговоркой или
ограничением за суждение без этой оговорки или
ограничения (неполная цитация). Пример: «Учиться,
учиться и учится…» (Ленин).
■ Аргумент к публике – рассуждение, направленное на
подмену вопроса об истинности вопросом о соответствии
тезиса чувствам, психологическим установкам аудитории.
13

14.

Логическая доказательность
Аргументы (продолжение)
Виды демагогических аргументов
Аргумент к личности – рассуждение, направленное на
подмену доказательства истинности или ложности тезиса
анализом личности человека, высказавшего этот тезис.
– Аргумент к силе, или «палочный аргумент» –
использование в рассуждении угрозы применения насилия,
или иной формы принуждения, если тот, к кому обращено
доказательство, не поверит в истинность аргументов.
■ Аргумент к невежеству – использование и
доказательство суждений, основания истинности которых
заведомо неизвестны лицу, к которому обращено
доказательство. Это могут быть ссылки на сочинения,
которых аудитория явно не знает, на якобы общеизвестные
факты и законы, в незнании которых обычно боятся
признаться.
14

15.

Элокуция
Учение о хрии (речи-рассуждении)
Хрия – «слово» или рассуждение, которое проясняет или
доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль
(предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую,
либо опровергнуть как ложную в соответствии с модусом
доказательности (логосом, этосом или пафосом).
Структура хрии может быть прямой (классической, строгой) и не
обратной (свободной).
– Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса
предшествовала возможным выводам и частным следствиям
из этого тезиса. Строится по схеме: тезис – доказательство.
■ Структура нестрогая (свободная) хрия – это такой способ
рассуждения, когда вначале подбираются частные
аргументы, а затем формируется сам тезис. Это индуктивный,
сократовский способ рассуждения. Строится по схеме:
доказательство – тезис.
15

16.

Речь-рассуждение
Хрия
Прямая хрия
1. Вступление – начало речи с
целью привлечения внимания
(похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение
темы, экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса
(этот тезис верен, потому что…).
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого
явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на
авторитет)
8. Заключение или вывод (свое
отношение к теме).
16
Обратная хрия
1. Вступление.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством
искусственной связи или
логического мостика адресат
подводится к той мысли, в
которой его необходимо
убедить.
4. Формулировка тезиса
(основной мысли).
5. Заключение.

17.

Ключевые понятия
Диспозиция и Элокуция
Аристотель делал акцент на аргументации, диспозиции
речи, а Иосократ – на элокуции «украшениях». Иосократ
считал «хорошей» богато украшенную, пышную,
построенную по канонам эстетики речь.
– Для Иосократа убедительность продолжала иметь
значение, но была не единственным и не главным
критерием оценки речи.
■ Таким образом, Аристотель основал логическое, а
Исократ – литературное направление в риторике.
17

18.

Риторический канон
Элокуция
Элокуция – это этап словесного оформления речи.
Элокуция предполагает правильный выбор «языков» и
речевых средств в соответствии с определенной речевой
ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискурса (способа
говорить о чем-либо), достигающуюся благодаря тропам и
фигурам речи.
– Троп – оборот речи, употребление слова или выражения в
переносном значении. При этом у говорящего и адресата
образуется два смысла: прямой и переносный. К тропам
относятся: метафора, метонимия, аллегория и т.д.
■ Фигуры речи – особые формы синтаксических
конструкций, с помощью которых усиливается
выразительность или экспрессивность речи. К фигурам
речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз,
градация, риторический вопрос, восклицание.
18

19.

Риторический канон
Элокуция (продолжение)
В разделе «элокуция» изучается подбор словесных
выражений и отработка дикции.
Работа со словесными выражениями предполагает организацию
19
конкретного языкового материала (слов и структуры отдельных
предложений).
– Словесное выражение должно соответствовать четырем
критериям:
1. правильности (отвечать правилам грамматики, нормам
правописания и произношения),
2. ясности (состоять из общепонятных слов в общепринятых
сочетаниях, по возможности не включать слов, которые могут
быть не ясны аудитории),
3. изящества или украшенности (быть более эстетичным,
чем повседневная речь),
4. уместности.

20.

Риторический канон
Элокуция (продолжение)
Уместность в традиционной риторике сводилась
к гармонии темы и выбора языковых средств, прежде
всего, слов и выражений.
– Из требования уместности выросла теория трех
стилей, согласно которой о предметах низких
следовало говорить словами низкого стиля,
о предметах высоких - высокого, а о предметах
нейтральных - словами среднего стиля (Ломоносов).
■ Современная теория стилей разрабатывает с одной
стороны функциональные стили речи (литературный,
публицистический, разговорный и официальноделовой), а с другой – индивидуальные стили
отдельных авторов.
20

21.

Риторический канон
Memoria
Memoria - память, запоминание
Этот канон был предназначен для ораторов, которым
требовалось запоминать подготовленные ими речи для
последующего публичного воспроизведения, и имел
более психологический, нежели филологический
характер.
– В нем содержался перечень приемов, позволявших
запоминать относительно большие объемы текстовой
информации, в основном с опорой на комплексные
визуальные образы.
■ Сейчас, как правило, используется прописывание
основных тезисов и ключевых определений.
21

22.

Способы запоминания
Конкретизация – уточнение понятий, через сопоставление
словарных значений или подбор примеров.
– Сравнение – соотнесение определений или явлений из
разных областей по какому-либо признаку (цвету, виду).
■ Повторение – многократное воспроизведение
информации или образа (реклама).
Визуализация – создание и управление зрительными
образами, обыгрывание информации.
Экспликация – расшифровка условных обозначений,
символов и метафор.
Перерисовка (записывание) – подключение помимо
зрительной, еще и моторной памяти.
22

23.

Риторический канон
Actio hypocrisis
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике.
Предполагает умение пользоваться навыками и
техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
– В раздел об исполнении входили сведения и навыки,
которые сегодня относятся к ведению теории
актерского мастерства: владение голосом – его
акцентно-интонационным богатством, мимикой,
искусство позы и жеста, манера одеваться.
■ В этой части канона формулировались комплексные
требования к поведению говорящего:
демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность
в себе, дружелюбие, искренность, объективность,
заинтересованность, увлеченность и др.
23

24.

Задания для самопроверки
Оратория
1. Расскажите о способах построения речи в соответствии
с модусами убедительности
2. Перечислите законы логики и приведите примеры на их
применение.
3. Дайте определения тезиса и расскажите о требованиях
к нему.
4. Расскажите об аргументах, требованиях
5. Расскажите об демагогических аргументах.
6. В чем суть учения о хрии и какова структура строгой и
свободной хрии?
7. Какие проблемы речи разрабатывает раздел канона
«Элокуция».
8. Расскажите о способах запоминания содержания речи.
24

25.

Рекомендуемая литература
1. Клюев Е.В. Риторика [Текст] : учебное пособие для вузов. / Е. В.
Клюев. - М. : Приор-издат, 2005. - 270 с.
2. Мурашов, Александр Александрович. Риторика. Теория и
практика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Мурашов ; Рос.
акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. ;
Воронеж : МПСИ : НПО МОДЭК, 2006. - 528 с. - (Библиотека
студента).
3. Стернин, Иосиф Абрамович.Практическая риторика [Текст] :
учебное пособие для вузов. / И. А. Стернин. - 2-е изд., испр. и доп.
- М. : Академия, 2005. - 272 с. - Список лит.: с. 262-264
4. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия. /
Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М. : Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та,
2001. - 466с.
5. Вагапова, Диляра Хафизовна.Риторика в интеллектуальных играх
и тренингах: Учебное пособие. / Д. Х. Вагапова. - М. : Цитадель,
1999. - 459с.
25

26.

Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для
личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с
любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также
использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается
только после получения письменного согласия авторов.
26
English     Русский Правила