Мао Цзэдун
Краткая биография
Основные направления политики
Интересные факты
420.91K
Категория: ИсторияИстория

Мао Цзэдун 1

1. Мао Цзэдун

МАО ЦЗЭДУН

2. Краткая биография

Родился 26 декабря 1893 г. в деревне Шаошань (провинция
Хунань) в семье разбогатевшего крестьянина.
Отец Цзэдуна, Мао Ичан, принадлежал к мелким
землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной.
Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном
и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру
матери-буддистке, Вэнь Цимэй. Следуя примеру матери,
маленький Мао стал буддистом. Однако в подростковом
возрасте Мао отказался от буддизма.
Окончил школу и педагогическое училище (1913— 1918 гг.);
работал помощником заведующего библиотекой Пекинского
университета.
В 1919 г. вступил в марксистский кружок, в 1921 г. стал одним
из основателей Коммунистической партии Китая (КПК).

3.

В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной
Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни.
С 1943года и до смерти занимал должность председателя китайской
компартии, а в1954–1959 годах также должность председателя КНР.
Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, в конце 1950-х годов
Мао взял линию на подмену марксизма-ленинизма маоизмом
В 1958 году выдвинул авантюристичный лозунг «трех красных знамен»,
подорвавший плановость социалистического строительства в Китае и
вызвавший кризис народного хозяйства страны.
В 1928—1934 гг. Мао Цзэдун организовал и возглавил Китайскую
советскую республику в сельских районах на юге Центрального Китая, а
после её разгрома повёл коммунистические отряды в знаменитый
Великий поход на север Китая.
Во время японской агрессии в Северном Китае (1937—1945 гг.) КПК
руководила движением сопротивления, а с 1945 г. возобновила
гражданскую войну с Чан Кайши. После победы коммунистов (1949 г.)
Мао Цзэдун стал главой Китайской Народной Республики (КНР),
оставаясь также председателем ЦК КПК (этот пост он занимал с 1943 г.).

4. Основные направления политики

Его правление охарактеризовано объединением страны после
долгого периода раздробленности, ростом индустриализации, а
также умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны,
но также политическим террором, бессмысленными кампаниями,
упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой.
В 1957—1958 гг. Мао Цзэдун выдвинул программу социальноэкономического развития, известную как «большой скачок»:
огромные трудовые ресурсы были брошены на создание
сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных
предприятий в деревне. Вводился принцип равного распределения
доходов, ликвидировались остатки частных предприятий и система
материальных стимулов. В итоге китайская экономика пришла в
состояние глубокой депрессии.
В 1959 г. Мао Цзэдун оставил пост главы государства. Он сыграл
определяющую роль в нараставших идеологических распрях Китая
и СССР.

5.

В начале 60-х гг. Мао был озабочен некоторыми хозяйственными и
политическими тенденциями: считал, что отступление от
принципов «большого скачка» зашло слишком далеко и некоторые
лица в руководстве КПК не хотят строить социализм. В 1966 г. мир
узнал о «культурной революции» в Китае, с помощью которой
предполагалось очистить КПК от всех, кто «пошёл по
капиталистическому пути».
«Культурная революция» завершилась в 1968 г. — у Мао Цзэдуна
появились опасения, что СССР может воспользоваться
политической нестабильностью и нанести внезапный удар по
Китаю. В 1971 г. он передал полномочия главы КПК Чжоу Эньлаю,
под руководством которого (и при личном одобрении Мао Цзэдуна)
Китай взял курс на мирное сосуществование с США.

6.

9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзэдун
скончался от последствий двух тяжелых инфарктов.
На похороны «Великого кормчего» пришло более
миллиона человек. Тело Мао было забальзамировано
и через год после смерти выставлено для обозрения в
мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь.
Усыпальницу Мао посетило с тех пор более полутора
сотен миллионов человек.

7. Интересные факты

Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей — Цзэ-дун. «Цзэ»
имело двойное значение: первое — «влажный и мокрый», второе
— «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф — «дун» —
«восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий
Восток».
Отец Мао учился в школе только два года и знал иероглифы лишь
настолько, чтобы быть в состоянии вести книгу приходов и
расходов. Мать Мао была неграмотной женщиной. Она оказала
большое влияние на сына, прививая ему буддистские убеждения.
В 13 лет Мао бросил школу. Причиной этому стал строгий нрав
учителя, который применял суровые методы воспитания и часто
бил учеников. Мальчик вернулся в отчий дом
В невесты будущему Председателю была выбрана троюродная
сестра Мао — Ло Игу. По словам Мао Цзэдуна, жену он не принял
и жить с ней отказался. Вскоре после свадьбы он сбежал из дома и
около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного
студента. При этом он продолжал увлечённо читать.

8.

Вторая жена Мао, Ян Кайхуэй, была казнена в 1930 году, а несколько
позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его
сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны.
Следуя простой крестьянской привычке, Мао Цзэдун не признавал
чистку зубов. Он свято верил в народный китайский способ ухода за
полостью рта: следует полоскать его зеленым чаем, а чаинки съедать.
Именно эту процедуру Мао и проделывал каждое утро. Правда, на
состоянии зубов такая гигиена сказывалась не самым лучшим
образом: к середине жизни они покрылись медно-зеленым налетом,
развился пародонтоз… Но, поскольку улыбки никак не
соответствовали канонам коммунистической идеологии, Мао, как
Джоконда, улыбался на фотографиях уголками рта, не особо волнуясь
по поводу цвета и наличия своих зубов.
В годы правления Мао Цзэдуна процент неграмотности населения
страны
снизился
с
80 %
до
7%

9.

К одному из «красных» революционеров ХХ века
совершенно не подходит расхожая характеристика
человека-машины, внутри которого бы вращались
шестерни материалистических убеждений и гудел
бы «вместо сердца пламенный мотор». Речь идёт о
Мао Цзэдуне, восточном мистике, верившем в
бессмертие. Обрести вечную жизнь он собирался,
используя свой безудержный сексуальный пыл.

10.

Мао Цзедун одинаково свято чтил как марксизм, так и даосизм.
Он благоговел перед формулой правителей древности, по которой
следует, что продолжительность жизни зависит от числа красивых
женщин, побывавших в твоей постели, и чем они моложе, тем
более животворным окажется эффект от соитий. Особенно же
вдохновляла «великого кормчего» легенда о Жёлтом императоре,
который в Китае считается праотцом ханьского народа. Согласно
данной легенде Жёлтый император обрёл бессмертие, и помогли
ему в этом тысячи тысяч девственниц.
Жён у Мао было четыре и, кроме того, одна за другой менялись
любовницы. Так было прежде… Совершенно иной ритм жизни
начался с 60-х. Партийные и государственные функционеры,
военачальники и телохранители получили от Председателя
задание искать и поставлять ему самых красивых девушек Китая.
И юношей тоже…
Изо дня в день, из часа в час Мао причащался к бессмертию,
увлекая в свою постель юные тела. А весь китайский народ в
едином религиозном экстазе произносил каждое утро вместо
молитвы здравицу: «Десять тысяч лет Председателю Мао!»

11.

9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался от
последствий двух тяжелых инфарктов. На похороны «Великого
кормчего» пришло более миллиона человек. Тело Мао было
забальзамировано и через год после смерти выставлено для обозрения
в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь. Усыпальницу Мао
посетило с тех пор более полутора сотен миллионов человек.
В память об этом великом человеке в ноябре 1976 года началось
строительство мавзолея. Он был построен в течение года бригадами
добровольцев. Официальное открытие состоялось 9 сентября 1977
года, в первую годовщину смерти Мао. 
English     Русский Правила