Похожие презентации:
Жан-Батист Поклен Мольер (1622-1673)
1. Жан-Батист Поклен Мольер (1622-1673)
Работу выполнила: Панина Мария 9В2.
«Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всюжизнь у него учился. Каждый год я перечитываю
несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к
этому удивительному мастерству. Но я люблю Мольера
не только за совершенство его художественных
приемов, а главным образом, пожалуй, за его
обаятельную естественность...» Эти слова
«благодарного ученика» принадлежат Гёте, создателю
«Фауста», который оказал влияние на всю мировую
литературу.
3. Юность
Семья Покленов принадлежала кобеспеченному торговому классу: в 1631 отец
Мольера получил высокую официальную
должность королевского обойщика. Он дал
прекрасное образование своему старшему
сыну, который с 1636 по 1639 учился в
иезуитском Клермонском коллеже в Париже,
где воспитывались отпрыски многих
дворянских семей. Жан Батист знал толк в
обойном ремесле и вступил в ремесленный цех,
но родня предназначала его к юридической
карьере: в 1641 он был принят в коллегию
адвокатов
4. Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
5. Первые шаги на театральном поприще
Псевдоним «Мольер» впервыезафиксирован в документе от 28
января 1644 года. В 1645 будущий
комедиограф дважды побывал в
тюрьме из-за долгов, и труппе
пришлось покинуть столицу.
Турне по провинциям
продолжалось 12 лет: первые
пьесы Мольера «Шалый, или Все
невпопад» «Любовная размолвка»
относятся именно к этому
периоду. Годы странствий сыграли
значительную роль в жизни
драматурга: став превосходным
актером и режиссером, он
научился успешно вести дела с
авторами, коллегами и властями.
6.
В 1645-1658 труппа выступалав городах и замках
Нормандии, Бретани, Пуату,
Гаскони и Лангедока. К 1650
Мольер стал ее признанным
главой.
Мольер был гениальным
актёром. «Одним шагом,
улыбкой, взглядом, кивком
головы он сообщал больше,
чем величайший говорун в
свете мог бы рассказать за
целый час».
7. Парижские периоды
В 1658 труппа вернулась в Париж и устроила вЛувре представление для Людовика XIV,
которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера
«Влюбленный доктор». Первый успех у публики
драматург снискал в 1659 комедией «Смешные
жеманницы», в которой высмеял прециозную
слащавость и вычурность манер. В 1661
провалилась единственная «правильная» пьеса
Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато
оказались чрезвычайно удачными постановки
«Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль,
где ныне размещается Комеди Франсез (известная
также под именем «Дом Мольера»).
8. Взлеты и падения
Дарование Мольера достиглорасцвета в комедиях «Тартюф»
(1664), «Дон Жуан» (1665),
«Мизантроп» (1666),
направленных против лицемерия,
прикрывающегося набожностью
и показной добродетелью, против
духовной опустошённости и
наглого цинизма аристократии.
Враги Мольера добились снятия
со сцены комедии «Дон Жуан», с
её резкой критикой дворянской
распущенности и чертами
свободомыслия
9. Комедии
С 1664 стал постоянно участвоватьв организации придворных
празднеств, сочиняя и ставя
комедии-балеты.
Мольер разработал жанр
комедии-балета, где действие
органически сочеталось с танцами
и музыкой. К тому жанру
относится «Мещанин во
дворянстве» - одна из самых
проницательных пьес Мольера.
«Дон Жуан» (1665)
«Мизантроп» (1666)
«Скупой» (1668)
«Тартюф» (1664)
«Господин де
Пурсоньяк» (1669)
«Мещанин во
дворянстве» (1670)
«Плутни Скапена»
(1671)
«Мнимый больной»
(1673) и др
10. «Мещанин во дворянстве»
Своим возникновение этабессмертная комедия обязана
анекдотическому случаю. Турецкий
посол при французском дворе как-то
неосмотрительно заметил, что конь
у турецкого султана украшен
роскошнее чем корона Людовика
XIV. Разгневанный монарх приказал
посадить посла под домашний арест,
а потом и вовсе выдворить из
Франции.
Но и этого показалось мало и король
пожелал, чтобы Мольер в одной из
своих комедий выставил турок в
смешном виде. Желание короля
было равнозначно приказу, и
Мольер написал одну из самых
смешных своих пьес, где вдоволь
поиздевался и над турецкой, и над
французской помпезностью.
11.
Людовик милостиво одобрил комедию, которая была впервые сыграна вкоролевском дворце Шамбор 14 октября 1670г. В роли господина Журдена
выступал сам Мольер.
Тема вечная: неистребимая тяга людей к почетным титулам и званиям,
готовность покупать эти формальные признаки принадлежности к «высшему
обществу», «элите», словно таким способом можно приобрести ум, благородство,
честь или хотя бы хорошие манеры. Не удивительно, что эта комедия, подобно
некоторым другим сочинениям Мольера, не теряет своей актуальности.
12. Смерть драматурга
1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли изжизни многие его друзья и близкие, охладели его
отношения с королем; значительно ухудшилось
здоровье. Сценическая карьера драматурга
завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен
«Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю
тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез)
исполнял главную роль. На четвертом представлении
он потерял сознание, и его пришлось отнести домой.
Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев
исповедаться и отречься от актерской профессии.
Приходской священник запретил хоронить его на
освященной земле: вдова обратилась за помощью к
королю, и лишь тогда было разрешено произвести
религиозное погребение.
13.
В 1817 егоостанки перенесли
на кладбище Пер-Лашез.
Мировое значение
приобрело творчество
Жана-Батиста Мольера.
Великому драматургу
удалось всё-таки создать
блистательный театр, где
блистательные актёры
играли его блистательные
пьесы.