Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН  
7.23M
Категория: ИсторияИстория

Государство и право Древнего Востока. Древняя Индия и Древний Вавилон

1. Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН  

1. Основные черты и особенности
общественного и
государственного строя и права
Древнего Востока.
2. Государство и право Древней
Индии
3. Государство и право Вавилона

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Исторически первым типом государства и
права было рабовладельческое
государство и право. Древневосточные
государства находились в Южной Азии и
в Северной Африке. Наиболее ранними
были государства Древнего Востока:
Древний Египет, Вавилон, Индия и Китай,
которые сложились на рубеже IV и III
тысячелетия до н.э.
Различают два типа рабовладельческого
строя в рамках одной
рабовладельческой общественноэкономической формации: восточное
рабовладельческое общество и
античное рабовладельческое общество.

8.

Особенностями общественного строя стран Древнего
Востока являются:
1. Сохранение значительных пережитков
первобытнообщинного строя: преобладание
коллективной формы собственности на средства
производства над частной, а также на рабов в форме
общинной, храмовой и государственной собственности.
2. Рабство носило патриархальный или домашний характер.
Рабы входили в состав большой патриархальной семьи,
они не являлись основными производителями
материальных благ, их труд был лишь дополнительным к
труду свободных людей.
3. Длительное сохранение сельской общины, носившей
территориальный характер и являвшейся основной
производственной структурой древневосточного
общества.

9.

Особенностью государственного строя
древневосточных государств было то, что
типичной формой правления была
деспотия, которая характеризовалась:
во-первых, неограниченной наследственной
властью монарха;
во-вторых, обожествлением его личности и
сосредоточением в его руках всей
религиозной власти;
в-третьих, наличием централизованного
бюрократического чиновничьего аппарата;
в-четвертых, признанием монарха
верховным собственником всей земли.

10.

К основным функциям древневосточных
государств можно отнести следующие:
- в силу особых климатических условий и почвы,
которые
требовали создания сложных ирригационных
систем, возникает необходимость в организации
общественных работ;
- функция подавления недовольства и массовых
выступлений народных масс;
- внешняя функция: защита своей территории от
внешней опасности и захват чужих территорий,
ограбление чужих народов, захват военнопленных
с целью превращения их в рабов.

11.

Государственный аппарат
древневосточных государств
создавался в соответствии с этими
функциями. Здесь существовали лишь
три отрасли управления: финансовое
ведомство, военное ведомство и
ведомство общественных работ.

12.

Основные особенности древневосточного права:
1. Тесная связь с религией.
Предшествуя праву, религия существенно влияла
на его возникновение и формирование.
Религиозные нормы служили источником
правовых норм, священнослужители нередко
отправляли правосудие, и любое посягательство
на религию рассматривалось ими как
преступление. Они оказывали влияние на
содержание права путем толкования правовых
норм, внося в них изменения и дополнения.
2. Право не знало деления на отрасли права,
было бессистемным. Не было деления на
гражданское, уголовное, административное и т.д.
Современные ученые для удобства анализ

13.

3. Законодательные документы представляют собой
записи конкретных случаев из судебной практики, не
содержат общих правил, а излагают конкретные
случаи - казусы, и поэтому нормы права носят
казуистический характер.
4. Нормы древневосточного права носили
неразвитый, застойный, формальный характер и
очень медленно изменялись.
5. Длительное сохранение пережитков
первобытнообщинного строя нашло отражение в
слабом развитии права частной собственности на
землю, в сохранении патриархальной семьи,
коллективной ответственности общины за
преступления, совершенные членом семьи или
общины в действии принципа “талиона” (“равное за
равное”, “око за око, зуб за зуб”).
6. Противоречивый характер норм права, доходящий
порой до взаимоисключаемости и даже до
абсурдности.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

В государстве и праве Древней Индии
наряду с чертами, характерными для
всего Древнего Востока, присутствует
и ряд особенностей:
- касто-варновая система общества;
- следы военной демократии.
Характер и формы правления в Индии
были разными. Наряду с
монархическими формами
правления существовали республики.

20.

21.

Варна - это социально замкнутая группа
людей, не равных по своему правовому
положению, критериями
принадлежности к которой являются:
- принадлежность к ариям или неариям
(арии - завоеватели, неарии покоренное население Индии);
- род занятий;
- имущественное положение;
Каста - мелкие социально замкнутые
группы людей, на которые делились
варны.

22.

23.

24.

25.

В современной науке индологии
существует очень много проблем,
связанных, прежде всего, с вопросами о
происхождении варн, о возможностях и
разрешении перехода от одной варны к
другой. Все эти проблемы очень
сложные, но и по сей день они остаются
актуальными. Некоторые ученые считают,
что варновую систему образовали "арии"
с целью отмежевания от коренного
темнокожего населения и сохранения
чистоты своей крови.

26.

Как аргумент этой мысли, они приводят
один из вариантов перевода слова варна
- "цвет". Но в старинных текстах про цвет
кожи ничего не говорится. Известный
ученый Г.М. Бонгард-Левин, наоборот,
утверждает, что каждая варна имела
свой символический цвет, который
означал не цвет кожи, а этические
нормы. Например, белый - моральную
честность, красный - энергию, желтый объединение честности и
решительности, черный - порочность.

27.

В историографии советского периода
доминировала концепция образования
варновой системы для обеспечения
общественной стабильности, так как в
Индии существовали этнические,
политические, религиозные,
хозяйственные и прочие противоречия.
Одним из представителей этой
концепции был Е.М. Медведев, который
обосновал свои мысли в научной работе
"Очерки истории Индии до XIII века", М.,
1990.

28.

Другие исследователи (прежде всего
Л.Б. Алаев) утверждали, что
возникновение варн связанно с
формами собственности на землю.
Существует интересная мысль, что
концепций о происхождении
индийских варн столько, сколько
исследователей рассматривали эту
проблему.

29.

Таким образом, варновая система
пронизывала всю общественную
жизнь в Индии. От варновой
принадлежности зависели тяжесть
наказаний, размер владения
имуществом, процент договорного
займа, род занятия, одежда и прочее.

30.

Древневавилонское государство
возникло в южной части долины между
реками Тигр и Евфрат. В начале третьего
тысячелетия до новой эры в результате
социальной дифференциации возникли
первые государства в форме “городовгосударств”, которые объединяли
несколько общин. Число таких
государств достигало 40, с населением
по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные
мелкие государства вели между собой
бесконечные войны за верховенство.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Ценнейшим и уникальным правовым
источником в XVIII в. до н. э. считались
Законы царя Хаммурапи, благодаря
которому сегодня возможно изучение
и исследование характера
общественных, политических,
экономических и правовых
отношений. Законы были найдены в
1901 г. французскими археологами в
Сузах, а перевел их французский
ученый В. Шейл.

43.

44.

45.

Ученые по-разному трактуют Законы
Хаммурапи, считая его, кто моральным
кодексом, кто действующим
законодательством, кто отчетом царя
перед богами. А некоторые ученые
вообще называют Законы Хаммурапи
казуистической памяткой, так как они
отображали лишь спорные случаи, когда
требовалось решение царя или его
чиновников.

46.

Хаммурапи вынужден был внести изменения в
режим долговой кабалы:
пожизненная долговая кабала заменялась
тремя годами (ст. 117);
запрещено отдавать в кабалу хозяина;
самовольное изъятие кредитором долга влекло
для него потерю претензий к должнику (ст. 113).

47.

Регламентации брачно-семейных
отношений в Законах посвящалось
более 70 статей. Семейные отношения
имели четко выраженный
патриархальный характер. Брак
укреплялся договором между женихом и
отцом невесты. Жених платил задаток, а
потом выкупную плату за невесту. После
такой покупки муж мог полностью
распоряжаться своей женой, а именно
мог продать ее и детей даже в рабство.

48.

Браки в Вавилоне были ранними. Девушку
могли отдать замуж в 12-14 лет. Но, несмотря
на общий патриархальный характер
брачно-семейных отношений, все-таки
женщина имела некоторые преимущества,
а именно: в некоторых случаях имела право
на развод, выйти вторично замуж и, кроме
того, социальный статус определялся не по
мужу, а по жене. Например, сын свободной
женщины и раба считался свободным, и,
наоборот, рабыни и свободного - рабом.
Об этом свидетельствуют статьи Законов
(170 - 171, 175).

49.

Развод был возможен для мужчин в
случаях бесплодия жены, ее измены и
если она разрушает дом; для жены если "муж уходит из дома и очень
позорит ее" и если муж попадал в плен.
Наследование происходило только в
пределах семьи. Приданое
принадлежало жене, а если она
разводилась, то забирала его себе,
присоединяя и часть общего имущества.

50.

В законах Хаммурапи еще нет
определений понятий преступления и
наказания. Кроме того, отсутствуют
статьи, регламентирующие
преступления против царской власти.
Вероятно, выдача таких преступников
считалась обязательной. Законы
предусматривали различные виды
преступлений и наказаний.

51.

В законах Хаммурапи не существовало
общих положений, которые устанавливали
бы единые принципы уголовно-правовой
ответственности. За одно и то же
преступление следовало совершенно
разное наказание в зависимости от
социальной принадлежности. В законах
применялись наказания к заведомо
невиновным лицам (например, ст. 230).
Характерным признаком было то, что
действие принципа талиона во многих
случаях заменялось принципом
композиции. Это было обусловлено
усиливающейся социальной
дифференциацией в Вавилоне.

52.

53.

В Вавилоне в то время существовала
развитая судебная система. Судьями
были специальные чиновники, которые
уже использовали нормы писаного
права. Судебный процесс начинался по
инициативе частных лиц, а не
государства. Первоначально подавалось
заявление истца, а затем - ответчика.
Судья знакомился с доказательствами,
которые предоставляли обе стороны,
выслушивал свидетелей. Если же этого
было недостаточно, применялись так
называемые «ордалии», т.е. божий суд.

54.

Для судебного процесса характерным
стало то, что, во-первых, не существовало
разницы между гражданским и уголовным
судопроизводством, во-вторых, он носил
состязательный характер, в-третьих,
широко использовались так называемые
«вещественные доказательства», «клятвы» и
«алиби». В результате судебного
разбирательства выносилось судебное
решение, которое записывалось на
глиняной таблице и скреплялось печатью.

55.

Пересмотреть решение суда мог только
царь. Несмотря на общий
соревновательный характер
судопроизводства, в государстве уже
сложилось процессуальное право,
согласно которому судьи должны были
не ограничиваться доказательствами
свидетелей, а расследовать дело. Но это
было больше похоже на инквизиционный
(сыскной) процесс.
English     Русский Правила