76.03K
Категория: ПравоПраво

Право Византии

1.

Право
Византии

2.

Источники права Византии:
- императорского законодательства (указов)
- сборников законов и комментариев к ним:
Кодекс Феодосия, 438 г,
Свод Юстиниана, 527-565 гг.
Эклога, 726 г.,
- Морской закон
-Воинский закон
-Земледельческий закон
Прохирон 879 г.
Эпанагога, 884-886гг.
Базилики, 888-889 гг.,
Книга Эпарха, 9 в.
«Шестикнижие» Арменопула, 1345 г.
- жалованных грамот,
- сводов судебной практики,
- номоканонов.

3.

Свод Юстиниана состоял из 3 частей:
1 часть: «Дигесты», (переводится как «собранное»,
«содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений
выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юлиана,
Модестина и др.).
«Дигесты» около 1600 страниц, на латыни, но многие
изречения и приведены по-гречески. Основным содержанием
Дигест были фрагменты, посвященные частному праву.
2 часть: «Институции» - учебник для студентов византийских
юридических учебных заведений.
В империи имелись три высшие юридические школы: в
Константинополе, Риме и Бейруте. Программа утверждалась
государством.
3 часть: Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс»
Юстиниана» – это собрание собственных императорских
постановлений.
Все дополнения и изменения, вносимые в «Свод»
последующим законодательством, составили особую часть –
«Новеллы» - императорские указы (168 новых законов,
опубликованных после составления кодекса).

4.

Эклога.
726 год по указанию императора Льва Исаврийского.
Эклога ("избранные законы") - это сокращенный, исправленный с учетом
времени Corpus juris civilis (переработка Свода Юстиниана).
Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых
содержались нормы:
- гражданского,
- брачно-семейного,
- уголовного,
- процессуального
- канонического права,
эмфитевзиса (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до
3-х поколений);
- о преступлениях и наказаниях.
Эклога дополнялась:
- Земледельческим,
- Морским
- Военным законами.
Земледельческий закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную
сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за
потраву посевов и пр.
Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским
путем.
Военный закон регламентировал ответственность за преступления при
прохождении воинской службы.

5.

Прохирон - "находящийся под рукой».
В 879 г. был составлен Прохирон - краткое пособие для
судей,
преследовавшее
цели
облегчить
порядок
правоприменительной деятельности в государстве.
Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35
титулов, подразделявшихся на статьи.
Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана,
законодательные новеллы, а также ряд положений
«осужденной» Эклоги, преимущественно из области
уголовного законодательства.
Уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд
положений Эклоги.

6.

Эпанагога
("переработанное повторение") - руководство по праву с
целью "очищения старых законов" и облегчения пользования
правом Кодекса Юстиниана.
Между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновейсоправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога
(«переработанное повторение»).
Эпанагога – это улучшенный вариант Прохирона,
включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного
права о взаимоотношениях православной церкви и государства.

7.

Василики ("царские законы") - систематизированный и
тематический
свод
законов,
построенный
путем
последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и
Новелл Юстиниана.
В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I,
унаследовавший престол, издал Василики, или «царские
законы»,
явившиеся
своеобразной
энциклопедией
византийского права.
Василики
включали
в
себя
60
книг,
удобно
систематизированных и доступных пониманию даже не
юристов.
Василики имели четкую структуру, но содержали много
пропусков и искажений первоначального текста.

8.

Руководство к законам" или "Шестикнижье" Константина
Арменопула (ок. 1345 г.) - частные юридические компиляции,
частный сборник норм гражданского и уголовного права,
пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения
Византии - в Греции, Валахии и Молдавии.
Частные нормативные источники права Византии – это
Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие
привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным
сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и
содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом
укладе византийских городов.

9.

Номоканоны
Церковное право - складывалось из постановлений
Вселенских соборов и решений патриархов – номоканонов.
Номоканоны - источники церковного права, т.к. в них
преимущественно
входили
постановления
патриархов
Константинопольских и каноны Вселенских соборов.
Номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку
содержали предписания власти как светской, так и церковной.
Наибольшее значение имели:
- номоканон «Схоластика» VI века
- номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в
883 году.
English     Русский Правила