Похожие презентации:
История религии
1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮФедеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирский федеральный университет
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра культурологии
Красноярск, 2008
900igr.net
2. История религии
Н. П. КопцеваИстория религии
Укрупненная группа 030000 «Гуманитарные науки»
Направление 031200.62 «Культурология»
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра культурологии
Красноярск, 2008
3.
УДКББК
26
86.2
К55
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «История религии» подготовлен в рамках инновационной
образовательной программы «Формирование инновационных научно-образовательных и кадровых ресурсов для социально-культурного
освоения территорий Сибири на базе научно-образовательного комплекса “Креативные технологии культуры и искусства”», реализованной
в ФГОУ ВПО СФУ в 2007 г.
Рецензенты:
Красноярский краевой фонд науки;
Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин
К55
Копцева, Н. П.
История религии. Презентационные материалы. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : наглядное пособие / Н. П. Копцева. –
Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (История религии : УМКД № 35-2007 / рук. творч. коллектива
Н. П. Копцева). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других
производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 3 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная
система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше.
ISBN 978-5-7638-1050-9 (комплекса)
ISBN 978-5-7638-0958-9 (пособия)
Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802375 от 21.11.2008 г. (комплекса)
Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802374 от 21.11.2008 г. (пособия)
Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «История религии», включающего
учебную программу, конспект лекций, методические указания по самостоятельной работе, методические указания к семинарским и
практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы «История религии. Банк тестовых заданий».
Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «История религии».
Предназначено для студентов направления подготовки бакалавров 031400.62 «Культурология» укрупненной группы 030000
«Гуманитарные науки».
© Сибирский федеральный университет, 2008
Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ
Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения информационно-аналитического
департамента СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ
Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся
названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм.
Подп. к использованию 01.09.2008
Объем 3 Мб
Красноярск: СФУ, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
4. Оглавление
• Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия
современного религиоведения
• Тема 2. Предмет и методы
истории религии
• Тема 3. Типология религий и ранние
формы религиозной культуры
• Тема 4. Индуизм
• Тема 5. Буддизм
• Тема 6. Даосизм
• Тема 7. Конфуцианство
• Тема 8. История иудаизма
• Тема 9. Возникновение христианства.
Ранний период (доконстантиновский)
в истории христианства
История религии
4
5. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
Красноярск, 20086. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
РелигиоведениеПсихология религии
Социология религии
Феноменология религии
Философия религии
Религиоведение как наука – это система
научных дисциплин: психологии религии,
социологии религии, феноменологии религии
и философии религии.
История религии
6
7.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель
Фридрих
Шлейермахер
Макс Мюллер
Карл Маркс
История религии
7
8.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
В «Лекциях по философии
религии» Г. В. Ф. Гегеля была
сформулирована задача
философии религии –
изучение сущности религии.
Религия определяется Гегелем
как «последняя и наивысшая
сфера человеческого
сознания, будь то мнение,
воля, представление, знание
или познание; она есть
абсолютный результат, та
область, в которую человек
вступает, как в область
абсолютной истины».
История религии
8
9.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Фридрих Шлейермахер
раскрывает особенности религии,
исходя из того, что человек способен
постичь религию, если он сам является
верующим или знаком с ней по опыту:
только при таких условиях возможно
понять сущность религии. В трактате
«Речи о религии» (1799) он называет
ее, наряду с философией и моралью,
основной сферой бытия и формулирует
задачу точно определить особенности
религии по сравнению с другими
сферами. Хорошо известно его
определение сущности религии как
интуиции и чувства универсальности,
он отделяет религию от других
областей культуры и указывает
на ее своеобразие.
История религии
9
10.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
В книгах Макса Мюллера
к анализу религиозных
феноменов впервые применен
сравнительный метод.
Рассматривая развитие религии
по аналогии с развитием языка
и мышления, автор справедливо
отмечает их генетическую связь
и исходя из нее строит свое
исследование на огромном
историческом материале.
История религии
10
11.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
В работе «К критике
гегелевской философии права»
(1844) Карл Маркс утверждает,
что человек создал религию,
а не религия создала человека.
Великий немецкий мыслитель
усматривал причину создания
человеком религии
в отчужденности социальной
системы. Человек – это
не абстрактное существо,
скрывшееся за пределами мира,
он есть весь человеческий мир,
государство, общество.
В отчужденном состоянии все это
порождает религию – искаженное
сознание мира.
История религии
11
12.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Религия (лат. re-ligio – восстановление связи) – это
стремление человека и общества
к непосредственной связи с абсолютом.
Абсолют (лат. absolutus – безусловный,
неограниченный) – философское понятие,
выражающее всеобщую основу мира, полноту
бытия и совершенства, единство, вечность.
Абсолют противостоит всякому относительному
и безусловному существованию.
История религии
12
13.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Язык религии – это язык Откровения, в котором
абсолютное божество само раскрывает себя
в образах и понятиях.
Вера – признание чего-нибудь истинным без
предварительной фактической или логической
проверки, единственно в силу внутреннего,
субъективного непреложного убеждения,
которое не нуждается для своего обоснования
в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
История религии
13
14.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Знание – проверенный практикой и удостоверенный
логикой результат познания действительности,
отраженный в сознании человека в виде
представлений, понятий, суждений и теорий.
История религии
14
15.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Конфессия (лат. «признание, исповедание») –
определенная религия, конкретное
вероисповедание, отдельное вероучение.
Современная религия – это многоконфессиональный
комплекс, набор множества (некоторые ученые
насчитывают до 5000 различных религий и культов)
религиозных вероучений.
История религии
15
16.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Церковь (греч. kyriakon – дом Господний) –
специфический тип самодеятельной
и самоуправляемой религиозной организации,
объединяющей единоверцев и противопоставляющей
их иноверцам на основании особых вероучения
и культа. В христианской традиции: наименование
всей совокупности всех религиозно-христианских
общин в стране или в мире в целом; обозначение
здания или сооружения, в котором осуществляются
богослужения; здание религиозной общины.
История религии
16
17.
Тема 1. Религиоведение как наука.Основные понятия современного религиоведения
Культ (лат. «уход, почитание») – форма религиозного
действия, представляющая собой совокупность
специфических действий (ритуалов, обрядов,
церемоний), вызванных соответствующим
вероучением и направленных на сферу сакрального.
Направленность и значение культа могут
существенно отличаться в различных типах религии,
но сущность культового действия всегда сохраняется
неизменной – возможность прямого обращения
к священному, вера в возможность быть
услышанным «небом».
История религии
17
18. Тема 2. Предмет и методы истории религии
Красноярск, 200819. Тема 2. Предмет и методы истории религии
История религии как составная частьрелигиоведения дает картину
изменяющегося во времени мира религии
во всем его многообразии, воспроизводит
прошлое различных религий в их конкретных
формах, накапливает и сохраняет
информацию о существовавших
и существующих религиях.
История религии
19
20. Тема 2. Предмет и методы истории религии
Методы истории религии:типологический анализ;
сравнительный анализ;
генетический анализ;
каузальный анализ;
структурно-функциональный анализ;
системный анализ.
История религии
20
21.
Тема 2. Предмет и методы истории религииУильям Джонс (1746–1794),
сравнивая санскрит
с классическими европейскими
языками, обнаружил у них
сходство и сделал вывод,
что они принадлежат к одной
языковой семье. Затем его вывод
был расширен и общие черты
были обнаружены
в индийской, греческой
и римской мифологиях.
История религии
21
22. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Красноярск, 200823. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Среди классификаций религий с большей долейобъективных оснований можно выделить
следующие подходы:
• эволюционный;
• морфологический;
• по характеру происхождения,
распространения и влияния;
• по характеру отношения;
• статистический;
• генеалогический.
История религии
23
24. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
В зависимости от объекта поклонениярелигии делят:
• на монотеизм (единобожие);
• политеизм (многобожие);
• генотеизм («однобожие», т. е. религии с иерархией
богов и верховным Богом);
• атеистические религии (например, ранний буддизм,
сатанизм, сайентология);
• супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары,
эллинистический космизм).
История религии
24
25. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим путисовременной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс
(1872–1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции
жертвоприношения», «Набросок общей теории магии», «Молитва»,
«Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе
об идее смерти» и др.) доказывает зависимость всего индивидуального,
внутренне религиозного от строго очерченных правил, господствующих
в обществе.
История религии
25
26. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Фетишизм –это вера в сверхъестественные свойства
некоторых неодушевленных предметов.
История религии
26
27. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Анимизм – представленияо населенности мира духами
вещей, о наличии души
у всех предметов.
Э. Тайлор – автор
концепции анимизма
История религии
27
28. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тотемизм – еще одинтипичный прием «религий
человека». Это вера
в тесную связь между
какой-то группой людей Аниматизм (от лат. animatus –
и их «родственником»,
одушевленный – термин
который может быть
Р. Маррет) – вера в
растением, животным или стихийную безличную силу,
даже неодушевленным
которая воздействует
предметом,
определенным животным на жизнь человека и при
известных обстоятельствах
или растением.
тоже подвергается
воздействию.
История религии
28
29. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Магия – совокупностьпредставлений и обрядов,
в основе которых лежит вера
в возможность
сверхчеловеческого влияния
на людей, предметы и явления
объективного мира с помощью
некоторых действий. Магия
применялась тогда, когда была
опасность для жизни. При
строительстве лодки
полинезийцы использовали
магию, так как передвижение
по морю было опасным, а при
строительстве дома магия
не применялась.
История религии
29
30. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Шаманизм представляетсобой древнейшую форму
веры в духов,
предполагающую в первую
очередь анимизм, а также
центрацию вокруг фигуры
шамана – могущественного
целителя и ясновидящего,
способного общаться
с духами, подчинять их
своему влиянию и
путешествовать по «иным»
мирам.
История религии
30
31. Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Мировые религии отвечают ряду требований:объединение крупной общности людей;
наличие последователей во многих странах;
наличие последователей среди различных народов;
мировая религия не может служить признаком
национальной идентичности (к примеру, будучи русским,
можно быть мусульманином и т. п., в то время как иудаизм
подразумевает, что носитель конфессии
является евреем).
История религии
31
32. Тема 4. Индуизм
Красноярск, 200833. Тема 4. Индуизм
Индуизм – общее духовноенаследие народов Индии, ядром
которого является санскритская
культура, представляющая собой
совокупность научных,
философских, религиозномифологических, эстетических,
социологических, правовых
и этических знаний и норм.
История религии
33
34. Тема 4. Индуизм
РамаКришна
Самыми почитаемыми
аватарами Вишну,
особенно в северной
Индии, являются
Рама и Кришна.
История религии
34
35. Тема 4. Индуизм
Шива являет единствомногих аспектов. Его
почитатели, шиваиты,
считают, что разрушение
должно обязательно
предшествовать
сотворению,
следовательно, Шива
участвует в мироздании
и переменах.
История религии
35
36. Тема 4. Индуизм
В индуизме существуети целый ряд других богов,
которым поклоняются
в особых случаях
или с особыми целями.
Самый популярный
из них – Ганеша,
слоноголовый сын Шивы,
которого следует
умилостивить перед
началом любого
практического дела.
История религии
36
37. Тема 4. Индуизм
Шри РамакришнаШри Рамакришна (1836–1886) был
бенгальским брахманом,
храмовым жрецом
и вдохновенным мистиком, чей
духовный путь через йогу,
тантризм, веданту, вишнуитский
монотеизм, христианство
и ислам никогда не уводил его
далеко от веры в энергию
женского творческого начала
(шакти), которой он поклонялся
как богине Кали.
История религии
37
38. Тема 5. Буддизм
Красноярск, 200839. Тема 5. Буддизм
В этот момент СиддхартхаГаутама, царевич из клана
Шакьев, исчез
и в мире появился
Будда (Buddha) –
Пробужденный,
Просветленный (санскритский
корень buddh тот же самый,
что и в русских словах
«будить», «пробуждаться»).
История религии
39
40. Тема 5. Буддизм
Отныне Будды большене было в мире и мира
не было для Будды.
Он погрузился в состояние,
которое не может быть
ни описано, ни
представлено. Можно лишь
сказать, что в нем не было
места страданию, которое
заменило высшее
блаженство.
История религии
40
41. Тема 5. Буддизм
Учение о карме являетсядоктринальным
стержнем буддизма.
Само слово «карма»
может быть переведено
как «дело», «действие»
(и никоим образом
не как «судьба» или
«участь», как иногда
считают).
История религии
41
42. Тема 5. Буддизм
Мир буддийскойкосмологии – это
психокосм, т. е. мир,
уже отраженный
в сознании человека
и таким образом
включенный в его
сознание или, если
точнее, в образующий
его дхармический поток,
ставший как бы частью
того, что можно назвать
«личностью».
История религии
42
43. Тема 6. Даосизм
Красноярск, 200844. Тема 6. Даосизм
Даосизм – философскорелигиозное течениетрадиционного Китая,
одно из его главных
«трех учений»
(сань цзяо), являвшее
собой в этой триаде
основную альтернативу
конфуцианству
как философии
и буддизму как религии.
Лао цзы – основатель даосизма
История религии
44
45. Тема 6. Даосизм
Главный даосский трактат «Дао дэ цзин»История религии
45
46. Тема 6. Даосизм
Чжуан цзы – один извеличайших учителей
даосизма.
История религии
46
47. Тема 6. Даосизм
История религии47
48. Тема 7. Конфуцианство
Красноярск, 200849. Тема 7. Конфуцианство
Конфуцианство (кит.жу [цзя/цзяо] — «(учение)
школы ученыхинтеллектуалов») –
древнейшая философская
система и одно из трех
главных этико-религиозных
учений (наряду с даосизмом
и буддизмом) Дальнего
Востока, возникло в Китае
на рубеже VI–V вв. до н. э.
Конфуций
История религии
49
50. Тема 7. Конфуцианство
Соблюдение этикоритуальной нормыЛи Конфуций сделал
также высшим гносеопраксиологическим
принципом:
«Не следует
ни смотреть,
ни слушать, ни говорить
несоответствующее
Ли».
«Лунь юй» – канон конфуцианства
История религии
50
51. Тема 7. Конфуцианство
«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь)и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть
нарушений».
Конфуций
История религии
51
52. Тема 7. Конфуцианство
Во II в. до н. э., в эпохуХань, Конфуций был
признан
«некоронованным
царем», или
«подлинным
властелином» (су ван).
Памятник Конфуцию
История религии
52
53. Тема 8. История иудаизма
Красноярск, 200854. Тема 8. История иудаизма
Иудаизм – религия еврейскогонарода. Слово «иудаизм»
происходит от греческого
ioudaismos, введенного
в употребление грекоязычными
евреями ок. 100 г. до н. э., чтобы
отличить свою религию
от греческой.
История религии
54
55. Тема 8. История иудаизма
Согласно БиблииАвраам был первым,
кто признал
духовную природу
единственного Бога.
Праотец Авраам
История религии
55
56. Тема 8. История иудаизма
Во II в. до н. э. в иудаизме оформились двегруппировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи
принадлежали к священству и знати; они
служили опорой священнической династии
Цадокидов и, возможно, названы по имени
ее основателя Цадока. Фарисеи,
представлявшие средние слои общества
и действовавшие в согласии с традицией
книжников, пытались ограничить влияние
саддукеев и оспаривали их решения.
История религии
56
57. Тема 8. История иудаизма
Талмуд состоит из двух частей.Первая часть — Мишна,
произведение таннаев, редакцию
которой осуществил Иуда ха-Наси
(«Иуда-князь»); вторая — Гемара
(«завершение»), результат работы
амораев. Законодательный
материал Талмуда называется
Галаха, а гомилетический,
аллегорический и поэтический
материал — Агада («сказание»,
«повествование»).
Вавилонский Талмуд
История религии
57
58. Тема 8. История иудаизма
Евреи верят в реальность Бога, в егоединственность и выражают эту веру
в ежедневном чтении молитвы «Шема»:
«Слушай, Израиль. Господь – Бог наш,
Господь – един». Бог есть дух, абсолютное
существо, именующее себя «Я есмь Сущий».
Бог – Творец всех вещей во все времена,
он – непрерывно мыслящий Разум
и постоянно действующая Сила,
он универсален, он правит всем миром,
единственным, как и он сам.
История религии
58
59. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Красноярск, 200860. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Фигура Иисуса Христа стала предметомобсуждения и в исторической науке,
которую интересовали и продолжают
интересовать прежде всего две
проблемы: 1) вопрос о реальном
содержании евангельской истории,
т. е. был ли Иисус Христос
исторической личностью;
2) вопрос об образе Иисуса Христа
в раннехристианском сознании
(каков смысл этого образа и каковы
его истоки?). Эти проблемы оказались
в центре дискуссий двух научных
направлений, возникших еще
в XVIII в., — мифологического
и исторического.
История религии
60
61. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Представители исторической школы(Г. Реймарус, Э. Ренан, Ф. Бауэр,
Д.Штраус и др.) считали, что
евангельский рассказ имеет
определенную реальную основу,
которая со временем, однако,
все более мифологизировалась,
и Иисус Христос из реального
человека (проповедника
и вероучителя) постепенно
превращался
в сверхъестественную личность.
Э. Ренан – один из основателей
исторической школы
История религии
61
62. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Мифологическоенаправление (Ш. Дюпюи,
К. Вольней, А. Древе и др.)
полностью отрицало
реальность Иисуса Христа
как исторической личности
и рассматривало его
исключительно как факт
мифологии.
К. Вольней – один из основателей
мифологической школы
История религии
62
63. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Первоначально последователигалилейского проповедника
Иошуа (Иисуса) составляли
небольшую группу, одну
из многих, существовавших
в Палестине в I в. н. э.
Непосредственными
их предшественниками были
кумранские ессеи и Иоанн
Креститель, о котором, кроме
евангелий, рассказывается
и в "Иудейских древностях"
Иосифа Флавия.
Иоанн Креститель
История религии
63
64. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Проповедь апостола Павла открыладорогу в христианские общины
самым широким слоям неиудеев.
Он выступил против соблюдения
Закона — всеохватывающей
системы заповедей и запретов:
абсолютная благость Божества
несравнима с человеческими
деяниями, и людям остается лишь
надеяться на прощение божье.
Апостол Павел
История религии
64
65. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Апологетика – раздел теологии, посвященныйрациональной защите истинности
христианского вероучения. Греческим словом
apologia (защита) первоначально называли
речь защитника на суде в ответ на речь
обвинителя. Поэтому термин «апологеты»
закрепился за христианскими писателями
II–III вв., которые в своих «апологиях»,
обращенных к римским императорам
или просвещенной публике, старались
отстоять правоту христианства.
История религии
65
66. Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Патристика (лат. «отец») – традиционно – однаиз богословских дисциплин, имеющая своим
предметом изучение творений св. Отцов
Церкви и систематическое изложение
содержащегося в них учения.
История религии
66
67. Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
Красноярск, 200868. Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
Одним из важных событий правленияКонстантина (306—337) был так
называемый Миланский эдикт
313 г., даровавший свободу
вероисповедания христианам
и возвращавший им все
конфискованные церкви
и церковное имущество.
В дальнейшем Константин оказывал
христианам особое
покровительство. Из гонимого
учения христианство становилось
государственной религией,
из «церкви борющейся» —
«церковью торжествующей».
История религии
68
69. Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
Вселенские соборы – в христианскомбогословии, теории и обрядовокультовых практиках (изложение
М. И. Горчакова) – чрезвычайное
«собрание пастырей и учителей
Церкви, по возможности, со всей
вселенной» или иерархическое
представительство всех поместных
самостоятельных (автокефальных)
церквей.
Первый Вселенский собор
В. И. Суриков
История религии
69
70. Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
Царствование императораЮстиниана (527–565 гг.)
означает последнюю
попытку сохранить единство
римской «вселенной»,
завершение и высшую точку
того мира, в котором
умирающая «античность»
вступила в союз
с христианством.
Юстиниан Великий
История религии
70
71. Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
Догмат об иконопочитании:«Не веществу поклоняюсь,
но Творцу вещества,
ставшему вещественным
мене ради и через вещество
соделавшему мое спасение;
и не перестану почитать
вещество, через которое
совершено мое спасение».
История религии
71
72. Тема 11. Католицизм
Красноярск, 200873. Тема 11. Католицизм
Иоанн Павел IIПапство – богословский
и религиозно-политический
институт католицизма,
устанавливающий римского папу
главой всей католической
церкви. В римско-католической
церкви папа также является
верховным правителем Святого
Престола, вспомогательной
суверенной территорией
которого является Ватикан,
где находится его постоянная
резиденция.
История религии
73
74. Тема 11. Католицизм
Католические ордена –постоянные, утвержденные
Римским папой сообщества
мужчин или женщин, члены
которого приносят
торжественные обеты
бедности, целомудрия
и послушания и ими
обязывают себя
к совершенной жизни во
исполнение общего устава.
Франциск Ассизский –
основатель
ордена францисканцев
История религии
74
75. Тема 12. Протестантизм
Красноярск, 200876. Тема 12. Протестантизм
31 октября 1517 г. молодойавгустинский монах
Мартин Лютер (1483–1546),
профессор теологии в недавно
основанном Виттенбергском
университете, вывесил на дверях
дворцовой церкви 95 тезисов,
которые он намеревался защищать
на публичном диспуте. Поводом
для такого вызова послужила
практика распространения
индульгенций, выдававшихся
папой всем тем, кто внес денежный
вклад в папскую казну для
перестройки базилики
св. Петра в Риме.
Мартин Лютер
История религии
76
77. Тема 12. Протестантизм
Жан Кальвин разработалсоциальную доктрину
протестантизма.
При нем Реформация
обрела «второе дыхание».
История религии
77
78. Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры
Красноярск, 200879. Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры
Мухаммад, основательислама, признанный
посланником и пророком
Аллаха, сыграл огромную
роль в становлении этой
религии. Датой основания
ислама считается 622 г.,
ознаменовавшийся
переселением пророка
Мухаммада из его родного
города Мекки в Медину.
Н. Рерих. Магомет на горе Хира
История религии
79
80. Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры
Коран (араб. «чтение вслух,наизусть»; под влиянием
сирийск. «кериана» – «чтение
священного текста»,
«назидание») – главная
священная книга мусульман,
запись проповедей,
произнесенных Мухаммадом
в форме «пророческих
откровений», главным
образом в Мекке и Медине
между 610 и 632 г.г.
История религии
80
81. Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви
Красноярск, 200882. Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви
Православие – славянскийэквивалент ортодоксии
(греч. «правильное
знание»). Термин впервые
употребляется во II в.
в противоположность
гетеродоксии (греч.
«заблуждение еретиков»).
История религии
82
83. Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви
Сегодня православие – наряду с католичествоми протестантством – одна из основных христианских
конфессий, объединяющая более 150 млн верующих
из 9 патриархатов (Константинопольский,
Александрийский, Антиохский, Иерусалимский,
Московский, Грузинский, Сербский, Румынский,
Болгарский), трех автокефальных архиепископий
(Кипрская, Албанская и Элладская) и трех
митрополий (Польская, Чехословацкая,
Американская).
Также существует множество православных расколов,
не входящих в каноническое единство
Восточных Церквей.
История религии
83
84. Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви
Важнейшими постулатамивероучения Православия
являются догматы:
триединства Бога,
Боговоплощения, Искупления,
Воскресения и Вознесения
Иисуса Христа.
Формально считается,
что догматы не подлежат
изменению и уточнению
не только по содержанию,
но и по форме.
История религии
84
85. Тема 15. Специфика русского православия. Старообрядчество
Красноярск, 200886. Тема 15. Специфика русского православия. Старообрядчество
Старообрядчество –порождение Раскола
между концепцией
патриарха Никона
и приверженцев «старых
обрядов» во главе
с протопопом Аввакумом.
Протопоп Аввакум
История религии
86
87. Тема 16. Современные религиозные движения
Красноярск, 200888. Тема 16. Современные религиозные движения
Всемирныйцентр Бахаи
Церковь
пятидесятников
Книга
Мормонов
Кришнаиты
История религии
88