Похожие презентации:
Государство и право античной (греко-римской) цивилизации. (Часть 1)
1. Государство и право античной /ГРЕКО-РИМСКОЙ/ цивилизации
лектор: ТРИКОЗ Елена Николаевна,к.ю.н., доцент
2.
ПЛАНЛЕКЦИИ
(4 часа)
- I ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ
В ДРЕВНИХ АФИНАХ
- II РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В ДРЕВНЕМ РИМЕ
- III СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ И ИНСТИТУТОВ
ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
3. Доклад до 10 минут оценка = 5 – 7 баллов
4.
5. 3 локальных цивилизации (VIII в. до н.э. – сер. V в. н.э.)
ДревнегреческаяДревнеримская
Эллинистическая
V – IV вв. до н.э.
II в. до н.э.
330 – 220
– I в. н.э.
гг. до н.э.
6. общая периодизация античности
Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в.до н. э.) - зарождение Греческого
государства.
Классическая античность (I в. до н. э. —
II в. н. э) - золотой век, время единства
греко-римской цивилизации.
Поздняя античность (III—VI вв. н. э.) распад Римской империи, который
ознаменовал собой начало новой эпохи —
Средневековья.
7.
8.
Архаическая эпоха – это не толькопереход от гомеровского к
классическому полису, но и
перерастание аристократической
республики в демократическую.
9.
10. Основные достижения античной цивилизации
I. Главное достижение – это расцвет человеческой личности,её раскрепощение, индивидуализм и высокая ценность
человеческой личности, приоритет духовной сферы и свободы
(дргреч. «элевтрия»)
II. Формирование и господство полисов – независимых,
самоуправляемых городов-государств со многими признаками
общины (6 характерных признаков)
III. Государственная власть в полисах могла принимать
разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии,
олигархии и др. При этом общей тенденцией развития полисных
структур было развитие демократического принципа, принципа
равенства политических прав и обязанностей граждан полиса.
11.
В древнегреческих полисах, а затем в Древнем Риме былотработан сложный механизм функционирования
демократии, который в различных вариациях
воспроизводился в последующих цивилизациях – от
итальянских и ганзейских городов и Новгородской
республики до современных демократических государств.
12.
13.
14.
Тесе́й, Тезе́й (др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) —в древнегреческой мифологии сын афинского
царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры.
Теcей, убивающий Минотавра,
и Афина
15. РЕФОРМЫ ТЕЗЕЯ
СинойкизмСтолица: Кекропия Афины
Отмена поста
басилевса, учреждение
республики – коллегия
9 архонтов и Ареопаг
Социальная реформа:
эвпатриды – геоморы –
демиурги – феты
«Сюда, все народы!»
Построил один общий
Пританей в Афинах и
созвал
Общеаттический совет
Общеафинское
народное право,
возвысившееся над
правовыми обычаями
16.
17.
18.
В 594/593 г. до н. э. Солон былизбран архонтом-эпонимом.
Ему дали чрезвычайные
полномочия, согласно Плутарху,
назначив «примирителем и
законодателем», а согласно
Аристотелю, вообще «вверили
ему государство».
В то время архонтов назначал
Ареопаг, но Солона, вероятно,
избрало народное собрание ввиду
особой ситуации
Соло́н (др.-греч. Σόλων, между 640 и
635 — около 559 до н. э.) — афинский
политик, законодатель и поэт, один из
«семи мудрецов» Древней Греции.
19. РЕФОРМЫ СОЛОНА
и другие социальноэкономическиереформы
Сословно-цензовая
реформа:
пентакосиомедимны
– всадники –
зевгиты– феты
Учреждение Булэ –
«Совета 400»
Учреждение Гелиэи
– «Народного суда»
Сисахфия
Правовая реформа
– создание свода
законов, брачносемейное право,
гражданство
20.
Солон провел т.н. сесахтею, или сисахфию (букв.«стряхивание бремени»), имевшую как бы три
направления действия: в прошлое, настоящее и будущее.
21.
22.
Законы Солона были написаны на большихдеревянных плитах или цилиндрах/призмах axones, прикрепленных на вертикальных
вращающихся осях, стоявших в афинском
Пританее (официальной резиденции архонтов)
Первоначально на axones были записаны
законы, принятые Драконтом в конце VII в. до
н.э. (ок. 621 до н.э.). Солон же отменил все
законы Драконта, за исключением тех, которые
касались убийства. Фрагменты аксонов с
законами Солона еще были доступны
во времена Плутарха.
23.
Вследствие создания умеренной(«отеческой») демократии Солон
стал объектом нападок со всех
сторон: радикально настроенный
демос порицал его за видимую
непоследовательность, между тем как
родовая знать не могла ему простить
сделанных за ее счет уступок народу.
Понадобится еще почти 100 лет,
чтобы посредством острой
политической борьбы, установления
демократической монархии
Писистрата (560-527 гг. до н.э.) и
тирании его сыновей Гиппия и
Гиппарха, демократы смогли
объединится для нанесения
решающего удара по
аристократической республике и
остаткам родового строя.
24.
Клисфен как лидер партии «паралиев»выдвинулся на передний план во время
борьбы с Писистратидами, а особенно
после их устранения и изгнания тирана
Исагора в 509 г. до н.э.
Его реформы объективно были прямым
продолжением дела Солона. Если Солон
заложил общие основы полисного строя в
Афинах, то Клисфен окончательно придал
ему демократическую форму.
25. РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА
Административно-территориальная реформа:
Введение остракизма –
демы – 10 фил – 3 тритии
«суда черепков»
родовые фратрии
Реформа Булэ –
Учреждение коллегии
«Совет 500»
10 стратегов
Введение
принципа жеребьевки
в систему управления
26.
27.
28.
29.
Ostrakismos - это форма, посредством голосования граждан в народномсобрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный
проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве
являлось политически опасным или нежелательным