Похожие презентации:
Создание воспитательной антитеррористической среды в ВУЗе, как направление антитеррористической политики РФ
1. Создание воспитательной антитеррористической среды в ВУЗе как направление антитеррористической политики современной России
Доцент кафедры конфликтологии ИнститутаФилософии СПбГУ Г.В. Зазулин, студентка
Института истории СПбГУ М.М. Ли
2. Практический вопрос
• Как практически создать в российских ВУЗахсреду, блокирующую распространение
террористических идей и идеологии
терроризма, когда запрещена не только
государственная идеология, но даже
элементарная цензура?
• Идеология терроризма – это тот стержень, который не
только сплачивает людей в организацию
единомышленников, но и оправдывает террористическую
деятельность (В.П. Журавель, 2009).
3. Актуализация проблемы
• Ведь сама жизнь подтверждает, что «идеюнельзя убить», а ограничения в отношении её
носителей зачастую придают им ореол
мучеников, создают условия для героизации и
романтизации антисистемной борьбы,
формируя соответствующую контркультуру.
• Например. На сайте
http://nevozmozhno.net/archives/17852 можно
прочитать ...
4. Вернемся к идеологии. «Есть ли у нас идеология, кроме идеологии денег?». Алексей Пушков
• «Есть ли у нас идеология, кроме идеологииденег?». Несмотря на идеологический вакуум
(отсутствие у постсоветской России национальной
идеи) ни демократия («демократия не является
нашей идеологий…, а если и является, то чисто
формально»), ни комфортность («комфортность это термин “социальных кротов”»), ни
модернизация («модернизация – всего лишь
средство достижения чего-то большего»), ни тем
более прагматизм («смесь цинизма с
торгашеством») не превратились в ориентир для
страны». От Давоса до Куршавеля … (2011), с. 190)
5. Уточнение практического вопроса
• Как государственные ВУЗы РОССИИ, с 1993не имеющей государственной идеологии,
могут быть успешными в борьбе с
международными террористическими
организациями, у которых своя идеология
есть?
6. Постановка проблемы
• Как создать в ВУЗах, становление идеятельность которых более 20-лет
происходит в обществе не только не имеющем
легитимной национальной идеи, но и
живущем в условиях конституционного
запрета на государственную идеологию (см.
Гл.1, ст. 13 п. 2 Конституции РФ), такую
воспитательную среду, которая действительно
будет обладать антитеррористическим
потенциалом, позволяющим побеждать
идеологию терроризма в борьбе за умы и
души студенческой молодежи?
7. Гипотеза исследования
• Принципиально и по существу эту проблемуможно разрешить положительно в ВУЗах
России при соблюдении следующих трех
условиях:
1. ВУЗ сосредоточивает комплекс
антитеррористических усилий, включая
идеологическую работу и воспитательные
меры, прежде всего, на нравственнопатриотическом воспитании, противостоящем
международному терроризму.
8. Гипотеза исследования
2. Государственная политика в сфере воспитаниямолодежи, реализуемая Министерством науки и
образования РФ, должна основываться не на
либеральных европейских ценностях, но на
исторически сложившейся в России системе
единых духовно-нравственных и культурноисторических ценностей, обозначенных в
Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г N 683
"О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации" (далее - Стратегия)
9. Гипотеза исследования
3. Национальные интересы России в областиобразования и культуры следует обеспечить
отказом от существующих в сфере
гуманитарного знания федеральных
образовательных стандартов (определяющих
содержание учебных программ, исходя из
принципа европоцентризма) и принятием новых
стандартов, разработанных «на основе
традиционных российских духовнонравственных и культурно-исторических
ценностей» обозначенных в Стратегии
10. Выбор методологии
• Выбор конфликтологии в качествеметодологии рассмотрения данной
проблемы обусловлен, как разнообразием
трактовок природы и сущности терроризма
в общественных науках, так и прикладным
характером рассматриваемой проблемы
11. Выбор методологии
• Необходимость учёта уникальности России(обусловленной постсоветской средой и
естественными параметрами) сужают спектр
возможных систем методологии до
российской конфликтологии.
• РОССИЯ – это имперская совокупность
евразийского месторазвития и евразийского
суперэтноса с преобладанием великорусского
этноса, выражающего православный
культурно-исторический тип (определение
М.М. Ли). Графически это выглядит так …
12. Структура России как цивилизиции
13. Отечественная конфликтология в качестве методологии
• В пользу данного выбора свидетельствует иналичие характерного только для
отечественной конфликтологии принципа
«борьбы со Злом в его конфликтах с Добром».
• По мнению известного российского
конфликтолога Анатолия Яковлевича
Анцупова, именно в наличии этого принципа
и состоит основное отличие отечественной
конфликтологии от западной.
14. Первое условие гипотезы.
• Международный терроризм (в отличие отвнутреннего) – это одна из сложнейших
глобальных проблем современного мира
• Является аксиомой то, что между
международным терроризмом и
современной ситуацией в мире не просто
существует тесная связь, а и сам он во
многом является её продуктом.
15. Резонные вопросы
• «Против кого, прежде всего, направленмеждународный терроризм?
• Какой России угрожает международный
терроризм: той, которая вступила на
тупиковый путь вхождения в западную
цивилизацию или той, которая возрождает
ТР ДНЦ и развивается как российская (или
евразийская) самобытная цивилизация»?
16. Наш ответ на эти вопросы
• Понятно, что в первом сценариимеждународный терроризм России не
угрожает, так как его остриё направлено,
прежде всего, против восстановления полного
суверенитета России, и, следовательно,
предупреждать угрозы международных
террористических организаций в России в
принципе возможно не столько созданием
воспитательной среды в ВУЗе, сколько
реализацией в ВУЗах соответствующей
государственной политики.
17. Какой должна быть эта политика? Мнение А.А. Зиновьева
• «Особую актуальность приобретаютпризывы А.А. Зиновьева о необходимости
решительного отпора европо- и
американоцентризму («западнизму»),
выдающему себя на словах за
«глобализацию» на базе
«общечеловеческих ценностей», но на деле
отождествляющему западную
цивилизацию с общечеловеческой, а
прогресс – с всемирной вестернизацией»
18. Зиновьев Александр Александрович
• Выдающийся русскийученый и писатель
(1922 -10 мая 2006
года).
• Человек легендарной
судьбы
• А. Зиновьев. «ЗАПАД.
Феномен западнизма»
М. 1995.
19. Констатация факта
• Отсутствие мессианской идеи, обусловленноетотальным доминированием
индивидуалистических, мелкотравчатых
«ценностей» вызывает настоятельную
потребность наиболее пассионарной части
населения в постановке эсхатологической
цели, в следовании максимальным,
жертвенным идеям, место которых за
неимением соответствующей государственной
программы занимают бесспорно
максималистские, но антисистемные
установки международного терроризма.
20. Второе условие гипотезы. Вопрос.
• Чтобы понять, способны ли российскиеВУЗы лишить международный терроризм
возможности вербовки своих сторонников
среди студенчества России, необходимо
ответить на вопрос: «Почему либеральная
идеология не может лечь в основу
политических действия против
международного терроризма»?
21. Ответ члена-корреспондента РАН, д.ф.н., декана философского ф-та МГУ Миронова В.В.
• «Общество не может противостоять террору,если оно разобщено и погружено в бури
социальных конфликтов. … Противостоять
терроризму может лишь сплоченное
общество (курсив - наш)».
• Поэтому логично утверждать, что создание
воспитательной антитеррористической среды
в ВУЗах России невозможно в принципе до
тех пор, пока российское общество не
преодолеет разобщенность внутри себя.
22. Выводы конфликтологов Санкт - Петербургской конфликтологической школы
Выводы конфликтологов Санкт Петербургской конфликтологическойшколы
• Непримиримость позиций «разобщенных»
фиксируют многие исследователи и в
частности представители Санкт Петербургской конфликтологической
школы: «В современной России, как
правило, позиции сторон конфликтов в
известной степени непримиримы и не
согласуются (курсив - наш), но находятся в
ситуации сосуществования»
23. Наша точка зрения
• Без целенаправленной государственной политики,направленной на уменьшение разобщенности,
российское общество никогда не станет
сплоченным и всегда будет уязвимо для
терроризма.
• Главным в этой политике должно быть утверждение
на практике принципов следования национальногосударственным интересам, утверждения высших
(неиндивидуалистических и немеркантильных)
ценностей и целей, зовущих к позитивному
строительству и …
24. Требования к государственной политике
• … обуславливающих способ бытия всегонарода и каждого человека, являющегося
выразителем духа и констелляции ценностных
доминант нации.
• Стержнем этой политики должна быть
идеологическая работа с населением, а её
результатом формирование в сознании
каждого школьника и студента убеждения в
правильности отстаивания Президентом Р.Ф.
Путиным В.В. тезиса о том, что …
25. Стержень идеологической работы
• «Россия в принципе может существоватьтолько как сильная держава – в
противном случае в ней неминуемо
возникают центробежные процессы»
являющиеся не только питательной средой
международного терроризма, но и в целом
вызывающие дезинтеграцию, ведущую к
распаду российского государства.
Подтверждающая это схема далее …
26. Цепочки преемственности цивилизационных проектов Запада и Востока
27. Мало знать, надо понимать
• Поэтому в условиях обострениягеополитического и цивилизационного
противостояния России и Запада вузовская
воспитательная среда должна помочь
понять молодежи то, что уже давно надо
знать всем нашим гражданам:
28. Алексей Пушков о России
• «Пора понять: Россия – не нормальная, анеобычная, особая страна – и по своим размерам,
и по природным ресурсам, и по традиции, и по
составу населения. Мы находимся не среди
нормальных, а среди необычных, выделяющихся
стран, таких, как США, Китай, Индия. И если ктото мечтает превратить Россию в Канаду, то
это невозможно. Россию надо сохранить как
Россию, но сделать её процветающей, богатой и
сильной. Иначе её просто не будет»
• Пушков А.К. От Давоса до Куршавеля. Где решаются
судьбы мира? / Алексей Пушков . М. Эксмо. 2011. С.199.
(Политические тайны ХХI века).
29. Третье условие гипотезы.
• Сделать Россию процветающей, сильной инеуязвимой для международного
терроризма может только государственная
политика в области образования, так как
именно здесь идет борьба за умы и сердца
молодежи.
• Но, согласно выводам одного из
исследований это далеко не так. Судите
сами….
30. Степан Сулакшин. Как остановить дегуманизацию российской молодежи?
• «Мы взяли федеральные образовательныестандарты по разным специальностям — от
преподавательских до культурно-исторических — и
проверили наличие в них нравственнопатриотического словаря — сделали так
называемый частотный анализ на употребление
слов «родина», «отечество», «долг», «служба»,
«мораль», «нравственность», «труд»,
«коллективизм», «любовь», «патриотизм» и т.д.
Оказалось, что таких слов там попросту нет.
Следовательно, образование не ставит себе задачу
формировать гражданина с этими свойствами»
31. Важнейшая политическая задача
• Поэтому жизненно необходимо начатьзащищать национальные интересы в области
образования, заменив существующие
федеральные стандарты образования,
определяющие содержание образовательных
программ в сфере гуманитарного знания на
основе принципа европоцентризма, на
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ, разработанные «на
основе традиционных российских духовнонравственных и культурно-исторических
ценностей» обозначенных в пункте 78
Стратегии. Перечислим эти ТР ДНЦ. Их 13.
32. Что отнесено Указом к ТР ДНЦ? 13 ценностей. П. 78
1) приоритет духовного над материальным, 2)служение Отечеству, 3) историческое единство
народов России, 4) преемственность истории
народов нашей Родины, 5) милосердие,
6) созидательный труд, 7)коллективизм,
8) защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, 9) взаимопомощь, 10) гуманизм
11) семья, 12) справедливость, 13) нормы
морали и нравственности
33. ОБЩИЙ ВЫВОД
• Создание в российских ВУЗахвоспитательной среды, защищающей от
международного терроризма возможно в
том случае, если государственную политику
России будет определять такая идеология,
которая будет развивать Россию как
уникальную незападную, а российскую
(русскую или евразийскую) цивилизацию.