«Что наша жизнь? – Игра!» А.С. Пушкин «Пиковая дама» «Весь мир- театр! А люди в нем актеры» В. Шекспир «Гамлет»
«Целевые ориентиры дошкольного образования»
Целевые ориентиры дошкольного образования
Сущностные характеристики игры
Функции игры
Функции игры
«Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
Кукла Братц: купить или нет?
Моя семья
Baby born
Функции игры
Функции игры
Актуальность проблемы организации игровой деятельности в ДОУ
Развитие игровой деятельности
Развитие игровой деятельности
Развитие игровой деятельности
Как разнообразить игровые замыслы?
Магазин
Планирование сюжетно-ролевой игры
Задачи:
Предварительная работа:
Вход в метро
Кассы
Автоматы по продаже жетонов
Турникеты
Эскалатор
Газетный киоск
Станции метро
Пути (между станциями)
Вагоны метро
Вагон метро изнутри
Пассажиры
Машинист
Кассир
Дежурный по станции
Охранник
Менеджер по уборке помещений
Люди с ограниченными возможностями в метро
Жетоны
Проездные билеты
Схемы метрополитена
Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия
Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними
Варианты распределения ролей
Варианты начала и варианты окончания игры
Роль взрослого
Предполагаемая игровая обстановка
Диагностика игровой деятельности
Показатели развития сюжетно-ролевой игры
29.00M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Игра в дошкольном возрасте

1. «Что наша жизнь? – Игра!» А.С. Пушкин «Пиковая дама» «Весь мир- театр! А люди в нем актеры» В. Шекспир «Гамлет»

2.

Человек играющий – человек созидающий
И. Хейзинга

3.

Игра в дошкольном возрасте

4.

5.

6.

7. «Целевые ориентиры дошкольного образования»

• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
Способен выбирать себе род занятий, участников совместной
деятельности, обнаруживает способность к воплощению
разнообразных замыслов
•ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,
положительно относится к себе и к другим, обладает чувством
собственного достоинства.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;

8. Целевые ориентиры дошкольного образования

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в
игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать
условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
• ребёнок проявляет любознательность
•Склонен наблюдать, экспериментировать
• Ребёнок способен к принятию собственных решений,

9.

Детство без игры и вне игры – анормально и
аморально. Игра необходимый способ социальной
жизни, объективная основа нашего существования
И. Хейзинга
Игра- изначальная школа поведения
К. Гросс
Игра – это возможность отыскать себя в обществе,
человечестве, во Вселенной
Януш Корчак
Игра – это свободное самодеятельное
раскрытие всех сил человека, его сущности
Шиллер
Весь процесс воспитания ребенка мы
рассматриваем как обучение тому, в какие игры
следует играть и как в них играть
Берн

10. Сущностные характеристики игры

1. Суверенный, частично закрытый мир
жизни.
2. Экспериментальность, как
пространство проверки
накапливаемого социального опыта.
3. Первая ступень познания.

11. Функции игры

- Социокультурное назначение игры
- Функция межнациональной коммуникации
- Функция самореализации ребенка в игре как
полигоне человеческой практики
- Коммуникативная
- Диагностическая
- Игротерапевтическая
- Коррекционная
- Развлекательная
Шмаков С.А.

12. Функции игры

- Развитие познавательных процессов
- Эмоциональное развитие ребенка

13. «Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,

которая:
• гарантирует охрану и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников;
• обеспечивает эмоциональное и моральнонравственное благополучие воспитанников;
• способствует профессиональному развитию
педагогических работников;
• создаёт условия для развивающего вариативного
дошкольного образования;
• обеспечивает его открытость и мотивирующий
характер.

14.

«обеспечение эмоционального благополучия
каждого ребёнка посредством:
-создания позитивного психологического и моральнонравственного климата в группе;
-создания условий для позитивных, доброжелательных
отношений между детьми
-проявления чуткости к интересам и возможностям
детей;
- непосредственного общения с каждым ребёнком;

15.

организацию конструктивного
взаимодействия детей в группе в
разных видах деятельности, создание
условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной
деятельности, материалов;

16.

построение развивающего вариативного
образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого
воспитанника и учитывающего его
психолого-возрастные и
индивидуальные возможности и
склонности

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Кукла Братц: купить или нет?

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Монстер -Хай

32.

33.

Ever After High

34.

дракула
Scarah Screams

35.

Жертва синдрома Барби
Американка Синди
Джексон перенесла 22
пластические операции

36.

37.

38.

39.

Соня Сингх (Sonia Singh) и переделанные ею куклы
от Bratz!

40. Моя семья

41.

42.

43. Baby born

44.

Кукла

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53. Функции игры

- Развитие творческих проявлений
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова
- Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка
Л.И. Божович. Д.Б. Эльконин . Л.С. Выготский
-
Преодоление познавательного «эгоцентризма»
Д.Б. Эльконин
-
Формирование идеального плана
Л.С. Выготский
-
Развитие произвольности действий
А.В. Запорожец, З.М. Истомина З.В. Мануйленко

54. Функции игры

- Развитие общения со сверстниками
- Развитие других видов деятельности
Е.О. Смирнова
- Нравственное развитие ребенка
С.Л. Новосёлова
-
Подготовка к обучению в школе
Е.Е. Кравцова

55. Актуальность проблемы организации игровой деятельности в ДОУ

Теория
Практика
Признание исключительно
важной роли развития ребенка в
игре:
-Ориентация ребенка в отношениях
между людьми
-( А.В.Запорожец,
-А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
-Нравственное, умственное
воспитание ребенка в игре
-( С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и
др.)
-Развитие воображения и
способности к творчеству ( Р.И.
Жуковская,
Е.В.
Зворыгина, Д.В. Менджерицкая и др.)
-«Вытеснение» игры учебными
занятиями, студийной и
кружковой работой
-Игры бедны по содержанию,
тематике ( Р.А. Иванкова,
Н.Я. Михайленко и др.)
Причины:
-Незавершенность перехода
отечественной дошкольной педагогики
на новый этап развития
- разрушение естественного механизма
передачи игровой культуры детям
( Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
-- формальный подход педагогов к
организации сюжетно –ролевых игр

56.

• Игра – ведущий вид деятельности?!?
• Учить играть ребенка или нет?!?
• Если, ДА, то как ?!?

57.

Игра
Творческая
С правилами
Сюжетно-ролевая
Дидактические
Театрально-игровая
Строительно-конструктивная
Режиссерская
развивающие
народные
Подвижные

58.

Сюжетно-ролевая игра
- Игровой замысел
- Сюжет
- Роль
- Ролевые действия
- Ролевая речь
- Игровой материал

59.

60.

61. Развитие игровой деятельности


Младший возраст (3-4 лет)
Учить брать на себя роль и развертывать
специфическое ролевое взаимодействие.
Научить выполнять определенные игровые действия
связанные между собой и объединенные одним
названием (укладываем спать, кормим. возим)
Научить выполнять взятую роль в игре с двумятремя действующими лицами (взаимодополняющие
и независимые роли)
Развивать ролевую речь детей
Обучать использовать предметы заместители

62.

мама

63.

64.

семья

65.

66.

67. Развитие игровой деятельности

Средний возраст (4-5 лет)
обучать играть с несколькими действующими лицами
(2-3 и более)
• учить называть себя в роли (для развития ролевого
взаимодействия)
• учить самостоятельно развивать несложные сюжеты
с 2-3 ситуациями (дом-магазин; дом- больница)
• формировать умение при небольшой помощи
взрослого выбирать удобное для игры место и
организовывать игровую обстановку.
• учить менять свою роль в зависимости от разных
ролей партнера
• учить менять свою роль в зависимости от
меняющегося сюжета

68.

Игровой куст
Михайленко Н.Я, Короткова Н.А.
Второстепенная
роль 3
Второстепенная
роль 2
Второстепенная
роль 4
Второстепенная
роль 1
Второстепенная
роль 5
Главная роль

69. Развитие игровой деятельности


Старший возраст (5-7 лет)
учить самостоятельно выбирать тему для игры,
развивать сюжет, применяя знания из разных
источников
побуждать предварительно согласовывать: сюжет,
распределение ролей, подготовку атрибутов
учить попеременно выполнять 2-3 роли
учить по ходу игры совершенствовать игровое
пространство (изготавливать или подбирать
атрибуты, если это необходимо, совершенствовать
сюжет)
формировать взаимоотношения детей в игре
(дружеские, коллективные. ролевые)
развивать творчество через сюжетосложение

70.

Сюжет «Салон красоты»
Сюжет «Больница»
Сюжет «Магазин»
Сюжет
«Дом»

71.

Сюжет «Салон красоты»
Сюжет «Больница»
Сюжет «Магазин»
Сюжет
«Дом»

72. Как разнообразить игровые замыслы?

1. Уходить от шаблонов и однообразия
2. Придумывать вместе с детьми новые
сюжетные линии по одной и той же
тематике

73.

широкие возможности для развития
свободной игры детей, в том числе
обеспечивая игровое время и
пространство и используя ресурсы
полифункциональной и
трансформируемой предметной
образовательной среды;

74. Магазин

Second hand
Аптечный магазин
Бытовая техника
Бытовая химия («Кошечка»)
Все для ремонта Рукоделие (вязание и шитье)
Зоомагазин
Игрушки
Канцелярские товары
Книжный
Компьютерная техника
Кондитерский
Мебель
Музыкальный
Обувной
Овощной
Одежда (женская, мужская, детская)
Оружие
Парфюмерный
Продовольственный
Промтоварный
Рынок
Строительные материалы
Супермаркет, Универсам
Ткани
Фото и видео товары
Цветочный
Часы
Ювелирный

75.

76.

77. Планирование сюжетно-ролевой игры

Планирование сюжетноролевой игры
1. Диагностика
2. Задачи
3. Предварительная работа
4. Предполагаемые роли
и предполагаемые ролевые действия
5. Предполагаемая игровая обстановка
6. Варианты распределения ролей
7. Варианты начала и окончания игры
8. Роль педагога

78. Задачи:

Формировать социально-игровой опыт
детей по сюжету «Метро».
2. Формировать у детей умение действовать с
ролью: машинист, дежурный по станции,
пассажир, менеджер по уборке помещений,
кассир, охранник.
3. Активизировать детей в процессе создания
предметно-игровой
среды
и
в
самостоятельной подборке материала для
игры.
4. Продолжать учить детей распределять
роли по считалке самостоятельно.
1.

79. Предварительная работа:

Для решения первой задачи:
• 1. Беседа с детьми на тему: «Метро»
См. Документ «Беседа с детьми»
• 2. Просмотр мультфильма «Смешарики.
Азбука безопасности. Метро», «Ну, погоди!»
• 3. Чтение рассказа Н. Н. Носова «Метро»
См. Документ «Н. Н. Носов «Метро»»
• 4. Чтение стихотворений (М. Корнеева
«Схема
метро
похожа
немножко»,
С.Парамонов «Едем с папой на метро», А.
Мохарев «Вот и с мамой я в метро», А.
Вронский «Я в метро спустился с мамой»,
А. Прохоров «Я катаюсь на метро», В.
Аношина «Метро»)
См. Документ «Стихотворения»

80.

Для решения второй задачи:
• 1. Костюмерная (дети выбирают костюмы в
соответствии с ролью)
Цель:
формировать
представления
о
внешнем облике, характере и действии
конкретного персонажа.
• 2. Дидактическая игра «Это мои слова»
(каждый берет на себя роль и выбирает в
соответствии с ней таблички со словами =
произносит их / может обыграть каждое
слово движениями или мимикой )
Цель: формирование умения говорить в
контексте роли.
• 3. Демонстрация презентации «Метро»
Цель: закрепление знаний детей об
организации деятельности в метрополитене.
См. Презентацию «Метро»

81. Вход в метро

82. Кассы

83. Автоматы по продаже жетонов

84. Турникеты

85. Эскалатор

86. Газетный киоск

87. Станции метро

88.

89. Пути (между станциями)

90. Вагоны метро

91.

92. Вагон метро изнутри

93. Пассажиры

94.

95. Машинист

96.

97. Кассир

98. Дежурный по станции

99. Охранник

100. Менеджер по уборке помещений

101. Люди с ограниченными возможностями в метро

102. Жетоны

103. Проездные билеты

104. Схемы метрополитена

105.

106.

107.

Для решения третьей задачи:
• 1. Изготовление проездных жетонов и билетов.
• 2. Изготовление фуражек (красная фуражка
дежурного, синяя – машиниста).
• 3. Изготовление турникета из коробок.
• 4. Изготовление микрофона (трубочка из бумаги,
шарик из бумаги - склеить и привязать шнурок)
• 5. Изготовление бейджиков с ролями.
• 6. Изготовление эскалатора (Четыре полоски из
картона, укрепленные наклонно на четырех
стульях – это поручни; два рулона разлинованной
бумаги размером 0,5x1,5 м – это эскалаторы)
• 7. Изготовление схемы метро.
Цель: формировать у детей представления о
создании предметов из подручного материала;
(развивать у детей творческое воображение в
создании)

108.

Для решения четвертой задачи:
• 1. Совместное заучивание считалок.
Цель: обогащение (словесного) опыта
ребенка новыми считалками.
• 2. Игра « Кто больше» (кто из детей
больше назовет считалок)
Цель: развитие умения использовать
полученные знания (развитие памяти).
См. Документ «Считалки»

109. Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия

Роль
Игровые действия
машинист
Управляет электричкой
дежурный по станции
Объявляет правила поведения в
метро, дает справочную информацию
пассажир
Покупает жетон, проходит через
турникет, спускается на эскалаторе,
изучает карту метро, заходит в вагон,
едет до своей станции, выходит.
менеджер по уборке
помещений
Следит за чистотой, в случае
необходимости производит уборку
кассир
Продает жетоны и проездные билеты
охранник
Смотрит за соблюдением порядка

110. Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними

Машинист
Машинист
Пассажир
Дежурный
по
станции
Менеджер
по уборке
Кассир
Охранник
Пассажир
Дежурный
по
станции
Менеджер
по уборке
Кассир
Охранник

111. Варианты распределения ролей

• 1 вариант: по считалке
• 2 вариант: жеребьевка (тянуть бумажку с
написанной на ней ролью)
• 3 вариант: по справедливости с
помощью куклы (кукла вспоминает кто в
прошлой игре брал на себя главные
роли,
тот
в
этой
игре
займет
второстепенные)

112. Варианты начала и варианты окончания игры

• Варианты начала:
1. Педагог приходит огорченный и говорит,
что в городе пробки, поэтому в зоопарк им
не съездить. Спрашивает возможные
выходы из ситуации. (В случае затруднения
подсказывает).
2. Письмо. В письме некто рассказывает, как
он ездил куда-то на метро. Педагог
включается в разговор и сообщает, что
существует такой вид транспорта, как
метро. Предлагает поиграть.

113.

• Варианты окончания:
1. «Уже поздно, метро закрывается».
2. «Мы приехали в пункт назначения».
3. «Эскалатор сломался, и придется ехать
на автобусе».
4. «Пробки стали меньше и теперь мы
можем ехать на автобусе»

114. Роль взрослого

• Конкретная
роль,
которую
педагог
занимает на протяжении всей игры–
пассажир.

115. Предполагаемая игровая обстановка

Эскалатор
Пути
(элект
ричка)
Станция
метро
Дп
Ст
Т
у
р
н
и
к
е
т
К
а
с
с
ы

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128. Диагностика игровой деятельности

В соответствии с программными требованиями
Н.Ф. Комарова Диагностика игры детей. Н.Новгород 1992
показатели анализа игры детей
диагностические листы по определению уровня развития игры
методика диагностирования игры
характеристика уровней развития игры
- Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина Практикум по детской психологии, Москва.
1994
Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных событий
Изучение игровых предпочтений
Изучение особенностей руководства игрой
Изучение умения принимать на себя роль
Уровни развития сюжетно-ролевой игр ы (по Д.Б. Эльконину)
Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу
Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры
- Матрица анализа игровой деятельности Настенко И.А.// Управление ДОУ
№7 – 2006 г
-
-
Калинина Р. Р. Диагностика уровня сформированности игровых навыков
Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь,
2003. - 144 с.

129. Показатели развития сюжетно-ролевой игры

Показатели развития сюжетноролевой игры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Длительная заинтересованность игрой, развитием сюжета,
исполнением роли, взаимодействием с другими детьми.
Желание принимать на себя роль и действовать в
соответствии с нею.
Наличие любимых ролей
Эмоциональность детей
Желание участвовать в изготовлении игровых атрибутов и
создании предметно-игровой среды.
Открытость игрового пространства (желают вступать в
игровое взаимодействие)
Проявление творчества в игре

130.

Материалы этнографической экспедиции
Яковлева Ольга Петровна (1917 г.р. ур.с. Сальниково,
Роксомского с/с)
«В куклы играли, делали сами. В тряпочку отрепье накладешь
ото льна. Сделаешь головку, потом все остальное. Не по одной
кукле было. Играли в гости. Друг к другу в гости ходили.
Лошадку еще сошьем из тряпок из холщевых. Сани сделаем:
какую-нибудь палку загнем, да веревочку привяжем, вот и возим
кукол.»
«Дружно играли. Из глины еще посуды себе наделаешь. Что
можно есть, дак и ели, да так в гости ходили. Вот любая
посудина сломалась дома, мы домой ее несем, травы нарвем,
щавелю, да все в калабашки наложим. Играли в куклы в
специально сделанных уголках: на окне, в заулке »
В Вашкинском районе такой уголок называли «конура»
Конура – это избушка из досок, сделанная из гвоздей

131.

Иванова Анна Николаевна (1919 г.р., ур. д. Малая Чаготма
Островского с/с)
«Считались с помощью палки. Поставим и перебираем руками.
Кто последний, тому и водить.
Летом на улице в мячики гоняли. Мяч из бересты плели, из
шерсти катали, из тряпок и конского волоса делали, из линьки
от коровы. Девочки на дороге черту рисовали и по ней скакали и
прыгали.»
Смекалова Зоя Степановна (1921 г.р., ур. Д. Сальниково
Роксомского с/с)
«Из глины наделаем пирогов, да посуды, играем в гости. Так и
говорила подружке Дусе: «Приходи сегодня в гости, у меня
пироги напечены». Вот сидим, чай пьем и рассуждаем о чемнибудь»
«Покупных игрушек мало было. На ярмарки привозили игрушки,
глиняные свистульки, ноне у каждого деньги были, вот и делали
сами, да у старших сестер брали, дружили.»
English     Русский Правила