Похожие презентации:
Русская философия
1. Русская философия
2.
1.2.
3.
4.
Особенности русской философии и ее
периодизация.
Дискуссия славянофилов и западников.
Основные направления русской философии
конца XIX – первой половины XX веков.
Отечественная философия конца XX века:
основные проблемы.
3.
Особенности русской философии:– влияние европейской философской традиции;
– критика классической европейской философии
и европейского рационализма;
– предвосхищение антирационализма и
антисциентизма в философии ХХ века;
– стремление к объединению онтологии и
гносеологии с этическими, эстетическими и
антропологическими измерениями бытия;
– второстепенность систематики и методологии;
– преобладание религиозных философских
учений.
4.
Особенности русской религиознойфилософии:
– антропологизм – акцент на экзистенциальноперсоналистической проблематике;
– интуитивизм и субъективизм в интерпретации
общефилософских проблем;
– нравственно-этическая ориентированность
философских учений;
– идеи соборности и всеединства;
– влияние эллинистической философии через
византизм.
5.
Основные проблемы русской философии:– проблема смысла человеческого бытия;
– проблема смысла и цели истории;
– проблема истины и соотношения религиозного
и рационального в познании;
– проблема нравственных ценностей;
– проблема реализации религиозно этического
идеала в социальной практике.
6.
Периодизация русской философии:1. 9-13 вв. – формирование национальной предфилософии в рамках теоретического осмысления
православия – Илларион «Слово о законе и
благодати»;
– 13-18 вв. – формирование светской философии
под влиянием европейской философской
традиции – Ломоносов, Сковорода, Радищев;
– 19-20 вв. – выделение собственно национальной
философской традиции;
– вторая половина 20 в. – советская философия.
7.
Дискуссия славянофилов и западников:Предмет дискуссии – проблема исторической
роли России и уникальности ее культуры и
исторического предназначения.
Поставлена Чаадаевым в «Философических
письмах».
Славянофилы – Самарин, Киреевский, Хомяков,
Аксаков.
Западники – Белинский, Чернышевский, Писарев,
Герцен.
8.
Славянофилы:– самобытность истории России как залог
общечеловеческого призвания в условиях упадка
западной цивилизации;
– критика западной культуры;
– критика цивилизации и идеи исторического
прогресса;
– идеи почвенничества, общинности и соборности;
– идея богоизбранности и религиозно-этического
предназначения русского народа.
9.
Западники:– влияние немецкой классической философии
и идей Просвещения;
– идея необходимости синтеза русской и
западной философских и мировоззренческих
традиций;
– критика идеи избранности и исторического
призвания России;
– критика идей народности и общинности.
10.
Направления русской философии конца XIX –первой половины XX веков:
– персонализм и предэкзистенциализм – Бердяев,
Шестов, Розанов;
– антропологический материализм – Чернышевский;
– интуитивизм – Лосский, Франк;
– софиология – Флоренский, Булгаков;
– философия всеединства – Вл.Соловьев;
– космизм – Федоров, Вернадский, Циолковский.
11.
Бердяев Н. А. (1874-1948)– мировоззренческая эволюция от легального
марксизма к религиозно-экзистенциальному
персонализму;
– критика позитивизма и теории социальной среды,
обусловивших индивидуализм и субъективизм
европейской культуры;
– критика марксизма как натуралистического
антропологизма;
– смысл человеческой жизни – реализация порыва
к творчеству в свободном творческом акте;
– человек как предпосылка любой философии и
центральная проблема познания.
12.
Соловьев Вл. С. (1853-1900)– критика рационализма и позитивизма;
– принцип всеединства как методологическая и
теоретическая основа познания;
– учение о богочеловечестве – богочеловечество
как цель истории;
– эсхатологическая концепция истории;
– религиозно-мировоззренческая эволюция от
православия к католицизму с последующим
возвращением к православию.
13.
Космизм:– человеческий разум как этап эволюции космоса и
источник дальнейшего развития Вселенной;
– человечество как космический объект;
– учение о ноосфере – исключительно человеческой,
разумной среды существования, необходимо
распространяющейся во Вселенной;
– идея активной эволюции;
– объективность, закономерность и необходимость
эволюции человечества и Вселенной.
14.
Федоров Н. Ф. (1828-1903)«Философия общего дела»
– общее дело – патрофикация или воскрешение
предков;
– проблема метафизической, познавательной,
практической и нравственной свободы человека;
– воскрешение предков как предельный долг
человечества и его космическое
предназначение.