Синестетическое описание”
Бунин и русская литература
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Домашняя работа
Вопросы для контроля
2.47M
Категория: ЛитератураЛитература

Художественное своеобразие прозы И.А. Бунина

1.

Материал к
уроку
литературы в
11 классе

2.

ЭТАП
I этап
1880-90
II этап
1900-10
III этап
1920-40
Особенности стиля
Ведущее лирическое начало;
Импрессионистское восприятие
природы, мира, человека;
Использование предметных деталей.
Произведения
«Антоновские яблоки»,
«Суходол», «Эпитафия»,
«Новая дорога», «Сосны»
(лирические миниатюры, где
описания природы
переплетаются с
размышлениями героя и автора)
•Социально-историческая и философская
проблематика;
•Ведущим становится эпическое начало;
•Подчеркнутая бытовая конкретность
сочетается с символическими
обобщениями;
•Косвенное выражение авторской позиции
Сборники «Чаша жизни»,
«Господин из Сан-Франциско»
(обновление структуры рассказа,
упрощение событийного сюжета,
изображение душевного
состояния героя) .
•Погружение в прошлое;
•Субъективное видение мира;
•Смелость и выразительность образов;
•Лаконизм;
•Неожиданные концовки.
«Митина любовь»,
«Солнечный удар», «Темные
аллеи», роман «Жизнь
Арсеньева»
(проза, соединившаяся с
поэзией, новаторские формы
психологизма)

3.

приё
мы
Размытост
ь
сюжета
Открытост
ь концовки
Символ
ика
назван
ий
Изображе
ние снов,
воспомин
аний,
недосказ
анность,
оборванн
ый
диалог,
намеки
Читатель Аллег
должен
ория
сам стать
соучастни
ком
событий
Сложная
композиция
Придание
событиям
общечело
веческое,
вневреме
нное
значение
Внеисто
ричночт
ь
Смысловая
емкость
Части
произведения
даются не в
хронологической
последовательност
и, что
создает
эмоциональ
ную
напряженно
сть
Анонимн
ость
персона
жей
Внереа
льност
ь
изобра
жаемы
х
событи
й
Богатство
деталей;
неожидан
ные
сопоставл
ения;
смена
планов и
масштабо
в
изображен
ия

4. Синестетическое описание”

Применительно к писательской технике И.А Бунина
используют термин “синестетическое описание”. Это
выражение произошло от слова “синестезия” - сложное
восприятие, при котором взаимодействуют и смешиваются
ощущения, характерные для разных органов чувств:
слуха,
зрения,
обоняния,
осязания,
вкуса.

5. Бунин и русская литература

6. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

7.

«На ранней заре, когда еще
кричат петухи и по-черному
дела
дымятся
избы,
распахнешь,
бывало,
окнои хлеб
в
хороши,
если
антоновка
уродилась:
значит"
прохладный
сад,
уродился...»
наполненный лиловатым туманом… Как холодно,
Одновременно со стихами Бунин
росисто и как хорошо жить на свете!»
писал и рассказы. Он знал и любил
русскую деревню. К крестьянскому
труду он проникся уважением с
детства и даже впитал «на редкость
заманчивое желание быть мужиком».
Закономерно, что деревенская тема
становится обычной в его прозе. На
его глазах русские крестьяне и
мелкопоместные дворяне нищают,
разоряется, вымирает деревня. Это
«Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и
не может не волновать чуткое сердце
были
все
вместе...
еще в том
была (уже и
непоредевший
сознаваемая сад,
«Помню большой, весь И
золотой,
подсохший
писателя.
нами
тогда прелесть),
что эта родина,
наш общий
дом
помню
кленовые
аллеи, тонкий
аромат этот
опавшей
листвы
и—
был
Россия и чтояблок,
толькозапах
ее душа
могла
петь так, свежести.
как пели
запах
антоновских
меда
и осенней
косцы
в этом
на
каждый
вздохдалеко
березовом
«А
вечером
наоткликающемся
каком-нибудь
глухом
хуторе
Воздух
так
чист, точно
его совсем нет,
по всему
саду раздаются
лесу».
светится в темноте
зимней
ночи
окно флигеля…»
голоса
и скрип
телег…»

8.

Нефед, не задумываясь,
даже ценой собственной
жизни
решает
выполнить
«Я не
стремлюсь
волю тяжело больного
описывать деревню в ее
мальчика, и для него нет
пестрой
и текущей
ничего важнее «души
повседневности.
Меня
ребенка». Именно
занимает
главным
человеческая
душа
образом
душа высшей
русского
становится
человека…»,ценностью.
- писал И
нравственной
«Пятый день несло непрогляднойИ.А.Бунин
вьюгой.
Вв
белом
от
для
русского
писателя
1910
г. снега
и
Бунина красота души
холодном хуторском доме стоял бледный
и было
русскогосумрак
человека
большое
несомненна.
горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он
часто

9.

«Хорошо! Внизу дикие мужики, а
тут блины с шампанским и
Богородица
Троеручица. Трилицо,
руки!
«... смугло-янтарное
Ведь это Индия!»
великолепные
и несколько
зловещие в своей густой
«Благодарю Бога,
черноте волосы, мягко
что онкакдал
мне
блестящие,
черный
соболийвозможность
мех, брови, черные,
как бархатный уголь, глаза;
написать
пленительный
бархатистопунцовыми
губами рот
«Чистый
«Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище…
И вот только
оттенен был темным
в каких-нибудь северных монастырях осталась
теперь эта Русь.
понедельник»
«…много
места
занимал
широкий
турецкий
диван,
стояло
дорогое
пушком…»
«Я
русское
летописное,
русские сказания
такялюблю,
что
Да
еще
в
церковных
песнопениях.
Недавно
ходила
в
пианино, на котором она все разучивала медленное, сомнамбулическидо сих пор
перечитываю
что
особенно
нравится,
пока
Зачатьевский
монастырь
– вы
представить
себе
не можете,
до
«Странный
город!
– говорил
ято,
сам
себе,
думая
об
Охотном
ряде,
прекрасное
начало
«Лунной
сонаты»,


на
пианино
и
на
„Кругом
шиповник
алый
цвел,
стояли
темных
лип
«…И вот одна из
идущих
посередине
вдруг
подняла
наизусть
не А
заучу…»
дивноцвели
поют
там
стихиры!
в
Чудовом
еще
лучше.
Яи я
обчего
Иверской,
о
Василии
Блаженном.
– Василий
Блаженный
подзеркальнике
в
граненых
вазах
нарядные
цветы,
… – и когда
аллеи…“
голову, крытую белым
платом,
загородив
свечку
прошлый
год
все ходила
туда
на Страстной.
Ах,
как которым
было
Спас-на-Бору,
итальянские
соборы
– и на
что-то
киргизское
в
приезжал
к ней
в субботний
вечер,
она,
лежа
диване,
над
рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту,
Н.Огарев
зачем-то висел
портретбашен
босогона
Толстого,
не спеша
протягивала
мне для
хорошо!...»
остриях
кремлевских
стенах…»
будто
как
раз
на
меня…»
поцелуя руку …»

10.

«Была Россия! Где она
теперь...»
«…сумасшедшая по своей бестолковости и горячке имитация
какого-то будто бы нового строя.» Улицы заполнились
«неработающими
рабочими,
гуляющей
прислугой
всякими
«Все о прошлом,
о прошлом
думаешь
и чащеи всего
все
ярыгами,
с лотков
и папиросами,
и красными
об торговавшими
одном и том же
в прошлом:
об утерянном,
бантами, … и сластями..». Народ стал подобен «скотине без
пропущенном, счастливом, неоценимом…»
пастуха, все перегадит и себя погубит».

11. Домашняя работа

• Приведите примеры синестетического
описания в рассказе “Господин из СанФранциско”.

12. Вопросы для контроля

• Какие этапы можно выделить в
творчестве И.А. Бунина?
• Охарактеризуйте каждый этап
творчества И.А. Бунина.
• Назовите основную тему раннего
творчества И.А. Бунина.
• Какое начало ( лирическое или
эпическое) преобладает в ранних
рассказах Бунина?
• Перечислите черты, свойственные
художественной манере Бунина.
English     Русский Правила