Похожие презентации:
Типология молодежной субкультуры
1. Типология молодежной субкультуры
• Субкультура — это частичная культурнаяподсистема внутри системы «официальной»,
базовой культуры общества, определяющая
стиль жизни, ценностную иерархию и
менталитет (то есть мировосприятие,
умонастроение) ее носителей.
• Таким образом, субкультура — это некая
подкультура, или культура в культуре.
Субкультуры подобны клеткам живой ткани:
их множество и все они взаимосвязаны.
Кроме того, они несут в себе все особенности
материнского организма.
2.
• Рассматривая понятие «молодежь» отметим, что:• существуют два параллельных «измерения» понятия
«молодежь», соответствующих двум природам
человека: биологической и социальной. Для изучения
молодежной субкультуры социальное измерение
является первичным;
• юность складывается из периода отрочества
(подростки) и молодости (молодежь), которым
соответствуют: период обучения в старших классах
общеобразовательной средней школы (подростки) и
период обучения в техникуме или вузе, а также
начальный этап трудовой деятельности в качестве
«молодого специалиста» (молодежь);
3.
Отличительными признаками молодежи служат:• социальное положение обучающегося в
«традиционных» учебных заведениях или
начинающего трудовую деятельность;
• еще не достигнутая в полном объеме экономическая
активность;
• отсутствие собственной семьи (не родительской) и
собственных детей или наличие таковых при
отсутствии какой-либо ответственности и заботы о
них;
• социальная ролевая промежуточность между ролью
ребенка и ролью взрослого, а следовательно,
наработка социальных ролей;
4.
• определение собственного социального статуса;• молодежь — явление конкретно-историческое,
поскольку в разные исторические периоды оно несет
в себе разные смыслы;
• молодежь — явление социокультурное;
• молодежь — сложное и многомерное явление в
социальной структуре;
• как «продукт» социальной структуры общества,
молодежь дифференцирована в соответствии с
социальными слоями (стратами);
• в период юности происходит окончательное
социальное расслоение людей одного возраста.
5.
• Молодежная субкультура — этоэзотерическая, эскапистская,
урбанистическая культура, созданная
молодыми людьми для себя; это
«элитарная» культура, нацеленная на
включение молодых людей в общество;
это — частичная культурная подсистема
внутри системы «официальной», базовой
культуры общества, определяющая стиль
жизни, ценностную иерархию и
менталитет (то есть мировосприятие,
умонастроение) ее носителей.
6. Классификация по принадлежности С.С. Фролова
• ингруппы, то есть такие, к которым молодойчеловек чувствует свою принадлежность и в
которых он идентифицируется с другими
членами таким образом, что оценивает
членов группы как «мы».
• аутогруппы, то есть такие группы, к которым
молодой человек не принадлежит и для
которых он подбирает символические
значения «не мы», «другие».
7. В основе классификации Э. Богардус лежат взаимоотношения
• первичные, то есть такие в которыхкаждый член группы видит в другом
индивида и личность;
• вторичные, то есть такие, в которых
контакты носят безличный,
односторонний и утилитарный
характер.
8. Классификация по степени общения
• малые группы, то есть такие, в которыхмолодые люди имеют личностные
контакты каждый с каждым;
• большие группы, то есть такие, в
которых нет непосредственного
общения молодых людей со всеми
членами группы.
9. Общая классификация Н. Фрадкина
• просоциальные, асоциальные,антисоциальные;
• группы принадлежности и референтные;
• большие и малые;
• постоянные и случайные;
• с демократическим и авторитарным
подчинением;
• разновозрастные и одновозрастные;
• однополые и разнополые и т. д.
10. Классификация А.В. Толстых по направлениям деятельности групп
• общественно-политические группы ставят своей цельюпропаганду определенных общественно-политических взглядов;
они не агрессивны;
• радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе
радикалов стоят в основном представители старшего
поколения:
• эколого-этические группы (например, «зеленые»);
• группы образа жизни, или собственно неформальномолодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);
• нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты,
буддисты, культовые группы);
• группы по интересам (например, значкисты, филателисты,
спортивные и музыкальные фанаты).
11. Общая типология А.С. Сергеева
• романтико-эскапистские субкультуры (хиппи,индеанисты, толкиенисты, с известными
оговорками байкеры);
• гедонистическо-развлекательные («мажоры»,
рэйверы, рэпперы и т. п.);
• криминальные («гопники», люберы);
• анархо-нигилистические (панки,
экстремистские политизированные
субкультуры «левого» и «правого» толка),
которые можно также назвать радикальнодеструктивными.
12. Классификация не пересекающихся «молодежных миров» А. Тарасова
«золотая молодежь» в столицах;
наркоманская субкультура;
уголовная среда;
«голубая» тусовка;
неофашисты и скинхеды;
«нацболы» (национал-большевики);
футбольные фанаты;
«попсовики»;
«старая контр культура» (субкультура, развивающая традиции
хиппи 60-х годов);
• сатанисты;
• «новая контркультура» (оппозиционная молодежная
субкультура, соединившая традиции старых хиппи, националбольшевизма и левацкого революционаризма).
13. Классификация по степени конформности
• конформный,• условно конформный,
• нонконформный
(протестная группа).
14. Классификация молодежных субкультур России по С.И. Левиковой
• группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов истилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);
• группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый
политический и идеологический оттенок (ностальгисты,
анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
• группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки,
люди «Системы»);
• эстетствующие группы («митьки»);
• группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической
силы («качки»);
• криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам
агрессивности, жесткой организованности и противоправной
деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).
15. Классификация по инвариантному феномену
• «чистые» («регулярные») молодежные субкультуры,которые характеризуются тем, что становятся
самоцелью для молодых людей. Такие субкультуры,
как правило, очень закрыты не только для
представителей других поколений, но и для «чужих»
вообще;
• «смешанные», или «неполные» («нерегулярные»),
молодежные субкультуры, участие в которых — не
самоцель, а дополнение, компенсация
недополученного молодым человеком в формальных
социальных институтах.