Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Д/з: составить таблицу с использованием материала презентации
3.57M
Категория: ЛитератураЛитература

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века

1.

Классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм в литературе
19 века

2. Классицизм

Литературное направление XVII – начала
XIX веков
Термин «классицизм» в переводе с
латинского означает «образцовый» и связан с
принципами подражания образам.

3.

Для этого направления характерны высокая
гражданская тематика, строгое соблюдение
определенных творческих норм и правил.
Классицизму, как определенному
художественному направлению, свойственно
отражать жизнь в образах идеальных,
тяготеющих к определенной «норме»,
образцах.

4.

Автор должен был соблюсти три классических
единства:
• Единство действия — пьеса должна иметь один
главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к
минимуму.
• Единство места — действие не переносится в
пространстве, площадка, ограниченная сценой,
соответствует в пространстве пьесы одному и тому
же месту.
• Единство времени — действие пьесы должно
занимать (в реальности, предполагаемой
произведением) не более 24 часов.

5.

Законы классицизма не допускали
смешения жанров, стилей и языка
повествования. Если это была ода, то она
должна была быть написана книжным языком
по случаю торжественного или
знаменательного события. В комедии
допускалась разговорная и даже
просторечная лексика.

6.

Классицизм подразумевает строгую
иерархию жанров. Все жанры делились на
высшие и низшие.

7.

Высшие жанры:
• эпопея;
• эпическая поэма;
• трагедия;
• ода.
Произведения высших жанров должны были
отражать государственные или исторические
события, главными героями могли быть
монархи, полководцы, аристократы, а также
боги и герои античной эпохи.

8.

Низшие жанры:
• комедия;
• сатира;
• басня.
В этих произведениях показывалась
повседневная жизнь обычных людей.

9.

В России классицизм появился во второй
четверти 18 века. Основным высоким жанром
была ода, в которой поэты прославляли деяния
Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II,
победы русских войск или обращались к
славному будущему России, которое неизменно
связывали с благами царствующих монархов.
Основным низким жанром была басня. В
русских баснях высмеивались пороки общества,
но басни же носили поучительный характер.

10.

Наиболее яркими представителями
классицизма в России были В. К.
Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В.
Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.

11. Сентиментализм

Литературное направление второй половины
XVIII – начала XIX века
Доминантой «человеческой природы»
сентиментализм объявил чувство, а не разум,
что отличало его от классицизма.

12.

Особое внимание – к душевному миру человека.
Главным объявляется чувство, переживание
простого человека, а не великие идеи.
Герой просветительской литературы в
сентиментализме более индивидуализирован, его
внутренний мир обогащается способностью
сопереживать, чутко откликаться на происходящее
вокруг. По происхождению (или по убеждениям)
сентименталистский герой — демократ; богатый
духовный мир простолюдина — одно из основных
открытий и завоеваний сентиментализма.

13.

Основные жанры сентиментализма:
• повесть
• элегия
• роман
• письма
• путешествия
• мемуары

14.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х —
начале 1790-х благодаря переводам романов
среди которых «Вертер» И. В. Гёте.
Эру русского сентиментализма открыл Николай
Михайлович Карамзин «Письмами русского
путешественника»
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр
русской сентиментальной прозы; от гётевского
Вертера он унаследовал общую атмосферу
чувствительности, меланхолии и темы
самоубийства.

15.

• Представители: Джеймс Томсон, Эдуард
Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия),
Жан Жак Руссо (Франция), Николай
Карамзин (Россия).
• Во французской литературе сентиментализм
представлен романами аббата Прево, П. К. де
Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де
Сен-Пьер.
• В немецкой литературе – произведениями Ф.
Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете,
И. Ф. Шиллера, С. Ларош.

16. Романтизм

Литературное направление конца XVIII –
второй половины XIX в.
Противовес господствовавшему ранее
классицизму с его прагматизмом и
следованием установленным законам.

17.

Романтизм, как и сентиментализм, большое
внимание уделял личности человека, его
чувствам и переживаниям. Главный
конфликт романтизма заключался в
противостоянии личности и общества. На
фоне научно-технического прогресса,
усложняющегося социального и
политического устройства шло духовное
опустошение личности. Романтики
стремились привлечь внимание читателей к
этому обстоятельству, вызвать в обществе
протест против бездуховности и эгоизма.

18.

Эстетические и теоретические каноны
романтизма
Идея двоемирия – это борьба между
объективной реальностью и субъективным
мироощущением. В реализме эта концепция
отсутствует. Идея двоемирия имеет две
модификации:
• уход в мир фантазии;
• концепция путешествия, дороги.

19.

Концепция героя:
• романтический герой всегда
исключительная личность;
• герой всегда в конфликте с окружающей
действительностью;
• неудовлетворенность героя, которая
проявляется в лирической тональности;
• эстетическая целеустремленность к
недостижимому идеалу.

20.

Речевой стиль романтического
произведения:
• предельная экспрессия;
• принцип контраста на уровне композиции;
• изобилие символов.

21.

Основные жанры романтизма:
• Элегия
• Идиллия
• Баллада
• Новелла
• Роман
• Фантастическая повесть

22. Реализм

Литературное направление XIX в.
Реализм – литературное направление,
которое объективно отражает окружающую
действительность доступными ему
художественными средствами.

23.

Основы реализма заложил еще Аристотель в
4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он
использовал близкое ему по смыслу понятие
«подражание». Затем реализм возродился в
эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В
40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке
реализм пришел на смену романтизму.

24.

Писатели-реалисты ставят своих героев в
определенные условия и показывают, каким
образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало
несоответствие окружающего мира их
внутреннему мироощущению, то писателяреалиста интересует, как окружающий мир
влияет на личность. Поступки героев
реалистических произведений обусловлены
жизненными обстоятельствами.

25.

В зависимости от содержательных
мотивов, воссозданных в произведении,
различают:
• критический (социальный) реализм;
• реализм характеров;
• психологический реализм;
• гротескный реализм.

26.

• Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в
русской литературе (историческая драма «Борис
Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский»,
«Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)
• М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)
• Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)
• И. А. Гончаров («Обломов»)
• А. И. Герцен («Кто виноват?»)
• Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)
• Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи»,
«Униженные и оскорбленные», «Преступление и
наказание», «Бесы»)
• Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»,
«Воскресение»).

27.

• И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася»,
«Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне»,
«Му-му»)
• А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры»,
«Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)
• В. Г. Короленко («В дурном обществе», «Дети
подземелья», «Парадокс», «Река играет»)
• А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан
Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
• А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)
• В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
• Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)
• М. А. Шолохов («Тихий Дон», «Судьба человека»)
• М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье
сердце")

28. Д/з: составить таблицу с использованием материала презентации

English     Русский Правила