«Проскакал на розовом коне..»
Родился 21 сентября ( по старому стилю) 1895 года, 3 октября (по – новому стилю) Рязанская область, с. Константиново. Умер 28
Афанасьев А.Н. (1825 – 1871)
Двоеверие в творчестве Есенина
Животный мир в поэзии Есенина.
Образ коня в славянской культуре
Кони были воплощением всего динамического, буйного, и вместе с тем мудрого
« Эх, вы, кони…»
Собака. Рисунок С.Г.Колосовой
корова
птицы
Книга Т.Трубниковой «Танец и слово»
Сергей и Изадора
Дункан и Есенин Берлине 1922
Спасибо за внимание.
2.98M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэзия С. Есенина

1. «Проскакал на розовом коне..»

1

2. Родился 21 сентября ( по старому стилю) 1895 года, 3 октября (по – новому стилю) Рязанская область, с. Константиново. Умер 28

декабря 1925 года.
Поэзия Есенина пропитана любовью к людям
и к своей Родине. Сергей Александрович
обладал даром видеть и чувствовать
тончайшие нити, связывающие простые
бытовые явления в целую философию жизни,
умел отразить глубину переживания каждого
человека. Поэт смог через образы дома, избы,
космических явлений, таких как звёзды,
солнце, луна; через описание времён года,
жизни животных, цветения и умирания
растений создать неповторимый мир,
который изменяется с начала его
творчества и до конца жизни.
2

3. Афанасьев А.Н. (1825 – 1871)

Александр Николаевич – крупный
исследователь фольклора,
мифологии и этнографии народа.
Его представления о мире лежат в
основе творчества С.А.Есенина.
С.А. Есенин во время обучения в
университете Шанявского
активно пользовался книгой А.Н.
Афанасьева "Поэтические
воззрения древних славян".
3

4. Двоеверие в творчестве Есенина

На Руси существовало
уникальное явление,
называемое двоеверием.
Особенность двоеверия
состоит в том, что в
одном мировоззрении
сосуществуют древние
языческие представления и
элементы христианской
религии. У С. Есенина есть
строки: "молюсь
дымящейся земле", "я
молюсь на алые зори,
причащаюсь у ручья",
"поклоняюсь придорожью«
ДВОЕВЕРИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ
ЕСЕНИНА
4

5. Животный мир в поэзии Есенина.

В поэзии Сергея Есенина также
присутствует мотив " кровного
родства " с животным миром, он
Животный мир в поэзии
Есенина.
называет их "братьями
меньшими". «Счастлив тем, что
целовал я женщин, // Мял цветы,
валялся на траве
И зверье , как братьев наших
меньших// Никогда не бил по
голове». ( "Мы теперь уходим
понемногу".1924 г. )
Из 339 рассмотренных
стихотворений в 123 упоминаются
звери, птицы, насекомые, рыбы.
5

6. Образ коня в славянской культуре

Священный конь стал достоянием
христьянской иконописи, например,
Георгий Победоносец. В Новгородской
иконе 15 века Лавр изображён на белом
коне и в светло зелёном плаще.
Картина Васнецова «Богатыри на
заставе» передаёт образ сильных
былинных героев и их вещих коней. Такие
кони олицетворяют сильное,
героическое, священное.
6

7. Кони были воплощением всего динамического, буйного, и вместе с тем мудрого

Кони сравнивались с
быстрокрылыми птицами.
Быстрокрылым конём был
Пегас. Мифы рассматривают
крылатое существо как водяную
лошадь или как небесную
лошадь-молнию. Пегас
объединяет жизненную силу и
мощь скакуна с освобождением,
подобно птице, от земной
тяжести, поэтому эта идея
близка нескованному духу поэта,
преодолевающему земные
препятствия. Имажинисты
взяли образ крылатого коня для
названия поэтического кафе
«Стойло Пегаса».
Кони были воплощением всего
динамического, буйного, и вместе с
тем мудрого
7

8. « Эх, вы, кони…»

В картине Петрова – Водкина «Купание красного
коня» 1912 года прослеживается образы Ивана –
Царевича и сказочного коня, олицетворяющего
порывы ветра, бури с ясным солнцем.
« Тучи с ожереба
Ржут, как сто кобыл.
Плещет надо мною
Пламя красных крыл…»
Розовый конь. Благодаря дополнительной
символике цвета предстает как "розовый
конь" – символ восхода, весны, радости жизни.
Но и реальный крестьянский конь на заре
становится розовым в лучах восходящего
солнца. Суть этого стихотворения –
благодарственная песня , благословения всего
живого.
8

9. Собака. Рисунок С.Г.Колосовой

СОБАКА ОДНОЙ ПОРОДЫ С ВОЛКОМ,
НО С ДАВНИХ ВРЕМЕН СТАЛА ЕГО
ЛЮТЫМ ВРАГОМ, ЗАЩИЩАЯ-
СОБАКА.
РИСУНОК
С.Г.КОЛОСОВОЙ
ОБЕРЕГАЯ ХОЗЯЙСКОЕ ДОБРО.
НЕДАРОМ СЛОЖИЛАСЬ НЕИЗМЕННО
ОПРАВДЫВАЮЩАЯСЯ В ЖИЗНИ
ПОГОВОРКА:
"СОБАКА - ЧЕЛОВЕКУ
ВЕРНЫЙ ДРУГ!"
В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА СОБАКА, КАК И
НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ, ДРУГ
«СУКИН СЫН», «ДАЙ, ДЖИМ НА
СЧАСТЬЕ РУКУ МНЕ»,
ОЛИЦИТВОРЕНИЕ МАТЕРИ «ПЕСНЬ О
СОБАКЕ».
9

10. корова

СТАДО ТУЧНЫХ КОРОВ, СРАВНИВАЕМОЕ С
ПЛОТНЫМИ БЕЛЫМИ ОБЛАКАМИ НА
НЕБОСКЛОНЕ, СЧИТАЛОСЬ ПЕРВЫМ
корова
БОГАТСТВОМ СКОТОВОДА.
КОРОВА – ПИТАЮЩАЯ СТИХИЯ, МАТЬ И
КОРМИЛИЦА, ВЕСЕННЯЯ ДОЖДЕВАЯ ТУЧА,
СОЧАЩАЯСЯ ЖИВИТЕЛЬНОЙ ВЛАГОЙ,
РЕВУЩАЯ УРАГАННЫМИ ВЕТРАМИ.
ДОЖДЬ И РОСА – МОЛОКО НЕБЕСНОЙ
КОРОВЫ, ИМ ПРИПИСЫВАЛИСЬ
ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА, КАК И
ОБЫЧНОМУ МОЛОКУ.
ТАК, В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ ПОЭТ
ГОВОРИЛ: «МАЛЬЧИШКОЙ, ЦЕЛУЯ КОРОВ
В МОРДУ, Я ПРОСТО ДРОЖАЛ ОТ
НЕЖНОСТИ… И СЕЙЧАС, КОГДА
ЖЕНЩИНА МНЕ НРАВИТСЯ, МНЕ
КАЖЕТСЯ, ЧТО У НЕЕ КОРОВЬИ ГЛАЗА».
10

11. птицы

Важным элементом славянской мифологии
являются птицы. В своей поэзии С.А. Есенин
неоднократно обращается к образу птиц.
Всего птицы в произведениях С.А. Есенина
упоминаются 427 раз, в том числе в
стихотворениях и поэмах - 314 раз.
Поэт хорошо знаком с восточнославянской
мифологией. Только четыре птицы оттуда жаворонок, клест, павлин и удод - ни разу не
упомянуты С. Есениным. Ему с детских лет
известны повадки птиц и голосовые звуки,
которые они издают. В произведениях поэта
отражена информация о голосовых звуках 35
птиц.
Поэт четко выражает свое отношение к 12
птицам. Это любимые птицы (журавль,
лебедь, курица), нелюбимые птицы (канарейка,
попугай), зловещая птица (ворон), загадочная
птица (сова), Божьи птицы (голубь, соловей,
ласточка, аист).
ПТИЦЫ
11

12.

Соловей. С соловьями сравнивали души
праведников с их стремлением к небу, с
«божьим», «святым», чистым птицам.
Соловей, переставший петь, изображает
молодца, утратившего свою долю и радость
за горестями и бедами.
Соловей — вестник майских дней, певец
обновления, утра, певец садов. Символ
свободы, «вольная пташка» веселья,
удовольствия. Он согласен пить воду из реки,
лишь бы оставаться на воле.
Журавль.
Неповторимое курлыканье журавлиного
клина, разрезающего небесную синь, всегда
приковывает к себе внимание людей.
Необъяснимым образом журавли
пробуждают в душах чуткость и
искренность, вынуждая поднять взор к
небесам и задуматься о чем-то важном,
неуловимом, вечном…
12

13.

Кукушка - персонаж целого ряда примет, поверий,
обрядовых действий. Олицетворяет женское
начало. Кукушкой становится девушка, жена,
вдова в результате нарушения или утраты
семейно — родственных или брачных связей и
отношений.
Ворон является символом ветра, по словам
старинных сказаний, не только приносит
бурю на своих черных крылах, но и воду
живую и мертвую. Ворон — вещая птица —
живет, по преданию, до трехсот лет, а все
оттого, что питается одной только
мертвечиной. Есть у этих птиц свой царьворон, сидит он, гласят сказки, в гнезде,
свитом на семи дубах. Ворон приносит
несчастье своим прилетом к жилью.
13

14. Книга Т.Трубниковой «Танец и слово»

Роман - переплетение двух судеб, двух
Книга Т.Трубниковой «Танец
и слово»
гениев: Сергея Есенина и танцовщицы
Изадоры Дункан. История их любви
необычна. Она подобна двум
скручивающимся спиралям, крепко-накрепко
спаянным роком. Что сгубило поэта: рукилебеди, огромная, полная боли любовь к
родной Руси или «ржавая мреть» в «Стране
негодяев»? И все же главная сердцевина
моего исследования – тайна русского Слова.
Она до сих пор хранится в стенах древних
монастырей, где-то в глубине России.
14

15. Сергей и Изадора

15

16. Дункан и Есенин Берлине 1922

16

17. Спасибо за внимание.

17
English     Русский Правила