Технология подготовки к экзаменационному сочинению по литературе
Требования к экзаменационному сочинению по литературе.
Требования к экзаменационному сочинению по литературе.
Этапы работы над сочинением.
Этапы работы над сочинением.
Этапы работы над сочинением.
Этапы работы над сочинением.
Типы вступлений
Типы вступлений
Типы вступлений
Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов
Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов
Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов
Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов
82.26K
Категория: ЛитератураЛитература

Подготовка к экзаменационному сочинению

1. Технология подготовки к экзаменационному сочинению по литературе

2.

…сочинение – экзамен особый, уникальный.
Оно…даёт возможность оценить личность
абитуриента буквально со всех сторон. Память
механическая и ассоциативная, владение логикой,
абстрактным и конкретным мышлением,
стабильность нервной системы и чисто
физическая выносливость, волевые качества – все
эти и многие иные свойства, совершенно
необходимые специалисту любого профиля,
экзаменационное сочинение позволяет выявить в
комплексе. Пока ещё не придумано другое
испытание, такая система тестов, которые смогли
бы адекватно заменить в этом смысле сочинение.
А. С. Воронкевич, кандидат филологических наук.

3. Требования к экзаменационному сочинению по литературе.

• Хорошее знание
необходимых по программе
художественных и
литературно - критических
произведений, а также
особенностей литературного
процесса – биографий
писателей, специфики
художественных
направлений, методов и
стилей, некоторых особо
примечательных событий
литературной жизни.
• Понимание эстетической
сущности художественного
произведения, умение
анализировать его в
неразрывном единстве
формы и содержания и
пользоваться для анализа
необходимым минимумом
сведений из теории
литературы.

4. Требования к экзаменационному сочинению по литературе.

• Умение логично и
доказательно
мыслить и излагать
результаты своих
рассуждений
хорошим
литературным
языком в
надлежащем
стилевом
оформлении.
• Аргументированное
высказывание своего
собственного
отношения к
предмету.
• Проявление
эстетического
вкуса, общей и
филологическо
й культуры.

5. Этапы работы над сочинением.

• Выбрать тему сочинения и определить объект
исследования, т. е. понять, какое явление,
предмет или событие необходимо исследовать в
сочинении.
• Если тема представляет собой утвердительное
предложение или цитату, необходимо чётко,
логически грамотно сформулировать главный
вопрос, поставить проблему. Каждый предмет,
явление можно изучать тремя основными
способами.

6. Этапы работы над сочинением.

• Во-первых, можно исследовать происхождение предмета
или явления. Вопрос будет звучать так: «Зачем, с какой
целью автор сопоставил те или иные события, тех или
иных героев?»
• Во-вторых, можно попытаться разобраться, каким
образом данный предмет или явление взаимодействует с
окружающим миром. Литературная форма вопроса: «С
помощью каких художественных средств автор
изображает события, героев и т. д.?»
В-третьих, имеет смысл выяснить, что нового дало это
явление миру. Форма вопроса: «Какую роль играют
данные события или герои в контексте произведения или
– более широко – в контексте исторической
действительности?»

7. Этапы работы над сочинением.

• Вопрос задан, на него надо
отвечать. Если вы можете
чётко и достаточно кратко,
одним законченным
предложением ответить на
свой собственный вопрос к
теме, значит, вы знаете, что
именно собираетесь
доказывать в своей работе.
• Ответ на заданный вопрос –
тезис сочинения, главное
предложение главной части
вашей работы, то, к чему вы
должны привести все ваши
доказательств а. Его надо
записать на черновике и
иметь перед собой как цель,
им следует выверять всё, что
вы напишите в сочинении.
Как правило, тезис
сочинения становится одной
из последних фраз главной
части, после которой можно
переходить к заключению.

8. Этапы работы над сочинением.

• Следующий этап – выбор
произведения или его
эпизодов. Назовём это
определением объёма темы.
Нужно выбрать наиболее
важные, яркие эпизоды или
ситуации, в которых суть
анализируемых явлений
показана наиболее ярко.
Опираясь на них, начните
формировать абзацы
(микротемы).
• Вступление, или введение,
обдумывается только после
того, как станут ясны все
позиции главной части,
потому что только после
планирования главной части
становится понятно, чего в
ней недостаёт, что требует
предварительных
объяснений и т. д.

9. Типы вступлений

• Историческое введение.
Это характеристика соответствующей эпохи, анализ
её социально-экономических, нравственных,
политических, культурных аспектов.
• Аналитическое введение.
Это введение, суть которого сводится к анализу
центрального понятия темы сочинения.
• Биографическое введение.
Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают
сведения из биографии писателя: факты его жизни,
характеристика его окружения, история создания
того или иного произведения, эволюция взглядов
художника.

10. Типы вступлений

• Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы входите в
соответствующий литературный контекст, вспоминаете
предшествующие анализирующему вами произведению
литературные традиции, размышляете, как вписывается в
них предмет вашего рассмотрения.
• Введение – характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или
нескольких образов, созданных писателем (например,
«Образы Чацкого и Молчалина в комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума»»), то начать логичнее с
характеристики произведения в целом, его места в русской
литературе, его новизны и значимости. В данном случае
целесообразно сказать несколько слов о традиционной
социальной заостренности русского театра, об идейном
замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.

11. Типы вступлений

• «Лирическое» введение.
Бывает, что ни одно из перечисленных выше
введений вас не устраивает или просто не
удается. Универсальным выходом остается
введение, увязывающее тему сочинения с
вашим личным жизненным опытом. Можно
сказать о том, какое влияние оказал на вас
автор произведения, его личность и
творчество или что заставило вас полюбить
его.

12. Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов

• Выбрать тему («Взаимосвязь человека и природы»)
• Сформулировать вопрос («Может ли прожить
человек без природы, а природа без человека?»)
• Ответить на поставленный вопрос (т. е.
сформулировать тезис – основную мысль
сочинения), используя аргументы из произведений,
помогающие раскрыть суть вопроса. (Издревле люди
стремились жить в гармонии с окружающим миром,
не нарушая его структуры и естественных процессов,
были неразрывно связаны с землёй, которая одевала
и кормила их. (Тезис)

13. Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов

• Ярким примером человека, жившего в гармонии с
природой, является главный герой произведения Б.
Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор
Полушкин, сохранивший яркое мировосприятие и
трепетно относившийся к природе. Он говорил, что
человек не царь природы, а старший её сыночек.
Полушкин даже обошёл муравейник, встретившийся
на пути, когда ему дали задание выкопать траншею.
Егор – живой пример, показывающий нам, как жить
в гармонии с окружающим миром. Люди должны
понимать, что, разрушая природу, они убивают себя,
так как зависимы от неё, и на самом деле, не смогут
протянуть без неё и дня.

14. Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов

• Помимо того, что природа даёт нам всё
необходимое для жизни: продукты, одежду,
различные виды сырья, она является ещё и
духовной поддержкой. Например, для тех, кто в
годы репрессий был сослан в концлагеря.
Вспомним сборник В. Шаламова «Колымские
рассказы», повествующий о жизни
репрессированных. Рассказ «Одиночный замер»,
в конце которого бригадир обращает внимание
на далёкую сияющую звезду, дающую ему
надежду на то, что, может, завтрашний день
будет легче и лучше.

15. Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов

• Мы можем заметить, что в своём сборнике В.
Шаламов посвящает много миниатюр одному
дереву – стланику. Среди скудной северной
природы это растение было единственным
символом надежды для заключённых. Когда
рядом с ним разжигали костёр, оно начинало
подниматься с земли, раскидывая свои ветви,
«реагируя» на тепло. Это и давало силы людям,
которые не теряли надежды и думали, что, когда
всё закончится, они так же смогут подняться для
новой, совсем другой, послелагерной жизни».
English     Русский Правила