Драматургия и режиссура технологического процесса
Что же такое драматургия?
А драматургия культурно-досуговых программ?
Ее значение можно рассматривать двояко:
В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?
В учреждении культуры
В учреждении культуры
В учреждении культуры
Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?
Что такое сценарий?
Какие этапы можно выделить в работе над сценарием?
Какие общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио и телевидения можно выделить?
общие черты
Какие специфические черты можно выделить?
специфические черты
С чего все начинается?
Творческий замысел
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы
Какие уровни сценарной записи вы знаете?
Какова структура композиционного построения сценария программы?
В состав режиссерского замысла входят:
Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:
206.05K
Категория: ИскусствоИскусство

Драматургия и режиссура технологического процесса

1. Драматургия и режиссура технологического процесса

ДРАМАТУРГИЯ И РЕЖИССУРА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Драматург вовсе не обязательно должен знать людей;
он должен их чувствовать

2. Что же такое драматургия?

3. А драматургия культурно-досуговых программ?

4. Ее значение можно рассматривать двояко:

драматургия — это сюжетно-образная концепция
программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма,
эстрадного номера, обряда и др.
драматургия — это сюжетно-образная концепция массового
действа, где само драматургическое действо создается через
выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения
программы.

5.

С точки зрения драматургии, культурнодосуговая программа — это результат
традиционной,
своеобразной
продукции,
созданной на основе сценарно-режиссерского
замысла,
обогатившегося
социальнокультурным творчеством самих участников
программы и зрителей.

6. В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?

7. В учреждении культуры

творчество бесплатное и оплачиваемое
творчество основано на
добровольности и самодеятельности
участников
драматургическое творчество
осуществляется коллективно
(«коллективная самодеятельность»)
драматургия программ оперативна, ее
формы подвижны
степень оперативности решаемых
учреждением культуры задач создает
необходимость использования в
драматургии литературнохудожественных произведений или их
фрагментов
В театре
творчество оплачиваемое
творчество драматурга является
профессиональной деятельностью
творчество драматурга
индивидуально
создание пьесы требует длительного
времени
творчество драматурга оригинальное творчество

8. В учреждении культуры

драматургия культурно-досуговых
программ документальна
построение драматургии
осуществляется по эпизодам
задача драматурга - создать
наиболее эффективное
интеллектуальное и
эмоциональное воздействие
в драматургии используется все
многообразие выразительных
средств
(драматургия - синтез искусств)
В театре
использование документального
материала - возможный для драматурга
путь, но не обязательный. В основном
творчество драматурга представляет
художественный вымысел
построение драматургии по актам
задача художника - создать пьесу,
спектакль, имеющий художественную
ценность (произведение искусства)
театральная драматургия синтетична

9. В учреждении культуры

использование документального и
художественного материала вызывает
необходимость применения метода
монтажа (экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация,
развязка)
В театре
оригинальное творчество
обязывает драматурга
следовать основным законам
аристотелевской драмы
в драматургии герой - конкретный,
реальный человек или
художественный образ
задача драматурга - выявить
социальные черты конкретного
человека
герои - художественный
обобщенный образ
наделить конкретного героя
социальными чертами, создать
типический образ

10. Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?

11.

Процесс создания сценария — основной этап
на
пути
создания
культурно-досуговой
программы.

12. Что такое сценарий?

13.

Сценарий — это подробная литературная
разработка
содержания,
где
конкретно
указывается,
что
говорят
и
делают
действующие лица, какие художественные
произведения исполняются, в какой обстановке
происходит действие и т.д.

14.

Представляет
собой
подробное
литературное
описание
действа,
предназначенного
для
постановки
на
сценической площадке, на основе которого
создаются театрализованное представление,
праздник, массовое зрелище, игровая или какаялибо иная программа.

15. Какие этапы можно выделить в работе над сценарием?

16.

1. Определение темы и идеи
2. Выбор сюжета
3. Продумывание композиции сценария

17.

Сценаристу важно найти способ пробудить у
зрителя активное восприятие действия.
К элементам активизаций относятся:
прямое обращение к аудитории;
коллективное исполнение песен;
осуществление
различных
гражданских
ритуалов;
вопросы из аудитории и др.

18.

Драматургия культурно-досуговой программы
включает в себя следующие обязательные
элементы:
цель как ожидаемый эффект от организуемого
общения участников
характеристику соответствующего
методического принципа (или принципов)
логику использования форм, средств и способов
организации деятельности участников
набор условий ее эффективной реализации

19.

Обязательными компонентами драматургии являются
количественные и качественные показатели, которые
обладают следующими характеристиками:
актуальность культурно-досуговых программ с позиций
текущих
общественно-политических,
социальноэкономических и культурных задач, стоящих перед
обществом
преемственность и последовательность в их подготовке
и проведении, выражающиеся в органической связи
предыдущих и последующих программ как в организационном,
так в педагогическом и художественном аспектах
жанровое
разнообразие
программ,
возможность
модификации одной и той же программы

20. Какие общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио и телевидения можно выделить?

21. общие черты

действие
цепь событий, связанных сюжетом
наличие действующих лиц и конфликта как
борьбы между действующими лицами или
осмысление какой-либо конфликтной ситуации
наличие
композиции,
соединяющей
в
определенной последовательности составные
части (эпизоды, блоки) в единое целое

22. Какие специфические черты можно выделить?

23. специфические черты

каждая культурно-досуговая программа становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества
действующими
лицами
в
сценарии
культурно-досуговой
программы наравне с реальными героями могут быть литературные
и художественные образы
содержательный
материал сценария культурно-досуговой
программы имеет и документальную, и художественную основу
драматургия
культурно-досуговой программы предполагает
дифференцированный подход к аудитории
в структуре сценария предусматривается организация общения,
приемы активизации участников программы
педагогическая
направленность сценария культурно-досуговой
программы

24. С чего все начинается?

25. Творческий замысел

определяется отбор фактов, событий, выразительных
средств, логика сценария
каркас сценария (тема, идея, содержание, форма) и его
отдельные структурные элементы (действующие лица,
события, конфликт, строгая логичность композиционного построения)
выбранная форма, ее жанровая окраска, в свою очередь,
диктуют автору сценария более жесткие требования отбора
содержания
поиск художественного зримого образа будущей программы

26. В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы

1.
Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
2.
Создание плана творческой деятельности; определение тематики
будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории; постановка
педагогических задач.
3.
Уточнение плана и добавление содержательного материала;
поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, документов,
поиск реальных героев и работа с ними.
4.
Творческие импровизации и вариации при отборе художественного
материала.
5.
Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или
сюжетного хода, образной выразительности.
6.
Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации
зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
7.
Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи.
Утверждение отобранных выразительных и изобразительных средств
воплощения замысла.

27.

автор выступает одновременно в роли сценариста и
режиссера-постановщика предстоящей программы

28. Какие уровни сценарной записи вы знаете?

29.

сценарный план — набросок композиционного построения
сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами,
характеристикой аудитории;
либретто — более развернутое, чем сценарный план, краткое
содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
литературный сценарий — подробная литературная разработка
идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием
действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием
технических служб;
режиссерский сценарий — развернутый план литературного
сценария
с
точным
указанием
сценической
площадки,
конкретным использованием технических служб, расписанной
светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

30.

Композиция имеет свои законы — законы
целостности и взаимосвязи, соподчиненность
частей целому, контрастности, подчиненности
всех средств художественного произведения
сценарному замыслу, единства содержания и
формы, соразмерности, типизации, обобщения и
др., отражающие те многосторонние связи,
которые необходимо соединить в процессе
творческой работы над драматургией культурнодосуговой программы.

31. Какова структура композиционного построения сценария программы?

32.

Экспозиция
Завязка
Основное развитие действа
Кульминация
Развязка
Финал

33.

Замысел является основанием, на котором
строится вся культурно-досуговая программа,
но он в ходе реализации трансформируется
в режиссерский.

34. В состав режиссерского замысла входят:

идейное истолкование или творческая интерпретация
драматургического произведения (сценария, инсценировки);
характеристика отдельных персонажей;
определение стилистических и жанровых особенностей
актерского исполнения в данной программе;
решение постановки во времени (в ритмах и темпах);
решение постановки в пространстве, характере мизансцен
и планировок, определение характера и принципов сценографии
и музыкально-шумового оформления.

35.

Режиссура, постановка программы – это
всякий раз сотворение нового мира, в котором
исполнители роли тоже всякий раз входят в
новый мир, отличный от повседневного.
Первоначальная композиция спектакля в период
репетиционной
работы
уточняется
и
проверяется в живом творческом общении с
актерами.

36.

После
утверждения
сценария
культурнодосуговой
программы,
режиссером
разрабатывается режиссерская документация,
которая включает в себя:
режиссерский план постановки;
режиссерский монтажный план;
музыкальную партитуру;
световую партитуру;
план использования киноматериала;
рабочую схему;
репетиционный план.

37.

Когда имеются сценарий и режиссерская разработка,
планируется работа всего творческого коллектива и
каждого в отдельности. Она начинается с организации
штаба, где четко распределяются все обязанности.
Штаб на основе сценария и режиссерского плана
разрабатывает подробный план постановочной
работы. На основе плана даются четкие задания всем
ответственным лицам и участникам (рекламноинформационная работа, творческим работникам,
сценаристу-режиссеру,
главному
художнику,
административно-техническому работнику и т.д.)

38. Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:

все
репетиции
с
исполнителями,
коллективами
художественной
самодеятельности,
активистами,
массовиками проводятся отдельно. Режиссер разъясняет
задачи, выверяет текст, делает пробы.
репетиции
«на местах», где основные исполнители
вводятся в действие, устанавливаются мизансцены, идет
поиск выразительных средств, театрализации.
монтировочные
репетиции
с
ответственными
и
техническими работниками без исполнителей и коллективов.
прогонные репетиции, на которых делаются последние
уточнения действий исполнителей, проверяется состояние
костюмов.

39.

Итак,
драматургия
культурно-досуговых
программ, во-первых, документальна, драматургия
факта; во-вторых, она подчиняется основным
законам классической драматургии, т.е. имеет
целостный сюжет, развитие действия от
экспозиции через кульминацию до финала, ряд
приемов и способов классической драматургии; втретьих, предполагает активное вовлечение
участников в коллективное действие.
English     Русский Правила