Урок №8 «Реформация в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.»
Проверка знаний.
План урока:
1. Причины религиозной революции.
2. «Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием».
3. Мартин Лютер.
4. Борьба за Реформацию началась.
5. «На этом я стою. И не могу иначе».
6. «Спасение верой» .
7. «Чья страна, того и вера...» .
7. «Чья страна, того и вера...» .
8. Жан Кальвин о предопределении человека.
9. Кальвинистская церковь.
10. «Рим кальвинизма».
11. Католическая церковь борется с ересью.
12. Орден иезуитов.
13. Попытки реформ и Тридентский собор.
13. Попытки реформ и Тридентский собор.
Закрепление знаний.
Задание на дом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
5.33M
Категория: ИсторияИстория

Реформация в Европе. Борьба католической церкви против Реформации

1. Урок №8 «Реформация в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.»

10.10.2017
УРОК №8 «РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ.
БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
ПРОТИВ РЕФОРМАЦИИ.»

2. Проверка знаний.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Письменная тестовая работа: «Рождение новой
европейской науки» Тест 11;
Выполнение в рабочей тетради тестовые
задания к § 7 – 9;
Ответьте на вопросы 1 – 6 с.91;
Работа с контрольным модулем: «Рождение
новой европейской науки».
2

3. План урока:

ПЛАН УРОКА:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Причины религиозной революции.
«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием,
хитростью и лицемерием».
Мартин Лютер.
Борьба за Реформацию началась.
«На этом я стою. И не могу иначе».
«Спасение верой» .
«Чья страна, того и вера...» .
Жан Кальвин о предопределении человека.
Кальвинистская церковь.
«Рим кальвинизма».
Католическая церковь борется с ересью.
Орден иезуитов.
Попытки реформ и Тридентский собор.

4. 1. Причины религиозной революции.

1. ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Папа Римский и
богословы.
Реформацию часто называют
религиозной революцией. Реформация
стала революцией в сфере сознания.
Рассмотрим ее причины. В XVI в.
католическая церковь переживала
кризис. Человек стал думать не только о
божественном, не только о загробном
мире — его мысли обратились и к
земной, мирской жизни.
Публичные молитвы, посты, культы
святых и мощей, строгое соблюдение
обрядов вместо истинной веры толкало
к поиску другой церкви, более простой и
искренней.
Князья жаловались на вмешательство
духовных лиц в их дела (они были не
прочь присвоить себе часть церковных
земель), города — на поборы
монастырей, крестьяне — на
увеличение церковных владений и
огромные поборы.
Разочарование в церкви усиливалось
невежеством и безнравственностью
части священнослужителей,
разочаровывал и сам папа римский.

5. 2. «Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием».

2. «ТРЕМЯ ВЕЩАМИ ПОДЧИНЯЕТ СЕБЕ РИМ:
НАСИЛИЕМ, ХИТРОСТЬЮ И ЛИЦЕМЕРИЕМ».
Продажа индульгенций.
Увидеть папу римского, получить его
благословение — не было большего желания
у верующего человека. Но зачастую это
путешествие верующих разочаровывало.
Останавливаясь на ночлег в крестьянских
домах, паломники с огорчением и
возмущением рассказывали о той роскоши, в
которой живут папа и кардиналы, об их
жадности.
Дух наживы и предпринимательства
коснулся и католической церкви. Все
католики, должны были платить десятину.
Большие суммы денег приносили папской
казне назначения на высшие духовные
должности.
Вы помните об индульгенциях? За деньги
церковь давала отпущение не только уже
совершенных грехов, но и будущих.
В результате в обществе стали
распространяться различные религиозные
течения, где основной акцент делался не на
внешнее обрядовое выражение
религиозности, а на внутреннее
индивидуальное устремление человека к
Богу.
Родиной Реформации стала Германия.

6. 3. Мартин Лютер.

3. МАРТИН ЛЮТЕР.
Мартин Лютер.
На развитие Реформации в Европе
повлияло учение
Мартина Лютера (1483—1546).
Предки Лютера были крестьяне, от
них он унаследовал умение
выстоять в самых трудных
ситуациях. Отец Мартина сначала
был простым рудокопом, но затем
разбогател и стал владельцем
шести литейных мастерских.
Воспитание дома было строгое,
побои служили главным
«педагогическим средством».
Образование Мартин получил в
религиозных школах, но и
школьные учителя в качестве
основного воспитательного
средства предпочитали розги. В 18
лет юноша поступил учиться в
Эрфуртский университет, а
закончив его, постригся в монахи.
Затем он продолжает изучать
теологию в Виттенбергском
университете, становится его
профессором, доктором богословия.

7. 4. Борьба за Реформацию началась.

4. БОРЬБА ЗА РЕФОРМАЦИЮ НАЧАЛАСЬ.
М.Лютер прикрепляет
свои
95 тезисов к порталу
Виттенбургского собора.
Как же произошел разрыв между
Лютером и Римом?
В 1517 г. монах Иоганн Тецель
разъезжал по Германии с ворохом
индульгенций, предлагая свой
товар в городах и деревнях. Его
бесстыдство поражало. «Гоните
монету, — кричал Тецель, —
спасайте ваших близких! Как
только монета окажется в моей
кружке, душа грешника попадет в
рай!»
31 октября 1517 г. Мартин Лютер
прикрепил к дверям церкви
несколько листков бумаги. Это
были знаменитые 95 тезисов
против индульгенций. Они
всколыхнули всю Германию.
Еще через три года, в 1520 г.,
Лютер в присутствии своих
студентов сжег папское послание
об отлучении его от церкви. А еще
через год, в 1521 г., его вызвали на
императорский суд в Вормс.

8. 5. «На этом я стою. И не могу иначе».

5. «НА ЭТОМ Я СТОЮ. И НЕ МОГУ ИНАЧЕ».
Фридрих Саксонский.
Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь,
предлагали ему не ехать в Вормс. «Ожидайте
от меня всего, но только не побега и не
отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего
учения, которое буду признавать до
последнего дня» — так ответил своим
сторонникам этот мужественный человек.
Звездным часом для него стал суд в Вормсе.
Люди запрудили улицы и площади
средневекового города. Император Священной
Римской империи германской нации Карл V
потребовал, чтобы Лютер отрекся от своего
учения, Лютер произнес свои знаменитые
слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог
поможет мне. Аминь».
Во время его речи из зала доносились
возгласы одобрения. Многие думали, что
после суда Лютера ждет судьба Яна Гуса,
однако саксонский князь Фридрих помог ему
бежать.
А в это время в немецких землях началось
ниспровержение католицизма. По дорогам
Германии передвигались бродячие
проповедники, призывая народ сбросить
власть не только папы римского, но и светских
князей. Лютер резко выступил против своих
вчерашних сторонников и призвал князей
установить над церковью свою власть.

9. 6. «Спасение верой» .

6. «СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ» .
Войско анабаптистов.
«Спасение верой» — это название учения
Лютера. Он предложил верующим ответ на
главный волнующий их вопрос: как достичь
спасения души? Лютер не только осуждал
отпущение грехов за плату, считая это
злоупотреблением со стороны церкви и
папства, но отвергал учение церкви о
возможности спасения души лишь при
посредстве священнослужителей.
Учение Лютера можно свести к трем
главным положениям: человек спасается
только верой; вера обретается только через
милость Бога и не зависит ни от каких
заслуг человека; только Священное
Писание, слово Божье, является
авторитетом в делах веры.
Основанная на учении Лютера церковь
стала называться лютеранской.
Города и деревни заволновались.
Население изгоняло католических
священников и закрывало церкви. В 1524—
1525 гг. в центральных и южных районах
Германии вспыхнула Крестьянская война.
Их борьба закончилась поражением.
Лютер выступление народных масс не
поддержал и заклеймил их, назвав
«разбойничьими шайками».

10. 7. «Чья страна, того и вера...» .

7. «ЧЬЯ СТРАНА, ТОГО И ВЕРА...» .
Император Карл V.
После разгрома Крестьянской
войны началась княжеская, или
умеренная, Реформация. Вся
Германия оказалась ввергнутой в
вооруженное противостояние,
князья и дворяне раскололись на
два лагеря.
В 1529 г. император Карл V
подтвердил решение Вормского
сейма о запрете лютеранства и
запретил присвоение князьями
монастырского и церковного
имущества. Тогда сторонники
Лютера заявили ему протест. Так
родилось слово протестант.
Карл V пытался защитить
католическую церковь, и не только
потому, что сам был ревностным
католиком, а потому, что боялся: не
станут платить десятину папе —
перестанут платить налоги
князьям и императору.

11. 7. «Чья страна, того и вера...» .

7. «ЧЬЯ СТРАНА, ТОГО И ВЕРА...» .
Аугсбургский
религиозный мир.
Боязнь потерять власть
всполошила всех германских
князей — и протестантов, и
католиков. Некоторые князьякатолики присоединились к
князьям-протестантам и разбили
армию Карла V. Император сам
чуть было не попал в плен.
Уставший от войн и
преследовавших его неудач, Карл
V в 1555 г. заключил с князьями в
Аугсбурге религиозный мир, по
которому устанавливалось
равноправие католиков и
протестантов, князья получили
право определять религию своих
подданных. Подданный был
обязан исповедовать ту религию,
которой придерживался его князь.
Это положение было выражено
словами: «Чья страна, того и
вера...»

12. 8. Жан Кальвин о предопределении человека.

8. ЖАН КАЛЬВИН О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
ЧЕЛОВЕКА.
Жан Кальвин (1509—1564), будущий
Жан Кальвин.
виднейший деятель Реформации, родился
во Франции. Он получил прекрасное
образование, в совершенстве овладел
латынью, древнееврейским и
древнегреческим языками, что дало ему
возможность читать Библию в оригинале.
Познакомившись с учением Лютера, он в
1533 г. объявляет себя протестантом. За
участие в распространении протестантских
воззваний Кальвин подвергается
преследованиям и бежит в Швейцарию,
где пишет книгу, в которой излагает
основные положения своего учения. Так
оформляется еще одно протестантское
вероучение — кальвинизм.
По учению Кальвина выходило, что одной
только искренней веры в Бога для
спасения недостаточно: каждый человек,
какое бы место в обществе он ни занимал,
должен терпеливо и безропотно работать
всю свою земную жизнь для получения
подтверждения, что он избран Богом.
Кальвинизм провозглашал новые
моральные ценности, новые нормы
отношения к труду — бережливость,
расчет, скупость, накопление в сочетании с
неустанным трудом, умеренность в быту.

13. 9. Кальвинистская церковь.

9. КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Проповедь Ж. Кальвина.
Кальвинистская церковь признавала
только два обряда — крещение и
причастие, а по своему устройству
отличалась и от католической, и от
лютеранской. Церковная община не
подчинялась городским светским
властям и пользовалась правом
самоуправления. Она избирала и
контролировала своих руководителей
— проповедников и старшин,
пресвитеров (от греч. — старейшина).
Поэтому кальвинистскую церковь
иногда называют пресвитерианской. В
этой церкви не существовало
возведенных в сан священников.
Вместо них имелись проповедники —
пасторы, которых избирали из числа
наиболее грамотных прихожан,
знающих Священное Писание.
Пасторы вмешивались в частную
жизнь своих прихожан, следили за их
поведением, по сути дела, лишали их
духовной свободы. За отступление от
кальвинистского учения верующих
жестоко наказывали.

14. 10. «Рим кальвинизма».

10. «РИМ КАЛЬВИНИЗМА».
Жан Кальвин в Женеве.
Женева превратилась в «Рим
кальвинизма». Городом управлял
избираемый общиной верующих
церковный совет, но фактически
все вопросы решал Кальвин,
установивший в Женеве свою
диктатуру, хотя официально он
никаких постов не занимал.
Кальвинизм пользовался
поддержкой дворянства и молодой
нарождавшейся буржуазии
Швейцарии, Англии, Франции и
Голландии. А разве могло быть
иначе? Ведь увеличение рабочих
дней и накопительство,
способствовавшие обогащению,
больше не считались грехом.
Кальвинизм как протестантское
учение распространялся по всей
Европе.

15. 11. Католическая церковь борется с ересью.

11. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОРЕТСЯ С
Католицизм не хотел и не мог
ЕРЕСЬЮ.
смириться с возникшим против него
Борьба католической
церкви со сторонниками
реформации.
религиозным протестом,
выразившимся в Реформации. Кроме
того, Рим не желал терять источник
своих богатств — десятину. Всех
протестантов папа римский объявил
еретиками, а для борьбы с ними
использовал любые возможные
средства. Католическая церковь
поощряла доносы на протестантов —
доносчик в качестве вознаграждения
получал часть имущества
осужденного. Охота на
инакомыслящих велась и в
университетах. В целях борьбы с
вредными идеями католическая
церковь ввела цензуру печати. В Риме
был опубликован особый список —
«Индекс запрещенных книг». Эти
книги сжигали, а тем, кто пользовался
такой литературой, грозила смерть.
Церковная политика, направленная
на то, чтобы остановить
распространение протестантизма,
получила название Контрреформация.

16. 12. Орден иезуитов.

12. ОРДЕН ИЕЗУИТОВ.
Игнатий Лойола.
Мощным орудием в борьбе против
Реформации стал утвержденный
папой в 1540 г. новый монашеский
орден «Общество Иисуса», или орден
иезуитов.
Создателем «Общества Иисуса» стал
испанский дворянин Игнатий
Лойола (1491 —1556). Лойола мечтал
о военной карьере, принимал участие
в войнах Карла V, но в одном из
сражений ему раздробило ядром ногу
и он навсегда остался хромым. С
военной карьерой было покончено.
Устав ордена имел своей целью
превратить общество в орудие для
расширения власти папы римского.
Этот орден боролся с Реформацией
тем, что стремился принимать
участие во всех сферах общественной
жизни.
На случай непокорности «сильных
мира сего» у иезуитов всегда были
наготове яд и кинжал. Убийца не
считался грешником.

17. 13. Попытки реформ и Тридентский собор.

13. ПОПЫТКИ РЕФОРМ И ТРИДЕНТСКИЙ
СОБОР.
Сессия Тридентского
собора.
Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытаются
вернуть утерянные позиции, а
главное — источник своих богатств
— десятину. Однако наиболее
мыслящие деятели католической
церкви пришли к пониманию
необходимости проведения
некоторых реформ, которые
приблизили бы церковь к верующим
и ограничили абсолютную власть
папы. Во второй половине XVI в.
католические богословы создали
переводы Библии на национальные
языки.
Спорные вопросы должен был
разрешить Тридентский собор,
открывшийся в 1545 г. и заседавший
(с перерывами) почти 18 лет. Однако
победу в решении основных вопросов
одержала реакционная часть
духовенства. Она добилась решения
о верховенстве папы над собором,
строгого соблюдения духовенством
всех церковных предписаний и
указаний папы.

18. 13. Попытки реформ и Тридентский собор.

13. ПОПЫТКИ РЕФОРМ И ТРИДЕНТСКИЙ
СОБОР.
Филипп II .
В устройстве католической церкви и в
отношении к протестантизму ничего
не изменилось. Преодолеть раскол
церкви не удалось.
Во второй половине XVI в. борьбу
против Реформации возглавил сын
Карла V король Испании Филипп II
(1556— 1598).
В XVI в. европейский мир взорвался в
религиозном мятеже, вызванном
стремлением личности к большей
свободе и самостоятельности. Эпоха
Реформации — это эпоха кризиса
католической церкви. Из-под папской
власти ушли Скандинавия, Англия,
Шотландия, Северная Германия,
Голландия, часть Франции.
Реформация оставила в истории
глубокий след, она изменила
духовный, политический и
экономический характер европейского
общества, вызвала ряд народных
движений, направленных против
сеньориальных порядков.

19. Закрепление знаний.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Выполнить
в рабочей тетради
часть 1 задания 1,2 – 9, 11 – 16
с. 45 – 53;
Работа с практическим
модулем: «Мартин Лютер и
его учение».
«изменение духовной жизни
европейской цивилизации в
XVI – XVII вв.».
«Реформация».

20. Задание на дом.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Прочитать
§ 11 – 12;
Ответить на вопросы 1 – 7
с.99 – 100, 1 – 6 с.107;
Выполните задания 3, 10,
17 к § 11 – 14 в рабочей
тетради с. 47 – 52.

21. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

English     Русский Правила