Похожие презентации:
Экскурсия на Дедов остров
1.
Экскурсия на Дедов остров2.
Шепчут травы, щебечут птахи,Рыбы плещутся на мели…
Здесь когда-то жили монахи,
А потом монахи ушли.
В тесных кельях просели
плахи,
Лезут травы в проем окна.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
В старину варяги и ляхи
Приходили – грабили, жгли.
Но отстраивались монахи,
А потом куда-то ушли.
И воскресли людские страхи,
Как в языческие времена.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
Андрей Широглазов
3.
Неподалеку от Тотьмы,всего в нескольких верстах
выше по течению Сухоны,
есть три острова:
Дедов, Бабий и Внуков.
4. «Остров Дедов - самый крупный из встречающихся на Сухоне. Он имеет довольно неправильную, вытянутую по течению форму. Длина
острова –1,5 километра, максимальная
ширина –
500 метров.
Со стороны основного русла
берег интенсивно подмывается,
на значительном протяжении
имеет обнажения, оползни,
обвалы.
5.
Река в процессе формирования своего русла встретилась столщей плотных отложений и вынуждена была обтекать их
с обеих сторон. Растительность в центральной части
острова древесная (ель, сосна, мелколиственные деревья), а
по краям и в южной части - луговая с кустарником»
6.
Дедов остров - единственный на Сухоне, имеющийненамывное происхождение, поэтому и растительность на нем
напоминает настоящую тайгу. Острова по весне, заливает
водой, а вот Дедову острову весеннее половодье не грозит:
высота его над летним уровнем превышает 10 метров!
7.
Существует народное предание опроисхождении названий трех островов:
« Жил был в Устюге со всем своим семейством Дед.
Ополчились против него устюжане и прогнали.
Дед, Бабка и Внук под покровом ночи покинули город
и поплыли вверх по Сухоне в надежде найти себе
новое место для жилья.
8.
Спустя какое-то время слабый Внук первым выбилсяиз сил и не мог плыть дальше.
Бабушка, видя это, тоже остановилась.
Наконец и почтенный дед, не желая
расставаться со своим семейством,
принужден был закончить плавание по
Сухоне. Дед, Бабка и Внук так устали, что
оцепенели и превратились в острова Дедов,
Бабий, Внуков, что и доныне находятся в
русле Сухоны чуть повыше
города Тотьмы».
9. 6 июля 1670 года пономарь Иоанн приехал на Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу острова, нашел на
деревеикону с изображением Пресвятой
Троицы, Божьей матери с
предстоящими апостолами Петром
и Иоанном и преподобным
Сергием Радонежским и Ионою,
его учеником. Эту икону пономарь
Иоанн привез в Тотьму и показал
блаженному Андрею Тотемскому
юродивому, который был еще жив
и с которым пономарь был
дружен.
10.
Блаженный Андрей,осмотрев икону, завещал
пономарю построить на
Дедовом острове
часовню и предсказал,
что впоследствии на том
же месте возникнет и
монашеская обитель.
11.
Иоанн-Иона завещание своего друга юродивого исполнилспустя несколько лет - Дедовская Троицкая пустынь
возникла в самом конце XVII века при тотемском
воеводе Ф. А. Лопухине, отце царицы Евдокии
Федоровны, первой супруги Петра I.
12.
В 1729 году Евдокия Лопухинаприслала в церковь икону с
надписью: «Лета от Рождества
Христова 1729 месяца марта в
первый день приложила сий
святой образ Покров
Пресвятыя Богородицы в
Дедовскую пустыню, в церковь
преподобного отца Сергия,
Радонежского чудотворца,
благоверная Государыня
Царица Евдокия Феодоровна»,
а через несколько месяцев – 2
богослужебные книги, тоже с
дарственными надписями.
13.
Среди жителей города и деревень Окологороднойволости получило распространение предание о
несметных сокровищах, зарытых в землю бывшим
воеводой, бояриным Федором Аврамовичем
Лопухиным.
14.
« …жители уездной Тотьмы встречали приезднового воеводы с широко раскрытыми от
удивления глазами: сосланный из столицы, когдато приближенный к царю Петру боярин приехал на
вынужденное воеводство в сопровождении десяти
возков с имуществом. Для всего этого добра не
хватило места на воеводском дворе, часть скарба
пришлось поместить в летнюю клеть в остроге. А
уехал Федор Аврамович из Тотьмы лишь на двух
возках. Куда же подевалось имущество опального
воеводы?
15.
Так и возникли в городе слухи, что вседрагоценные предметы – золотые и
серебряные монеты, посуду и украшение
боярин повелел зарыть где-то на дедовом
острове, а охранять сокровища до поры до
времени оставил игумена Иону. Федору
не суждено было более вернуться в
Тотьму, а вскоре скончался и игумен
Иона. Тотьмичи принялись искать клад.
По рукам ходили таинственные
«кладовые росписи», в которых
указывалось, в каких местах острова уже
копали, а где еще стоит поискать
сокровища. Как-то раз подобная
«роспись» попала в руки купца Андрея
Кузнецова».
16.
И.А.Кузнецов в своих записях отмечает, что отецнанял двух надежных людей, и они целое лето
рыли Дедов остров. К сожалению, финал рассказа
о поисках клада в тетради Ивана Андреевича
отсутствует - несколько страниц вырвано. Не
исключено, что клад был все же найден. Известно,
что купеческие дела вскоре пошли в гору.
17.
Сейчас на острове никто не живет, нет и Троицкой церкви.Тотемский краевед С.М. Зайцев писал о причинах разрушения этого
храма следующее: «Первыми были сломаны церкви, расположенные
ближе к Сухоне, - требовался кирпич для строительства столицы
Северного края - города Архангельска» (тотемская газета «Ленинское
знамя»,
14 февраля 1981 года).
18.
С 2011 года на островепостроена часовня Троицы
Живоначальной.