Похожие презентации:
Политические учения Средневековой Европы
1. История политических учений
Политические ученияСредневековой Европы
2.
Историяполитических
учений
1. Социально-политические идеи
раннего христианства
2. Теократические теории
3. Политические теории
4. Средневековые ереси
3.
Каковы особенностиполитической мысли
Средневековья?
4. Социально-политические идеи раннего христианства
Основные постулаты иудаизма:— евреи — избранный народ, т.к. бог через Моисея дал
им закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые
отношения с богом, заключили с ним договор,
который обеспечивал им божественное
покровительство в случае соблюдения всех его
предписаний.
— согласно Библии, суть истории — в движении к своей
высшей точке, к установлению царства божьего на
земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые
дела, к воскрешению праведников.
— вера в пришествие мессии — спасителя, посланного
богом Иеговой для установления справедливости.
?
5. Социально-политические идеи раннего христианства
Новый завет - главный источник суждения ополитической мысли раннего христианства.
Он состоит из четырех евангелий:
от Матфея, Марка,
Луки и Иоанна,
деяний апостолов
Откровения
Иоанна
Богослова
(«Апокалипсис»)
(
6. Социально-политические идеи раннего христианства
Основные положения христианства:— преодолена идея богоизбранности отдельных народов;
— провозглашено равенство всех верующих;
— отношение к физическому труду отрицательное в Риме, в
христианской общине все обязаны были трудиться.
— римское право защищало интересы частной собственности,
а в общинах первых христиан все было общее;
— распределение по труду или по потребности
— в Риме господствовал культ роскоши, а у христиан культ
сдержанности. Первые христиане осуждали богатство,
связывая его с угнетением бедных. Стяжательство
объявлялось несовместимым с верой в бога
?
7. Социально-политические идеи раннего христианства
Идея «близкого пришествия мессии» и «тысячелетнегоцарства» были заменены догматами уже бывшего
пришествия, распятия и воскресения Христа, а также
«загробного воздаяния».
Всеобщее равенство было истолковано как равенство
перед богом во всеобщей греховности. Проповедуя
«любовь к врагам», духовенство объявило тяжким
грехом осуждение Римской империи.
Постепенно происходит приспособление к
политической реальности. Обосновывается принцип
лояльности к существующей власти и принцип
покорности.
8. Социально-политические идеи раннего христианства
Легитимацияхристианства —
Миланский эдикт 313 г.
императоров Константина
и Лициния
Превращение
христианства в
господствующую религию
— 324 г. н.э.
Константин стал первым
христианским
Император Константин
императором.
Великий (286–337 гг.)
9. Теократические теории государства
Догмат о божественномпроисхождении власти
Теория «нравственного
закона» Августина
Аврелия
Теория «Двух мечей»
Теория солнца и луны
или теория двух светил
Теория о ключах
Папа Григорий VII
(Гильдебранд)
10. Теократические теории государства
Краеугольный каменьполитического учения — догмат
о божественном происхождении
власти.
Принимая в свое ведение
нравственно-религиозную сторону
человека с целью вести его к
жизни небесной, церковь
предписывала ему в гражданской
области подчинение земным
князьям для сохранения мира и
порядка.
Царская власть имеет свою
границу в нравственнорелигиозной жизни.
Верховенство власти духовной.
Священник — посредник между
Богом и человеком.
Св. Иоанн Златоуст.
(347 — 407 гг.)
Византийская мозаика
11. Теократические теории государства
Социальная структура мираобусловлена двумя типами общности
— градом земным и Градом Божьим.
Они порождаются двумя видами
любви.
«Чистая любовь к Богу до забвения
себя» порождает Град Божий, «любовь
к себе до забвения Бога» приводит к
земному граду.
Себялюбие и стремление к
достижению земных благ составляют
сущность государства.
Церковь претендует на олицетворение
Града Божьего, по своей сущности
стоящем много выше града земного.
В действительности и церковь, и
государство являются смешанным
(смутным) градом.
Аврелий
Августин
(Блаженный)
(354-430)
12. Теократические теории государства
Два вида государства по Августинугосударство как
организации насилия
по отношению к
человеку.
Начинается с
братоубийцы Каина,
убившего Авеля.
государства
христианские, власть
основывается на
заботе о подданных
Берут начало от
Авеля
Государство, в котором не соблюдается
справедливость — большая банда разбойников.
Любая форма правления терпима, когда уважают
Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.
13. Теократические теории государства
Цель государства:— служении церкви, в помощи небесному граду направлять
мир земной к миру небесному;
— насильственном приобщении к христианской церкви,
вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла
является свободная воля людей, влекущая их от единства к
множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги
единства". Августин был одним из вдохновителей
инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал
против церкви;
— в поддержании социального порядка. Оправдывая
социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником
рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на
земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной
природы человека. Рабство не есть божие создание, оно явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не
выступать против них.
14. Теократические теории государства
Принадлежность людей к томуили иному царству незримо
Боттичелли.
«Св. Августин»
предопределена Богом.
Но государство не может
претендовать на обеспечение
счастья своих граждан. Оно
обеспечивает внешний и
внутренний мир, защиту
свободы гражданина и
собственности.
Истинный мир невозможен в
государстве без церкви,
поскольку греховный человек
разорван между собой и Богом,
несет в себе вражду.
15. Теократические теории государства
Политическое учениеАвгустина — это учение
о системе господства, в
которой государство
обеспечивает задачу
выживания человека, а
церковь задает
смысловую структуру
существования
человека и государства
Церкви принадлежит
право оценивать и
судить действия
монарха не только как
христианина, но и как
носителя власти.
16. Теократические теории государства
Августин высоко ценил значение "града божьего"и роль церкви в обществе, не был сторонником
передачи всей полноты власти католической
церкви.
Светская власть и церковная различны и каждая
обладает суверенитетом.
Церковная власть - высшая, потому что духовная
сфера выше мирской.
Главное в учении Августина — разделение двух
властей.
Это соотношение было реализовано в теории
«Двух мечей» и использовалось в разрешении
соперничества папы Римского и императоров
17. Теократические теории государства
Теория двух мечейМеч символизировал власть.
Для защиты христианства
Богом были созданы два меча –
церковный и светский.
В церковной интерпретации
оба меча передаются церкви,
которая сохранив для себя
духовный меч, светский отдает
монарху, поскольку
использовать обнаженный меч
церкви не пристало. Поэтому
монарх должен служить и
подчиняться церкви.
• Однако сторонники независимой монархической
власти, напротив, утверждали, что императоры
получили свой меч непосредственного об Бога.
18. Теократические теории государства
Теория солнца и луны,или теория двух светил
Римские императоры
отождествляли себя с
Солнцем. Некоторые
средневековые монархи
пытались возродить этот
сравнение. Со времен
Григория VII эти попытки
решительно пресекались.
Для определения
соотношения между
духовной и светской
властями теологи
использовали образ двух
светил, заимствованный из
Книги Бытия.
Бог, создающий Вселенную
с помощью циркуля.
Миниатюра из
французской Библии.
1220-1230 гг.
19. Теократические теории государства
«И создал Бог двасветила великих:
светило большее, для
управления днем, и
светило меньшее, для
управления ночью».
Как луна получает
свой свет от солнца,
так и императорская
власть заимствует
свой блеск и
авторитет от папы.
20. Теократические теории государства
Теория о ключахВ учении о ключах,
полученных апостолом
Петром, которыми он
закрывает и открывает
небеса, выражается
притязание пап на
право низлагать
императоров,
поскольку папы
считали себя
вначале
преемниками
апостола Петра.
Теория о ключах
21. Теократические теории государства
Идея верховенства папской власти ярко выражалась в актахпапы Григория VII, в которых провозглашалось, что только
римский епископ является вселенским и может низлагать и
восстанавливать всех епископов, издавать уставы, учреждать
епархии.
Папа Лев III венчает Карла Великого императорской
короной в Риме 25 декабря 800 года.
22. Теократические теории государства
• Римский епископ один в мире именуетсяпапой и низлагает даже императоров.
• Ни один собор не может без его
разрешения стать вселенским.
• Никто не может отменить его решения,
кроме него самого
• Никто ему не судья.
• Подданных он может освобождать от
присяги сударям.
23. Теократические теории государства
Борьба папы Григория VII с германским императоромГенрихом IV и поражение папы (XI в.)
24. Теократические теории государства
Отлучение от церкви — лишение человека всех его правкак члена христианской церкви. Он не мог принимать
участия в обрядах и таинствах, а всем христианам
следовало избегать с ним всяческого общения, человек
лишался всех общественных должностей, его отовсюду
изгоняли, могли и убить...
Григорий VI отлучил от церкви императора Священной
Римской империи Генриха IV, а позднее и византийского
императора.
Если виновными, с точки зрения церкви, были не
отдельные люди, а целые деревни, города и даже
страны, то на них налагался интердикт. Интердикт
запрещал выполнять любые христианские обряды.
Никто не мог причаститься, вступить в брак, быть
похоронен по христианскому обряду.
25. Политические теории
ИоаннСолсберийский
(1115-1180)
Трактат «Поликратикус»
Государь – публичная власть
Два вида государей:
– Государи, правящие согласно
закону, праву,
справедливости, «принципу
общего блага»
– Государи, правящие силой,
преследуя свои порочные
цели, – тираны
Концепция тираноубийства:
– человек имеет право не
подчиниться тирану и даже
убить его
26. Политические теории
Фома Аквинский(Аквинат)
(1225 (1226) – 1274)
Основные труды
«Сумма против
язычников»
«Сумма теологий»
«О правлении
государей»
комментарии к
«Политике» и «Этике»
Аристотеля.
27. Политические теории
Человек по своей природе есть «животноеобщественное и политическое».
Стремление людей объединяться и жить в
государстве, ибо индивид в одиночку не может
удовлетворить свои потребности.
Возникновение государства
Государство — это природная необходимость
человека жить в обществе
???
28. Политические теории
Государство – часть универсального порядка,создателем и правителем которого является Бог.
Законы государства – установления,
отвечающие требованиям божественного
порядка.
Законы приводит в действие власть, источником
которой является Бог.
Цель государства – общее благо и законность.
29. Политические теории
Одна из основных функций государства –охрана церкви.
Три элемента государственной власти:
– сущность – это порядок отношений господства
и подчинения, при котором воля правящих лиц
движет низшими слоями населения. Этот
порядок заведен богом.
– происхождение – конкретные способы власти
могут иногда являться дурными,
несправедливыми. Фома не исключает и
общественный договор в качестве способа
создания государства.
– использование –может вырождаться в
злоупотребление властью
30. Политические теории
Когда правитель либо приходит к власти припомощи неправедных средств, либо властвует
несправедливо → Второй и третий элемент
власти в государстве лишаются печати
божественности
Подданные не только не должны исполнять
приказания правителя, противоречащие
божественным законам, но и вообще не обязаны
повиноваться узурпаторам и тиранам.
Окончательное решение вопроса о
допустимости крайних методов борьбы с
тиранией принадлежат церкви, папству
31. Политические теории
Церковь может отнять правление у«неверных» князей, поскольку
последние заслуживают лишения
власти.
Две власти – духовная и светская –
соотносятся как душа и тело. Но духовная
власть выше светской, материальной.
Вмешательство папы в дела монархов
обусловлено стремлением наказать
грешников, отстранить от власти королей,
повинных в ереси.
32. Политические теории
Отношение кобщему благу,
законности
монархия
тирания
аристократия
олигархия
полития
демагогия
(демократия)
Право и
обычай
Произвол, правом
не ограниченный
33. Политические теории
Лучшая форма правления – монархия, как наиболееустойчивая форма.
Осуществление монаршего права = деяние самого Бога
Монархия может отклониться от цели и стать тиранией –
наихудшей формой.
Оправдывал неповиновение монархам (вплоть до
восстания и тираноубийства), которые узурпировали
власть или понуждали подданных к неправедным
действиям.
Следует предпочитать смешанную форму (с
преобладанием монархического элемента), где ведущую
роль играют крупные феодалы (светские и духовные).
34. Политические теории
Закон есть мерадействий, которой
кто-либо понуждается
к действию или
воздерживается от
него.
Для человеческого
действия мера –
цель, содержанием
которой выступает
блаженство, а
поскольку человек
является частью
государства, то закон
имеет в виду общее
благо.
35. Политические теории
Форму правления устанавливает тот, комупринадлежит сама цель, и закон должен быть
обнародован, ибо закон прилагается к человеку
через его обнародование.
Законодателем может быть или
само общество, или его
представитель, т.е. имеющий
целью общее благо.
Нарушение любого закона
наказуемо
36. Политические теории
1) вечный закон – божественное 3) человеческийпровидение, универсальные
закон – позитивное
нормы, недоступные
право, основанное на
человеческому познанию,
естественном, это –
воплощенные в божественном
действующее
законе, который передается с
феодальное право,
помощью откровения, Библии и
являющееся самым
видений святых;
несовершенным.
2) естественный закон –
отражение вечного закона во
всех живых существах,
созданный природой,
являющийся фундаментом
позитивного права. Это – законы
общежития, продолжения рода,
стремление к самосохранению.
4) божественный
закон – откровение,
выраженное в
священном писании и
предназначенное
исправлять
несовершенства
человеческого
закона.
37. Политические теории
МарсилийПадуанский (род.
между 1275 и 1280 гг. в
Падуе – ум. 1342 г. в
Мюнхене),
«Защитник мира»
(написана в 1324,
опубликована в 1522).
38. Политические теории
Государство возникает в результатеэволюции человеческого общества: семьи
во имя общего блага объединяются в
роды, роды в племена, племена в города.
Завершающая стадия – появление
государства, которое формируется в
результате соглашения, заключенного
между людьми, проживающими на одной
территории.
Государство – политический союз, цель
которого – забота о благе населения.
39. Политические теории
Формы правления – правильные инеправильные.
Предпочтение отдает – монархии
(наследственной и выборной).
Выборная монархия более совершенна,
т.к. монарх даже пожизненно и всенародно
избранный, ответственен перед
подданными, и может быть смещен
народом, когда превышает свои
полномочия и правит не на основе законов.
40. Политические теории
Четкое различие между властьюзаконодательной и исполнительной.
Власть законодательная определяет
компетенцию и организацию власти
исполнительной.
Исполнительная власть должна
осуществлять волю законодателя (народа),
быть единоличной и действовать в рамках
закона. Кроме того, она и избирается
народом (как и все должностные лица
любого ранга).
Подлинный источник всякой власти –
народ, его лучшая, достойнейшая часть.
41. Политические теории
Две категории членов общества:– высшая (чиновники, священники,
военные), служат общему благу,
– низшая (торговцы, земледельцы,
ремесленники) заботится лишь о своих
интересах.
Народ – единственный носитель
суверенитета и верховный
законодатель.
42. Политические теории
Светская и церковная власти должны бытьразделены. Церковь должна быть отделена
от государства и подчинена светской
политической власти.
Попытки церкви вмешиваться в дела
светской власти сеют раздоры и лишают мира
европейские государства.
Духовенство имеет право только
проповедовать христианское учение.
Высказывался за реформу церкви, за
выборность священников и подвластность их
светскому суду, за отмену ряда привилегий
римских пап.
43. Политические теории
Отрицалправомерность
церковного суда,
инквизиционных
трибуналов,
считая, что не
должно
присутствовать
принуждения в
делах религии.
Еретика нужно не убивать, а изгонять из государства
(если его учение вредно для общежития), и делать это
может только государство, но не церковь.
44. Политические теории
Духовная власть должна быть отделена от светскойвласти.
два вида по их цели, содержанию и способам
обеспечения:
– божественный закон – указывает путь вечного
блаженства, определяет различия между грехом и
заслугами перед Богом, а также наказания и
награды в потустороннем мире;
– человеческий закон – это правила, регулирующие
человеческое поведение, содержание приказания,
запрещение, дозволение.
45. Политические теории
Человеческий закон отражает божественныйзакон на земле, обеспечивая его исполнение
принуждением, обеспечивает общее благо,
прочность власти, различает правомерное и
неправомерное поведение, устанавливает
справедливость.
Право – установленные государством границы
дозволенного и запрещенного.
Таким образом, не государство
базируется на праве, а право
определяется государством.
46. Средневековые ереси: богумильство
Проповедовалиидеи
неповиновения
властям,
безбрачие.
Утверждали, что
между Богом и
человеком не нужен
посредник –
духовенство.
Отвергали
светскую власть.
Прорисовка стенописи в монастыре у
Охридского озера. Богомилы пытаются
прогнать святого Наума, пришедшего к
ним проповедовать новый вариант
христианства.
47. Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров
Катары быливраждебны
католической
церкви и
проповедовали,
что папа –
наместник не
Христа, а сатаны.
Утверждали, что
католическая
церковь погрязла
в заблуждениях и
грехах.
48. Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров
Катары отрицалиряд
государственных
установлений:
военную службу,
казни и вообще
всякое пролитие
Выведение катаров из Каркассона
крови.
Отрицали брак и
семью как
порождение зла.
49. Средневековые ереси: учение альбигойцев и катаров
Папский легатАрнольд
Амальрик:
«Убивайте
всех, Господь
распознает
своих!»,
В ходе альбигойских войн
погибло около миллиона
человек с обеих сторон
50. Средневековые ереси: бюргерская ересь
Выступал противзависимости
английской церкви от
папства и
вмешательства церкви
в дела государства.
Главными недостатками
церкви он считал
коррупцию духовенства,
превалирование
корыстных интересов
над религиозными.
Джон Уиклиф
(Виклаф)
1320-1384 гг.
51.
Каковыособенности
политической
мысли
Средневековья?
52. Политическая мысль Средних веков
Развитиеполитической мысли
в основном
религиозными
деятелями
Обоснование
теологической
природы
политической власти
Марк Августин
Фома Аквинский
Марсилий
Падуанский
Джон Уиклиф