Похожие презентации:
Экзистенциализм. Классификация экзистенциализма
1.
ЭкзистенциализмРаботу выполнила:
Канзепарова Регина
Пермь 2014
2. Экзистенциализм
это направление философии,главным предметом изучения
которого стал человек, его
проблемы, трудности
существования и выбора в
окружающем мире.
3. Факторы, способствовавшие развитию экзистенциализма
нравственные, экономические иполитические кризисы
бурный рост науки и техники
опасность гибели человечества;
усиление жестокости
распространение тоталитарных
режимов
бессилие человека перед природой
4. Классификация экзистенциализма:
Религиозный(К.Ясперс,Г.Марсель, Н.Бердяев и др.)
Атеистический(М.Хайдеггер,
Ж.-П.Сарт, А.Камю и др.)
5. Центральные вопросы экзистенциализма
Существование человекаСмысл его жизни
Судьба человека в мире
6. Экзистенциальные проблемы-
Это вопросы самого фактасуществования каждого
человека и переживания своего
способа существования.
7. Экзистенция
философская категория,используемая для обозначения
конкретного бытия.
8. С.Кьеркегор (1813-1855)
Датский философ. Основательэкзистенциализма.
почему философия почти не
уделяет внимания человеку, не
изучает его проблемы.
Философия должна
повернуться к человеку, помочь
ему найти истину, понятную
ему, ради которой он мог бы
жить, помочь человеку сделать
внутренний выбор и осознать
свое «Я»
9. Основные понятия человеческого существования:
Неподлинное существование - полнаяподчиненность человека обществу, "жизнь со всеми",
"жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания
своего "Я", уникальности своей личности, без
нахождения истинного призвания;
Подлинное существование - выход из состояния
подавленности обществом, сознательный выбор,
нахождения себя, превращение в хозяина своей
судьбы.
10. Три стадии восхождения человека к подлинному существованию:
ЭстетическаяЭтическая
Религиозная
11. М.Хайдеггер (1889 – 1976)
Занимался разработкойсамих основ
экзистенциалистического
понимания предмета и задач
философии.
«Бытие и время» (1927)
12. Детерминация времени
ПрошлоеНастоящие
Будущее
13. Экзистенция
По Хайдеггеру - бытие, к которомучеловек сам себя относит, наполненность
бытия человека конкретикой; его жизнь в
том, что ему принадлежит и что есть для
него сущее.
14. «Бытие в мире»
Бытия с другими»«Бытия самого себя»
«Бытие с другими» засасывает
человека, направлено на его
полную ассимиляцию,
обезличивание, превращение в
«такого, как все».
«Бытие самого себя»
одновременно с «бытием с
другими» возможно только при
отличии «Я» от других.
15. К.Ясперс (1883-1969)
Немецкий философ. Былодним из первых, кто
поднял
экзистенциалистские
проблемы в ХХ в.
«Психология
мировоззрений»(1919 г.)
16. «Шифры» трансцендентального:
эротика, сексединство себя с
собственным
внутренним
миром
свобода
смерть –
конечность
бытия
17. Три концепции анализа человека:
Человек воспринимается в иерархии существ:«в качестве чувственного существа – он
высший из животных, в качестве духовного –
низший из ангелов, но он не животное и не
ангел»
Бытие человека не в его образе, а в его
ситуации
Бытие человека рассматривается в его
потерянности и величии одновременно, «в
загадочности того, что его шансы и задачи
вырастают именно из его шаткости»
18. Ж.-П. Сартр (1905-1980)
Французский философ,представитель атеистического
экзистенциализма.
Основная проблема его
экзистенциональной
философии – проблема выбора.
«Бытие и ничто» (1943)
Анализирует формы бытия в
мире людей: «бытие-длядругих» «бытие-для-себя»
«бытие-в-себе»
19. «Бытие-для-себя»
Высшая реальность длячеловека, приоритетность
для него прежде всего его
собственного внутреннего
мира. Однако полностью
осознать себя человек
может только через «бытиедля-другого" - различные
взаимоотношения с
другими людьми. Человек
видит и воспринимает себя
через отношение к нему
"другого".
20. «Свобода и выбор»
Человек находит своюсвободу и проявляет ее в
выборе, но не простом,
второстепенном
(например, какую одежду
надеть сегодня), а в
жизненно важном,
судьбоносном, когда
решения избежать нельзя
(вопросы жизни и смерти,
экстремальные ситуации,
жизненно важные для
человека проблемы).
21. «Ответственность»
Человек ответственен за все, чтоон совершает, за самого себя
("Все, что со мной происходит,
мое").
Единственное, за что человек не
может отвечать, это за свое
собственное рождение. Однако
во всем остальном он
полностью свободен и должен
ответственно распоряжаться
свободой, особенно при
экзистенциональном
(судьбоносном) выборе.
22. А. Камю (1913-1960)
Французский писатель ифилософ. Сделал главной
проблемой своей
экзистенциональной
философии проблему
смысла жизни.
«Жизнь человека в
сущности бессмысленна.» главный тезис философа.
«Эссе об абсурде» (1942)
«Бунтующий человек»
(1951)
23. Доказательства абсурдности
соприкосновение со смертью: присоприкосновении со смертью, особенно
близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся
важным для человека, - увлечения, карьера,
богатство теряет свою актуальность и кажется
бессмысленным, не стоящим самого бытия;
соприкосновение с окружающим миром,
природой - человек беспомощен перед
существующей миллионы лет природой ("Я
чувствую запах травы и вижу звезды, но
никакое знание на Земле не может мне дать
уверенность, что этот мир мой").
24. Что ждет экзистенциализм?
Данная проблематика (жизнь человека, егопроблемы) может стать альтернативным
вопросом философии в будущем,
отодвинув на второй план проблему
первичности и отношений материи и
сознания.
25. Источники информации:
http://kgmuhelp.ru/content/vopros-33ekzistencializm-ekzistencionalnaya-filosofiyakerkegora-yaspersa-sartra-kamyuКраткий очерк истории философии
Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я.
Щипанова.
М., изд-во «Мысль», 1971 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/