Политология как наука
Цель политологии как науки:
«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все»
Периодизация
Исторический подход
Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций
Зарождение даосизма
Конфуций
Идеология конфуцианства
Политические и правовые учения Древней Греции
Периоды развития политико-правовой мысли
Политические и правовые взгляды софистов
Платон (427 – 347)
Взгляды Платона на государство и право
Аристотель (384-322)
Политические и правовые взгляды
Формы правления по Аристотелю
Политические и правовые учения Древнего Рима
Периодизация политико-правовой мысли
Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
Политико-правовое учение
Классификация форм правления государства (Цицерон)
Политические учения Древней Индии
Буддизм
Политические и правовые учения Средневековья и Ренессанса.
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)
Политико – правовое учение Фомы Аквинского
Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
Политико – правовое учение Никколо Макиавелли
Политические и правовые учения Нового Времени.
Иммануил Кант 1724 - 1804
Политико - правовое учение Иммануила Канта
Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839)
Политико - правовое учение М.М. Сперанского
Политические и правовые учения Новой истории 19 -20 вв.
Для студентов всех уровней обучения по направлению «Юриспруденция», «Государственное муниципальное управление» (бакалавров,
Междисциплинарность, интегративность и комплексность обусловили выбор и позиционирование учебных материалов, представленных в
А
б
д
и
к
л
м
о
Э Ф
6.51M
Категория: ПолитикаПолитика

Политология как наука. Возникновение и развитие политики, политических учений и политической науки: концепции власти

1. Политология как наука

Возникновение и развитие
политики, политических
учений и политической науки:
концепции власти.

2. Цель политологии как науки:

Сформировать активную гражданскую
позицию.
Рассмотреть специфические историко –
правовые условия возникновения и развития
политической системы в обществе и
становления политических институтов с
древности до наших дней.
Способствовать выработке умений
анализировать причины возникновения
кризисных ситуаций, объяснять политические
процессы, причины их возникновения,
выработке условий стабильного
функционирования и развития политической
системы общества.

3. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все»

Перикл, деятель
политики Древней
Греции

4.

Термин политика (греч. politica) –
обозначает государственные и
общественные дела.
Термин Logos обозначает знание.
Отсюда следует, что политология есть
наука о политике.

5. Периодизация

Историко – правовые научные
подходы к периодизации истории
политических правовых учений,
политологии как науки.
Учёные – политологи рассматривают
периодизацию, проблему
периодизации привязывая её к
истории человечества в целом.

6. Исторический подход

Данный подход сформирован
французскими учеными 17 – 18 вв.
Древний мир – возникновение древнейших
цивилизаций – до 476 г. н.э. – до падения
Рима.
Средние века
5 – 15 вв.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)15 – 16вв.
Новое время
17 – 19 вв.
Новейшее время
20 – 21 вв.

7.

8. Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций

9. Зарождение даосизма

Возникновение даосизма
традиция связывает с
именем полулегендарного
мудреца Лао-цзы,
жившего по преданию в VI
в. до н.э. Ему приписывают
составление
канонического трактата
"Дао дэ цзин" ("Книга о дао
и дэ").

10.

Идеология раннего
даосизма
Отражала воззрения
мелковладельческой знати и
общинной верхушки, их
протест против чрезмерного
обогащения правителей,
усиления чиновничьего
аппарата и расширения
государственной
деятельности. Утратившие
свое былое влияние, эти
слои добивались
реставрации
патриархальных порядков.
Суть даосизма
Основатели даосизма
стремились развенчать
идеологию правящих кругов,
и в первую очередь
официальный религиозный
культ с его догмами о
"небесной воле" и "государе
- сыне неба", дарующих
законы дао народу.

11. Конфуций

Наиболее
влиятельной
доктриной в истории
политической мысли
Китая являлось
конфуцианство.
Родоначальник этого
направления
Конфуций (551-479 гг.
до н.э.). защищал
интересы слоев,
стремившихся
примирить
имущественную и
наследственную знать.

12. Идеология конфуцианства

Изречения мыслителя
собраны его учениками в
книге "Суждения и
беседы". Основными
категориями
конфуцианства являются
понятия благородного
мужа, человеколюбия и
правил
ритуала. Управлять
государством, согласно
Конфуцию, призваны
благородные мужи во
главе с государем "сыном неба" .

13. Политические и правовые учения Древней Греции

14. Периоды развития политико-правовой мысли

П е р и од ы р а з в и т и я п ол и т и ко - п р а во во й м ы с л и
Ранний
период (IX—VI вв. до н. э.) - связан со временем
возникновения древнегреческой государственности (Гомер,
Гесиод, Пифагор, Гераклит).
Второй период (V — первая половина IV в. до н. э.) - это
время расцвета древнегреческой философской и политикоправовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон,
Аристотель).
Третий период (вторая половина IV—II в. до н. э.) период эллинизма, время начавшегося упадка
древнегреческой государственности, подпадения греческих
полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима
(Эпикур, стоики, Полибий).

15. Политические и правовые взгляды софистов

П ол и т и ч е с к и е и п р а во в ы е в з гл я д ы с о ф и с то в
С о ф и с т и к а (от греч. «софия» – мудрость) :
зародилась во второй половине V в. до н. э.;
владение искусством публично доказывать свою точку
зрения;
учение об искусстве слова, красноречии.
Наиболее известными софистами признают: Протагора,
Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона,
Калликла, Фрасимаха.
Логическое основание политико-правовых взглядов
софистов: философский релятивизм, скептицизм и
агностицизм; не исчерпала своих возможностей и
мифология.

16. Платон (427 – 347)

Настоящее имя Платона – Аристокл,
житель Афин, представитель знатного
рода; по преданию свое прозвище
получил от Сократа за широкие лоб и
грудь.
Платон получил обычное для знатного
афинянина образование, рано
познакомился с философией
пифагорейцев, Гераклита. Автор
десятков комедий, трагикомедий,25
миниатюр-эпиграмм. Ученик Сократа.
Заслуги Платона: открыл философскую
школу – Академию, создал
классификацию форм государства,
изобрел будильник, впервые применил
систему реле, возможно является
автором рассказа об Атлантиде.
П л ато н
(427 – 347)

17. Взгляды Платона на государство и право

В з гл я д ы П л ато н а н а го суд а р с т во и
п р а во
Эпоха деятельности – кризис полисного строя.
Логическое основание политико-правового учения –
объективный идеализм; считает, что душа человека имеет 3
начала: разумное, яростное, вожделеющее; выделяет такие
добродетели, как мужество, мудрость, умеренность.
Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы»
Считал, что государством должны править философы, идеальное
государство – государство в равной степени объединяющее
элементы монархии и демократии.
К неправильным формам правления относил: тимократию,
олигархию, демократию, тиранию.
Платон вошел в историю политической мысли как создатель
двух проектов идеального государства.

18. Аристотель (384-322)

А р и с тот е л ь
(384-322)
Древнегреческий
философ, основатель
античной политической науки.
Родина Аристотеля — греческий городполис Стагира во Фракии. В детстве был
другом будущего царя Македонии Филиппа.
С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. В
41 год стал наставником и другом
Александра Македонского.
В 336 г. Аристотель основал в Афинах свою
собственную школу – Лицей. В Лицее
Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь
со своими слушателями. Нередко учеников
Аристотеля называют перипатетиками.
С именем Аристотеля связывают начало
формальной логики, наряду с которой он
преподавал ботанику, астрономию,
экономику, государствоведение.

19. Политические и правовые взгляды

П ол и т и ч ес к и е и п р а во в ы е вз гл я д ы
Эпоха
деятельности – кризис полисного строя.
Логическое основание политико-правового учения: считал, что
душа человека имеет 2 начала – разумное и волевое. Главное в
жизни каждого пойти по пути добродетели, в число которых
входит мудрость, скромность, щедрость.
Основные
работы:
Аристотель
является
автором
многочисленных работ в различных областях знаний. Применимо к
истории политических и правовых учений главным трудом
является «Политика»
Классифицировал
формы правления на правильные и
неправильные.
Дал определение таким категориям, как справедливость,
государство, право, разделяя последнее на естественное и
позитивное.
Идеальной формой правления считает политию, как сочетание

20. Формы правления по Аристотелю

21. Политические и правовые учения Древнего Рима

22. Периодизация политико-правовой мысли

Периодизация политикоправовой мысли
царский (754—510 гг. до н.э.);
республиканский (509—28
гг. до н.э.);
императорский (27 г. до
н.э.— 476 г. н.э.).

23. Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме

Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут свое
начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих
Полисов.
Политические и правовые учения Греции оказали сильное
влияние на формирование взглядов римских мыслителей.
Расцвет римской политической и правовой мысли
приходится на республиканский и императорский периоды.
В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно
становится государственной религией Римской империи. С
появлением христианства меняется тематика политических и
правовых исследований и основной проблемой становится
соотношение церкви и государства.

24. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

Марк Туллий Цицерон – римский государственный деятель,
знаменитый оратор. Родился в Риме, изучал риторику.
греческий язык, ораторское искусство, познакомился с
философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как
государственный деятель.
Благодаря своим незаурядным способностям уже в весьма
молодом возрасте занимал государственные должности: был
квестором (следователем), членом сената, эдилом, претором,
консулом.
Известен как блестящий оратор, нередко выступал перед
огромной аудиторией, в судах.
Цицерон всегда был сторонником республики, за что был
подвергнут казни.

25. Политико-правовое учение

Эпоха деятельности – последний период существования
республиканского Рима.
Логическое основание политико-правового учения - Цицерон
испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в
подражание Платону в диалоговой форме.
Содержание политико-правового учения: предложил
юридическое понимание государства, обосновал принцип
формального равенства граждан; считал, что государство возникло
вследствие необходимости защиты частной собственности,
предложил собственную квалификацию форм правления; разделял
право и законы на естественное и диспозитивное.

26. Классификация форм правления государства (Цицерон)

царская
власть
власть
оптиматов
народная
власть
смешанная
власть

27. Политические учения Древней Индии

28. Буддизм

Формирование крупных государств
сопровождалось формированием новой идеологии.
Возникновение буддизма легенды связывают с
деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья
Муни (563 - 483 гг. до н.э.). Будда означает
познавший истину, достигший просветления.
Буддизм возник как своеобразный бунт против
религии брахманизма, переживавшей упадок,
погрязшей в суевериях, обрядности и корысти
высших сословий. Центральная идея буддизма освобождение человека от мирских страданий.

29. Политические и правовые учения Средневековья и Ренессанса.

30. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)

Итальянский философ и
теолог, канонизирован
католической церковью как
святой, систематизатор
ортодоксальной схоластики,
учитель церкви, Doctor
Angelicus, Doctor Universalis.
С 1879 года признан
наиболее авторитетным
католическим религиозным
философом, связавшим
христианское вероучение (в
частности идеи Аврелия
Августина) с философией
Аристотеля.

31. Политико – правовое учение Фомы Аквинского

Эпоха деятельности – начало Позднего Средневековья.
Логическое основание учения – наибольшее влияние
оказал Аристотель, идеи и мысли которого были
творчески переосмыслены.
Основные работы – «Сумма теологии», дискуссии по
теологическим и философским проблемам
Содержание учения – Фома разграничивал области
философии и теологии: предметом первой являются
«истины разума», предметом второй – «истины
откровения». Был выдвинут принцип – истины науки и
истины веры не могут противоречить друг другу, они
существуют в гармонии. Мудрость – стремление постичь
Бога, наука же – способствующее средство.

32.

В «Сумме Теологии» закон определяется как «любое
повеление разума, которое провозглашается ради
Общего Блага тем, кто печется об общественности».
Вечный закон, посредством которого божественное
провидение управляет миром, не делает излишним иные
виды закона, проистекающие из него.
«Исторически сложившееся позитивное
законодательство, являющееся продуктом человеческих
установлений может быть изменено. Благо отдельного
человека, общества и универсума определяется
божественным замыслом, и нарушение человеком
божественных законов есть действие, направленное
против его собственного блага»(«Сумма против
язычников», 121).

33. Никколо Макиавелли (1469 - 1527)

Итальянский мыслитель,
философ, писатель,
политический деятель –
занимал во Флоренции пост
секретаря второй
канцелярии, отвечал за
дипломатические связи
республики, автор военно –
теоретических трудов.
Выступал сторонником
сильной государственной
власти, для укрепления
которой допускал
применение любых средств,
что выразил в труде
«Государь» (1532г).

34. Политико – правовое учение Никколо Макиавелли

Эпоха деятельности – Ренессанс, Флорентийская
республика.
Логическое основание учения – Макиавелли был знаком с
трудами Тита Ливия, Иосифа Флавия, Цицерона,
Макробия. Так же читал латинские переводы Фукидида,
Полибия и Плутарха.
Основные труды – «Государь», «О военном искусстве».
Содержание учения – исторически принято изображать
Макиавелли тонким циником, утверждавшим, что в
основе политического поведения лежат выгода и сила, а
не мораль, которой можно пренебречь при наличии
благой цели. Он называет политику «опытной наукой»,
которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и
способна прогнозировать будущее…

35. Политические и правовые учения Нового Времени.

36. Иммануил Кант 1724 - 1804

Немецкий
философ, родоначальник
немецкой классической
философии. В ранний
период своей деятельности
много занимался вопросами
естествознания и выдвинул
свою гипотезу
происхождения и развития
солнечной системы.
Главным философским
произведением является
«Критика чистого разума».

37. Политико - правовое учение Иммануила Канта

Эпоха деятельности – Эпоха Просвещения.
Основание учения - в своих философских взглядах Кант
испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж.
Руссо, Д. Юма. По вольфианскому учебнику Баумгартена
Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что
сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм
«пробудил» Канта «от догматического сна». В творчестве
Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно
до 1771 г.) и «критический».
Основные труды - «Критика чистого разума» (1781),
Метафизика нравов (1797).
Основная идея – «Моральный закон свят
(нерушим)».(Критика чистого разума).

38.

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как
возможно чистое знание?». Прежде всего это касается
возможности чистой математики и чистого естествознания
(«чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к
которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос
Кант формулировал в терминах различения аналитических и
синтетических суждений — «Как возможны синтетические
суждения априори?» Термин «априори» означает «вне
опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из
опыта». Исходной проблемой для Канта является вопрос
«Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается
возможности чистой математики и чистого естествознания
(«чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к
которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос
Кант формулировал в терминах различения аналитических и
синтетических суждений — «Как возможны синтетические
суждения априори?» Термин «априори» означает «вне
опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из

39. Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839)

Русский общественный и
государственный деятель,
реформатор и законотворец.
Выходец из низов, благодаря
своим способностям и
трудолюбию привлек внимание
Александра I, и, заслужив его
доверие, возглавил
реформаторскую деятельность.
При Николае I руководил работой
по кодификации
законодательства, заложив
основы теоретического
правоведения в России.

40. Политико - правовое учение М.М. Сперанского

Эпоха деятельности –
Основание учения – идеи Вольтера и энциклопедистов
оказали то влияние, под которым окончательно сложилось
миросозерцание Сперанского, которое позже сказалось на
реформаторских планах.
Основные труды – «Проект уголовного уложения
Российской империи 1813 года», «Свод законов
Российской империи»
Жозеф де Местр писал: «Великий и всемогущий
Сперанский, генеральный секретарь империи, фактически
премьер-министр и даже, может быть, первый министр». В
то время М. М. Сперанский, по существу, влиял на все
стороны политики и управления Россией, за исключением
только военных и отчасти дипломатических сфер.

41.

Ранние сочинения М. М. Сперанского отличаются широкой
эрудицией, осведомленностью и начитанностью автора. В
них ссылки на европейских философов и публицистов Монтеня, Юнга, Ричардсона, Монтескье, на труды
философов древнего Рима и Греции. Даже запрещенных
цензурой произведения русских писателей - просветителей
XVIII в. - Радищева, Новикова, Ушакова - не обошел своим
вниманием М.М. Сперанский.
26 января 1826 г. в составе Собственной Его
Императорского Величества канцелярии было образовано
2 отделение, ведавшее кодификацией законов и
составлением «Полного собрания законов Российской
империи» (45 томов), а также «Свода законов Российской
империи» (15 томов) под руководством М.М. Сперанского.
Следует отметить, что проекты М. М. Сперанского
пронизаны пониманием необходимости сохранения
самодержавной власти, но что примечательно, на началах
«разумности в согласии с волей народа, началах
«постепенности»».

42. Политические и правовые учения Новой истории 19 -20 вв.

43.

Большое влияние на государство как орган власти , на
исследования современной политической науки, в своих
трудах, оказали ученые, философы, политологи.
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) в своих учениях
рассматривал важную роль государства в защите прав и
интересов личности.
Макс Вебер (1864 – 1920 гг.) – основоположник
современной политической науки, направление «понимающая социология». Рассматривал политику как
средство достижения и удержания власти. «Развел» в
разные стороны политику и теорию политики.
Ч. Мерриам и Г. Лассуэл – американские политологи
рассматривали политическую власть как центральную
категорию политологии.
Российская политическая мысль представлена именами
Н. Бердяева, М. Бакунина, П. Кропоткина, Г. Плеханова и
А. Богданова.

44.

Политику рассматривали не как
самостоятельную сферу
общественной жизни, а как
разные формы общественных
отношений…

45.

Областью политических и правовых
исследований являются:
Политическое лидерство в системе
политического управления
Политический менеджмент как вид
деятельности
Гражданское общество: сущность, структура и
предназначение
Идеология – ее роль в политической жизни,
мировая политика, международные отношения,
глобализация международных отношений и
понятие мировой политики.

46.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ГЛОССАРИЙ
автор-составитель
КАССИХИНА
ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА
юридических, социальноправовых
и
историко-обществоведческих
понятий
г.Сочи – 2017

47. Для студентов всех уровней обучения по направлению «Юриспруденция», «Государственное муниципальное управление» (бакалавров,

специалистов,
магистров), а также всех, кто интересуется
вопросами теории и методики истории
зарубежного государства и права, истории,
права социального обеспечения,
обществознания
Словарь-справочник содержит
упорядоченный обширный
материал по учебным
дисциплинам «История
зарубежного государства и права»,
«История», «Право социального
обеспечения», «Обществознание»,
«Политология».
Представленные базовые понятия,
термины и развернутые статьи,
позволяют получить необходимую
учебную информацию о
предметной сущности
взаимосвязей истории зарубежного
государства и права с теорией
государства и права, блоками
понятий дисциплин по праву
социального обеспечения и
обществознания.

48. Междисциплинарность, интегративность и комплексность обусловили выбор и позиционирование учебных материалов, представленных в

глоссарии
Глоссарий:
* дает возможность
проанализировать и понять
разнообразие первопричин
образования, становления
государства и права, рассмотреть
идейно-теоретическое
господствующее в той или иной
стране возможность теоретического
осмысления на основе анализов
фактов «восстановить минувшие
события, раскрыть суть явлений,
определяющих его закономерности»;
* позволит в процессе обучения
учитывать разнообразные методы
исследований, среди которых важное
место принадлежит диалектическому
методу

49. А

Глоссарий:
А
АБСЕНТЕИЗМ - (от лат. absents - отсутствующий) - более или менее массовое
уклонение избирателей от голосования при выборах парламента, главы государства и
т.д.; проявление равнодушного отношения населения к политической жизни,
уклонение от участия в ней, прежде всего в голосовании на выборах.
АБСОЛЮТИЗМ – форма государственного правления, при которой политическая
власть находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой
степенью централизации государственной власти.
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – форма государственного правления, при которой
вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена,
конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует.
Абсолютная монархия объясняется современными учеными чаще всего как
неограниченная ничем власть единоличного правителя – монарха. В то же время
философские, исторические и государственно-правовые основы этого понятия
намного шире. С точки зрения философии абсолютным принято считать то, что
является совершенным и не подлежащим никакому сомнению. Данное понятие
встречается и в онтологии, и в гносеологии, и во многих других разделах этой науки.
Везде термин «абсолютное» подразумевает наивысшее проявление того или иного
процесса или явления, а также определенную конечную стадию развития. Не является
исключением из этого ряда и государственно-правовой смысл этого понятия.
АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - правоотношения, в которых поименно
определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными
являются все другие лица.
АБСОЛЮТНЫЕ СОБЫТИЯ - естественные природные явления, которым
придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное
воздействие на общественные отношения (стихийные бедствия, землетрясения,
наводнения, смерчи и пр.).
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мыслительный процесс, заключающийся в способности
индивидуума отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик
изучаемых предметов и одновременно выделять интересующие свойства и
отношения.

50. б

Глоссарий:
БАСТИЛИЯ – тюрьма и крепость одновременно.
14 июля 1789 г. столица Франции
становится цитаделью революции, ее центром.
б
Падение Бастилии и события 14 июля явились сигналом Великой Французской
революции в 1789 – 1794 гг. и становлением конституционного строя. Значение
Французской революции XVIII в. не ограничивалось рамками одной страны и одного
десятилетия. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире.
Французская революция предопределила триумфальное шествие по Земному шару
капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя,
ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации.
БИХЕВИОРИЗМ – один из основных подходов в политической науке,
рассматривающий все явления и процессы через поведение индивидов, групп в
различных политических ситуациях.
БУДДИЗМ – одна из трёх мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. В
центре буддизма стоит учение о «четырёх благородных истинах»: существуют
страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.
БЮРОКРАТИЯ – слой людей, занятых в системе государственного управления и
выполняющих свои функции с соблюдением установленных правил. Существование
Б. необходимо для функционирования власти и осуществления политики в обществе.
В профессиональной деятельности она чаще всего руководствуется своими
интересами, игнорируя интересы народа, использует административные формы
воздействия, проявляет формализм, затягивает решение жизненно важных вопросов.
БЛАНКЕТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ - не излагают правило поведения, а отсылают для
ознакомления с ним к правилам, положениям, инструкциям и пр.

51. д

Глоссарий:
д
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
принята в июле 1776 г. представителями 13 колоний в г. Филадельфия. Декларация
объявила об уничтожении политической зависимости колоний от короля и
правительства
Великобритании.
Декларация
сделала
главное
политическое
заявление: угнетенный народ имеет право на восстание и содержала тот круг идей,
который французское Просвещение в ходе Великой Французской революции сделало
оружием в борьбе против угнетения. Декларация объявила об уничтожении
политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании;
угнетенный народ имеет право на восстание; высшая власть заключена в народе (т.н.
«народный суверенитет»), и только народ решает какая власть и какое правительство
соответствует его интересам.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – провозглашена во
Франции, в Париже 24 июня 1793 года. Ее цель «общее счастье», Декларация
провозглашала: равенство (юридическое), свободу, безопасность, собственность.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ - передача власти от одного субъекта власти от
одного субъекта другому, один из основных способов её функционирования.
Делегирование осуществляется в виде передачи власти от народа его полномочным
представителям как в центральные органы власти, так и в органы местного
самоуправления. Делегирование имеет место и при распределении полномочий
между центром и органами власти на местах. Проблема делегирования состоит в том,
что: а) существует опасность концентрации власти в одних руках (одного субъекта) в
противовес другому субъекту (объекту) и возможность злоупотребления этой
властью; б) может возникнуть ситуация слабой управляемости государством,
обществом.
ДЕМАГОГИЯ - спекуляция реальными проблемами, запросами, надеждами людей в
скрытых целях,
нередко личных, корыстных или групповых, социальных и
политических, либо изображение каких-либо событий или взглядов противников в
ложном свете. Д. обычно сопровождается фальсификацией фактов, оформляется
внешне правдоподобной, но по существу искусно подтасованной аргументацией.
ДЕМОКРАТИЯ - (лат. demos – народ, kratos - власть) - народовластие в государстве,
политический режим, при котором установлены и осуществляются на практике
способы и формы участия народа в управлении государством; закрепленные в
законах свободы и равноправия граждан.

52. и

Глоссарий:
ИМПЕРИЯ - (от лат. imperium – имеющий власть, могущественный, сильный) – 1) в
Древнем Риме – высшая государственная власть народа, проявляющаяся на выборах,
в принятии законов, в объявлении войны и при заключении мира, а также в
верховном суде; 2) высшее полномочие древнеримских магистров-царей, а при
Римской республике – консулов, преторов, диктаторов, префектов и цензоров; 3)
территория, на которую распространялась власть императора; 4) государство,
возглавляемое лицом, принявшим или получившим по династической линии титул
императора; 5) политическая система, объединяющая под началом жесткой
централизованной власти территориальные образования на основе отношений
метрополия – колонии, центр – провинции, центр – национальные республики.
и
ИМПИЧМЕНТ – обвинение, отрешение от должности, придание суду главы
государства, осуществляемое парламентом в случаях нарушения им конституции
страны.
ИНАУГУРАЦИЯ – торжественный акт вступления в должность главы государства.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – понятие, характеризующее человека как уникальное
явление, выражающее себя в продуктивной деятельности, посредством которой
воплощаются его замыслы, практические возможности, умения и навыки. Понятие
восходит к эпохе Возрождения.
ИНДИВИДУУМ – (от лат. individuum – неделимое) - единичная особь Homo sapiens,
отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в
котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и
социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. В связи с
этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность
преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и
реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и
контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ – полное или частичное отпущение грехов, а также грамота об
этом, выдаваемая католической церковью за деньги от имени Римского Папы.
Индульгенция в Древнем Риме – помилование виновного. Особенно часто
практиковалась в эпоху империи при торжественных случаях (день рождения
императора, вступление на престол и т. п.) Индульгенция в средние века – грамота
Папы Римского, дающая отпущение грехов.
ИНКВИЗИЦИЯ – регулярный церковный суд, возникший в конце XII - начале XIII
вв. с целью борьбы против ересей. Террор инквизиции был направлен не только
против еретиков, но и против любых проявлений инакомыслия и вольнодумства. В
1232 г. римский папа распорядился, чтобы всеми делами о ереси занимался орден
монахов-доминиканцев. Искусство преследования всего того, что выходило за
пределы их понимания, вызывало подозрения. Инквизиция могла возбуждать

53. к

КАСТЫ –
признаку.
к
замкнутые
группы
Глоссарий:
людей,
различающиеся
по
профессиональному
КАТОЛИЦИЗМ – одно из основных направлений в христианстве, утвердившееся в
середине века в Западной Европе. Католическая церковь отличается строгой
централизацией, иерархическим характером. Её центром является папство. Глава –
Римский папа, резиденция которого находится в Ватикане. Особенность католицизма
в отличие от православия – добавление к «символу веры» следующих догматов: о
непорочном зачатии Марии и её телесном вознесении; догмата о непогрешимости
Папы; догмата о «фелиокве», согласно которому Святой дух исходит не только от
Бога-отца, но и от Бога-сына; догмата о «чистилище», куда попадает душа умершего
человека, прежде чем ей будет определено место в раю или аду.
КАТОЛИЧЕСКИЕ
ОРДЕНА

централизованные
монашеские
и
духовнорыцарские объединения, действующие согласно уставам, утверждаемым папством.
Различают: а) просто монашеские ордена: бенедиктинцев (названный в честь
основателя
западного
монашества
Бенедикта
Нурсийского),
картезианцев,
цистерианцев;
б)
нищенствующие
монашеские
ордена:
францисканский
и
доминиканский; в) духовно-рыцарские ордена: ианнитов, госпитальеров, тамплиеров,
тевтонский, ливонский.
КЛАССОВОЕ
СОЗНАНИЕ - исторически обусловленный уровень осознания
своего положения в системе существующих общественных отношений, а также своих
классовых потребностей и интересов.
КЛИЕНТ – термин для обозначения потребителя социальных услуг. Клиент –
человек который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей
оказался в проблемной ситуации и не может с ней справиться.
Его назначение состояло в том, чтобы не вызывать ассоциаций с пациентом,
нуждающимся в лечении. Клиент социальной службы – гражданин Российской
Федерации, иностранного государства или лицо без гражданства, находящееся в
трудной жизненной ситуации которому в связи с этим предоставляются услуги. В
социальной
работе
понятие
клиент
используется
как
синоним
понятий
«нуждающийся в помощи», «ищущий помощь».
С древнейших времен на территории Рима наряду с аристократами-патрициями
жили и неграждане – клиенты и плебеи. Наряду с плебеями вне римского
гражданского общества были и клиенты. Предположительно клиенты происходили из
чужаков.
КОЛИЗЕЙ (от лат. colosseus - громадный) - амфитеатр Флавиев в Риме, памятник
древнеримской архитектуры (75 - 80 гг. н. э.). Служил для проведения гладиаторских
боев и других массовых зрелищ, вмещал около пятидесяти тысяч зрителей.

54. л

Глоссарий:
ЛЕВАЧЕСТВО – выражение радикальных политических взглядов, направленных на
революционные изменения в обществе, не исключающие насилия, с целью
достижения равенства и справедливости в деятельности политических партий,
движений носят спекулятивный характер.
л
ЛЕГИТИМАЦИЯ - процедура общественного признания какого-либо действия,
действующего лица, события или факта; в политике – её признания, объяснения и
оправдания. Л. утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает
политические решения, создание политических структур, их изменение, обновление.
ЛЕГИТИМНОСТЬ – дословно означает законность, узаконенность – это
утверждение власти и властных полномочий за кем-либо с соблюдением всех
формально-юридических процедур. Она свидетельствует о праве власти принимать
решения и добровольности их выполнения народом. Поэтому Л. кроме законности
еще предполагает признание власти народом. Данное понятие использовали для
отличия законно установленной власти от власти захваченной, узурпированной. М.
Вебер назвал три исторических типа Л.: традиционную (в основе которой лежит
традиция наследования власти), харизматическую (основанную на вере масс в
исключительные качества вождя, лидера) и рационально-правовую (возникшую на
основе права, закона и установленного порядка в обществе). Современные авторы
добавляют идеологический тип легитимности, который основывается на убеждении
людей в ценности существующего государственного строя, власти, её принципов.
ЛЕННОЕ ПРАВО - право, определявшее отношения между вассалом и сюзереном.
В германской средневековой правовой системе Л. п. представляло обособленный
комплекс правовых норм, касающихся высшего феодального сословия. Клирики,
женщины, крестьяне, купцы, лишенные прав, незаконнорожденные, и все не
рыцарского звания со стороны отца и их предков — все они лишены ленного права.
Все, не имеющие военного щита, не могут обладать ленным правом на основании
свидетельства или вынесенного решения, но господин, наделивший их леном, не
сможет отвергать их свидетельства. Ленник должен нести надлежащую королевскую
службу, объявленную приказом господина в присутствии двух его людей за шесть
недель до похода. Служба должна осуществляться в пределах тевтонской земли,
входящей в состав Римской империи.

55. м

Глоссарий:
МЕДИАКРАТИЯ - дословно можно рассматривать как власть посредников. В
общественно-политической жизни данное понятие определятся как власть средств
массовой информации, коммуникации, которые являются посредником между
властью и народом.
м
МЕНТАЛИТЕТ - устойчивое обобщенное и распространённое представление людей
о чем-либо, о ком-либо, наиболее привычный способ восприятия социальнополитической реальности, присущий большим группам людей или обществу в целом.
Менталитет проявляется в устоявшихся формах поведения индивидов и групп.
МЕРИТОКРАТИЯ форма правления, в основу которой положен принцип
индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществу приходят
наиболее
достойные,
компетентные,
талантливые
люди.
Концепция
меритократической формы правления может служить источником оправдания
социального неравенства в обществе.
МЕССИОНИЗМ - 1) религиозное учение о спасителе мира; 2) взгляд на особую роль
какого-либо народа, государства, общественной группы, личности в истории, в
организации общественного порядка.
МЕСТНИЧЕСТВО – деятельность, направленная на обеспечение целиком или по
преимуществу локальных, местных интересов в ущерб более широким.
МЕТОДЫ
ПОЛИТИКИ
И
ВЛАСТИ - в зависимости от отношения к
существующему социально-политическому строю могут быть разделены на
революционные,
реформистские
и
консервативные.
Революционные
и
консервативные М.п. осуществляются насильственными и ненасильственными
способами. Методы осуществления власти зависят не только от социально-классовой
природы того строя, интересы которого обеспечивает данная власть, но и от
особенностей внутриполитической и внешнеполитической обстановки, степени
стабильности отношений внутри правящих групп и т.д. Выделяют диктаторские,
авторитарные, демократические методы осуществления власти.
МЕТОДЫ
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ - это приёмы и способы
изучения политических явлений и процессов. Применяют общенаучные и
специальные
методы:
сравнительно-исторические,
эмпирические,
системные,
психологические, социологические и др.
МЕТРОПОЛИЯ – государство, владеющее колониями.

56. о

Глоссарий:
ОБСТРУКЦИЯ - вид или способ борьбы, протеста (в том числе и социальнополитического), демонстративно направленный против принятия какого-либо
предложения с использованием необычных методов и средств. О. может быть
применена на любом заседании и при обсуждении любого вопроса. Чаще всего она
применяется и получает социально-политический отклик в ходе парламентских
дебатов, когда противники того или иного законопроекта, решения или мероприятия,
не имея возможности путем обычного голосования отвергнуть его, обращаются к О.
и путем непрерывного шума, произнесения длинных речей или иным образом
намеренно срывают голосование или само заседание.
о
ОБЩЕЕ ПРАВО - формирование "общего права" было связано с деятельностью на
постоянной основе королевских разъездных судей (при Генрихе II, XII в.). Оно
рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой
интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об
обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о
злоупотреблениях королевских должностных лиц.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние массового сознания, отражающее в
скрытой или явной форме отношение общества или его части к общественным
явлениям и процессам, к деятельности отдельных личностей, их групп, организаций и
т.д.
ОБЩЕСТВО – исторически сложившееся формы совместной деятельности людей; в
исторических условиях конкретный тип социальной системы; та или иная
организация; среда людей. С позиции кратологии (науки о власти) важно, что как
правило общество представляет собой структурированный организм со своей
иерархией, лидерством, государственным устройством.
ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИИ - политическая сфера, политическая жизнь общества.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ – определяется границами изучаемых явлений и
местом конкретной науки в системе других наук. Объект науки – реально
существующая действительность, имеет множество сторон и свойств, которые могут
стать предметом самостоятельного изучения. Объект теории социальной работы –
человек. Предмет теории социальной работы – закономерности содействия,
становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения
жизненных сил человека и средств их реализации и реабилитации. Объект
социальной работы в широком смысле это социальные отношения с людьми
населением с группами и слоями населения. Это категории населения нуждающиеся
в социальной защите (семьи, дети сироты, вся категории людей с ограниченными
возможностями здоровья, подростки девиантного поведения, безработные, беженцы,
мигранты и т. д.).

57. Э Ф

Глоссарий:
«ЭКЛОГА» - памятник византийского права VIII – XIV вв., сохранивший
кодификацию Юстиниана, является источником византийского права, где указано
руководствоваться «истинной справедливостью».
Э
Ф
ЭЛЕКТОРАТ – часть населения, постоянно голосующая на выборах или
поддерживающая ту, или иную политическую силу, т.е. это те избиратели, на
которые ориентируются партии, избирательные блоки в борьбе за власть.
ЭЛИТА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ – это большая социальная группа, выполняющая
функции управления, обладающая определённым уровнем политического влияния и
являющаяся основным источником пополнения кадрами институтов власти и
общества в целом. Политическая элита – это группа, которая концентрирует в своих
руках
значительный
объём
государственной
и
информационной
власти.
Политическая элита – это сложное образование, так как она основана на глубоких
внутренних связях входящих в неё политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие
интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением
сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы,
стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции
каждого её члена.
ЭПОХА - это исключение из правила о единицах измерения времени. Нельзя сказать,
что это год, десятилетие, столетие или тысячелетие. Эпоха может длиться
неопределенный отрезок времени, иногда она занимает несколько веков, а иногда
тысячелетия. Все зависит от степени и скорости развития человечества. Эпоха – это
единица, с помощью которой происходит периодизация исторического процесса.
Термин также трактуется как специфический качественный период развития
человечества. Историческая эпоха – это философское понятие, символизирующее
степень развития цивилизации, переход человечества на другой уровень культурного,
технического и социального развития, восхождение на высшую ступень.
Философы и историки разных времен пытались решить головоломку и создать
единую верную периодизацию. Для этого ученые брали определенные исторические
периоды, изучали, что именно происходило в те времена, на каком уровне развития
находились люди, и тогда уже объединяли их. Например, эпоха древнего мира – это
рабовладение, нового времени – капитализм и т.д. Следует отметить тот факт, что
историки создали несколько периодизаций развития человечества, и все они
затрагивают разные временные рамки. Самое распространенное деление: древность,
Средневековье, новое время.
Этот вопрос остается открытым до сих пор, поскольку ученые так и не пришли к
единому мнению. Разделение всемирной истории по эпохам неоднозначное. Эпоха
мира – это временной отрезок, выделенный по определенному критерию. Возможно,
историки пришли бы к согласию, если бы оценивали развитие общества по одному
определению. А так нет единого мнения в том, как именно делить историю, от чего

58.

Спасибо
за
внимание
English     Русский Правила