Античная философия (окончание)
Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.)
Жизнь как проблема
Метод Сократа
Ирония (игра слов)
Майевтика (повивальное искусство)
Индукция (неведние)
Ксенофонт, Платон и Сократ
Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. )
Идеальное государство
Добродетели сословий
Устранение проблем
Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо)
Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих)
УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»
Материя
Дуализм
Демиург (мастер)
Космогония
Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.)
«Идея» и «вещь»
Четыре причины бытия
Материя + форма = бытие
Материя и форма – причины всех вещей
Перводвигатель
Акт и потенция
Душа
Познание
Знание
Этика – человеческие качества
Добродетели
Аристотель о государстве
Критерии правления
Формы правления
Государственное устройство:
399.00K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия (окончание). Сократ. Платон. Аристотель

1. Античная философия (окончание)

Сократ. Платон. Аристотель.

2. Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.)

Сократ - ироник, эротик,
майевтик
Диалектический метод
«Познай самого себя»
Нет понятия, нет и
знания
Многознание есть зло
Творить добро можно
только зная, что такое
добро
Добродетель есть
знание, а знание есть
добродетель

3. Жизнь как проблема

Физика уступает место антропологии
Тайна мира у Бога, познанию доступен только сам
человек
Философия - учение о том, как следует жить
Эстетика: прекрасное то, что имеет смысл
Сущность знания: понятие о предмете и достигается
посредством определения понятия
Мужество есть частный вид добродетели
Благо полиса
Сократ – медиатор между личностью и полисом

4. Метод Сократа

Диалектика – диалог
Диалектика - движение Логоса (слова)
Диалектика - движение мысли к
пониманию идеи
Понятие - это то, что уже определено
Логос - мысль, получившая предел
Идея – есть в мыслях, но не
определена

5. Ирония (игра слов)

«Я знаю, что я ничего не знаю»
Насмешка над
самонадеянностью человека
Против самого себя
Ведет к очищению ума для его
дальнейшего просвещения

6. Майевтика (повивальное искусство)

Роды души, а не тела
Рождение истины
Вопросы, решение которых
вело к истине
В диалоге вопрос побуждает
душу собеседника знать

7. Индукция (неведние)

Никогда не доходить до истины.
Двигаться к ней методом наведения
(вопросы)
Понять - определить цель движения
мысли.
Истина - определена и выражена в
понятии.

8. Ксенофонт, Платон и Сократ

408 — 399 до
н.э.
более 50 лет

9. Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. )

Аристокл
Кратил – ученик
Гераклита
Даже один раз нельзя войти
в реку
У вещей нет имени
387 г до н.э. Платоновская
Академия
Философия, математика
астрономия естествознание,
риторика
«Негеометр да не войдет!».

10. Идеальное государство

«Государство», «Законы», «Политик»
Человек свободен только в полисе
Добродетельным и справедливым человек может
стать только в совершенном государстве
Экономическая теория происхождения государства разделение труда:
Крестьяне – торговцы – ремесленники, воины,
правители
Рабы - говорящие орудия
Женщины = мужчинам

11. Добродетели сословий

Добродетели соответствуют различным
частям человеческой души
Мудрость – это добродетель правящего
сословия философов-правителей
Мужество – это добродетель воинов-стражей
Умеренность и подчинение – добродетель
крестьян, ремесленников, торговцев

12. Устранение проблем

Самостоятельный выбор сословия
невозможен
Пресечение действий в личных интересах
Отмена частной собственности для воинов и
философов
Обобществление жен и детей
Контроль государства – «селекция»
Цензура

13. Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо)

Монархия - форма правления, при которой
верховная государственная власть
принадлежит одному лицу и передаётся по
наследству
Аристократия (греч. aristos – лучшие, kratos –
власть) - власть принадлежит знати.
Государством должны управлять только
избранные (лучшие) умы
Основная цель государства – сделать своих
граждан добродетельными

14. Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих)

Тимократия – власть честолюбцев,
одержимых самой идеей власти
ОлигАрхия – власть, основанная на
богатстве. «Два государства – бедных и
богатых».
Демократия – власть народа. Охлократия власть толпы, где главный закон своеволие
Тирания - власть одного над всеми. Тиран
всегда является ставленником народа.

15. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»

Эйдос
Идеи — истинно-сущее бытие
Идеи - общие абстрактные понятия, чистые
логические формы
Не являются продуктом деятельности мышления
человека
Вечные и неизменные образцы (эталоны) вещей
Мир идей умопостигаем
Разум - способность созерцания идей
Безобразная вещь не имеет эйдоса

16. Материя

Хора - субстрат вещей, противостоящий
их идее
Изменчивость, хаос, неопределенность
«Род пространства»
Лишена любой определенности
Только идеи способны организовать,
придать форму и структурировать хаос

17. Дуализм

Тело — разложимо и
смертно
Душа - вечна :
Разумное начало,
обращённое на познание и
всецело сознательную
деятельность
Яростное начало,
стремящееся к порядку и
преодолению трудностей
Страстное начало,
выражающееся в
бесчисленных желаниях
человека

18. Демиург (мастер)

«Тимей»
«Творец и родитель Вселенной»,
производящий и упорядочивающий
физический мир в соответствии с
идеальной моделью
Задача - привести каждую вещь «к
согласию с самой собой»

19. Космогония

«Божественное провидение»
Творение – мировой разум (Ум)
Мир - «живое существо, наделенное душой и умом»
Мировая Душа состоит из : предельного,
беспредельного, их смеси
Мировая Душа делится на два круга: внешний сфера неподвижных звезд, внутренний - сфера
планет
Время - «движущееся подобие вечности»
Мировая Душа +Мировое Тело = четыре вида живых
существ
Высшие («ставшие боги» ) + Демиург = люди

20. Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.)

Физика
Этика
Логика
Метафизика - «то, что
идет после физики»
«Мета» - «сверх»,
«находящееся над чемлибо»
Учение о
сверхчувственном, о
предельных основах
бытия.

21. «Идея» и «вещь»

Существование вещи предполагает наличие
идеи этой вещи
Идея вещи - внутри самой вещи
Идея вещи - единична и сама вещь, но
является обобщением всех частей вещи
Организм вещи. При удалении части гибнет
вся вещь
Механизм вещи. При удалении части вещь
остается целостной

22. Четыре причины бытия

Формальная - эйдос - «то, что».
(«чтойность»)
Материальная - «то, из чего»
Производящая (движущая) «то, откуда»
Целевая - «то, ради чего»

23. Материя + форма = бытие

Бытие - живая субстанция
Материя - субстрат
Материя - вечна, несотворима, неуничтожима
инертна, пассивна
Небытие - бесформенная материя
Первичнооформленная материя – пять
первоэлементов (стихий): воздух, вода,
земля, огонь, эфир (небесная субстанция)
Материя - потенциальная возможность вещи

24. Материя и форма – причины всех вещей

Форма — сущность предмета
Причина - Ум-перводвигатель
(Бог) – создатель формы
разнообразных вещей из
материи
Высшей целью является Благо

25. Перводвигатель

Неподвижен и бестелесен
Бог - чистый ум
Причина, сама себя
обусловливающая
Причина всех причин
Бог - высшая форма и первая
сущность

26. Акт и потенция

Акт (энергия ) - деятельное
осуществление чего-либо
Потенция (возможность) - сила,
способная к осуществлению
Энтелехия – конечная стадия
любого процесса превращения
возможности в действительность

27. Душа

Душа — это энтелехия тела
Тело имеет способность жить только в
соединении с душой
Форма, а не материя
Различает и познаёт сущее
Может ошибаться
Вечна и бессмертна

28. Познание

Чувственное восприятие - знание
индивидуального
Опыт
Технэ (искусства) – знание общего и
причин
Науки
Философия (высшая из всех наук) исследование первопричин и сущего

29. Знание

Знание общего заложено в разумной
душе потенциально
Разумная душа – это мышление, ум
Знание общего присутствует в душе как
возможность, которая может быть
актуализирована, как посредством
чувственных восприятий, так и
активностью самого разума

30. Этика – человеческие качества

Добродетель — внутренний склад
души, представляющий собой меру,
между двумя крайностями: избытком и
недостатком
«Способность поступать наилучшим
образом во всём, что касается
удовольствий и страданий, а
порочность — это её
противоположность»

31. Добродетели

Добродетели ума
(разумные) :
мудрость,
сообразительность,
рассудительность
Добродетели характера
– нравственные:
мужество — (отвага –
трусость
щедрость – (мотовство
– скупость)
правдивость —
(хвастовство –
притворство)
стыдливость —
(бесстыдство – робость)

32. Аристотель о государстве

Трактат «Политика»
Государство (полис) – «политическое общение»
Человек – существо политическое
Государство создается для того, чтобы жить счастливо
Задача государства – счастье граждан и воспитание их в духе
добродетели
Государство основано на справедливости
Право – регулирующая норма политического общения
Рабство имеет естественную природную основу
Наличие частной собственности
Законы принимаются применительно к данному
государственному строю, а не подгоняют государственное
устройство к законам

33. Критерии правления

По количеству
правящих - случайный
По цели правления
(моральной
значимости)

34. Формы правления

Правильные (цель
правления - общее
благо) :
монархическое
правление;
аристократическое
правление;
полития - власть
большинства (средние
собственники) «добродетель есть
середина»
Неправильные (цель
правления - благо
правящих) :
тирания монархическая власть,
имеющая в виду
выгоды одного
правителя;
олигАрхия - выгоды
состоятельных граждан;
демократия - выгоды
неимущих

35. Государственное устройство:

Законосовещательный орган рассматривает дела
государства;
Должности – какие, чем должны
ведать, способ их замещения;
Судебные органы
English     Русский Правила