Похожие презентации:
Европейская философия. Средние века
1. Европейская философия
Средние века2. Патристика (2-8 вв.)- философия и теология Отцов Церкви
Патристика (2-8 вв.)философия и теология Отцов ЦерквиОтцы Церкви
Апостольские
мужи
(ап. Варнава,
Игнатий
Богоносец)
Апологеты
(Юстин,
Тертулиан)
Церковная
Теология
(Климент, Ориген)
3. Проблематика
Теологическая - единство итроичность Бога, отношение лиц
или ипостасей
Христологическая - отношение
божественной и человеческой
природы в Христе
Антропрологическая первородный грех, свобода воли,
спасение души и тела
4. Различия
Средневековая:Религиозность
(христианская)
Богословие
Догмат об
абсолютном
превосходстве
веры над разумом
Античная:
Сущность
природы и
Космоса
Проблема
общества,
государства
Гармония мира,
человека и разума
5. Особенности
Руководящий принцип - соединениеверы и разума
Истинность не зависит от рациональных
доказательств
Истина веры – сверхразумна
(сверхфилософская)
Философия способна в некоторой
степени прояснить то, что уже
установлено верой
Метод - дедукция, опирающаяся на
определения и законы формальной
логики
6. Догмат о Пресвятой Троице
1) Бог троичен итроичность состоит в
том, что в Боге Три
Лица (ипостаси):
Отец, Сын, Святой
Дух.
2) Каждое Лицо
Пресвятой Троицы
есть Бог, но Они суть
не три Бога, а суть
единое Божественное
существо.
3) Все три Лица
отличаются личными,
или ипостасными
свойствами
7. Доказательства бытия Бога
Космологическое (Платон, Аристотель,Лейбниц, Вольф) - Бог - первопричина всех
вещей и явлений
Телеологическое (Сократ, Платон, стоики)
- природа устроена целесообразно,
следовательно, есть тот, кто всё
упорядочивает
Онтологическое (Августин, Ансельм) - у
всех людей имеется понятие о Боге как о
совершенном существе, а оно не может
возникнуть беспричинно, значит, Бог
существует
8. Ориген (ок. 185-254 гг.)
«Богочеловек»Апокатастасис – идея
конечного спасения всего
сущего
Предсуществование
человеческих душ «лестница иерархий»
разумных существ
Бог - творец бесконечной
последовательности миров
Каждый мир конечен
«Сын не есть Сын по
усыновлению извне чрез
Святого Духа, но Сын по
природе» - единородный
«Есть скопцы, которые
сделали сами себя скопцами
для Царства Небесного»
9. Учение Оригена о Троице
Субординатизм - убывающая ТроицаБожественные Лица не равны по достоинству
«Сущность» - обозначение единства в Боге
«Ипостась» — для различия Лиц
Логос (Божественное Слово) - посредник между Богом и миром
Бог - Творец по природе
Творение совечно Богу
Творение - акт Божественной природы, а не акт Божественной воли
Учение о предвечном рождении Сына
Отец никогда не был без Сына
Предвечное рождение - не эманация (гностиков)
Иерархия - причастность
Изведение Святого Духа Отцом через Сына
По достоинству Святой Дух ниже Сына
10. Арий (256—336) Константинополь
Отрицал божественностьХриста
Христос не Бог, а первый
и совершеннейший из
сотворённых Богом
существ
Проповедовал аскетизм
Отказ от частной
собственности
Отвергал посты
Отрицал праздник Пасхи,
как искажение Христа,
который один только есть
«истинная Пасха»
Утверждал равенство
священников
(пресвитеров) с
епископами
11. Арианство
Государственная версия христианства послеКонстантина до 378
Официальная религия германских
государств (до VI века)
Природа Христа
Христос сотворён Богом
Имеет начало Своего бытия
Не равен Ему
Христос не единосущен, а подобосущен
Богу
Иерархия Троицы
12. Великие каппадокийцы
Василий Великий(ок. 330—379)
Григорий
Богослов (329 —
389)
Григорий Нисский
(ок. 335 — после
394)
13. Учение о Пресвятой Троице
Разграничение понятия «сущность» и «ипостась»«Сущность» - общее
«Ипостась» - частное
Сущность Божества - неначинаемость бытия и
Божеское достоинство
Принадлежат трем ипостасям
Отец, Сын и Святой Дух - проявления ее в Лицах
Ипостаси отличаются личными (ипостасными)
свойствами
«Ипостась» = «Лицо»
Бог не есть сущность, которая предшествовала бы
Лицам
Бог абсолютно свободен по отношению к Своему
собственному бытию
14. Первый Вселенский Никейский Собор (325 г).
Участники :318 епископов (Св. НиколайЧудотворец, Иаков епископ Низибийский,
Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий)
Осудил и отверг ересь Ария
Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога
Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог
Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с
Богом Отцом
Символ Веры
Празднование Пасхи в первый воскресный день
после первого весеннего полнолуния
Священникам быть женатыми
15. Основные задачи философии
Ориген - основатель библейскойфилологии
Истина дана в Откровении
Раскрыть и разъяснить священные
письмена
Изложить истину посредством разума
(философии)
«Истинная философия есть
христианская религия»
16. Аврелий Августин (13.11.354 - 28.08.430)
Влияние манихейства(10 лет):
Дуализм
Спасение освобождение частиц
«светлой субстанции»
и возвращение их в
«область света»
Манихейская этика
«посвященных» не
предъявляла строгих
моральных
требований
17. Доказательства бытия Бога
Бог - высшее начало бытия, абсолютноесовершенство, истина, источник человеческого
познания
Бог - чистая форма без всякой материи
Бытие мира изменчиво, поэтому предполагает
неизменное бытие Бога как его Первопричины
Красота творения неполная, частичная и изменчивая,
следовательно, должна быть абсолютная Красота как
образец
Единая идея многих вещей
Бог – всеобщее благо
Степени совершенства
18. Триадология
Единство Бога и единосущиеБожественных Лиц
Внутренняя обусловленность бытия
именно Трех Божественных Лиц (Бытие,
Мышление, Воля)
Взаимосвязь и взаимопроникновение Лиц
Лица Св. Троицы как бы вторичны и
производны по отношению к
Божественной сущности - её «основные
свойства» («образы существования»)
19. Творение
Бог свободно сотворил мир«из ничего»
Отец наделяет всё бытием
Сын - формой, свойствами,
премудростью
Св. Дух - порядком,
согласием, благостью
Порядок творения:
Идеально
Потенциально (семена)
Реально
Духовные и телесные твари
Ангелы - бестелесные,
духовные существа, наиболее
близкие к Богу
20. Августин Блаженный (антропология)
Человек = душа + тело(внутренний + внешний)
Душа - внутренний человек образ
Божий
Душа - нематериальна и
бессмертна
Душа – обиталище и вместилище
божественности
Дух (ум) – высшая сила души
Бог творит каждую душу, как
душу Адама (креационизм)
Душа заражается первородным
грехом через тело (телесную
похоть)
Человек реализуется только в
Любви
Счастье - в познании истины
Способности
ума
Сила памяти
Рассудочное
и интуитивное
познания
Воление
21. Свобода воли и первородный грех
«Малое бессмертие» - возможность«Малая свобода» - мог не грешить
Бог/человек – свободная синергия
«Бóльшее бессмертие» - невозможность умереть
«Бóльшая свобода» - невозможность грешить
Благо тождественно бытию
Зло - недостаток добра, не самостоятельная сущность
Зло - неправильное направление воли тварного разумного
существа
Разница между свободной воли (способность к выбору) и свободой
как осуществлением добра
Право выбора между добром и злом
Последствия грехопадения - утрата свободы выбора,
невозможность не грешить, телесная смертность
Жизнь - медленная смерть
Похоть – способ передачи всеобщей греховности
22. Христология
БоговоплощениеВосстановление
человеческой
природы в её
неповрежденное
состояние
Спасение
человечества
от дьявола и смерти
Воскресение
из мертвых как
залог будущего
всеобщего воскресения
23. Сотериология – учение о спасении
Человек спасается толькоБлагодатью и милосердием
Божиим
Милосердие Божие проявилось в
искупительной жертве Христа
Благодать - внутренняя,
чудесная и невыразимая сила
Божия
Предопределение: избранные и
24. Эсхатология
Град Земной и Град НебесныйПришествие Илии
Уверование иудеев во Христа
Воцарение антихриста и его
гонения на Церковь
Всеобщее воскресение
мертвых
Воскресение тел произойдет
на основании присущей
каждому человеку идеальной
формы (33)
Последний Суд Божий
Окончательный приговор
грешникам и праведникам
Прообраз Чистилища
25. Схоластика (9-12 вв.)
Систематическая средневековая философия,сконцентрированная вокруг университетов и
представляющая собой синтез христианского
(католического) богословия и логики
Аристотеля
Логика - учение об универсальном методе
познания и теории рассуждения
Суть - формальные рассуждения о понятиях
и категориях без рассмотрения их реального
содержания
Принцип: вопрос-ответ
26. Фундаментальные принципы схоластики:
Теоцентризм - всёв этом мире
соотносится с Богом
и от него получает
свои определения
Принцип
теоцентрической
иерархии
Науки
Ценности
Бог
Теология
Философия
Науки
27. Фундаментальные принципы схоластики:
Креационизм принцип творенияВсё сотворено Богом из
ничего
Всё тварное стремится к
ничтожеству и
уничтожению
Оптимистическое или
пессимистическое
мироощущение
Течения:
Младоземельный буквальное следование
шестидневному
творению
Староземельный шесть дней творения
интерпретируются как
символическая формула
Постепенного творения
(теория эволюции)
28. Фундаментальные принципы схоластики:
Провиденциализм - развитие человеческого обществаопределяется трансцендентными по отношению к историческому
процессу силами
Принцип Божественного провидения:
Божественная воля
Всемирная история - часть библейской священной истории
История развивается по Божественному плану
Бог неустанно и непрерывно правит миром
Всё уже предопределено
Идея смысла и гармонии мирового устройства
Конечная цель - торжество ценностей Нового Завета и достижения
всеми верными Царствия Божьего
Периодизация истории (по Августину): от сотворения мира до
Христа и — после Христа
По шести «возрастам мира»
по четырём «мировым» монархиям (Вавилон, Мидо-Персия, Греция,
Рим)
29. Фундаментальные принципы схоластики:
Персонализм - признание «личности» первичнойреальностью и высшей духовной ценностью
«Личность» - духовный первоэлемент бытия:
Неделима
Обладает разумом и свободой воли
Сотворена по образу и подобию Бога
Является венцом, вершиной творения
Человек - единство души и тела
Приоритет – душе = личность
Тело - темница души и сосуд греха
Постоянная борьба внутри человека добра и зла,
духа и плоти, разума и чувственности
30. Фундаментальные принципы схоластики:
Ревеляционизм – все необходимые истиныуже даны в Божественном Откровении
Зафиксированы в Писании
Самый надежный путь познания состоит в
постижении смысла Священного Писания
Другие способы познания излишни
Не исключает их совсем
Принцип философствования – экзегеза истолкование Писания.
31. Вера/Разум
Иоанн Скот Эриуге́на(810—877) – ирландец
«О божественном
предопределении»
Рационализация
теологии
Между «правильным
разумом» и «истинным
авторитетом» не может
быть противоречия
Аллегорическое
истолкование Писания
Авторитет рождается от
истинного разума, но
разум никогда не
рождается из
авторитета
32. Вера/Разум
Ансельм Кентерберийский(1033-1109 гг.)
Рационализм (разум –
основа познания)
Вера - основа
рационального знания
Разум – средство веры
Будет вера, будет и
понимание
Вера и разум - два
источника знания
Всё дано в Откровении
Понимание веры
достигается с помощью
разума
33. Доказательства бытия Бога (по Ансельму)
1. Все стремится к Благу. Бог Абсолютное Благо2. Все ограничено и имеет некий
верхний предел (Бог)
3. Бытие целое. Причина этого Бог
4. Бог совершенен
Бог существует вне нас и вне этого
мира, но при рождении человека
вкладывает в его разум идею о
Себе
34. Экзегеза - толкование канонических религиозных текстов
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)Предтеча рационализма в
библеистике
«Да и нет» - более 1800
противоречивых
высказываний свв. Отцов о
Библии
1) Божественное
вдохновение
2) Священник – писатель –
человек. Особенности
мировоззрения
3) Условия, в каких
священных текст
записывался, сохранялся и
передавался.
Книги осуждены на соборах
(1121, (1140), а также
рескриптом папы Иннокентия
35. Вера / Знание ( по Абеляру)
Приоритет разума перед веройПрогресс в вере возможен только на пути знания
Сознательное отношение к Священным текстам
Теория «двух истин»:
Вера – это предположение о вещах невидимых, не
доступных человеческим чувствам, следовательно
Вера не имеет отношения к реальному, природному
миру, познаваемому науками и философией
Спасение - Благодать Божья + личное усердие
Бог дал человеку силы для достижения благих целей
Ум, чтобы сдерживать игру воображения и
направлять религиозное верование
36. св. Фома Аквинский (1225-1274) Оправдание веры разумом.
Систематизатор схоластикиТомизм = неоплатонизм +
Августин + представители ранней
схоластики + Аристотель
Наука и философия - разум и
опыт
Религия - через Откровение
Догматы веры сверхчувственны
Доказать - невозможно
человеческому разуму
Вера более достоверна, чем
разум, потому что разум
постоянно ошибается
Вера опирается на незыблемую
правдивость Бога
Вера более моральна, чем (разум)
Разум способен отвратить
человека от Бога
Вера – способ постижения бытия
37. Теология Философия
ТеологияНаука - система знаний
В основе - первые
принципы
Заключения выводятся
посредством
силлогистических
рассуждений
Догматы (положения
вероучения, объявленные
непреложной истиной)
Сверхразумное знание –
истина
Задача – систематическое
изложение и истолкование
спасающей истины
Откровения
Философия
Наука - система знаний
В основе - первые
принципы
Заключения выводятся
посредством
силлогистических
рассуждений
Принципы разума
Естественное знание –
истина
Задача – адаптация
положений веры для
понимания «естественным
разумом» человека
38. Пять доказательств бытия Бога
Доказательство через движение. Все движущееся когдалибо было приведено в действие чем-то другим. Цепочка«двигателей» не может быть бесконечной. Бог первопричина всего движения
Доказательство через производящую причину. Ничто
не может произвести самого себя, значит существует нечто,
являющееся первопричиной всего — Бог
Доказательство через необходимость. Если бы все вещи
находились в потенции, то ничего бы не возникло. Должно
быть нечто, способствующее переводу вещи из
потенциального в актуальное состояние - Бог
Доказательство от степеней бытия. Существует самое
красивое, самое благородное, самое лучшее - Бог
Доказательство через целевую причину. В мире
разумных и неразумных существ наблюдается
целесообразность деятельности, а значит существует
разумное существо, которое полагает цель для всего, что
есть в мире — это существо мы именуем Богом
39. Этика томизма
Всё сущее стремится к Б(б)лагуЖелание – воля
Интеллект благороднее воли
Цель человеческой жизни - обретение блаженства
Блаженство - не в акте воли, но в акте интеллекта
Знание Бога посредством интеллекта
Свобода человека - необходимость выбора разумом
частные блага
Общие принципы морали - в Божественном законе
Действие, сообразующееся с разумом – доброе
Действие, несогласное с разумом — злое
К блаженству приближает созерцательная,
молитвенная жизнь подвижников
40. Антропология (по св. Фоме Аквинату)
Человек - на границе материального идуховного
Тело и душа (субстанции)— соединяются в
единую природу.
Душа есть субстанциальная форма тела.
Душа имеет духовную природу.
Бог приводит душу к существованию
(очеловечивает).
Душа - не личность.
Душа может существовать независимо от
тела.
Душа способна к познавательным актам.
41. Проблема универсалий
Общие понятияРеалисты (п)
до вещей
Реалисты (а)
в самих вещах
Номиналисты
после вещей
в сознании
человека
Концептуалисты
универсальное
понятие
42. Спор об универсалиях (реализм)
Онтологический статус общих понятийИоанн Скот Эриугена, Ансельм
Кентерберийский:
Различаются не по существу, а по случайным
признакам
Акциденция (Аристотель)-случайное, почти всегда,
несущественное свойство вещи, противопоставляется
сущности (Парадокс ответственности Бога. Свобода)
Фома Аквинский – эклектизм (3):
До вещей - мысли Бога
В вещах – сущность
После вещей - ум человека образовывает понятия
43. Спор об универсалиях (номинализм)
Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок.1122
Универсалии - просто слова
(сотрясение воздуха)
Реально существуют только
единичные вещи
Универсальных реальностей,
соответствующих общим понятиям
нет
44. Спор об универсалиях (концептуализм)
Пьер АбелярСтатус вещи
Обозначается с помощью
единичного термина
Каждая вещь есть только то, что
она есть
Онтологический статус универсалии
«человек»
45. Троичность и универсалии (от монотеизма к политеизму)
ОтецБог
Сын
Дух Святой
Отец
Сын
Святой Дух
46.
47. Ренессанс
Универсальныйчеловек
Религиозное
чувство
Дуальность
человеческой
природы
Творческая
реализация
Осознание
личности
48. Ренессанс
Пикоделла
Мирадола
(1462–1494).
Природа
сущности
обуславливает
ее
действия.
Природа
человека
пластична
(«хамелеон»)
«Человек –
результат
собственных
усилий»