Похожие презентации:
Философия. ХХ век
1. Философия
ХХ век2. Феноменология
• Эдмунд Гуссерль(1859-1938)
• Германия
• «Картезианские
размышления»
редактировал
лучший ученик –
Мартин Хайдеггер
3. Философия как строгая наука
«Назад к вещам»
Возврат «к вещи как таковой»
Надо избавиться от предпосылок (наслоений):
- материалистических
- идеалистических
-традиционных
- субъективных
Задачи:
- увидеть предмет исследования таковым, каков он
есть
• - адекватное описание предмета
4. Феномены сознания
• Эйдосы - идеальные сущности• Эйдос – первичное, важное, не
обусловленное никаким фактом
• Эйдосы - необходимая основа
знания
5. Интенциональность сознания
• Выражает направленностьпереживаний на предмет
• Соотнесение с предметами опыта
• Чувственная и интеллектуальная
интуиция
• Интенциональные объекты феномены
6. Феноменологический подход
• Явление вещи и сама вещь – не одно и то же• Явления не являются, но переживаются
• Любой акт сознания направлен на предмет
• Разновидности актов сознания неотделимы от
интуитивных актов:
• - чувственное восприятие
• - представление
• - воображение
• Переживать события = иметь акты восприятия,
направленные на эти события
• Собственные переживания «Я»
7. Феноменологический метод
Сознание - основной объект исследования
Рассматривается как целостный поток переживаний
Феномены - основные элементы потока переживаний
Феномен:
– самостоятелен
- сложная структура
Феномен как целостность может быть обнаружен и рассмотрен
только в интуитивном акте
Феноменологический метод – это метод непосредственного
«слияния» с потоком сознания
Феноменологический метод противоположен дедуктивнорасчленяющему методу естественных наук
Предмет феноменологии - поток феноменов
Феномен – сущность
8. Феноменологическая редукция
• Вариант метода сомнения (Декарт)• Подвергнуть сомнению всё и дойти до
того, существовании чего уже
усомниться нельзя
• 1.«Вынести за скобки» мир
• 2. Остаётся сомнение
• 3. Сомневаюсь «Я»
• «Я» - есть
9. Интерсубъективность
• «Бытие-для-меня»• «Мир другого»
• «Бытие-для-всех-вообще»
• «Жизненный мир» – не сам по себе, а взятый в его
значимости для человека
• «Естественная установка» - человеческий опыт
• «Феноменологическая» - мир символов и значений,
конституированных трансцендентальным Я
• Влияние на: экзистенциализм, персонализм,
структурализм
10. Универсальная феноменологическая онтология
• Мишель Анри (1922–2002
• Внутренняя связь
Божественного
Откровения и
человеческой души
(Мейстер Экхарт)
• Единство человека и
Бога (Къеркегор)
• Христианская любовь
как примирении с
жизнью (Гегель)
11. Жизнь как автоаффекция
• Опыт откровения сущности следует искать в самойжизни
• Человек - «человеческая реальность», «экзистенция
без трансценденции»
• Жизнь похожа на в себе существующую
имманентную монаду
• Автоаффекция: «Я» - страдаю – чувствую - вижу мыслю и т.д.
• Автоаффекция — не индивидуальный субъект, а
сущность обнаружения
• Откровение абсолютно в своем внутреннем опыте
12. Метод
• Метод «универсальнойфеноменологической онтологии» не
должен быть интуитивным
• Интуиция не является конечной
мыслью
• Актуальный акт сознания перманентный посыл к горизонту
потенциальных актов
13. Герменевтика
• Греч. hermeneutike – толкование• Совокупность правил и техник истолкования
текста в ряде областей знания - филологии,
юриспруденции, богословии и
• Понимание - осмысление социального бытия
- процесс понимания бесконечен
• Воплощён в принципе герменевтического
круга
14. Герменевтический круг (по Шлейермахеру)
• Принцип понимания текста, основанный надиалектике части и целого
• Процесс понимания начинается с понимания целого
• Целое имеет преимущество перед частью
• Понимание целого складывается из понимания
отдельных частей
• Для понимания частей необходимо
предварительное понимание целого
• Понимание текста — движение по кругу от целого к
части и от части к целому
• Текст - часть творчества писателя
• Творчество писателя — часть литературы
• Текст - часть душевной жизни автора
15. Варианты
• Текст и биография его автора - часть и целое (по Дильтею)• Онтологическая, а не методологическая категория (По
Хайдеггеру)
• Движение от пред-понимания к пониманию
• Понимание ситуации (текста) возможно только на основе
предварительного понимания (пред-понимания)
• Понимание - «набрасывание» смысла
• Появляется смысл - можно истолковать текст в целом
• Первичное прояснение смысла возможным благодаря
ожиданию найти определенный смысл в тексте
• Разработка предварительного наброска смысла текста,
подвергающегося постоянному пересмотру является
пониманием смысла текста
16. Исторические разновидности
• Перевод - опыт иного и переноссмысла в свой язык
• Реконструкция - воспроизведение
истинного смысла или ситуации
возникновения смысла
• Диалог - формирование нового смысла
- и субъективности - в соотношении с
существующим
17. Историческая эволюция герменевтики
• Античность - искусство толкования знамений(воли богов)
• Средние века - экзегетика как толкование
Священного Писания
• Возрождения - понимание как реконструкция
(филологическая герменевтика)
• Протестантская культура – религиозная
герменевтика - проекты отделения в Писании
божественного от привнесенного человеком
18. Техники реконструкции
• Цель - вживание во внутренний миравтора
• Фиксация содержательного и
грамматического плана текста
• Создание условий для эмпатии
(вчувствование) в субъективность
автора
• Воспроизведение творческой мысли
автора
19. Вильгельм Дильтей
• 1833 - 1911• Герменевтика была
вспомогательной
дисциплиной - набор техник
оперирования с текстом
• Философская герменевтика
- возможность
гуманитарного исследования
• Герменевтический метод +
историческая реконструкция
ситуации возникновения
текста
• Основа - описательная
психология
• Приоритет- история
20. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ МАРКСИЗМА
Карл Маркс
1818 — 1883
Протестант
«Различие между
натурфилософией
Демокрита и
натурфилософией Эпикура»
(Д.)
Фридрих Энгельс
1820 — 1895
Сын преуспевающего
текстильного фабриканта
Пиетизм
«Происхождение семьи,
частной собственности и
государства» (1884)
21. «Манифест коммунистической партии»
21 февраля 1848 г. (Лондон)
Задачи и методы борьбы коммунистических партий
«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма»
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Программа перехода от капитализма к коммунизму
Диктатура пролетариата
1. Экспроприация земельной собственности
2. Высокий прогрессивный налог
3. Отмена права наследования
4. Конфискация имущества эмигрантов и мятежников
5. Национализация банка – монополия государства
6. Централизация транспорта в руках государства
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню
и улучшение земель по общему плану
7. Одинаковая обязательность труда для всех
8. Устранение различия между городом и деревней
9. Общественное и бесплатное воспитание всех детей
10 Устранение фабричного труда детей в современной его форме
11.Соединение воспитания с материальным производством
22. Проблема человека
Социальная сущность:
- определяется социальными условиями
- окружающей общественной средой
Социальная сущность человека не может быть постоянной
Среда - историческая эпоха, социальный строй, классовые и
групповые интересы
Среда - индивидуальные условия и особенности его развития
Человек - продукт обстоятельств и воспитания
Человек способен изменить общественную среду и себя
Индивидуальность - личностное измерение человеческого
бытия
Связь между сознанием общественного богатства и развитием
богатой человеческой индивидуальности
23. Проблемы свободы
• Свобода личности - способность человекареализоваться
• Знания, умения, навыки - основа сознательного
поступка
• Знание + Опыт = Цель
• Прошлое - цель – настоящее – цель – будущее
• Цель:
• - обусловлена существующим положением вещей
• - выход за пределы существующего положения
• Выбор целей - условие свободы человека, но не
сама свобода
• Человек свободен в той мере, в какой свободно
общество, в котором он живет
24. Теория отчуждения
• «Отчуждение»:• 1. Любой результат труда принимает материальную форму и
отчуждается (отделяется) от творца
• 2. От процесса труда
• 3. Психическое состояние человека, не чувствующего себя
свободным в своих действиях - объект манипуляции внешних
сил
• 4. От собственной сущности и людей друг от друга
• Причина отчуждения — частная собственность на средства
производства
• Упразднение частной собственности – замена на общественную
• Результат - подлинная коллективность
• Человек получает возможность для созидательной творческой
деятельности
• Социализм – « От каждого по способностям, каждому по труду»
25. Коммунизм
Социализм - основа для формирования подлинной коллективности
Подлинная коллективность всех групп и организаций возможна при
полной победе коммунизма
Построение коммунизма6
- неразрывное единство общества и личности
- свобода не подавляется
- не нивелируется индивидуальное развитие членов
коммунистического общества
- единство общественных и личных интересов позволяет превратить
объективные требования общественного движения во внутренние
побуждения личности
- каждый человек непосредственный творец общественной жизни
- простор для безграничной реализации всех способностей человека в
его свободном развитии
«От каждого по способностям, каждому по потребностям»
26. В. И. Ленин
1870—1924
Марксизм - методология познания и
изменения социальной действительности
Единственно верная революционная
теория трудящихся масс
Материалистический подход к
действительности:
- максимально полный охват событий,
исключающий односторонность;
- изучение тех явлений и процессов,
которые имеют особую важность для
деятельности широких трудящихся масс.
- опора на материальную основу —
производственные, экономические
отношения
- видение за движением отдельных
людей и небольших коллективов
положение и интересы больших
общественных групп — классов;
- оценивание обстановки развития
общества
Всемерная политизация учения
Диктатура пролетариата как теории и
практики марксизма.
27. Маоизм
• Мао Цзэдун• 1893 — 1976
• «Пусть расцветают сто
цветов» (1957)
• «Большой скачок» (19581963)
• «Культурная революция»
(1965-1976)
• Официальная идеология
КПК
28. Идеи Мао Цзэдуна
Общественная практика - источник познания
Этапы развития процесса познания
Цели познания
Критерий истины
Учение о плановом товарном характере социализма
Разработка вопроса о формах распределения при сохранении
главенствующей роли распределения по труду
Теория «новой демократии»
«Правильный путь взятия политической власти китайского
образца» — «теория окружения города деревней»
Разработано учение о стратегии и тактике революции
Теория «трёх миров» - принцип независимости и
самостоятельности в международных отношениях
29. Демократический социализм
Майкл Харрингтон
(1928—1989) - американский мыслитель
Один из лидеров и теоретиков
Социнтерна (Социалистического
интернационала)
Отвергал «несоциалистический
социализм» (СССР, Восточная Европа)
«Новое» прочтение Маркса
Освобождение труда - залог всеобщего
освобождения
Социализм «с человеческим лицом»
Адаптация к новым условиям.
Рынок - инструмент подлинной
максимизации свободы выбора
индивидов и сообществ в условиях
социализма
Совмещение рынка с социализмом
Рынок - не механизм выбора,
исключающий допустимые средства его
регуляции в интересах больших групп
людей