Хронологические рамки:
Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912
Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934
Нобелевские лауреаты
Рост интереса к отечественной истории
Расцвет философской мысли
Литературные направления
символизм
«Королева символизма» - Зинаида Гиппиус
акмеизм
футуризм
Сравнительная таблица
Сравнительная таблица
Сравнительная таблица
Сравнительная таблица
Михаил Нестеров
Суриков В.И.
Суриков В.И.
Суриков В.И.
Аполлинарий Васнецов
Василий Васнецов
Василий Васнецов
Василий Васнецов
Группа «Мир искусства»
Бенуа А.Н.
Николай Рерих
Николай Рерих
Врубель М.А.
Врубель М.А.
В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза»
Павел Филонов
Шагал М.З.
Скульптура
Архитектура
Музыка, балет, театр, кинематограф
С них начиналось киноискусство
Рождение кино
Мультипликация
Русский театр на рубеже веков
Опера и балет
«Русские сезоны» в Париже
Музыка: новые имена
24.76M
Категория: ИсторияИстория

Духовная жизнь "серебряного века"

1.

2.

это период в истории русской культуры,
хронологически
связываемый
с
началом
XX
века,
совпавший
с
эпохой модернизма.
Название «Серебряный век» дано
по аналогии с «Золотым веком»
(первая треть XIX века). На
авторство термина претендовали
философ
Николай
Бердяев,
писатели Николай Оцуп, Сергей
Маковский. «Серебряный век»
протекал с 1880 до 1920 годов.
Петров-Водкин К.С.
Купание красного коня.

3. Хронологические рамки:

Рубеж XIX – XX столетий.
Интеллигенция в поисках ответов:
Где правда?
Где наш путь?
Что такое революция?
Как постичь гармонию мира?

4.

Модернизация страны требовала
грамотных специалистов.
Расходы на образование выросли в 5 раз.
И.П.Павлов читает лекцию
Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения.
Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске.
В Саратове открылся университет. В столицах открылись
пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

5.

городские и сельские
начальные школы
постепенно вытесняли
церковно-приходское
образование;
росло число гимназий и
реальных училищ;
возросло количество средних
специальных учебных
заведений;
к 1914г. действовало более
100 высших учебных
заведений.
Сельская школа начала XX века

6.

«Ступени» образования:
Начальная школа
Гимназия
Реальное училище
Коммерческое училище
Технический вуз
Университет
Гимназист 1 класса. Начало ХХ века.

7.

Воскресная школа в сельской местности

8.

Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых
Рабочие курсы
Просветительские рабочие
общества
Народные дома
Развитие периодической печати
Конец XIXвека
1860 г.-7 газет 300 типограф.
1890 г.-100 газет 1000 типогр.
500 публичных библиотек
3 тыс. земских читален
Начало XX века
1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр.
1914 г. – 76 тыс. общественных
библиотек

9. Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912

Российский журналист,
издатель, публицист,
театральный критик.
В 1895 Суворин открыл свой
театр. Он был одним из
учредителей «Литературнохудожественного кружка»
(1895).

10. Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934

Российский издатель-просветитель.
К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим
в России.

11.

Циолковский К.Э.
Николай Жуковский –
«отец русской авиации»,
основоположник
гидро и аэродинамики
Вернадский В.И.
Учение
о биосфере и ноосфере –
основа современной
экологии.
Чертеж первого
космического корабля

12.

А.Н. Лодыгин –
лампочка накаливания
К.А. Тимирязев –
основал русскую школу
физиологии растений
Д.И. Менделеев 1869 г.
Периодическая система
химических элементов
П.Н. Яблочков –
дуговая электрическая
лампочка

13. Нобелевские лауреаты

Павлов И.П.
И. Мечников
заложил основы
иммунологии
Собака Павлова, Музей
Павлова, 2005

14. Рост интереса к отечественной истории

Евгений Тарле
(1875 – 1955)
Лекция В. О. Ключевского
в Московском Университете.
1909 год
Виноградов П.Г.

15. Расцвет философской мысли

Николай Бердяев
«Добрые дела,
которые совершаются не из любви
к людям и не из
заботы о них, а для
спасения собственной
души, совсем не
добрые. Где нет
любви, там нет и
добра…»

16.

17.

Образ «серебряного века» наиболее
отчетливо проявился в литературе.
Критический реализм сохранился в
творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к
царю вызвали широкий отклик в
обществе. А.Куприн в своем творчестве
отразил армейские будни. М.Горький
впервые описал жизнь пролетариата.
Толстой Л.Н.
Горький М.
Куприн А.И.
Его
письма-обращения
к
Николаю
II,
публицистические
статьи
проникнуты
болью
и
тревогой
за
судьбу
страны,
стремлением воздействовать на
власть, преградить дорогу злу и
защитить всех притесняемых. Он
верил, что насилие насилием
устранить невозможно.

18.

А.Чехов в своем творчестве отразил
изменения в структуре общества. И.Бунин
исследовал жизнь крестьянства, В русскую
поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.
Есенин С.А.
. Бунин И.А
Клюев Н.
Чехов А.П.

19. Литературные направления

Символизм
• ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались
проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни
увидели возможность обновления, второго рождения России.
• Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.
Акмеизм
• Акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в
поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова.
• Ахматова А.А., Гумилев Н.С., Мандельштам О.Э.
Футуризм
• Направление в авангардизме. Футуризмы придумывали новые слова,
использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык
документа, плаката, афиши.
• Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

20. символизм

Валерий Брюсов
Юноша бледный
со взором горящим,
Ныне даю я
тебе три завета:
Первый прими:
не живи настоящим,
Только грядущее –
область поэта…
Александр Блок

21. «Королева символизма» - Зинаида Гиппиус

«Королева символизма» Зинаида Гиппиус
ВСЁ КРУГОМ
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное…
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
1904 г.

22. акмеизм

«Акмэ» в переводе с
греческого – прекрасный,
совершенный.
А Ахматова
Акмеисты провозгласили
самоценность реальной
жизни. В творчестве
Н.Гумилева, А.Ахматовой
и др. наблюдается
эстетический вкус и
отточенность
художественного слова
С.Гумилев

23.

Яркими представителями
русского авангарда были
футуристы. Основное
внимание они уделяли не
содержанию, а форме
поэтической конструкции.
Они использовали
вульгарную лексику, язык
плаката и афиши. Сборники
футуристов носили
характерные названия«Дохлая луна», «Пощечина
общественному вкусу» и
др. Наиболее яркие
представители
направления В.Маяковский,
В.Хлебников и др,
объединились в группу
«Гилея».
В Маяковский

24. футуризм

Мы приказываем чтить права поэтов:
1) На увеличение словаря
произвольными и производными
словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к
существовавшему до них языку….
Из манифеста футуристов «Пощечина
общественному вкусу», 1911 год
Велимир Хлебников:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Дыр бул щил
Что смеются смехами,
убещур
что смеянствуют смеяльно,
скум вы со бу
О, засмейтесь усмеяльно!
р л эз

Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики,
Алексей Крученых:
смешики!
Смеюнчики, смеюнчики….

25. Сравнительная таблица

КРИТЕРИИ
Символизм
Отношение к Мир не познаваем
миру
Мир познаваем и
красив
Акмеизм
Футуризм
Мир познаваем и Мир надо
красив
переделать
Мир
не познаваем
Мир надо
переделать

26. Сравнительная таблица

КРИТЕРИИ
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Отношение к Мир не познаваем
миру
Мир познаваем и Мир надо
красив
переделать
Роль поэта
Поэт возвращает Поэт разрушает
слову ясность и старое
простоту
Поэт-пророк
разгадывает тайны
бытия
Поэт возвращает
слову ясность и
простоту
Поэт-пророк
разгадывает
тайны бытия
Поэт
разрушает
старое

27. Сравнительная таблица

КРИТЕРИИ
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Отношение к Мир не познаваем
миру
Мир познаваем и Мир надо
красив
переделать
Роль поэта
Поэт возвращает Поэт разрушает
слову ясность и старое
простоту
Поэт-пророк
разгадывает тайны
бытия
Отношение к Слово многозначно
слову
и символично
Слово
многозначно и
символично
Четкая
определенность
слова
Свобода в
обращении со
словом
Свобода в
обращении со
словом
Четкая
определенность
слова

28. Сравнительная таблица

КРИТЕРИИ
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Отношение к Мир не познаваем
миру
Мир познаваем и Мир надо
красив
переделать
Роль поэта
Поэт возвращает Поэт разрушает
слову ясность и старое
простоту
Поэт-пророк
разгадывает тайны
бытия
Отношение к Слово многозначно
слову
и символично
Четкая
определенность
слова
Свобода в
обращении со
словом
Особенности Намеки,
формы
иносказательность
Конкретная
образность
Обилие
неологизмов, и
искажений слов
Близкий вид
Музыка
искусства
Конкретная
образность
Живопись,
живопись
Обилие
архитектура, Намеки,
неологизмов,
и
скульптура
иносказательность
искажений слов

29.

Направления
Характеристика
Представители
Реализм
задача искусства состоит в как можно Репин И.Е.,
более точной и объективной
Суриков В.И.,
фиксации действительности
Нестеров М.В.,
Васнецовы В.М. и
А.М. и др.
Модерн
отказ от прямых линий и углов в
пользу более естественных,
«природных» линий
Бенуа А.Н.,
Бакст Л.С.,
Лансере Е.Е.,
Рерих Н.К. и др.
Символизм
главная задача символизма в
живописи – создать мостик между
миром идей и миром вещей
Врубель М.А.,
Петров-Водкин
К.С.,
Сомов К.А.
Авангард
объединяет целый ряд школ и
направлений; особенность –
использование оригинальных,
новаторских средств выражения,
экспериментальный подход к
художественному творчеству
Кандинский В.В.,
Лентулов А.В.,
Шагал М.З.,
Филонов П.Н.

30.

Валентин
Серов

31.

Валентин
Серов

32.

Василий
Верещагин

33.

Василий
Верещагин

34.

Исаак Левитан

35. Михаил Нестеров

36. Суриков В.И.

37. Суриков В.И.

38. Суриков В.И.

39.

Илья Репин

40.

Илья Репин

41.

42. Аполлинарий Васнецов

43. Василий Васнецов

44. Василий Васнецов

45. Василий Васнецов

46. Группа «Мир искусства»

Константин
Сомов
Лев Бакст
Александр Бенуа
искусство не зависит от
политических обстоятельств
и должно существовать
самостоятельно

47. Бенуа А.Н.

48.

Лев Бакст

49. Николай Рерих

50. Николай Рерих

51. Врубель М.А.

52. Врубель М.А.

53.

Константин
Сомов

54.

Кузьма
Петров-Водкин

55. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза»

Н.Сапунов
М.Сарьян
Они пытались обрести
индивидуальность, сочетая, западный
опыт и национальные традиции. Они
были тес но связаны с символистами.

56. Павел Филонов

57.

Аристарх Лентулов

58. Шагал М.З.

Ворота еврейского кладбища, 1917
Прогулка, 1917-1918
Введение в еврейский театр, 1920

59.

Казимир
Малевич

60.

В.В.Кандинский

61. Скульптура

Коненков С.Т. Мыслитель, после 1915
(модерн).
Импрессионизм – направление в
искусстве, представители которого
стремятся запечатлеть реальный мир в
его подвижности и изменчивости,
передать свои мимолетные впечатления.
Трубецкой П.П. Портрет С.Ю.Витте,
1901

62. Архитектура

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О.
(модерн)
Гостиница «Метрополь», Москва.
Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)
Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (модерн)

63. Музыка, балет, театр, кинематограф

Музыка
Скрябин А.Н.,
Стравинский И.Ф.,
Рахманинов С.В.,
Шаляпин Ф.И. и др.
Театр
Станиславский К.С.,
Мейерхольд В.Э.,
Вахтангов Е.Б.
Балет
Горский А.А.,
Петипа М.И.,
Павлова А.Т.,
Карсавина Т.П.,
Нижинский В.Ф.
Кинематограф
Протазанов Я.А.,
Мозжухин И.И.,
Холодная В.В.,
Коонен А.Г.
Павлова А.Т.

64. С них начиналось киноискусство

Яков Протазанов
Александр
Ханжонков
Вера Холодная

65. Рождение кино

Первый русский постановочный кинофильм –
«Стенька Разин и княжна». 1908 год

66. Мультипликация

В 1911-1913 гг.
В.А. Старевич
создал первые
в мире объемные
мультипликации

67. Русский театр на рубеже веков

К. С. Станиславский А. П. Чехов читает свою пьесу
актерам Художественного театра

68.

В начале века на русской сцене
появились выдающиеся
режиссеры К.Станиславский,
В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.
К.Станиславский и одна из его
ролей в спектакле «Мнимый
больной»
В. Мейерхольд
и спектакль его
труппы на
гастролях в
Севастополе
Е.Вахтангов и одна из его ролей.

69. Опера и балет

Анна Павлова – «Вечный Лебедь»
Федор Шаляпин

70. «Русские сезоны» в Париже

Афиша.
Париж,
1911 год.
Сергей Дягилев

71. Музыка: новые имена

Александр Скрябин
Игорь Стравинский
Сергей Рахманинов
English     Русский Правила