Похожие презентации:
Критерии проверки и оценки сочинения
1.
2.
№2.
Критерии проверки и оценки
сочинения
Баллы
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема
прокомментирована с опорой на исходный текст.
Фактических ошибок, связанных с пониманием
проблемы исходного текста, в комментариях нет
Сформулированная экзаменуемым проблема
исходного текста прокомментирована, но без опоры
на исходный текст,
Или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка,
связанная с пониманием исходного текста
2
1
3.
Сформулированная экзаменуемым проблемане прокомментирована,
или в комментариях допущено более 1
фактической ошибки, связанной с пониманием
исходного текста, или прокомментирована
другая, не сформулированная экзаменуемым
проблема, или в качестве комментариев дан
простой пересказ текста или его фрагмента,
или в качестве комментариев цитируется
большой фрагмент исходного текста
0
4.
• Комментарий – это пояснительныезамечания, рассуждения по поводу
выделенной вами проблемы текста.
Комментарий должен связать проблему,
сформулированную ранее, с авторской
позицией, о которой нужно говорить позже,
т.е. необходимо показать ход мыслей автора,
показать, как именно автор раскрывает
сформулированную проблему, подводя
читателей к определённому выводу.
Комментарий показывает, насколько глубоко
и полно ученик понял проблему, сумел
увидеть её аспекты, намеченные автором.
5.
Типыкомментария:
Текстуальный
Концептуальный
(от текста к
действительности)
(от действительности
к тексту)
6. Текстуальный комментарий
1.
2.
3.
4.
Предполагает объяснение текста, следование
за автором в раскрытии проблемы. Избирая
текстуальный комментарий, нужно идти от
текста к действительности, связывая мысли
автора с о своими знаниями о жизни.
На каких примерах в тексте автор
рассматривает проблему?
Какими фактами, событиями автор
иллюстрирует проблему?
Какие высказывания заслуживают особого
внимания? Почему?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор?
Почему?
7. Концептуальный комментарий
Предполагает, что вы, опираясь на понимание
проблемы,
даёте различного рода интерпретации.
В этом случае избирается направление мысли от
действительности к тексту.
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
8. ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
1. Фактуальная информация – это сообщение офактах, событиях, процессах, которые происходили,
происходят или будут происходить в
действительности.
2. Концептуальная информация – это субъективное
авторское понимание отношений между фактами,
В комментарии
интересует
прежде
всего
событиями, ихнас
авторская
оценка,
понимание
причинно-следственных
связей
между событиями.
концептуальная
информация,
поскольку
если мы
Этот вид информации
раскрывает
замысел
и упоминаем
какие-то
факты
из
текста,
то только
писателя, рисует картину мира такой, какой
он себе
для
чтобы связать
их с авторским
видением
еётого,
представляет.
Концептуальная
информация,
в
проблемы.
Еслив же
мы воспроизводим
только факты
особенности
художественных
произведениях,
различноепревращается
толкование, поскольку
она
изпредполагает
текста, комментарий
в пересказ.
словесно не уточняется.
3. Подтекстовая информация не обозначена словами,
а только подразумевается.
9. КЛИШЕ ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
І. Концептуальный комментарий (публицистическийтекст)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего
времени;
данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет
многовековую историю;
каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где,
когда);
как и большинство из нас, автор считает, что…
вопреки мнению большинства автор считает, что…
автор полемизирует (с кем);
автор подробно рассматривает …
автор обращает наше внимание на …
таким образом, автор убеждает нас в том, что
10. ІІ. Текстовый комментарий
художественный текст1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
автор раскрывает проблему на
примере случая из жизни…
(взаимоотношений кого с кем);
не случайно автор изображает
(кого, что);
поступок героя свидетельствует
о том, что…
слова (мысли) героя
показывают, что…
автор осуждает или одобряет
поступки (поступок) героев
(героя);
автор сочувствует своему герою
(своим героям);
симпатии автора на стороне
(кого)
публицистический текст
проблема раскрывается
автором на примере…
2) в качестве примера автор
рассматривает…
3) автор заставляет читателя
задуматься (над чем);
4) автор текста обращает
внимание на…
5) в размышлениях автора звучит
мысль о том, что…
6) автор доказывает, что…
7) автор убеждён в том, что…
8) автор разделяет мнение (кого);
9) автор искренне восхищён,
огорчён (чем);
10) автор приводит нас к выводу о
том, что…
1)
11.
ІІІ. Клише, свойственные всем типамкомментария:
1) автор отмечает, описывает, подчёркивает,
считает, цитирует, анализирует,
рассматривает, сопоставляет,
противопоставляет, доказывает,
убеждает…
2) автор останавливается на…
3) автор приводит пример того, как…
4) автор отмечает важность…
5) автор подтверждает свои мысли
цитатами…
6) автор опирается на мнение…
7) автор приходит к выводу…
12.
Я — старый человек. Пережил солдатом большуювойну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди
моих близких друзей были и есть и армяне, и
азербайджанцы,
и грузины,
ииэстонцы,
и немцы, и
Рассмотрим
текст
фрагменты
многие другие. И теперь, на пороге смерти, я
сочинений
поклиническое
этому тексту.
вынужден
наблюдать то
безумие
ненависти, которое охватывает целые пространства
нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён
ненавистью. Неужели же они не видят, что ими
играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает
кровавый туман, завтра направят удар против них?
То, что делают их руками, очень скоро сделают с
ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за
кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут,
что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений
кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном
конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться
не удастся никому. Колокол звонит по каждому из
нас.
(По Ю. Лотману )
13. Фрагмент сочинения (текстовый комментарий).
• Юрий Лотман поднимает проблему межнациональныхконфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем,
что всё чаще и чаще вынужден наблюдать
«клиническое безумие ненависти» - проявления
расовой вражды, разжигание национальной розни.
Лотман убеждён в том, что общечеловеческие
ценности превыше всего. Не случайно упоминание о
том, что среди его друзей были представители самых
разных национальностей. Люди должны поступать в
отношении друг друга в духе равенства и братства, и
нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман»
национальной розни, наживаясь на страданиях
невинных людей. Стоит прислушаться к словам
автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась:
мы живём в таком хрупком мире, где любое частное
столкновение на национальной или религиозной
почве может обернуться глобальной катастрофой.
(Выделены конструкции, организующие комментарий.)
14. Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий).
• Практически каждый день средства массовойинформации сообщают нам о межнациональных
конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый
день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы изза того, что мы не можем найти общего языка в
различных религиозных или национальных вопросах.
Именно к проблеме национальной вражды, одной из
актуальнейших проблем современности, привлекает
наше внимание Ю. Лотман. Вспоминая прошлое, автор
подчёркивает: среди его друзей были люди самых
разных национальностей. Поэтому ему странно и
больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Люди не
замечают, что являются марионетками в руках тех, кому
выгодно разжигать национальную рознь. Автор
предупреждает читателей о том, что мир уже давно
стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по
каждому из нас».
(Выделены конструкции, организующие комментарий.)
15. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ КОММЕНТИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
Комментарийотсутствует
Обычно эта ошибка связана с незнанием
структуры сочинения и критериев его
оценивания.
Комментарий
не опирается
на текст
Опора на исходный текст – основное
требование к комментированию.
Включайте в комментарий небольшие
цитаты, косвенную речь,
подтверждающие ваши мысли.
16.
Комментарийподменяется
пересказом
Не пересказывайте, а анализируйте
текст. Покажите,ОШИБКИ
как автор раскрывает
ТИПИЧНЫЕ
проблему, какие примеры приводит, как
ПРИаргументирует
КОММЕНТИРОВАНИИ
свои мысли. Пишите не о
том, что
делают герои, а о том, что
ПРОБЛЕМЫ
делает автор.
Комментарий
подменяется
цитированием
текста или его
фрагмента
Не увлекайтесь цитированием. Помните
о том, что цитата должна подтверждать
мысль, которую вы развиваете, а не
заменять её. Не цитируйте больше
одного предложения и всегда
комментируйте, объясняйте цитаты.
17.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИПРИ КОММЕНТИРОВАНИИ
Прокомментирована
Следите за логикой
проблема, имеющаяся развития мысли. Включайте
ПРОБЛЕМЫ
в тексте, но не
сформулированная
учащимся
в комментарий только ту
информацию исходного
текста, которая
непосредственно связана с
выделенной вами
проблемой.
18.
• Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблемутекста. Сформулируйте позицию автора. При
комментировании можете использовать подсказки –
материал для сочинения.
Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой,
он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела
встречать без отвращения.
Материал
для сочинения.
Ведь что такое культура?
Культурным
мы называем всё, что
обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему
приложены усилия. Культурное противоположно дикому. ЯблоняЧто
Какого
человека
можно
дичоктакое..?
даёт кислые,
сморщенные
плоды,
в рот назвать..?
не возьмёшь. Такие
Яблоня,
над которойпривлекли
работали, даёт
плоды большие,
красивые
и вкусные.
вопросы
внимание
Симона
Соловейчика.
Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура
Размышляя
надучился,
поставленной
проблемой,
мысли,
если он много
и культура поведения,
еслиавтор
его хорошо
воспитывали,
и культура
тела, если он занимался
спортом.
А
подчёркивает,
что
культурным
принято
называть…
культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды
Соловейчик
проводит
аналогию
(Автор
культуры
тоже не приходят
сами
собой, тожемежду…
требуют работы,
воспитания
и самовоспитания.
Иначе выходит
человек-дичок,
дикий
сравнивает…)
Публицист
пишет
о…
человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не
егов мнению,
дикарь
днимясо,
– это…
тот, ктоПо
ходит
набедренной
повязкеви наши
ест сырое
- дикарь тот, к
воспитанию
которого
не приложено
никаких
усилий, и потому
он не
Таким
образом,
автор
приходит
к
следующему
выводу…
умеет управлять собой, своим телом, своими движениями,
чувствами, интересами.
(По С. Соловейчику)
19.
Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста.Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете
использовать подсказки – материал для сочинения.
Произошла чудовищная деинтеллектуализация ТВ. Писателя на экране
заменил скетчист, историка – журналист, кое-что почитавший по истории,
учёного – полуневежественный популяризатор. Остались, конечно, ещё
реликты профессионализма, но я говорю о тенденции.
Особо хочется сказать
о кинофильмах,
в основном американских,
Материал
для
сочинения.
которые без конца крутят по ТВ. Об уровне даже говорить не хочется –
наши рядовые «мосфильмовские» ленты смотрятся после них как
высокое искусство. А уж от лент «Москва слезам не верит» или «Место
встречи
изменить
нельзя» просто
дух
захватывает. Обилие
«импорта»
В центре
внимания
Ю.
Полякова
проблема…
нам объясняют тем, что-де советский кинематограф в своё время не
обеспечил Автор
нас достаточным
многочасового
и многоканального
не надля
шутку
встревожен…
вещания материалом. Допустим… Но почему тогда так любовно и
Сравнивая…,
оннас
приходит
к боевики,
выводу,
что…
тщательно
отбираются для
американские
снятые
в самый
разгар «холодной войны» и показывающие, как хорошие американские
Особое
удивление
Полякова
вызвано
тем,
парни
бьют, режут,
стреляют, взрывают
тупых монстров,
одетых
в
странную форму – гибрид советского кителя и гусарского ментика времён
что…
НеНеслучайно
завершается…
войны
1812 года?
уверен я, что текст
американцы
при всей своей симпатии к
интенсивно идущему в России процессу саморазрушения показывают
Итак, размышления
своим налогоплательщикам,
скажем, весьма неплохой сериал «ТАСС
уполномочен заявить»… Они же не идиоты, чтобы за свои деньги
автора приводят
его к комплекс
следующему
выводу…
воспитывать
у соотечественников
национальной
неполноценности. А мы?
(По Ю. Полякову)
20.
21. Источники:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительныхматериалов единого государственного экзамена 2013 года по
русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников общеобразовательных учреждений
для проведения в 2013 году единого государственного экзамена
по русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
3. Спецификация контрольных измерительных материалов для
проведения в 2013 году единого государственного экзамена по
русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.
Курс интенсивной подготовки.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2011.