35.04M
Категория: ИсторияИстория

Культура Руси времен татаро-монгольского нашествия

1.

Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

2.

Проблемный вопрос:
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
княжескими усобицами.
Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
покорно склонившими головы перед монголами?
Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
рассматриваемый период.

3.

Причины разрозненности русских княжеств:
1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
в конце X — начале XI века установил закон
наследования: после смерти великого киевского князя
его престол наследует не старший сын, а следующий за
самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
старший сын старшего брата, затем старший сын
следующего брата и т.д., власть переходила от одного
князя к другому по старшинству, при этом учитывались
не только прямые, но и двоюродные и более дальние
родственники.
Такой порядок наследования власти получил название
“лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
детском возрасте, получали от него какую-либо область
под свою власть. Князья платили дань великому князю.
Такое “общее” владение Русью — с постоянными
сменами и переездами князей — препятствовало и
окончательному формированию частной собственности.
“Лествичное право” порядок
престолонаследия
к
старшему в роде.

4.

2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
периода строилась на свободе. Три элемента власти — монархический,
аристократический и демократический — уравновешивали друг друга, и народ
имел голос в правительстве по всей стране”.

5.

3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
постепенно дробилась Русь.
Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
Черниговская и более поздние — Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
чреваты очередной смутой.
Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
целеустремленность монголов.

6.

7.

Основные тенденции развития
культуры
Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы
против Золотой Орды. За это время культура
Руси пережила два периода:
1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
характеризуется заметным упадком во всех
областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
экспансией немецких, шведских, литовских,
польских и венгерских феодалов.
2) второй период — подъем национального
самосознания и возрождением русской
культуры. В результате иноземного вторжения
центр общественно-политической и культурной
жизни сместился на северо-восток, где
постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
вокруг которой объединялись русские земли и
начала
возникать
великорусская
национальность.

8.

Битва на реке Калке
31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Княжеские распри сказались и во
время сражения на Калке. Киевский
князь
Мстислав
Романович,
укрепившись со своим войском на
холме, не принял участия в битве.
Полки русских воинов и половцев,
перейдя Калку, нанесли удар по
передовым отрядам монголо-татар,
которые
отступили.
Русские
и
половецкие
полки
увлеклись
преследованием.
Подошедшие
же
основные
монгольские
силы
взяли
преследовавших русских и половецких
воинов в клещи и уничтожили.

9.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
сидели и пировали победители.

10.

Подготовка похода на Русь
Возвращаясь в степи, монголы
предприняли
неудачную
попытку
захватить
Волжскую
Болгарию.
Разведка боем показала, что вести
захватнические войны с Русью и ее
соседями
можно
лишь
путем
организации
общемонгольского
похода.
Во главе этого похода стал внук
Чингисхана - Батый (1227-1255),
получивший от своего деда в
наследство все территории на западе,
"куда ступит нога монгольского коня".
Его главным военным советником стал
Субедеи, хорошо знавший театр
будущих военных действий.

11.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
общемонгольском походе на Запад.
В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
народы Степи.
Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
Воронеж, нацелившись на русские земли.
На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
сильному и коварному врагу.
Отсутствовало единое командование.
Укрепления городов возводились для обороны от соседних
русских княжеств, а не от степных кочевников.
Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
качествам не уступали монгольским. Но основную массу
русского войска составляло ополчение - городские и
сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
боевых навыках.
Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
истощение сил противника.

12.

Оборона Рязани
В 1237 г. Рязань первой из русских
земель подверглась удару захватчиков.
Владимирский и черниговский князья
отказали Рязани в помощи.
Батый у стен Рязани (1237г.)
Монголы осадили Рязань и направили
послов,
которые
потребовали
покорности и одну десятую часть "во
всем". Последовал мужественный ответ
рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
ваше будет".
На шестой день осады город был взят,
княжеская семья и оставшиеся в живых
жители перебиты.
На старом месте Рязань больше не
возродилась (современная Рязань - это
новый город, находящийся в 60 км от
старой Рязани, раньше он назывался
Переяславль Рязанский).

13.

Оборона Рязани

14.

15.

Завоевание Северо-Восточной Руси
В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
сожжена, а ее жители перебиты.

16.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
(правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

17.

Битва на реке Сить
Битва на реке Сить 4 марта 1238
года между войсками Великого
князя Владимировского Юрия
Всеволодовича и полчищами
монголо-татар
под
предводительством Бурундая.
В результате поражения русских
войск сопротивление князей
Северо-Восточной Руси было
сломлено.
Монгольские орды двинулись на
северо-запад Руси. Всюду они
встречали упорное сопротивление
русских. Две недели, например,
оборонялся далекий пригород
Новгорода — Торжок.
Северо-Западная
Русь
была
спасена от разгрома, хотя и
платила дань.

18.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
"облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
Осада Козельска 1238
г.

19.

Взятие Киева
Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
Киев.
В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

20.

Поход Батыя на Европу
После
разгрома
Руси
монгольские орды двинулись на
Европу. Были разорены Польша,
Венгрия,
Чехия,
балканские
страны. Монголы вышли к
границам Германской империи,
дошли до Адриатического моря.
Однако в конце 1242 г. их
постиг ряд неудач в Чехии и
Венгрии.
Из далекого Каракорума пришло
известие о смерти великого хана
Угедея - сына Чингисхана.
Это был удобный предлог, чтобы
прекратить трудный поход. Батый
повернул свои войска обратно на
восток.

21.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
развернувшейся в тылу их войск.
А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
было спасено растерзанной Россией".

22.

Русские земли под властью Золотой Орды
Внук Чингизхана — Батый — основал государство Золотая Орда.
Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
переводе на русский язык обозначает дворец).
Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

23.

Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
Столицей был город Сарай ( в переводе – дворец), располагался он недалеко от
нынешнего города Астрахань.

24.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
(середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
они предпочитали управлять через местную знать, полностью
зависящую от них.

25.

Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
требованием явиться к Батыю.
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
смертью.
Ярлы
к

26.

Знаком ханской власти была также пайцза
(на Руси ее именовали басмой) —
верительная грамота хана.
Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
получившим особые полномочия от хана. В
зависимости от полномочий обладателя
пайцзы делались из золота, серебра, меди или
дерева и различались рисунком (лев, дракон и
т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
же, как ордынские вельможи. По воле хана
они могли быть и возведены на престол, и
казнены.
Пайцза XIII века.
На ней надпись: «Силою вечного Неба
имя Мункэ-хана да будет свято».

27.

Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

28.

Разоренные монголами русские земли были вынуждены
признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
создания на Руси своих административных органов
власти.
Русь сохранила свою государственность. Этому
способствовало и наличие на Руси собственной
администрации и церковной организации. Кроме того,
земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
Причерноморья.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
- руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
русских князей.
Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
(зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
непокорную землю.
Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
подобных походов в русские земли.

29.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее
избавиться от вассальной зависимости от Орды,
стали на путь открытого вооруженного
сопротивления. Однако сил свергнуть власть
захватчиков было еще недостаточно.
Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
владимирских и галицко-волынских князей.
Это хорошо понимал Александр Невский, с
1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Он взял курс на восстановление и подъем
экономики русских земель.
Политику Александра Невского поддержала и
русская церковь, которая видела большую
опасность в католической экспансии, а не в
веротерпимых правителях Золотой Орды.
Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
русских князей.

30.

Последствия монгольского завоевания и
золотоордынского ига для Руси
Разные точки зрения
1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
никакого воздействия, что ее культура, которая
сложилась до времени нашествия, сохранила свой
национальный облик, европейский по своей
направленности.
Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
“татары не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
значащих больше, чем те, которые были разрушены.
Этой же точки зрения придерживались историки
Сергей
Соловьев
(1820-1879)
Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий
Ключевский

31.

2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
Российского” Н. М. Карамзин (1766—1825) и историк Н.И.Костомаров
(1817—1885).
Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,— в
чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
Н. М. Карамзин
Н.И.Костомаров

32.

Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
автономным правителем.
За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
чем его предшественники.
Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
образования самодержавия на Руси.

33.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
порождает право, находится вне и над правом.
Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
Грамота константинопольского
патриарха об утверждении за
Иваном IV царского титула

34.

Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
защитника. В картине мира в качестве спасителя возник — имевший к тому
времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни — образ
авторитарного правителя.
Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

35.

Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
городов и земель.
Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
впоследствии и воинская повинность.

36.

37.

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
назвать «национальной депрессией».
Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
одного — полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

38.

39.

Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того —
покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
определенным уважением ко всем религиям вообще.
Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

40.

В благоприятном положении оказались и монастыри — они были ограждены от поборов и
разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

41.

Последствия монголо-татарского ига
1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
традиционные связи с Византией и Западной Европой.
2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
который мог влиять на политику государства.
3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
4. Разрушены города.
5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

42.

6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
письменности.
7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
летописи в XI и XII веках».
8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
летопись». «Монголы, — писал Пушкин, — не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
благодатные почвы получили название "Дикое поле".
10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
развитие.
11. Замедлились темпы культурного развития русских земель.
English     Русский Правила